Виктор Михайлов
Логос как триединство
истины, добра и красоты
Размышления о жизни и ее смыс-леили,
как обычно говорят- философствование,
так или иначе связано с поисками
причин единства удивительного
многообразия мира, его изначальной
целостности и целесообразности.
Оттого и предметом философии
является изучение закономерностей
"единого во многом" Существует
давняя философская традиция
обозначать целостность бытия
понятием "Логос", буквально
переводимым с древнегреческого как
"слово".
В рамках философии Логос
понимается как средство постижения
мира, ибо имеет целью сообщать людям
то, как мир открывается человеку. В
этом значении Логос есть образ
целостности бытия, проявление его
сущности. Логос -изначальная
рациональность, разумность мира,
определяющая его единство. Такова
трактовка Логоса, начиная с
древнегреческого мыслителя
Гераклита и Евангелия от Иоанна, и
заканчивая Гегелем и B.C.
Соловьевым.
Учение о Логосе впервые в
развернутом виде представлено во
фрагментах сочинений Гераклита
Эфесского. Кстати, и сам термин
введен в философию Гераклитом. Логос
в его понимании -
это то, что в процессе всеобщего
движения и изменения осуществляет
целесообразность, Зевсов порядок и
мудрую гармонию. Поэтому, Логос есть
Бог и мудрость(мировой разум). Однако,
при внимательном рассмотрении
гераклитовский Логос не есть "Бог"
и "мудрость" в их обычном
значении, поскольку в нем содержится
не только упорядоченное,
добродетельное, но и
прекрасное. Другими словами, истина,
добро и красота составляют
содержание Логоса, который лежит в
основе всего и всем правит.
В Евангелии от Иоанна отмечается
следующее: "В начале было слово...; И
Слово стало плотию и обитало
с нами, полное благодати и истины...;
Все чрез него начало быть...; В Нем
была жизнь". Как видно из этого,
библейская трактовка Слова близка по
смыслу Логосу, так как и здесь Слово
полно благодати, истины и красоты.
Сообщая людям то, как мир
открывается человеку, Логос в
качестве форм этого откровения
предлагает добро, истину и красоту.
Соответственно, тремя существенными
сторонами духовного освоения мира
выступают добро, истина и красота,
порождая нравственное,
познавательное и эстетическое
начала в жизнедеятельности человека.
Все бы хорошо, если бы не одно
противоречие в этой триаде, которое в
политическом контексте послужило
оправданием издержек тоталитарных
режимов.
Дело в том, что добро в моральном
смысле означает следование тому, что
сохраняет в неизменности
существующий общепринятый порядок. В
этом отношении следование
господствующим нравам и есть мораль.
Ничего предосудительного в этом нет,
ибо разум всегда судит мир исходя из
критерия, обнаруживаемого вне его.
Беда в том , что
таким критерием как раз и
выступает Логос. Вспомним Гегеля с
его знаменитой формулой: "Все
действительное разумно; все разумное
действительно". Для преодоления
искушения нарушить существующий
порядок предлагаются гражданам
строгие законы, подкрепленные
соответствующими моральными устоями.
Философ, следуя Логосу, учит граждан
быть добродетельными: по отношению к
государству и формировать
безразличие к своей собственной
судьбе. Благо целого выдвигается на
первый план. Такое тотальное видение
становится философе ко-
методологической основой
тоталитарного
государства, будь то прусская
монархия или коммунистическая
диктатура. В чем причина тотальности
философского видения мира? Логос
- триедин, и духовное,
в том числе и философское, освоение
мира осуществляется в категориях
добра, истины и красоты. Логос -проявление
целостности, гармонии и порядка.
Тоталитаризм опирается на
безусловные истины и нещадно
эксплуатирует их. Логос, сведенный к
истине, законы, издаваемые
государством, представляет
непогрешимыми. Все, что исходит от
правителей, объявляется
соответствующим Логосу.
Тоталитарное мышление не приемлет
инакомыслия. В обществе
вырабатывается идеал одномерного
человека, скрывающего свою суть в
лозунгах о всесторонне развитой,
гармонической личности. Философия
превращается в служанку политики.
Духовность изгоняется из жизни
общества. Нравственным считается то,
что способствует укреплению идеалов
власть предержащих Праведным
оказывается тот, кто следует этим
идеалам; мудрым -
кто разум свой ограничивает рамками
тотального видения мира; эстетически
приемлемой становится "красота
смирения". Где же выход? Его, как
мне кажется, предлагает все тот же
Логос в собственном его значении как
разумного начала во всем. Логос -
своеобразная душа сущего и в таком
качестве представиен весь во всем. В
силу этого его неотъемлемым
свойством является не только истина,
но и добро и красота. Этот момент
очень важен для определения места
духовности в мироздании.
По поводу понимания сущности
духовности, несмотря на свою
приверженность тотальному мышлению,
прав Гегель, противопоставляющий
духовность "естественности",
духовного человека -
"естественному", то есть такому,
который не поднялся над конкретными
целями, не встал по отношению к миру в
позицию, избранную им сознательно.
Духовный человек -это
человек, для которого существуют и
важны вопросы самого общего плана:
что есть мир, что есть человек, что
есть жизнь и в чем смысл жизни?
Духовное не тождественно и не
сводится к одному только интеллекту (разуму),
- например, блестящий шахматист или
ученый-узкий специалист, -
могут быть бездуховными. То же
относится к разумнейшему политику,
оборотистому хозяйственнику,
масштабному руководителю, да к кому
хотите, если он признает одну лишь
истину. Парадоксально, но факт: каких
только злодеяний не творилось ради
голой истины. Отнюдь не случайно
истину часто характеризуют эпитетом
"голая”. Бездуховным может быть и
творец красоты, если он ремесленник,
и в своем творчестве не несет истину
и добро. Бездуховным может быть и
нравственный, бесконечно добрый, или,
как говорится -
добренький, человек.
Духовность предполагает, что для
человека существуют вопросы и цели
высшего порядка, подобно смыслу
бытия, что человек пытается
разрешить эти вопросы и строить свою
жизнь согласно своему разумению этих
вопросов. Размышляя над этими
вопросами человек приходит к мысли о
том, что доброе, разумное, прекрасное
должны сочетаться в одном. Так,
истинно мудрый, несмотря на
физический изъян, воспринимается
прекрасным, к примеру -
Сократ. Точно так, подлинная
добродетель оттесняется безобразным
внешним обликом человека, как в
случае с Квазимодо.
Однако, пути красоты, добра и истины
очень часто расходятся и разрывают
человека на части. Проповедники
чистого искусства, отделив красоту
от истины и добра, превращают ее в
самоцель творчества. Казимир Малевич,
один из зачинателей модернизма,
писал, что "разум и творчество -
две вещи несовместимые". Эстетизм
утверждает примат красоты над
истиной и добром, творчества -
над познанием и нравственностью.
Спору нет -
нравоучительность убивает
художественное творчество в той же
мере, что и рационализм. Но и без них
творчество немыслимо, оно
оскопляется, ибо все это не
соответствует Логосу. Противоречит
Логосу и самовозвышение праведности,
нравственности. Действительно, жизнь
далеко не исчерпывается знанием,
которое не гарантирует праведного
поведения (можно отлично знать нормы
морали и не придерживаться в своем
поведении). Образованный и даже умный
человек может быть дурным,
безнравственным. Подчинение жизни
непомерно разумному началу
умерщвляет ее. Место нравственности
занимает целесообразность, расчет(опять
же - голый). Именно
в этом смысле великий гуманист Ж.-П.
Сартр писал: "Разум -
убийца человеческой личности".
Разум и его функция -
познание должны быть нравственно
сориентированы. Означает ли это, что
спасение от напасти состоит в
подчинении истины и красоты идее
добра? К сожалению, нет.
Самовозвышение добра тоже не есть
решение проблемы. Наш "безумный,
безумный мир" одной лишь
праведностью не изменить. Даже
бесконечно добрый, порядочный князь
Мышкин, как это показано Достоевским
в романе "Идиот",
может усугубить зло и привести к
трагическим ситуациям. Жизнь,
превращенная в нравственный подвиг,
бедна, лишена полноты и
естественности. Такая ориентация не
есть следование Логосу, где добро,
красота и истина слиты воедино. Как
нельзя лучше это триединство выразил
замечательный русский мыслитель
B.C. Соловьев: "Дело
поэзии, как и искусства вообще... в том,
чтобы воплотить в ощутительных
образах тот самый высший смысл жизни,
которому философ дает определения в
разумных понятиях,
который проповедуется моралистом и
осуществляется историческим
деятелем как идея добра... Это только
различные стороны одного и того же".
Итак, духовность разворачивается в
историческом творчестве человека,
смыслом которого является делание
добра и организация жизни по законам
красоты. По сути это и есть
одухотворение мира через Логос.
Именно на пути к Логосу человек
раскрывает свою духовно-нравственную
сущность. По мере углубления этого
процесса наполняется человеческим
содержанием природа, космос, история,
общество. В истории философии и
культуры такое понимание связей
Логоса и духовности разрабатывалось
в учениях В.С.Соловьева о Софии, В.И.Вернадского
- о ноосфере, Н.Ф.Федорова
- о философии общего
дела, К.Э. Циолковского -
о космизме. В их трактовке духовность
в человеке - это
не некий абсолют, на который человек
должен равняться, его развертывание
себя самого как Человека в природе и
обществе, или, по-другому, это есть
путь к Логосу. |