На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Виктор Михайлов

Логос как триединство истины, добра и красоты

Размышления о жизни и ее смыс-леили, как обычно говорят- философствование, так или иначе связано с поисками причин единства удивительного многообразия мира, его изначальной целостности и целесообразности. Оттого и предметом философии является изучение закономерностей "единого во многом" Существует давняя философская традиция обозначать целостность бытия понятием "Логос", буквально переводимым с древнегреческого как "слово".

В рамках философии Логос понимается как средство постижения мира, ибо имеет целью сообщать людям то, как мир открывается человеку. В этом значении Логос есть образ целостности бытия, проявление его сущности. Логос -изначальная рациональность, разумность мира, определяющая его единство. Такова трактовка Логоса, начиная с древнегреческого мыслителя Гераклита и Евангелия от Иоанна, и заканчивая Гегелем и B.C. Соловьевым.

Учение о Логосе впервые в развернутом виде представлено во фрагментах сочинений Гераклита Эфесского. Кстати, и сам термин введен в философию Гераклитом. Логос в его понимании - это то, что в процессе всеобщего движения и изменения осуществляет целесообразность, Зевсов порядок и мудрую гармонию. Поэтому, Логос есть Бог и мудрость(мировой разум). Однако, при внимательном рассмотрении гераклитовский Логос не есть "Бог" и "мудрость" в их обычном значении, поскольку в нем содержится не только упорядоченное, добродетельное, но и прекрасное. Другими словами, истина, добро и красота составляют содержание Логоса, который лежит в основе всего и всем правит.

В Евангелии от Иоанна отмечается следующее: "В начале было слово...; И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины...; Все чрез него начало быть...; В Нем была жизнь". Как видно из этого, библейская трактовка Слова близка по смыслу Логосу, так как и здесь Слово полно благодати, истины и красоты.

Сообщая людям то, как мир открывается человеку, Логос в качестве форм этого откровения предлагает добро, истину и красоту. Соответственно, тремя существенными сторонами духовного освоения мира выступают добро, истина и красота, порождая нравственное, познавательное и эстетическое начала в жизнедеятельности человека. Все бы хорошо, если бы не одно противоречие в этой триаде, которое в политическом контексте послужило оправданием издержек тоталитарных режимов.

Дело в том, что добро в моральном смысле означает следование тому, что сохраняет в неизменности существующий общепринятый порядок. В этом отношении следование господствующим нравам и есть мораль. Ничего предосудительного в этом нет, ибо разум всегда судит мир исходя из критерия, обнаруживаемого вне его. Беда в том, что таким критерием как раз и выступает Логос. Вспомним Гегеля с его знаменитой формулой: "Все действительное разумно; все разумное действительно". Для преодоления искушения нарушить существующий порядок предлагаются гражданам строгие законы, подкрепленные соответствующими моральными устоями. Философ, следуя Логосу, учит граждан быть добродетельными: по отношению к государству и формировать безразличие к своей собственной судьбе. Благо целого выдвигается на первый план. Такое тотальное видение становится философе ко- методологической основой тоталитарного государства, будь то прусская монархия или коммунистическая диктатура. В чем причина тотальности философского видения мира? Логос - триедин, и духовное, в том числе и философское, освоение мира осуществляется в категориях добра, истины и красоты. Логос -проявление целостности, гармонии и порядка. Тоталитаризм опирается на безусловные истины и нещадно эксплуатирует их. Логос, сведенный к истине, законы, издаваемые государством, представляет непогрешимыми. Все, что исходит от правителей, объявляется соответствующим Логосу. Тоталитарное мышление не приемлет инакомыслия. В обществе вырабатывается идеал одномерного человека, скрывающего свою суть в лозунгах о всесторонне развитой, гармонической личности. Философия превращается в служанку политики. Духовность изгоняется из жизни общества. Нравственным считается то, что способствует укреплению идеалов власть предержащих Праведным оказывается тот, кто следует этим идеалам; мудрым - кто разум свой ограничивает рамками тотального видения мира; эстетически приемлемой становится "красота смирения". Где же выход? Его, как мне кажется, предлагает все тот же Логос в собственном его значении как разумного начала во всем. Логос - своеобразная душа сущего и в таком качестве представиен весь во всем. В силу этого его неотъемлемым свойством является не только истина, но и добро и красота. Этот момент очень важен для определения места духовности в мироздании.

По поводу понимания сущности духовности, несмотря на свою приверженность тотальному мышлению, прав Гегель, противопоставляющий духовность "естественности", духовного человека - "естественному", то есть такому, который не поднялся над конкретными целями, не встал по отношению к миру в позицию, избранную им сознательно. Духовный человек -это человек, для которого существуют и важны вопросы самого общего плана: что есть мир, что есть человек, что есть жизнь и в чем смысл жизни? Духовное не тождественно и не сводится к одному только интеллекту (разуму), - например, блестящий шахматист или ученый-узкий специалист, - могут быть бездуховными. То же относится к разумнейшему политику, оборотистому хозяйственнику, масштабному руководителю, да к кому хотите, если он признает одну лишь истину. Парадоксально, но факт: каких только злодеяний не творилось ради голой истины. Отнюдь не случайно истину часто характеризуют эпитетом "голая”. Бездуховным может быть и творец красоты, если он ремесленник, и в своем творчестве не несет истину и добро. Бездуховным может быть и нравственный, бесконечно добрый, или, как говорится - добренький, человек.

Духовность предполагает, что для человека существуют вопросы и цели высшего порядка, подобно смыслу бытия, что человек пытается разрешить эти вопросы и строить свою жизнь согласно своему разумению этих вопросов. Размышляя над этими вопросами человек приходит к мысли о том, что доброе, разумное, прекрасное должны сочетаться в одном. Так, истинно мудрый, несмотря на физический изъян, воспринимается прекрасным, к примеру - Сократ. Точно так, подлинная добродетель оттесняется безобразным внешним обликом человека, как в случае с Квазимодо.

Однако, пути красоты, добра и истины очень часто расходятся и разрывают человека на части. Проповедники чистого искусства, отделив красоту от истины и добра, превращают ее в самоцель творчества. Казимир Малевич, один из зачинателей модернизма, писал, что "разум и творчество - две вещи несовместимые". Эстетизм утверждает примат красоты над истиной и добром, творчества - над познанием и нравственностью. Спору нет - нравоучительность убивает художественное творчество в той же мере, что и рационализм. Но и без них творчество немыслимо, оно оскопляется, ибо все это не соответствует Логосу. Противоречит Логосу и самовозвышение праведности, нравственности. Действительно, жизнь далеко не исчерпывается знанием, которое не гарантирует праведного поведения (можно отлично знать нормы морали и не придерживаться в своем поведении). Образованный и даже умный человек может быть дурным, безнравственным. Подчинение жизни непомерно разумному началу умерщвляет ее. Место нравственности занимает целесообразность, расчет(опять же - голый). Именно в этом смысле великий гуманист Ж.-П. Сартр писал: "Разум - убийца человеческой личности". Разум и его функция - познание должны быть нравственно сориентированы. Означает ли это, что спасение от напасти состоит в подчинении истины и красоты идее добра? К сожалению, нет. Самовозвышение добра тоже не есть решение проблемы. Наш "безумный, безумный мир" одной лишь праведностью не изменить. Даже бесконечно добрый, порядочный князь Мышкин, как это показано Достоевским в романе "Идиот", может усугубить зло и привести к трагическим ситуациям. Жизнь, превращенная в нравственный подвиг, бедна, лишена полноты и естественности. Такая ориентация не есть следование Логосу, где добро, красота и истина слиты воедино. Как нельзя лучше это триединство выразил замечательный русский мыслитель B.C. Соловьев: "Дело поэзии, как и искусства вообще... в том, чтобы воплотить в ощутительных образах тот самый высший смысл жизни, которому философ дает определения в разумных понятиях, который проповедуется моралистом и осуществляется историческим деятелем как идея добра... Это только различные стороны одного и того же".

Итак, духовность разворачивается в историческом творчестве человека, смыслом которого является делание добра и организация жизни по законам красоты. По сути это и есть одухотворение мира через Логос. Именно на пути к Логосу человек раскрывает свою духовно-нравственную сущность. По мере углубления этого процесса наполняется человеческим содержанием природа, космос, история, общество. В истории философии и культуры такое понимание связей Логоса и духовности разрабатывалось в учениях В.С.Соловьева о Софии, В.И.Вернадского - о ноосфере, Н.Ф.Федорова - о философии общего дела, К.Э. Циолковского - о космизме. В их трактовке духовность в человеке - это не некий абсолют, на который человек должен равняться, его развертывание себя самого как Человека в природе и обществе, или, по-другому, это есть путь к Логосу.

Hosted by uCoz