ЛИЦА

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Марина Попова

Мне нравится эта женщина. И мне кажется, что она была и будет всегда. Хотя... нет, не кажется. Так оно и есть.

Общение с ней всегда действует на меня как доброе вино - хочется от души болтать и смеяться, забыв обо всем, кроме главного - неудержимо радоваться, радоваться жизни, этому неожиданному, странному дару, во многом непонятному, но такому прекрасному!

Ее своеобразие поражает мое бледное воображение и легко побеждает его в первом же раунде, показав отличную технику, волю к победе, блестящее мастерство и щедрый фонтан того чудесного явления, которое люди обычно называют талантом.

Да, чтобы решиться писать о личности такого масштаба, нужно обладать некоторой смелостью, потому что смешно же ограничиться в статье только одной фразой.' "Марину Попову у нас знают и любят все", - а между тем именно эти восемь слов - ничего более, ничего менее - представляются здесь уместными. Остальное -так, журналистские изыски или сухая констатация фактов, так сказать, подсчет очков. А что получится у меня? Так читайте...

“Нет, я ни о чем не жалею...”

Мы шли и страшно боялись, что наш необъявленный визит окажется некстати. Обычно о таких вещах предупреждают - хотя бы по телефону, если он, конечно, имеется...

Звонок. Дверь открывается, и на пороге мы увидели Марину Константиновну, Очки, которые сделали строгим такое выразительное лицо, внимательный взгляд, любезное "Проходите". Несмотря на то, что в те дни Марии Константиновна находилась на больничном, вид у нее бодрый, живой, что умело подчеркивается спортивным костюмом.

Хотя я очень серьезно отношусь к своей работе, никогда (вернее, обычно) не готовлю заранее вопросов, когда "иду на дело". С меня достаточно одного желания, а уж остальное, думаю я, как-нибудь... Но в тот день я так волновалась, что с утра заготовила "для затравки" два вопроса, правда, не записала их на бумаге. Сейчас они совершенно вылетели у меня из головы, оставив там звенящую пустоту, которая очень мешала сосредоточиться. А разговор меж тем шел, и в довольно

- Нас в семье было трое детей. Но я воспитывалась не у своих родителей, а у дедушки с бабушкой, родителей мамы. Поповы - это их фамилия. Как они меня баловали, ведь я была единственным ребенком в доме! - Марина Константиновна, вспомнив те счастливые времена, улыбается широко и гордо, совсем по-детски. - У моей мамы было 7 братьев, все младше ее. Так что выросла я с моими многочисленными дядьями, а затем и их женами. Все они во мне души не чаяли, вместе со мной играли, а я старалась помогать им по хозяйству. У бабушки с этим было строго. И невесток своих, и меня она терпеливо приучала к труду, сама была неутомимой и терпеть не могла даже небольшой грязи, неаккуратности. Благодаря ей я с детства не боюсь никакой работы.

После окончания седьмого класса, в 1946 году, я попала в Якутск. В этом большая заслуга моих учителей - Николая Ивановича Львова и Алексея Павловича Платонова, а также председателя нашего колхоза Василия Яковлева, которые усмотрели во мне какие-то способности (я всегда пела) и решили, что я могу стать артисткой. И вот собрали меня в путь. Сначала ехали на лошади с телегой, затем плыли через Лену на так называемом "Красном пароходе". Он величественно подплывал к Якутску, заветной мечте всех провинциальных ребятишек, и это было как в сказке! Стоял тихий осенний вечер. Я очень хорошо помню свой восторг, свое волнение, Город показался мне огромным и прекрасным. Я чувствовала себя счастливой и богатой - все, чем я располагала тогда -платье, две блузки (черная и белая), немного масла и несколько лепешек - было у меня с собой.

Остановилась я у одной бабушки, которая приходилась родственницей нашей землячке, Екатерине Тихоновне Андреевой. И начала заниматься в музыкальной студии при Саха драматическом театре. Нас, учеников, было где-то человек двести, с нами занимался педагог Андрей Филиппович Костин. Было очень весело и интересно учиться. Но через два года эту студию закрыли, вернее, преобразовали в музыкальное училище. И я начала работать на радио - пела в хоре. Как раз в те дни, в марте 1948 года, в Якутск приехала комиссия из Свердловска. Группа педагогов Уральской консерватории ездила по республике, выявляла талантливых ребят. Отобрали 12 человек из огромного количества прослушанных. В их число попала и я.

Снова собралась а дорогу. Годы, проведенные в Свердловске, считаю счастливейшими в своей жизни. Несмотря на бедность, несмотря даже на ностальгию. Не было средств, чтобы приехать сюда на каникулы, так и не собралась ни разу. Чтобы свести концы с концами, подрабатывала домработницей, ведь на помощь рассчитывать не приходилось.

Но вот учеба закончилась, я снова дома, то есть в Якутске, который уже стал родным для меня. И был такой странный период, что я вроде бы оказалась не у дел. Опять меня выручил Тарас Павлович Местников, бывший директор нашей бывшей студии. Теперь театр назывался музыкально-драматическим, и он стал его директором. Он пригласил меня на работу в театр. Вот, с тех пор я и пою, - Марина Константиновна опять широко улыбается и вежливо спрашивает - Что вас еще интересует?

Нас интересует все. Но время, к сожалению, идет очень быстро, и в голову приходит один-единственный, не мною изобретенный вопрос - о любимых певцах.

- О, их очень много. Я преклонялась перед знаменитой Екатериной Захаровой, раза два даже видела ее издали. Увлекалась хором им.Пятницкого, также очень любила слушать хор ансамбля Александрова. Они здорово поют. Лидия Русланова, Сергей Лемешев - это все кумиры нашей юности. Помню, как мы пытались им подражать, постоянно пели пасни из их репертуара - даже не зная толком по-русски, не понимая, о чем речь, распевали во все горло, не стесняясь: "Вдоль по улице метелица метет"! Обожаю Валерия Ноева. Это великий человек и большой артист. Еще Христофора Максимова. Да многих.

Каждая эпоха имеет своих людей, своих героев. Жизнь стремительно меняется, выдвигая на первый план самых разных певцов. Неизменным остается одно - мастерство. А я про себя радуюсь... Знаете чему? - Тут Марина Константиновна заговорщицки понижает голос - Мне кажется, я иду в ногу с этим временем! Потому что мне очень нравятся современные певцы. Я никогда не ворчу на меняющуюся моду, не критикую молодежь. Мне действительно по душе их свободная манера держаться на сцене, раскованность, мне понятны образы, которые они создают. Например, Екатерина и Алексей Егоровы. Раиса Захарова... Слава Богу, талантами наша земля не обделена. Главное, надо больше поддерживать друг друга, помогать друг другу, и это касается не только певцов.

- А кем Вы хотели стать в детстве? Неужели все время -певицей?

- Учительницей, - быстро, не задумываясь отвечает Марина Константиновна. - В то время все дети восхищались учителями, хотели быть хотя бы немного похожими на них - подобно тому, как нынешние дети восторгаются своими музыкальными кумирами и во сне, в мечтах видят себя на сцене с гитарой. Я же говорю - времена меняются...

На этой легкой ностальгической ноте интервью незаметно соскальзывает в непринужденный разговор о том, о сем. Мы узнали, в каких городах гастролировала Марина Константиновна (почти весь бывший Союз), услышали очень интересные подробности о том, каким был прежде Якутск - она страшно любит свой город и помнит прежний до мелочей. Чего стоит, например, рассказ о том, как комсомольские бригады, членом которых являлась и юная артистка Марина Попова, укладывали улицы Якутска чурками.

- Вы знаете, я очень счастливый человек, - серьезно сказала Марина Константиновна в конце разговора - Мне всегда везло.

"Ничего себе везло": - думаем мы, представив голодные и мрачные годы коллективизации и войны, в которые она росла, времена всеобщего единогласия и единообразия, в которые ей пришлось творить, бесчисленные жестокие аварии, в которые обязательно попадают постоянно гастролирующие артисты.

- Я всегда благодарна трем вещам. И чувствую себя очень обязанной. Правительству - за то, что оно, как может, поддерживало и поддерживает артистов. Медикам - за то, что они всегда заботливо "сшивали" меня после очередной травмы, аварии. И зрителям, моим зрителям. За то, что они есть! Вот без них... меня бы просто не было.

Когда мы вышли на улицу, почтительно покинув доверительный полумрак гостиной Марины Константиновна, в глаза снова ударило яркое солнце. Было невероятно легко на душе и отчего-то очень смешно наблюдать толкучку на остановке, нервозность прохожих, всю эту нелепую суету. Ведь есть же вещи поважнее! Ласковое солнце, прекрасные песни, возвышенная любовь и бескорыстная дружба. Это не исчезает, а остается с нами всегда, и ошибку делают те, кто в это не верит.

Сардана Ордахова

Hosted by uCoz