|
Ульяна Винокурова
От Декларации
к реальности
Носителем суверенитета и
источником государственной власти в
Республике Саха является ее
многонациональный народ, который
имеет право на самостоятельный выбор
своего национально-государственного
устройства на основе свободного
волеизъявления. Декларация о
государственном суверенитете от 27
сентября 1990 года
объявила также право исключительной
собственности на землю, ее недра,
воды, леса, растительный и животный
мир, воздушное пространство и
континентальный шельф. В этом
документе были заложены
принципиальные положения
экономических основ
государственного суверенитета. С
теми или иными вариациями подобные
Декларации были приняты многими
бывшими автономиями РСФСР и окрещены
довольно пренебрежительно как "парад
суверенитетов", по пресловутому
выражению Б.Н.Ельцина.
Стремление к политической и
экономической самостоятельности
народа Республики Саха привело к
подписанию Федеративного договора о
разграничении предметов ведения и
полномочий между федеральными
органами государственной власти и
органами власти суверенных
республик в составе Российской
Федерации, а также Соглашения между
Правительствами Российской
Федерации и Республики Саха по
экономическим вопросам. Эти
документы представляют собой
уникальный образец зарождения
суверенного государства в недрах
Российской империи и содержат ряд
противоречивых положений,
позволяющих направлять
процесс становления суверенитета
как в прогрессивном, так и в
регрессивном направлении.
Опасаясь усиления давления
государственных органов Российской
Федерации, народ и руководство
республики Саха форсировали свою
законотворческую деятельность по
укреплению суверенитета и первыми
среди республик в составе РФ приняли
27 апреля 1992 года
Конституцию (Основной Закон)
Республики Саха. Этот день был
провозглашен Днем Республики.
Впервые за всю свою историю народ
Саха заложил правовые основы своей
государственности и оценил это как
реальный вклад в формирование
суверенного, демократического и
правового государства, основанного
на праве народа на самоопределение.
Конституция установила принципы
государственного суверенитета, а не
национального суверенитета для
народа, давшего название республике.
Она также претендовала на достижение
полных атрибутов суверенного
государства: национальной валюты,
казны, обеспечивающей ее
обращаемость, и армии. Поэтому она
стала правовой основой для
национального и гражданского
согласия жителей республики в
переходный период становления
суверенного государства. В отличие
от имеющих место территориальных
претензий, возникающих при изменении
национально-административного
статуса бывших автономных республик,
приводящих; к вооруженным и иным
конфликтам, национальное движение в
Якутии не поднимало никаких
территориальных претензий, хотя на
то имело веские основания: при
формировании Якутской АССР было
отторгнуто 1 млн.
кв. км., в том числе выход к Охотскому
морю.
Конституция Республики Саха,
созданная творческой мыслью
представителей народа республики и
депутатов Верховного Совета,
содержит ряд положений,
устанавливающих правовые гарантии
вековым чаяниям коренных народов, а
также юридические нормы, выходящие
за рамки правового положения
республики, находящейся в составе
Федерации. Однако, законотворческая
деятельность по определению места и
роли народа саха в становлении
суверенного государства и выработка
механизмов реализации принимаемых
законодательных актов тормозится
рядом факторов. Основным из них на
мой взгляд остается низкий уровень
сознания потребности строить свою
государственность у большинства
представителей различных социальных
групп народа саха. Этот результат
длительной кровавой репрессивной
национальной политики Российской
империи, пантерналистской идеологии
заботы старшего брата о младшем,
которому надлежит быть вечно в
коротких штанишках и в смиренной
позе.
Духовное и культурное наследие
оценивалось как этап прошлого
архаического периода. Выдающиеся
деятели народа саха уничтожались как
враги народа, выживали лишь те, кто
становился марионеткой -
проводником политики центральной
власти. В результате десятилетиями
проводился кадровый отбор по
принципу личной надежности и
преданности лиц, не обладавших
национальным достоинством и духом
патриотизма, культивировались
морально-этические нормы
криминогенного сознания. Все это
привело, с одной стороны, к духовному
безволию, апатии к государственному
строительству, с другой стороны -
к усилению стремления решать
этнополитические проблемы на
правительственном уровне, не
привлекая широкие слои населения.
Этнодемографическая ситуация в
Якутии характеризуется прежде всего
изменением статуса коренной нации
- народа саха за годы
Советской власти. Миграционная и
экономическая политика привели к
преобладанию пришлого населения,
занятого в приоритетных областях
промышленности. Якуты, превратившись
в этническое меньшинство, оказались
не в состоянии отстаивать свои права
посредством действующих ныне
институтов демократии.
В целом, рост национального
самосознания народа саха не
опережает темпы строительства
гражданского общества и развития
политической культуры населения.
Более того, усугубление
экономического кризиса и резкое
понижение уровня жизни привели к
притуплению стремления реализовать
свои национальные интересы
посредством политических методов.
Наблюдается неуклонный спад
политической активности якутян,
отсутствует оппозиция к ныне
действующему правительству.
Этот процесс сопровождается ярким
всплеском национально-духовного
возрождения, восстановлением
национальной памяти. Основная
энергия якутов направлена на
воспроизводство духовной
преемственности на реставрацию
национальной самобытности и
аккумуляцию культурного наследия.
Благодаря свойственному якутам
бережному отношению к прошлому, к
окружающей природной и социальной
среде сохраняется психологическая
совместимость населения Якутии.
Якуты не унаследовали от советского
периода истории ни экстремизма, ни
демагогии, ни насилия, ни
космополитизма, ни авторитарности.
Мировоззрение народа саха
становится залогом политической
стабильности в республике.
Защита их национальных интересов
представляется возможной
непосредственно через органы
законодательной и исполнительной
власти. Такой путь разрешения
этнополитических противоречий
снимает необходимость политической
консолидации представителей
отдельных наций и общностей,
проживающих в Якутии. Трудовые
коллективы и объединения людей
заняты экономическими проблемами.
Поэтому ныне действующие
национальные общины в основном
решают задачи национально-культурного
возрождения, что и способствует
относительной социально-политической
стабильности в республике. Народ
саха не стремился диктовать также и
принципы этнократии, что особенно
отчетливо проявилось в Законах о
государственных языках, о
гражданстве, в которых национальные
интересы якутов выражены лишь в
целях защиты их от ассимиляции. Между
тем, обладая интеллектуальным
приоритетом во властных и
законотворческих структурах, якуты
могли бы попытаться провести
радикальные положения, принятые в
странах СНГ. (Если на 1000
человек в возрасте 15
лет и старше приходится 806
лиц с высшим и средним (неполным и
полным) образованием в РСФСР, то в
Якутии - 895
человек. При этом, лица с высшим и
незаконченным высшим образованием
на 1000 человек
составляют среди якутов 140
человек, среди русских 128.
В составе правительства 69
процентов служащих составляют
представители коренных народов).
Однако, взвешенность, толерантность
к межкультурному воздействию взяли
верх, что обеспечило социально-правовую
защиту всего населения в этом плане.
Одним из важнейших факторов,
способствующих укреплению
адаптационных способностей якутов, к
усилению их роли в достижении
суверенитета могут стать
особенности геополитического и
этнополитического положения Якутии.
Так, Якутия является арктическим
государством, населенным носителями
северной циркумполярной цивилизации.
Правительство республики
разработало программу "Сотрудничество
Республики Саха с государствами
северного региона" и подписало ряд
соглашений о сотрудничестве.
Быстрыми темпами развиваются
межгосударственные, ведомственные и
личностные связи с Аляской, Канадой,
наметились контакты с Гренландией,
Данией, Исландией, Норвегией, Швецией
и Финляндией. Опыт жизнедеятельности
народа саха в условиях вечной
мерзлоты открывает новые
возможности для международного
сотрудничества и способствует
осознанию его вклада в мировую
цивилизацию.
Республика Саха расположена в зоне
геополитического влияния Азиатско-Тихоокеанского
региона и начинает испытывать
многостороннее тяготение прежде
всего со стороны Китайской Народной
Республики, Южной Кореи, Японии,
Монголии. В отличие от других
государств, начинающих вкладывать
инвестиции в экономику Якутии,
страны Азиатско-Тихоокеанского
региона стали отправлять в Якутию и
кадровые ресурсы. Появились
сельскохозяйственные рабочие,
строители из этих стран в районах
преимущественного проживания якутов.
Якуты встречают их весьма
доброжелательно, не было еще ни
одного инцидента драк и саботажа
работы иностранных бригад, в отличие
от частных случаев столкновений
местной молодежи с бригадами из
стран бывшего СССР и России.
По всей вероятности, якуты не
отчуждают себя от азиатов и
испытывают дружеское расположение к
ним, стремятся перенять их опыт,
работать вместе. Появились и первые
межнациональные браки якуток с
представителями этих государств.
Трудно однозначно оценить влияние
Азиатско-Тихоокеанского региона на
экономику и политику Республики Саха,
на духовное и национальное развитие
народа саха. На данном этапе очевидно
лишь заинтересованное непредвзятое
отношение якутов к расширению
контактов с этим регионом. Возможно,
они обернутся для якутов новым
каналом экспансии и ассимиляции.
Можно предположить также, что якуты
как этнос тяготеют к азиатам в
большей степени, чем к европеоидам и
исчерпывают запасы этнической
толерантности к европейскому
влиянию. Имеет существенное значение
и общая геополитическая позиция,
экономический статус стран Азиатско-Тихоокеанского
региона в мировом сообществе.
И третья особенность положения
Якутии состоит в том, что она, объявив
себя субъектом Российской Федерации
и обладая значительными природными
ресурсами, получила возможность
сформулировать контуры своей
политики внутри РФ и СНГ. Она открыла
свои представительства в Казахстане,
Украине, Латвии - заключает
прямые договоры с субъектами РФ и СНГ.
Усиливающаяся заинтересованность в
культурном, экономическом,
политическом сотрудничестве с
Якутией наблюдается у всех
национальных республик, входящих в
состав РФ. В определенной степени,
якутские лидеры стали выражать общие
позиции национальных республик и
отстаивать их перед Правительством и
Верховным Советом РФ,
Конституционной Комиссией.
Четвертой особенностью можно
назвать тяготение народа саха к
тюркоязычным народам, стремление
восстановить духовные истоки и
возродить культурные связи. Однако,
большинство тюркоязычных народов
СНГ и РФ находятся в состоянии
политического и экономического
кризиса. Также в виду
территориальной удаленности,
исторических, культурных и
религиозных отличий они не могут
оказывать существенного влияния на
северных тюрков, каковыми являются
якуты. Исторически сложилось так, что
народ саха всегда был вынужден
самостоятельно бороться за свое
выживание, надеясь только на
собственные адаптационные
возможности.
В настоящий, так называемый
переходный период к рыночной
экономике, исходно низкие стартовые
условия жизни коренного населения
ввергают в состояние нищеты его
значительную часть.
Разгосударствление и приватизация
производятся таким образом, что "общенародная
собственность" попадает в руки тех,
кто был занят в отраслях
материального производства.
Государственная кадровая политика
осуществлялась таким образом, что
якуты, в основном,
специализировались в сфере
нематериального производства и в
сельскохозяйственных отраслях.
Таким образом, якуты оказались
отчужденными сначала от дележа
государственной собственности,
затем были вынуждены занять
малооплачиваемые ниши в разделении
труда. Так, средняя зарплата
энергетиков на конец 1992
года составляла 56
тыс.рублей в месяц, а работников
сельского хозяйства - 9002
рубля. Среди энергетиков якуты
составляют единицы, а в сельском
хозяйстве -
подавляющее большинство (87%).
Такая открытая дискриминация
экономического положения народа
саха вызвала неодназначную ответную
реакцию. У якутской молодежи
снизилась потребность и возможности
в профессиональном образовании,
особенно за пределами республики.
Она стала усиленно
специализироваться в примитивной
коммерции, будучи отстраненной от
прибыльных сфер материального
производства. Участились нарушения
законности и правопорядка,
понизилось осознание ценности жизни,
ответственности за свою жизнь и
судьбу своего народа. Понизилась
рождаемость у некогда чадолюбивого
народа, повысилась смертность. 45
процентов абортов, произведенных в
республике, приходится на долю
жительниц сел (напомним, что в селах
живет одна треть населения
республики). В былые времена основную
долю естественного прироста
населения составляли жители села.
45 процентов.находящихся
в заключении людей в возрасте до
25 лет, составляют
представители коренных
национальностей.
Экономическая реформа,
перевернувшая социальные слои
населения и его морально-нравственные
ценности, устои, вызывает
дезинтеграционные процессы в
обществе, межнациональные и иные
конфликты. В Республике Саха этот
болезненный процесс уходит внутрь,
вызывая необратимые изменения в
жизни коренных народов. Появилась
регрессивная тенденция к
самоуничтожению. Происходит смена
испытанных способов приспособления.
Такой ценой достается стабильность
социально-политической обстановки.
Таким образом, можно утверждать,
что народ саха, давший название
республике, не разделяет идеологию
безраздельного национального
суверенитета, и стремится строить
государственность для всего
многонационального народа
республики. При этом имеет место
существенное противоречие в
положении народа саха, заключающееся
в том, что, обладая значительным
интеллектуальным и политическим
влиянием в республике, он же занимает
низкий экономический статус. Это
обстоятельство существенно снижает
жизнеспособность народа. |
|