|
Людмила
Жукова
Исторические корни
шаманизма
Об
авторе
Людмила Жукова —
научный сотрудник сектора
истории и этнографии Института
проблем малочисленных народов
Севера.
Основные направления научной
работы —
материальная и духовная культура
верхнеколымских или лесных
юкагиров.
Один из авторов хрестоматии "Фольклор
юкагиров Верхней Колымы" (совместно
с к.ф.н. Николаевой И.А. и Деминой Л.Н.). |
Шаманизм - одна
из великих религий, давно и широко
известных в мире. Вместе с тем, в силу
эзотерического (тайного, закрытого
для непосвященных) характера эта
одна из древнейших религий
человечества остается малодоступной
для исследователей.
Феномен шаманизма вызвал к жизни
многие научные теории. Регулярными
стали международные научные
конференции по проблемам изучения
шаманизма, одна из которых проходила
в г.Якутске в августе 1992
года. Развивая тему доклада,
прочитанного на вышеуказанной
конференции в г.Якутске, автор
предлагает еще одну версию
относительно происхождения
исторических корней шаманизма.
Прежде чем заглянуть в Святая
святых шаманизма, обратимся к
традиционным культурам народов-автохтонов
Республики Саха (Якутия). Наука
определяет, что древнейшим
населением республики являются
юкагиры и эвенки. Время появления
протоюкагирских племен приходится
на II-1 тыс. до н.э. и
соотносится с эпохой позднего
неолита -
бронзового века Якутии. Расселение
тунгусских племен начинается с 1
тыс. н.э.
В настоящее время традиционные
культуры этих народов, видоизменяясь
и приспосабливаясь к историческим
условиям, сохраняют ядро древнейших
представлений. Основой их является
космогония -
комплекс воззрений на Вселенную,
строение и форму ее, коммуникативные
связи между мирами, ее составляющими,
представления о божествах и их
функциях, возможностях прямой и
опосредованной связи "боги -
люди", представления о жизни,
смерти, назначении человека. На
космогонии базируется вся духовная,
и в первую очередь, обрядовая,
сакрализованная жизнь общества.она
пронизывает также сферу
материальную.
Космогония юкагиров и эвенков
содержит особенные черты, присущие
воззрениям каждого из народов,
формируемые и медленно изменяющиеся
в ходе исторического развития. Это,
например, представления юкагиров о
радуге и жилище как форме небосвода;
о когда-то всеобъемлющем, но давно
забытом божестве Природы пен, об
антропоморфном божестве-идоле Хойл,о
первопредке-хозяине нижнего мира
Йоодэиисьэньулбэн.
Предположительной моделью нижнего
мира юкагиров является
четырехугольная усеченная пирамида
с полками-ярусами, в вещном мире
образом ее служит шкафчик для посуды
аажул.
Различные группы эвенков форму
неба соотносят то с голубым каменным
покрывалом, то с перевернутым котлом.
Облик верховного божества (Сэвэки,
Энекан Буга) также варьируется: это
лосиха, или старуха, старик.
Считается, что Сэвэки ниспосылает
священную силу мусун как источник
всякого движения
и жизни. В целом же Вселенную эвенков-орочонов
моделирует ритуальный шаманский
столбик сэргэ. Его куполообразный
верхний выступ изображает верхний
мир, дис-ковидный средний -
землю и округлый, с небольшим
уплощением -
нижний мир.
В то же время космогония юкагиров и
эвенков содержит общие черты, при
ближайшем рассмотрении определяемые
как присущие космогонии любого
народа: это представления о
божественном Небе -
абсолютном источнике всего
материального и нематериального.
Обожествленное Небо является
причиной и источником Жизни,
ниспосылая универсальное "семя"
подобно дождю и с прошествием
времени возвращая его назад для
нового круга. Эта величайшая идея
космогенезиса особенно ярко
проявляется в новогодних
празднествах, когда человек у
обожествляемого Неба испрашивает
продления ниспослания небесной
благодати в виде продолжения жизни,
здоровья, мира среди людей, удачной
охоты, успехов в промыслах.
|
Рис.1
Изображения божественного Неба
на писаницах Средней Лены. |
|
|
|
Мотив "испрашивания"
обнаруживается во многих
календарных, промысловых и семейных
обрядах юкагиров и эвенков.
Древнейшие следы испрашивания
просматриваются в петроглифах
Средней Лены, датированных II - I
тыс. до н.э. Уже тогда абрис
обожествленного Неба графически
варьировался и в то же время содержал
постоянный набор основных символов:
основа Неба (круг,
дуга и их графические инварианты),
лучистость и крест. Каждый рисунок
сопровождался изображением дождя
- семени. Это
древнейший графический праобраз
эвенкийской священной силы мусун,
"манны небесной", "золотого
дождя" Рембрандта. (Рис. 1).
Представления о живительной
небесной благодати сохранились в
народных верованиях, составляют
ритуалы многих религий и проявляются
в окроплениях водой, молоком, вином, в
осыпаниях крупой, бусами, зерном,
монетами, конфетти.
Культ обожествленного Неба как
универсального дарителя
предполагает двучастность модели
мироздания, построенной на
отношениях "дарующий -
получатель дара" и представленной
во многих мифологических системах
как божественная пара -
Небо и Земля. Это наиболее древняя
модель Вселенной выявляется в
петроглифах Забайкалья (Рис.2),
где круг с крестом обозначает Небо, а
Земля изображена в виде овала или
подпрамоугольника с рядами штрихов
- испрашиваемой
благодати.
|
Рис.2 Модель Вселенной.
Петроглифы Забайкалья. |
|
Рис.3
Модель Вселенной. Писаницы
Средней Лены. |
|
Рис.4
Модель Вселенной. Писаницы р.Олекмы |
Повидимому, относительно небольшой
промежуток времени лежит между
созданием двучастной и трехчастной
модели Вселенной. По крайней мере,
наиболее древняя модель трехчастной
Вселенной, где четко обозначено
деление на верхний, средний и нижний
миры, обнаруживается среди
петроглифов Якутии, датированных
бронзовым веком (Рис.3). Трудно
уяснить "механизм" создания трехчастной
модели. Можно предположить,что
небесный купол над головой рождает
представление о куполе под земной
поверхностью, т.е. широко известный
образ Мирового Яйца. Или же его
инвариации, как, например, рисунок с
писаницы р.Олекмы, датированный
XVIII - XIX вв. (Рис.4).
В данном случае важно уяснить, что
цементирующим ядром космогоний
является представление о
божественном Небе -
абсолютном доноре и воспринимающей
Земле. Это реликты мировоззрения
человека эпохи бронзового века,
дожившие до современности и
обнаруживающие себя в мифологиях
многих народов мира. Универсальное
ядро космогоний в сбрамлении
морально-этических, правовых,
экономических, экологических и
других норм и представлений
приобретает черты осо-бенного,проявляемого
каждой конкретной национальной
культурой. Представляется вероятным,что
основные положения Космогенеза
первоначально имели экзотерический
(не тайный,
общедоступный) характер, затем со
становлением шаманизма составили
эзотерические знания шаманов, были
хранимы, разрабатываемы и
репродуцируемы ими. Именно шаманы,
как посредники, через которых шел
поток небесной благодати на род и
родовую территорию, ответственны за
формирование национально-особенного
в космогенезе. Известно, какую роль
играли рассказы шаманов о "путешествиях"
во время камланий
и сновидений. Именно они в дальнейшем
лепили образы мифологической
Вселенной.
Отсюда выявляется искомый ответ на
вопрос: что такое шаманизм, шаман и
какова основная роль шамана.
|
Рис.5
Сцены "Испрашивания небесной
благодати". Писаницы Верхнего
Приамурья. |
Шаманизм -
древнейшая религия, возникшая на
этапе развития воззрений древнего
человека на Вселенную как на
двучастную систему и связанная с
представлением о Небе -
божестве и некой небесной сущности,
ниспадающей в виде "дождя", (семени,
манны небесной, дара небесного) и
являющейся основой и источником
Жизни. Нет еще названия той форме
религии, когда небесная благодать
испрашивалась или "ниспадала"
без участия посредника. Как только
появляется фигура посредника -
появляется "шаман".
Шаман -
посвященный,т.е. человек, владеющий
определенными знаниями, а,
следовательно, силой, способный
общаться с божеством (
позднее с божествами) и обращаться к
нему от имени сородичей. Через шамана
небесное божество осуществляет свои
функции дарителя, наблюдателя, судьи
и вершителя.
Отсюда следует, что шаман в первую
очередь является первым жрецом
обожествленного Неба, а шаманизм -
начальная стадия всех последующих
форм религии.
Предпринятый анализ
космогонических воззрений
аборигенов Якутии -
эвенков и, в особенности, юкагиров,
сохраняющих многие элементы
культуры архаической эпохи в силу
присваивающего характера
производства, еще раз доказывает
уникальность этого источника для
исследования ранних форм религии.
Предложенная гипотеза позволяет
пролить свет на истоки рождения
шаманизма на "черный" и "белый".
Различные версии, в том числе
определение "черного" шаманизма
как тунгусского, в "белого" как
тюркского, не выдерживают критики.
Ретроспективный взгляд на фигуру и
функции шамана обозначает особенные
черты его от древности к
современности. Основным
определителем социальной функции
шамана является уровень развития
того общества, которое шаман
обслуживает, в конечном итоге -
социально-экономическая формация. В
пору становления шаманизма, шаман
- это посредник между
людьми и божественным Небом. Затем
это фигура медиатора между светлыми
и темными силами в трехчастной
модели Вселенной. В период сложения
государственности, шаман-жрец, "отказываясь"
от общения с темными силами, в своей
практике служения добрым небесным
божествам смыкается с верховной
политической властью вождя. Это
время разложения первобытно-общинных
отношений и, следовательно, кризис
шаманизма. Вычленение "белого"
шамана ведет к узурпации им всей
духовной и политической власти,в
последствии юридически оформленной
как единовластие князя, царя -
наместника Бога на земле.
Представляется, что в это время
складывается мифологический образ
"божьего сына" -
посланника Неба.
Видоизмененный и приспособленный к
новым историческим условиям, взятый
теперь в кавычки, "шаманизм"
продолжает свое существование в двух
разновидностях - в виде
облагороженной идеи
монотеистического антропоморфного
Бога -
официальной религии и "черного"
шаманизма, "черной" магии."Черный"
шаман по сути является тем же шаманом
предгосударственного общества, "обслуживающим"
трехчастную модель Вселенной. Отсюда
следует, что "белый" шаман,
служитель официальной религии, как
представитель светлых небесных сил и
божеств, всегда находится в
противоборстве с шаманизмом, "черной"
магией и прочими проявлениями этой
разновидности шаманизма,
общающимися не только с верхними, но
и с нижними
божествами, с Дьяволом, Сатаной и
проч.
Так "белый" и "черный"
шаманизм якутского народа
сосуществуют и, судя по тому описанию,
которое дают исследователи, являются
религией раннеклассового общества,
стоящего на грани объединения
религиозной и политической власти в
одном лице. |
|