На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Так называлась первая философская региональная научно-практическая конференция, работавшая с 19 по 21 мая 1993 года в Якутском Государственном университете. На пленарном заседании было сделано 4 доклада: проф. А. Г. Новикова, доктора философии ЕМ. Макарова, зав. кафедрой философии ЯГУ В.Д. Михайлова и академика В.В. Мантатова.
Затем работа проводилась по секциям:

1)
норма и патология человека в экстремальных условиях Севера (рук.: доцент А.К. Мамедов);
2)
творчество Ойунского и современность (рук.: зав. научным отделом библиотеки ЯГУ Л.И. Филиппова);
3) к предстоящему Всемирному философскому конгрессу в Москве (рук.: акад. В.В. Маитатов и проф. А. Г. Новиков). Активное участие в конференции приняли гости, среди которых были профессор Иркутского госуниверситета Н.И. Бабеихо, начальник отделения общественных и гуманитарных наук ВАК Республики Узбекистан доктор философии Б.Р. Каримов, народный философ Н.Л. Игнатъев-Билгэ и др. Всего на конференции присутствовало около 50
человек. Задача участников заключалась в том, чтобы, анализируя различные феномены Культуры и Цивилизации, осмысливая обозначенные компоненты в рамках законосообразности (Логоса), попытаться построить на их основе целостное мировоззрение, методологию и аксиологию.
Интересно и горячо обсуждались вопросы о роли мировой цивилизации и о том, как нам войти в эту цивилизацию; о Севере как культурно-историческом типе цивилизации. В связи с последним были изложены узкоэтнические вопросы как философские проблемы мифологического сознания. Несколько докладов было посвящено вопросу возрождения духовного мира людей, речь шла об одухотворении мира через Логос; рассматривалось отношение Логоса и морали.
Особый интерес участников вызвали доклады, сделанные на якутском языке и посвященные возрождению национальной культуры народов саха. Прочитан был доклад Е.А. Антонова о философском кружке "Саха омук", ценный тем, что дает представление об истории изучения философских наук в Якутии в начале 20-х годов.
Предлагаем вашему вниманию доклады А.Новикова и В.Михайлова в журнальном изложении.

Анатолий Новиков

Л О Г О С
КУЛЬТУРА
Цивилизация

Известно, что вплоть до XX века человечество являлось совокупностью изолированных цивилизаций. Цивилизация - материальное производство, его результаты и наука, непосредственно обслуживающая материальное производство. Ее ключевая проблема - борьба между независимыми государствами, между колониями и метрополиями. Долгие годы было принято подчинять духовное политическому. Бездуховная цивилизация грозит человечеству моральной деградацией и самоуничтожением.

Сегодня мы отказались от насилия европоцентристской цивилизации, поскольку она привела к отрицательному изменению отношения самих малочисленных народов Арктики к своей национальной культуре. Эти народности в мифах, сказках, сказаниях, загадках имели наиболее органичное, полное и целостное представление о мире. Так, челнок для эвенки имеет и сакральный смысл, и является приспособлением для шитья, и в то же время на нем она жарит мясо. Ночью же душа ее летает на этом челноке, теперь уже ставшем космическим кораблем.Челнок” из обыденного понятия превращается в космическую категорию. Миф задает систему ценностей и определяет поведение человека, Миф не только отраженная, но и эмоционально окрашенная система. Миф, язык, искусство - это пути к познанию. Человек в суровых условиях Арктики нуждается в мифотворчестве.

Первые ростки национальной культуры убеждают нас в том, что именно она является основой развития общества, основой его будущего. Безусловно, здесь могут быть высказаны разные точки зрения. В то же время общество сегодня должо осознать, что его национальная культура не может существовать без развитой науки.

Культура в самом широком смысле слова - все, что создано людьми как общественными существами и все, что делает людей существами общественными. Культура в узком смысле слова - духовная культура. Наиболее важный компонент культуры - нравственные и эстетические ценности. Культурология определяется с точки зрения того, что делает народ в совокупности. Народ, прежде всего, узнает понятие “этническое”. Поэтому неграмотный олонхосут культурнее бездуховного цивилизованного образованца. То, что называем культурой, приобретается через плоть и кровь духовности своего народа, а потом на основе этого приходит понимание духовной культуры других народов.

Понятие “культура” было осмыслено классиками немецкого идеализма Кантом, Гегелем. Последний построил философию мирового духа, который отождествлял с понятием духовной культуры. Отсюда представление: культура -способ существования и формирования этноса. Согласно схеме Гегеля “Дух” просыпается в человеке к самосознанию сначала в виде слова, речи, языка. Для Гегеля материальной культуры нет. Она - и побытие духа. А французские энциклопедисты цивилизацию чаще всего отождествляли с культурой в широком смысле.

Мы убеждены в том, что именно сейчас насущна постановка проблемы духовной культуры. Сегодня мы ощущаем дефицит культуры, недостаток в исследовании философского осмысления категорий “культура”, “цивилизация”, их соотношения.

1. Якутский фольклор. “Олонхо”, “Айыы уерэ5э”, “Шаманизм” вносят своеобразие в наше традиционное образование, в частности, в преподавание гуманитарных дисциплин, в том числе и якутской натурфилософии. Сокровищницей языка, мысли и духа нации является фольклор, который включается в национальную культуру в различных формах. Миросозерцание якутов отчасти отразилось в таких жанрах фольклора как в сказках, пословицах, поговорках. В них при глубоком анализе можно увидеть и найти предпосылки философских знаний о сущности мира, о человеческом бытии.

Учения “Кут-Сюр”, “Иччи уерэ5э” безусловно содержат в себе философские компоненты. Здесь кроется глубокий пласт мировоззренческого знания. Это набор знаний. Системы знаний еще нет. Или система знаний была забыта, или окутана тайной. Задача заключается в том, чтобы найти здесь народную мудрость и поднять на уровень современной философии. Вивекананда высоко ценил индийские национальные традиции. Приближая их к понятиям европейской философии он эти традиции сохранил и поставил на служение всему человечеству.

Нечто подобное, вероятно, было с учением Иччи. Родоначальник абстракционизма В.В.Кандинский считал: “Цель художника изучать не внешние формы, а душу каждого предмета, даже душу пуговицы, валяющейся в луже.” Здесь пет, на мой взгляд, никакого воздействия на художника немецкого классического идеализма, это есть якутское учение Иччи. Безусловно, необходимо философское осмысление якутских понятий “айыы”, “иччи”, “абааhы”, “yep”, “кут”, “сюр” и др.

Учение Айыы является основой нравственного развития саха. Добро и зло являются исходными понятиями самобытной нравственности, отражающими добрые и злые качества личное ги.

Наши предки подсознательно предпочитали концепцию одухотворенности всей материи, т.е. панпсихизм. В Среднем мире живут люди и Иччи, Мытолько сегодня начали задумываться: есть ли у народа саха своя философия? В настоящее время можно отметить движение, которое вполне можно назвать философским. В.И. Око-нешников в 1991 году в Швеции на IX Международном Конгрессе по логике, методологии и философии сделал доклад по якутской натурфилософии “Шар Дао”. А.С. Попова занимается космогоническим прочтением текста олонхо “Ньур-гун Боотур Стремительный” П.А, Ойунского. Появились первые книги о шаманах : “Саха ойууннара”, “Айыы уерэ5э” Л.А. Афанасьева, “Айыл5атыына” и др. На кафедре философии Я ГУ обсуждаются рукописи диссертаций по якутской философии.

2. “Иччи уерэ5э”, “Айыы уерэ5э”, “0йуун уерэ5э” привлекают внимание народа к проблемам культуры, возрождению национальной культуры, развитию проблем религии и веры под местным углом зрения.

Высшие силы Добра по-якутски именуются Айыы( творческое начало). Абааhылар ничего не творят. Зло может только пакостить и разрушать. Абааhы Верхнего и Нижнего миров являются сверхъестественными существами и живут извечно. Абааhы Среднего мира, в отличие от вышеназванных, материальные, т.е. могут быть в обычном (возможно и в других) измерении. Например, мелкого абааhы теленка видят обычные люди. По-видимому, такого рода абааЬы являются смертными.

Иччи уерэ5э - учение о неразрывном единстве материи и духа, об единой материально-духовной субстанции. “Душа” и “Дух” в якутской мифологии не различаются. Душа как бы заключена в самом явлении - отсюда так называемый анимизм.

Что же касается yep, то это души насильно умерщвленных людей, кут которых не полетел наверх и не может найти себе места покоя. Уер схож с русским вампиром, но, в отличие от него, обитает в других измерениях и потому невидим.

Как показал международный форум по шаманизму (Якутск, 1992) — величие ойууна определяется в зависимости от его прямого воздействия на психику человека.

То что было подвергнуто нами сомнению (по Ленину, голому отрицанию) под названием "ойууннааhын" это сегодня совокупность явлений: психологических, физиологических, культурологических, эстетических и т.д., никак непознанных нами сегодня.

Так, в движении шаманства было много оригинального, связанного с медитацией, очищением. В божественном учении есть очищение от грехов, как бы кается от имени бога. У якутов хороший шаман тоже производит очищение тела. У русских было колдовство. Праздник Рождества. Пасха. Там плясали, совершали совокупное очищение и физиологически и нравственно.

Возрождается такое влияние на человека через систему религиозного культа, через таинство шаманизма, начиная от его первых воздействий на него до высшего пилотажа.

Общее между христианством и шаманизмом, да и другими религиями уверенность, вера в сущестовании сверхъестественного. Можно выделить следующие компоненты, присущие всем религиозным системам:

1) вера в сверхъестественное;

2) вера в возможность контакта человека со сверхъестественным; 3) вера в то, что нормы морали установлены высшими силами.

Марксистско-ленинская философия не смогла дать удовлетворительного ответа на такой вопрос как исход человека как существа родового (рождение и смерть). Всегда была, есть и будет помимо рассуждений через системы взглядов и народная философия как целомудрие. То, чем занимаются помимо философов художники, искусствоведы, писатели и т.д. То, чем занимаются на досуге сенокосчики, охотники, оленеводы и другие. Только философия, которая “варится”, ”зреет” в традициях народной мудрости, а не в идеологическом котле, имеет моральное право на существование.

3. В нашей стране так же как и на Западе недооценивается роль устной традиции в передаче культурных ценностей, поэтому полезно будет обратиться к опыту наших предков. Безусловно, устное творчество имеет свои законы развития. Пока живы еще олонхосуты нужно стремиться перенять их искусство творения, их умение создавать картину мира, насыщенную и обогащенную фантастическими элементами, их способность уловить и передать дух народного миросозерцания.

Олонхо - это народная мудрость, философия жизни, выкристаллизовавшаяся за многие поколения людей. В свое время Олонхо стало частью жизни народа, театром зрелищных удовольствий. Его содержание впитывалось с молоком матери, открывая глаза, уши, душу детей. Они с колыбельных песен были приобщены к языку Олонхо. Сегодня должны быть изданы красочные книги, диафильмы, мультфильмы, показывающие фрагменты из Олонхо. Таким образом Олонхо должно быть возвращено народу.

4. В процессах интернационализации, о которой мы много и охотно говорили и писали, никак не учитывалась противоположная категория понятию “интернационализация”. По логике вещей можно было бы ее назвать “национализация”. Однако, на наш взгляд, точнее будет обозначить ее словом “этнизация”. Народ вначале имеет дело с понятием “национальное” (этническое), а потом только узнает “интернациональное”. Культура всегда идет через понимание духовности своего народа. Иначе мы не сможем схватить диалектику этнических взаимоотношений и процессов.

Неразработанность категориального аппарата, адекватно описывающего национальные процессы, приводило партийное руководство к перекосу в национальном вопросе. В программе КПСС, принятой Ha XXVII съезде (1986) говорилось о том, что расцвет и сближение наций есть путь к их полному единству. В данном случае “полное единство” есть эвфемизм “слияния”. “Расцвет” и “сближение” только по звучанию чем-то напоминали диалектические противоположности. В действительности же главный упор делался на сближении, ведущем к слиянию, а слово “расцвет” употреблялось лишь для дезинформации общественного мнения.

Так называемые народы Арктики, судьбой которых была озабочена международная конференция “Языки культура и будущее народов Арктики” (Якутск, 17-21 июня 1993 года), относятся к коренным, т.е. к тем народам, территория которых была захвачена насильно, в результате чего они оказались национальным меньшинством на своей земле. Что же объединяет эти 26 народов? Эскимосы на Дальнем Востоке и в Канаде, тофалары (тюрки по языку, южане) -три селения в Иркутской области; удэгейцы на Амуре; саами-Норвегия, Швеция, Финляндия, Кодьский полуостров. Разные культуры. 26 так называемых народов Арктики объединили по признаку отсталости, а не по критерию общности культур.

Недаром ученые на форуме выразили в понимании Арктики новый подход. Профессор В.Н. Иванов рассматривает Арктику как совершенно особый мир. Ее судьба протекает как бы отдельно от стран Европы, Азии и Америки. Впервые ученые обратили больше внимания на самобытность арктической духовной культуры. Лидия Блэк (США) предложила идею создания в России единого Центра искусств народов Арктики. Она поделилась с коллегами интересным опытом работы по возрождению народного творчествана Аляске.

О новом взгляде на традиционные верования северных народов рассказал ученый-философ из Новосибирска В.В. Мархинин.

На наш взгляд, категории “интернационализация” и “этнизация” будут диалектическими противоположностями, борьба и единство которых определит развитие национальных явлений и процессов. Интернационализация предполагает экономическое, политическое и духовное содружество этносов, а для возрождения национальных культур необходима этнизация. Гармонизация “интернационализации” и “этнизации” будет одним из методов решения национального вопроса.

Российское государство желает оперировать категорией “транснациональное”. Но понятия, которые не учитывают интересов этноса, будут иметь пустое содержание.

В настоящее время меняется отношение партийных лидеров к будущности наций. Давно не слышно разговоров о слиянии. Даже бывший президент СССР М.С. Горбачев ясно и недвусмысленно заявил о том, что -ни один этнос не должен исчезнуть. Под этносом понимается межпоколенная общность людей, которая сложилась на определенной территории, имеет свой язык и культурную специфику. Межпоколенная общность -здесь подчеркивается зависимость этнической принадлежности от происхождения. Общение между этносами осуществляется через духовную культуру. Любой язык есть достояние не только одного этноса, который им пользуется, но и общечеловеческой культуры. Как говорил Наполеон: “Сколько языков знаешь, столько раз ты человек”.

В современных условиях ученые призванные сохранить, развивать и научно обосновывать самобытную национальную культуру народов Арктики, поставлены перед необходимостью разработать новую методологическую модель их бытия. Обсуждение выбора направлений эволюции новой цивилизации имеет смысл как предпосылка формирования новых ценностных ориентаций субъекта цивилизации, обретения им новых степеней свободы. При этом непреходящие ценности, которые генетически заложены в древнейшей циркумполярной цивилизации, являются основой развития этих новых ценностных ориентаций (У.А. Винокурова). Таким образом, возрождаются и обновляются культурные и духовные ценности народов Арктики. Важным для формирования новых ценностных ориентаций является знание существа такой компоненты новой цивилизации как гармоническая целостность природы и общества.

Человеческие общности характеризуются не только установлением торгово-финансовых отношений, но и единством человеческой деятельности, приобретающей общепланетарный характер. Каждый народ принимает участие в кооперативном движении всех стран мира. Необходимо органично включить духовные способы жизнеописания и систему самоуправления народов Арктики в общую жизнь человечества. Вполне правомерно говорить о начале новой цивилизации - планетарной целостности человечества.

Hosted by uCoz