На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

ООН, ЮНЕСКО и другие организации, учредительными документами которых являются договора между суверенными государствами, являются Международными правительственными организациями (МПО). Все другие международные организации являются Международными неправительственными организациями (МНО). Многие из них широко известны и имеют высокий статус. Например, Красный Крест является членом-наблюдателем ООН.

Существует более 600 международных неправительственных организаций (ассоциаций) поддерживающих с ЮНЕСКО связи различного уровня (А, В, С), в том числе:

— Римский клуб;

— Международный клуб технополисов;

— Международный радио-телевизионный университет;

— Международный институт административных наук;

— Международная ассоциация политических наук;

— Международная ассоциация экономических наук;

— Международная ассоциация профессоров университетов;

— Всемирный совет коренных народов;

— Международная лига прав человека;

— Международная ассоциация по обмену студентами для получения технических знаний.

Представляет интерес установление контактов с организациями и ассоциациями, включенными в справочники ЮНЕСКО “Обучение за рубежом” и “Европейские сети развития”, а также клубами и ассоциациями элиты.

С 1981 года во Франции сняты ограничения на создание ассоциаций с участием иностранных граждан, процедура их создания упрощена, свобода ассоциаций считается одной из главных свобод демократического общества. Поэтому в настоящее время в Париже существует несколько российских ассоциаций, “Азербайджанский дом” и “Грузинский дом”, культурные и другие ассоциации многих народов мира.

В столице Европейского сообщества Брюсселе почти все регионы (провинции) Франции открыли свои представительства, которые имеют статус ассоциаций. Представительства имеют даже некоторые английские и датские города. Недавно появились в Брюсселе представительства кантонов Швейцарии, Словении и Австрии, т.е. стран, не входящих в Европейское сообщество.

Поэтому является естественной идея создания специальных ассоциаций для развития внешних связей Якутии. Начали действовать “Комитет программ сотрудничества с Республикой Саха”, “Всемирная Ассоциация ученых коренных народов” и другие МНО.

Новые формы работы ЮНЕСКО

Для успешного проведения своей реформы в области образования, науки и культуры Республика Саха заинтересована в сотрудничестве с системой учреждений ЮНЕСКО. Ощущается и обратный интерес, усиленный происходящими в ЮНЕСКО преобразованиями.

В настоящее время ЮНЕСКО ищет новые формы работы, которые позволили бы увеличить ее эффективность несмотря на уменьшение бюджета. Предполагаемый годичный бюджет организации будет чуть больше 200 миллионов долларов. Национальные программы планируется финансировать за счет Программы участия с годичным бюджетом только в 12 — 13 миллионов долларов или за счет внебюджетных средств.

Поэтому основное внимание будет уделяться организации международного интеллектуального сотрудничества. Программные специалисты ЮНЕСКО должны будут внимательно следить за ходом реализации наиболее интересных проектов, имеющих отношение к области их деятельности, организовывать необходимый обмен информацией, участвовать в создании и реорганизации международных сетей сотрудничества.

В настоящее время действует канал связи по схеме:

Авторы и исполнители программ — Национальный комитет Республики Саха (Якутия) по делам ЮНЕСКО — Российская комиссия по делам ЮНЕСКО — постоянное представительство России при ЮНЕСКО — секретариат ЮНЕСКО.

Используются также другие каналы связи, например:

Авторы и исполнители программ — ассоциированные с ЮНЕСКО международные неправительственные организации — секретариат ЮНЕСКО.

Многие из более чем 600 ассоциаций, поддерживающих с ЮНЕСКО официальные связи, были задуманы как сети международного интеллектуального сотрудничества и каналы привлечения экспертов высокого класса к деятельности ЮНЕСКО.

Первый канал связи обладает следующими преимуществами:

1. Проекты подвергаются экспертизе высококвалифицированными специалистами Российской комиссии по делам ЮНЕСКО и представительства России при ЮНЕСКО.

2. Проект представляется от имени государства-члена ЮНЕСКО.

Второй канал может оказаться в некоторых случаях более быстрым и позволит разгрузить первый канал связи. Кроме того, он может вывести на другие сети международного сотрудничества.

Участие в международном десятилетии коренных народов

Рабочая группа ООН по коренным народам была создана в 1982 году в рамках подкомиссии по борьбе против дискриминации и защите меньшинств Комиссии по правам человека. Задача группы состояла в наблюдении за положением коренных народов и выработке Декларации об их правах. Рабочая группа ООН хотела бы способствовать полноценному участию коренных народов в развитии своих стран при сохранении культурной самобытности. Особое значение придается сотрудничеству с международными организациями этих народов, будет создан постоянный форум коренных народов.

Некоторые международные ассоциации коренных народов имеют консультативный статус при социальном и экономическом Совете ООН:

— Всемирный совет коренных народов;

— Всемирная ассоциация коренных народов;

— Совет саами северных стран;

— Совет индейцев Южной Америки;

— Международный совет по договорам с индейцами.

Существует много других международных ассоциаций коренных народов:

— Пакт коренных народов Азии;

— Консультативный комитет финно-угорских народов;

— Тихоокеанский Совет коренных народов и т.д.

При такой ситуации отсутствия общепризнанной ведущей международной организации в кулуарах 12-й сессии Рабочей группы ООН по коренным народам в Женеве обсуждалась идея создания трех ключевых международных организаций:

— Всемирной ассоциации парламентариев коренных народов;

— Всемирной ассоциации ученых коренных народов;

— Всемирной ассоциации журналистов коренных народов.

Наиболее влиятельной будет первая международная ассоциация, имеющая неоспоримое право выступать от имени всех коренных народов (более 300 миллионов человек в более чем 70 странах). Хотя в работе сессии приняла участие большая группа депутатов центральных и региональных парламентов (Е.Гаер, Л.Нимаева и другие), им не удалось организоваться из-за отсутствия признанного лидера. Таким лидером мог бы быть Президент Республики Саха.

Вторая ассоциация, которая должна иметь имидж организации, состоящей из квалифицированных и объективных экспертов международного класса, официально зарегистрирована и начала свою работу. Возникновение третьей ассоциации неизбежно при успешной деятельности первых двух ассоциаций.

Республика Саха, являющаяся наибольшим автономным регионом проживания коренных народов, и ее Президент могли бы сыграть выдающуюся роль в создании постоянного форума коренных народов и превращения этого форума в канал доступа к международным источникам финансирования потенциально рентабельных проектов развития (Мировой банк, ПРООН и т.п.). 

Северный форум

Форум имеет статус ассоциированной с ООН международной неправительственной организации. Укрепляются связи со специализированными учреждениями ООН. В августе 1997 года Председатель Северного Форума М.Е.Николаев подписал договор с ЮНЕСКО. Предполагается расширить сотрудничество в решении проблем окружающей среды и коренных народов, стратегии научного и технологического развития, связи со средствами массовой информации и сохранении культурного наследия.

Большой интерес вызывают экологические инициативы Якутии. Например, швейцарская газета “Ле Матэн” после подписания договоров между Республикой Саха и ведущими мировыми экологическими организациями WWF, МСОП (февраль, 1997) писала: “якутяне дают миру урок разумности. Решив сохранить четверть своей территории они думают не только о своих будущих поколениях, но и о будущем наших детей и правнуков”.

Комитет программ сотрудничества с Республикой Саха

Для того, чтобы стать активным членом комитета, созданного по нашей инициативе в начале 1993 года, необходимо предложить обоснованную программу сотрудничества. Решение о приеме будет вынесено Бюро только после того, как будут найдены зарубежные партнеры для начала реализации предложенной программы. Автор программы сам должен быть одним из руководителей реализации своей программы. Отказ в приеме не мотивируется. Только таким образом можно получить компактную, влиятельную и эффективную организацию.

Комитет принимал участие в организации встречи Президента М.Е.Николаева с Ж.Шираком. В итоге этой встречи был разработан и подписан договор о сотрудничестве, проведен фестиваль детей Якутии за счет мэрии Парижа и сделаны первые шаги к серьезному экономическому сотрудничеству с Францией.

Изучены и обоснованы возможности перехода комитета на самофинансирование при предоставлении ему необходимого для этих целей начального капитала. Уже в настоящее время получено около 100000 долларов от Европейского сообщества на финансирование совместного научного проекта, правительство Франции подарило Якутии завод для золотодобывающей промышленности и др. 

ФИДЖИП

Международная федерация ФИДЖИП создана по инициативе ЮНЕСКО для популяризации игры “Сонор”, ставшей в настоящее время национальным видом спорта Якутии.

Деятельность ФИДЖИП способствует укреплению престижа Якутии на международной арене и приведет в ближайшие годы к созданию в Париже самоокупаемого делового и культурного центра. 

Григорий ТОМСКИЙ,
эксперт ЮНЕСКО, профессор.
(Статья подготовлена специально для “Илина”).


Григорий Васильевич Томский, эксперт ЮНЕСКО, профессор, доктор физико-математических наук. Имеет диплом Парижской международной дипломатической академии о высшем углубленном дипломатическом образовании. Президент всемирной ассоциации ученых коренных народов и Международной федерации по системе ДИП, председатель корпуса советников Комитета программ сотрудничества с Республикой Саха.

Hosted by uCoz