На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Алексей ЧЕРТКОВ

Православное духовенство Якутии и земледелие
(дореволюционный период)

С начала проникновения в Ленский край первых русских людей берет свое начало и прибытие сюда представителей духовенства. Разными путями пробирались они в Якутию: кто с первыми землепроходцами, кто со служилыми людьми. В июле 1641 года вместе с первыми воеводами в Ленский острог прибыло пять священнослужителей для проведения церковных обрядов, крещения местных жителей. В XVII в. численность лиц духовного звания в Якутском уезде была небольшой: в 1648 г. — 5 человек; 1670 г. — 7; 1684 г. — 8 (Сафронов Ф.Г. Крестьянская колонизация бассейнов Лены и Илима в XVII в. Якутск, 1956, с. 80). В начале следующего столетия священнослужители присылались в Ленский край из Тобольска и других сибирских городов, а с причислением якутского духовенства в 1731 году к Иркутской епархии — из Иркутской духовной консистории. В конце XVIII — начале XIX вв. духовенство пополняло свои ряды на месте. Этому способствовал успех, которого достигли священнослужители в массо-„ вом крещении местных жителей, строительстве церквей и распространении православных знаний. В 1821 году в Якутской области уже насчитывалось 2 протоирея, 38 священников, 6 диаконов, 27 дьячков и 40 пономарей (Шишигин Е.С. Распространение христианства в Якутии. Якутск, 1991, с. 30).

По данным Памятных книжек Якутской области и Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. численность духовенства в области во второй половине XIX — начале XX вв. была следующей:

1862 г. — 229 человек;

1870 г. — 227;

1886 г. — 239;

1897 г. — 323;

1911 г. —337.

Наиболее достойные и подготовленные люди из числа местных жителей пополняли ряды духовенства и в последние годы перед революцией 1917 года. Так, например, 28 сентября 1913 г. приказом по Якутскому городовому казачьему полку было удовлетворено ходатайство казака Владимира Антипина об увольнении его из казачьего сословия “для поступления в духовное звание”, т.к. “припятствий со стороны Его Превосходительства не встречается” (ЦГА РС(Я) — Ф. 401, оп. 1, д. 617, л. 63).

Наделение духовенства землей началось в Якутии еще в XVII веке. В 1659 г. священникам было отведено 10 десятин сенокосной земли “около Якутцкого на сенные покосы и на скотный выпуск и на трех островах под сенные же покосы..., чтоб им скотишка своего з голоду не поморить” (Стрельцов Е.Д. Акты архивов Якутской области (с 1650 "до 1800г.). Т. I, Якутск, 1916, с. 6-7). Сначала на землях Якутского Спасского монастыря, затем и на земельных участках Покровского монастыря производился посев зерновых культур. По сведениям Г.П.Башарина в 1773 г. в “Покровской пустыне” было высеяно 12 пудов 30 1/2 фунтов ячменя, ярицы, пшеницы, проса и овса, а в 1773—1774 и 1776—1780 гг. посев этих культур составил 49 пудов при урожае в 313 пудов (Башарин Г.П. История земледелия в Якутии (XVII в. — 1917г.). Т. I, Якутск, 1989, с. 106). Основанный рядом с Якутским острогом в 1663 г. Спасский монастырь владел сенокосными угодьями на острове Сыльягар, в 1681 г. монастырю передали речку Ичеру с соляным ключом в вотчину. В дальнейшем монастырю отводились и другие земли под пастбище, под строительство мельницы в Чечуйской волости, другие сенокосные угодья.

Как писал Ф.Г. Сафронов, Спасский монастырь приобретал земли и по вкладам: “В 1699 г. крестьянин Илгинской волости Анисим Павлов за себя, жену и четырех сыновей “в приклад приложил” монастырю свою заимку в верховьях речки Тыпты, отдал ему засеянными 20 десятин пашни, 18 лошадей, 20 голов крупного рогатого скота, 48 овец, мельницу мутовчатую, 2 избы, 3 амбара, 2 скотных хлева, “коневий пригон”, гумно с овином, “поскотинный огород”, весь сельскохозяйственный инвентарь, домашнюю утварь, “кузнечный завод”, всякое “платье”, пищали, бердыши и т.д. И “то все приложил за двести за дватцать пять рублей”. В том же году, — указывает Ф.Г.Сафронов, — чечуйский крестьянин Иван Кучин “приложил” в монастырь свои сенокосы” (Сафронов Ф.Г. Русские крестьяне в Якутии (XVII — начало XX вв.). Якутск, 1961, с. 24—25).

Детальное описание Спасского монастыря можно найти в книге Ф.Г.Сафронова. Вот как выглядел монастырь в 1737 г.: “В Якуцке конец посаду нижнего монастырь, зомовой Спасской, а почал строиться по указу... Алексея Михайловича, а по челобитью строителя бельца Ивана Афанасьева. А по помете на челобитной бывшего воеводы Ивана Федорова Большева Голенищева- Кутузова за утеснением и пожарным времянем первая в том монастыре церковь почата была ломать от пожару..., и после того пожарного времяни состроилась в Якуцком Спасском монастыре во имя преподобнаго Михаила Малеина разных чинов отбоголюбцев 702 г.; во оном монастыре состроена вторая церковь во имя всемилостивого спаса, наверху оной церкви состроена церковь во имя святых верховных апостолов Петра и Павла в 712 г. вкладом разных же чинов людей. Кругом оных святых церквей ограда, в той ограде з западную сторону имеются ворота, на тех же воротах часовня; во оной же ограде при Спасской церкви одна малая каменная палатка в длину 8, в ширину 7 с половиной, в высоту до кровли, передняя и задняя стены пол-аршин крыты тесом, построена над усопшими в бытность в Якуцку дьяка Максима Романова его иждивением, которая палатка и ныне имеетца... Во оной же ограде близ святых ворот построены две архимандричьи кельи на омшениках, при тех же архимандричьих кельях изба черная, построена на погребе для служителя; во оной же ограде с северной стороны две кельи монахом на омшениках же; подле оных келей казначейская келья, поземная, а подле оной казначейской кельи две кельи, келарская с хлебодарней; по стороне от востоку одна келья больнишная поземная, подле оной больнишной кельи построены четыре анбара для держания монастырских хлебных припасов, в том числе под тремя анбарами три выхода деревянных; подле святых же ворот и проезжих на западной же стороне с полудни построены порознь две кельи, первая для пребывания дьячков и отроков, вторая для обувания караульных при монастыре и для приезжих. Во оном монастыре, вне ограды, с северной стороны одна изба вкладчиков, да две избы порознь особыми дворами скотцких, с восточную сторону для кожевенного дела одна изба ради монастырских нужд; против оной избы поварня для варенья в монастырь квасу; при том же монастыре в ограде и вне ограды имеютца по переписным книгам и ныне налицо две бани. Вышеписанное строение ограда, и в ограде кельи и за оградою избы вкладчиков и скотцкие и кожевня и поварни, квасная и протчие строения и бани построены вкладом разных чинов людей и в разных годах” (Сафронов Ф.Г. Там же, с. 28).

Возле Якутского острога монастырь держал большое количество скота. Таким образом в 1680-х годах возникло монастырское скотоводческо-сенокосное хозяйство.

Постепенно все больше и больше церквей и часовен становятся центрами распространения христианской религии в Якутии. Если в 1828 г. в Якутской области насчитывалось пятнадцать церквей и двенадцать часовен, то в 1862 г. — уже 117 церквей и часовен (Башарин Г.П. Там же, с. 107). Эти факты говорят о том, что процесс распространения христианства в Якутии принял необратимый характер.

Все вышеозначенные церкви и часовни имели земельные участки. В большинстве своем они были получены в первой четверти XIX в. Наделение духовенства землей началось с указа Св. Синода “Об отводе состоящим в Иркутской епархии всем без изъятия ружным церквам для священно- и церковнослужителей и каждой пахотной земли по тридцати и сенокосной по три десятины”, доставленного в г. Иркутск в октябре 1800 г. (Шишигин Е.С Указ. соч., с. 82). К концу 1820 г. приходские священнослужители уже владели без малого 4 тысячами десятин удобных для земледелия участков, не считая монастырских земель (Башарин Г.П. История аграрных отношении в Якутии (60-е годы XVIII- середина XIX вв.). М., 1956, с. 258—259). Один только Якутский Спасский монастырь в 1847 г. владел 139 десятинами сенокосной земли. Священникам удавалось добиваться положительного решения на отвод новых земель у Главного управления Восточной Сибири.

В обнаруженном нами “Описании города или уезда со всеми лежащими в них дачами, с показаниями в чьем владении дачи находятся”, составленном в 1858 г. Якутским областным статистическим комитетом, указывается, что Якутский Спасский монастырь владел 219 десятинами 2207 саженями земли, из которых 60 десятин были сенокосными угодьями, 108 десятин 106 саженей состояло под лесом, неудобной же земли было 51 десятина 2101 сажень (ЦГА РС(Я) - Ф. 343, оп. I, д. 27, л. 81).

В 1870 г. в ведении 16 причтов вилюйских церквей находились 528 десятин луговой земли (ЦГА РС(Я) — Ф. 343, оп. 1, д. 167, л. 117).

В связи с тем, что получаемые священнослужителями от государства оклады в виде денежной, хлебной и соляной руги, были небольшими, духовенство зачастую занималось земледелием и скотоводством. По статистическим данным, собранным Г.П.Башариным, видна динамика посева и урожая зерновых у духовенства Вилюйского округа:

1901 г. — посеяно всего 338 пудов; снято урожая 1980 пудов;

1902 г. — посеяно — 380; снято — 1538;

1904 г. — посеяно — 242; снято — 280;

1905 г. — посеяно — 104; снято — 445.

Духовенство Якутского округа так же занималось посевом зерновых:

1860 г. — посеяно всего 134 пуда;

снято урожая 377 пудов;

1864 г. — посеяно — 223; снято — 320;

1890 г. — посеяно — 84; снято — 151;

1902 г. — посеяно — 558; снято — 2288;

1905 г. — посеяно — 168; снято — 643 (Башарин Г.П. История земледелия..., с. 108, 110).

В дополнение к данным сведениям приведем следующие архивные материалы. В 1900 г. под посевами разных культур в Вилюйском округе у сельского духовенства было всего 75 1/4 десятины земли, из которой 48 десятин было занято ячменем, 27 1/4 десятин — под прочим яровым хлебом. Еще 12 1/4 десятины были под овощами и картофелем. В том году средний урожай с десятины у духовенства Вилюйского округа составлял: пшеницы — 12 четвертей, ржи — 9, овса — 7, ячменя — 8, прочего ярового хлеба — 5 четвертей, а картофеля — 58 пудов. Показатели урожайности у духовенства были выше, чем, например, у городских жителей, казаков и ссыльных. Средняя стоимость обработки одной десятины земли у вилюйских священников составляла: земля под яровыми хлебами — 13—75 рублей, под озимыми хлебами — 15—27 рублей, а картофеля — 9—75 рублей. Средний валовый доход духовенства с одной десятины земли здесь составлял с десятины, занятой ячменем — 30 рублей, под прочими яровым хлебом — 30 рублей (ЦГА РС (Я) - Ф. 343, оп. 1, д. 544, л. 1-5).

По сведениям Якутского статистического комитета в 1905 г. под посевами разных хлебов на землях духовенства Якутского округа находилось 20 десятин, Вилюйского округа — 13 десятин. В этом же году духовенство Якутского округа посеяло 21 четверть зерновых культур и 50 пудов картофеля, сняло же чуть более 80 четверти зерна и 218 пудов картофеля (ЦГА РС(Я) — Ф. 343, оп. 1, д. 566, л. 3-4).

Приведенные мозаичные сведения о количестве посева зерновых культур и величине собранного урожая в различные годы якутским духовенством, говорят о том, что служители церкви занимались земледелием в пределах, позволяющих без ущерба нести основные служебные обязанности. Православное духовенство пользовалось большим авторитетом у властей и могло вытребовать у них в случае необходимости большее количество земли.


Алексей Сергеевич Чертков, кандидат исторических наук, член-корр. МАИ.

Hosted by uCoz