Точка зрения

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Андрей КРИВОШАПКИН

Солнце и небо — мир светлых творцов

(ЗАМЕТКИ О ДРЕВНЕЙ РЕЛИГИИ НАРОДА САХА В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ)

Моя душа тиха, как призрачный шеол,
Где дремлют образы исчезнувшего мира;
Она — в песках пустынь сокрытая Пальмира.
Мои стихи — богам отшедшим ореол.
Яне стремлюсь в лазурь ворваться, как орел.
Пусть небожители ко мне летят с эфира,
О юности земли моя тоскует лира,
И не один из них на песнь мою сошел.
Ко мне идут они, как в свой заветный храм,
Стопой неслышною, задумчивы и строги,
Когда-то сильные и радостные боги,
С улыбкой грустною склониться к алтарям...
И, полон гордости, блаженства и тревоги,
Гирлянды строф моих бросаю к их ногам.

Александр Кондратьев. 1909 г.

Некоторая часть читателей, особенно иноязычных, понимают под религией якутов черный шаманизм. Это не совсем так. Черный шаманизм, связанный исключительно с миром нижних духов-абаасы, наносящих только вред человеку, может запугать его и заставить отказаться от любого желания бороться и устраивать свою жизнь, поэтому не может быть той религией, которая дала силы и веру народу саха и позволила прожить ему очень долгую жизнь.

Л.Н.Гумилев считает якутов реликтовым этносом, сохранившимся со времен хуннов. Но религия народа саха имеет еще более глубокие корни, потому что и до хунско-тюркского периода в Великой степи жили кочевые народы, которые имели религию, отличавшуюся от других мировых религий.

Настоящая белая религия — религия белых айыы, сформировавшая менталитет народа саха, объединившая отдельные личности в народ и позволившая ему освоить суровый северный край, была религией древних хуннов и тюрков и вошла в историю под названием тенгрианство.

Заповеди этой религии сохраняются в устном народном творчестве народа саха, в его обычаях, в проведении культовых праздников ысыах. Как и всякая другая религия она применяла понятные для народа термины и понятия, связанные с его хозяйственной деятельностью, со временем она видоизменялась, появлялись новые заимствования, потому что в состав народа саха вливались представители других евразийских народов, новые канонизированные святые, которые увековечили в сознании народа его легендарных вождей, но основным оставалось одно — поклонение Солнцу и Небу, олицетворяющим в сознании народа Верхний мир светлых творцов, поклонение Срединному миру, являющемуся колыбелью и местом жизни всего человечества.

Поклонение природе, понимание того факта, что человек является лишь частью окружающего огромного мира, и этот мир может поддержать или уничтожить его, позволяет отнести религию белых айыы к космогонической религии.

Она имеет некоторые свои особенности, которые отличают ее от всех мировых восточных и западных религий, проповедующих, в конечном итоге, отказ от всего земного и мирского и обращение к богу, в надежде на нирвану или райскую жизнь. Возможно, все мировые религии пришли к пониманию никчемности земной жизни в результате того, что реальные ценности цивилизации, общества потребления не совпадают с теми человеческими ценностями, на которых базируется любая религия.

Наиболее близкой к тенгрианству религией, из ныне существующих, является православие. Большая часть православных христиан, проживающих в России, придерживалась в древности тенгрианства, и естественным отличием восточного православного христианства от западного католического является то, что она многое использовала из древней религии кочевников.

САМЫМ ИНТЕРЕСНЫМ в древней религии является то, что саха считали: у человека имеются три кут (условно понятие “кут” можно перевести как “душа”), которые объединены в одно целое жизненной силой — сюр. При этом Буор кут (земляная душа) определяла внешний облик человека и с его смертью возвращалась обратно в землю. Ийэ

кут (материнская душа) определяла наследственность и передавалась от предков к потомкам через детей и родственников и оставалась в Срединном мире.

А Салгын кут (воздушная душа) олицетворяла духовный мир человека, его мысли и обеспечивала связь с окружающей средой и после смерти человека уходила в окружающее пространство, в Верхний мир. Все три куга во время жизни человека находятся вместе и соединены жизненной силой сюр, но во время транса или сна воздушный кут может отделиться от человека и путешествовать по окружающему миру. Пропадание жизненной силы сюр означает смерть человека как индивидуума и гибель буор-кут. Ийэ кут остается в потомстве, салгын кут — в окружающем пространстве.

ЭТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ древних саха совершенно необъяснимым образом совпадают с представлениями некоторых современных исследователей. Так, член-корреспондент АН СССР А.Г. Спиркин из Минска считает, что имеются три различных вида биополя — три голографические информационные матрицы, из которых состоит человек (три кут у народа саха).

В свое время Вернадский ввел понятие “биосферы”, которым он обозначал сумму всего живого, населяющего нашу планету. По словам академика АМН В.П.Казначеева, биосфера должна рассматриваться как “единый целостный планетарный организм”. Атомы, вошедшие в биосферу, писал Вернадский, атомы, захваченные жизненным вихрем, редко возвращаются, а может, и вообще не возвращаются обратно в косную материю.

Изучая биосферу, Вернадский пришел к парадоксальному выводу: в геохимическом отношении она пребывает неизменной в течение всей своей эволюции; со времени возникновения жизни на Земле биосфера имела ту же массу, что и сейчас. Появляются и исчезают целые классы и виды живых существ, биосфера же, этот “целостный планетарный организм”, остается как бы в “невозмутимом покое”.

Многие известные философы и ученые допускали, что этот совокупный планетарный организм наделен единым коллективным сознанием.

В 1972 году Государственный комитет по делам изобретений и открытий при СМ СССР зарегистрировал научное открытие В.П.Каэначеева, С.П.Шурина и Л.П.Михайловой, установивших электромагнитную связь живых клеток друг с другом. Последние выращивались на виду друг у друга, но в изолированных камерах, разделенных кварцевыми, прозрачными для ультрафиолетовых лучей, окнами. После того, как обитатели одной из камер были заражены злокачественными вирусами и стали умирать, клетки из другой камеры также стали гибнуть. Так было доказано: клетки, изолированные друг от друга, могут обмениваться информацией. Если такое бесконтактное воздействие возможно на клеточном уровне, сколь более мощно должно оно проявляться на более высоких уровнях.

В последние годы жизни доктор психологических наук В.Н.Пушкин выдвинул гипотезу о форме-голограмме, содержащей информацию о живом. Такие формы-голограммы взаимодействуют между собой, образуя единое информационное поле — некое подобие коллективного сознания биосферы.

Доктор биологических наук В.М.Инюшин говорит об информационном поле человека как о биоплазменном теле — совокупности плазменных структур живого организма, соединенных в одно целое, идеальной среде для волновых колебаний и вместилище волновых структур голограмм.

Значит, представление древних саха, что человек неразрывными невидимыми нитями связан со всей окружающей средой, и любое действие человека во вред или благо окружающих людей и природного мира вызывает ответную реакцию и может коренным образом повлиять на здоровье и судьбу его самого, родственников или будущего потомства, имеет под собой обоснование. И религия белых айыы — тенгрианство сохранило многие обычаи, запреты, поверья, которые позволяют избежать опасных действий против окружающего мира.

Доктор Бурр Х.С. (Йельский университет, США) высказал гипотезу, по которой имеется поле-матрица, исходный чертеж, формирующий структуру тела. “Молекулы и клетки человеческого тела, — пишет он, — постоянно перестраиваются, разрушаются и пополняются свежим материалом, поступающим из пищи. Но благодаря контролю поля новые молекулы и клетки воспроизводятся по тем же схемам, что и старые... Когда мы встречаем друга, которого не видели в течение шести месяцев, на его лице не остается ни одной молекулы, бывшей в то время, когда вы его видели в последний раз. Однако благодаря контролю поля новые молекулы располагаются по старым, привычным схемам, и мы узнаем его лицо”. Удивительно похоже на описание буор кут в религии саха.

Понятие ийэ кут в религии якутов трактуется несколько шире, чем то, что можно по современному назвать наследственностью и которую пытаются объяснить набором хромосом. Генетики до сих пор не объяснили, каким образом записанная одномерным кодом на ДНК генетическая информация предопределяет создание трехмерного организма.

Итальянский ученый Петруччи в 60-х годах до двух месяцев растил человеческий эмбрион вне живого организма в искусственно созданной “колыбели”, где обеспечивал условия его развития. Но эти эксперименты зашли в тупик. Не удалось преодолеть двухмесячный рубеж развития эмбриона вне организма женщины. И вряд ли это удастся: исследования последних лет показали, что от зачатия до формирования ребенка вся цепь событий должна иметь непрерывность взаимодействия матери и ребенка. Это можно доказать на одном простом примере: ребенок, рожденный через кесарево сечение, а не обычным нормальным путем, бывает предрасположен к дыхательным нарушениям. Значит, ребенок в пробирке может быть только зачат, а дальнейшее его развитие невозможно без живого материнского организма, который обеспечивает ему связь с окружающим миром, окружающей информационной средой.

Ребенок, зачатый в пробирке от половой клетки донора-мужчины, помещенный с согласия семейной пары в жену, бывает потом очень похож на мужа. Наследственность передается, значит, не только генетическим путем, но через организм матери на нее влияет и окружающая среда. Многие исследователи считают, что будущие болезни и несчастья ребенка напрямую зависят от эмоционального состояния матери во время беременности.

Якуты считали, что ийэ кут передается от предков и остается после человека в его потомках в Срединном мире, и жизнь и судьба этого потомства, насколько долго сохранится его род напрямую зависят не только от действий самого человека во время всей его жизни, но и поступков его предков.

Человек, у которого не было детей, считался у якутов самым не счастливым человеком, человеком, которого покарали боги, потому что на нем прерывался его ийэ кут. Ийэ кут, по поверьям саха, у родственников был един и в силу этого за грехи отдельного человека отвечал весь род.

Наиболее ярким проявлением этого поверья древних кочевников являются действия монголов Чингисхана. Монголы считали, что в семье предателя, нарушившего клятву, тоже возможны клятвопреступники, и уничтожение родственников предателя — богоугодное дело.

По концепции профессора Н.И.Кобозева, мыслящий мозг невозможен не только на биохимическом, но даже атомно-молекулярном уровне. Носителей психических функций и сознания “нужно искать в области элементарных частиц и связанных с ним полей”. То есть опять же в информационном поле. Как стало ясно в последнее время, наш мозг — это, прежде всего, проточный биохимический реактор, функционирование которого происходит на основе автоволновых (колебательных) реакций, идущих в различных частях организма.

Приводя слова Гераклита “сила мышления находится вне тела”, белорусский философ А.К-Манеев высказывает предположение, что структурой, которая порождает мысль, возможно, является “полевая формация биосистем”.

Соответственно весь жизненный опыт человека, ситуации, которые он пережил, все слова, им сказанные когда-то или сказанные ему, — все это фиксируется его биологическим полем и хранится в виде своеобразных голограмм в общем информационном поле.

Вышеописанное очень похоже на понятия в религии саха, связанные с салгын кут, который, как считали якуты, обеспечивает связь человека с окружающей средой. Они верили, что после смерти человека салгын кут уходит в Верхний мир и только у человека, умершего плохой, насильственной смертью остается в Срединном мире и мучается, мерзнет без буор кут.

Согласно учения американца Рона Хаббарда. создателя “Дианетики”, все болезни человека возникают из-за того, что в бессознательном состоянии или даже на уровне яйцеклетки он воспринял нежелательную информацию в виде слова, а так как в этом состоянии у него работает лишь подсознание, которое образует сразу же дефектные причинные связи, мешающие нормальному функционированию мозга, это влечет за собой неправильную работу организма и вызывает болезни.

Процесс “одитинга” — устранения этих дефектных причинных связей позволял автору излечивать многие болезни, вплоть до психических. Сам Хаббард предполагает, что 60% болезней человека — психические и напрямую зависят от правильной работы подсознания. Он даже туберкулез считает психической болезнью, возникающей при развитии туберкулезных палочек, имеющихся практически у каждого здорового человека, когда человек постоянно простужается.

Лазарев С.Н. в своей книге “Диагностика кармы” считает, что болезни возникают из-за нарушения кармы самим человеком в этой или предыдущей жизни, другими людьми или его предками. При исправлении кармы его пациенты также переставали болеть. При этом очень многие его действия по излечению больного совпадают с приемами одитора у Рона Хаббарда.

Результат у обоих получается один — человек выздоравливает. Хотя Рон Хаббард, как истый американец, представляет при этом человека как механическое устройство, имеющее вместо мозга вычислительную машину с постоянным и оперативным запоминающим устройством, куда можно ввести нежелательные связи, что вызывает неполадки в устройстве, а Лазарев все свои действия объясняет с точки зрения восточных кармических учений, с соответствующей этим учениям атрибутикой, такой, как переселение душ, энергетический вампиризм, но с привлечением современных представлений о биополях человека.

Хотя и древние якутские черные шаманы, или, как их сейчас называют, экстрасенсы-знахари, в свое время успешно лечили не только сородичей, но даже служителей православной церкви. Дело однажды дошло до того, что когда заболел царь Петр I, из вилюйских улусов собрали шаманов для отправки в Петербург, и только долгие сборы и смерть царя отменили поездку этих лекарей в столицу Российской империи.

Судя по всему, для того, чтобы человек был здоров, он должен подсознательно придерживаться каких-то общих природных законов, обеспечивающих ему “механизм” взаимодействия с окружающим миром на уровне подсознания. При этом, в зависимости от степени образованности и образа жизни человека, для правильной работы данного “механизма” взаимодействия он должен получить необходимые и понятные ему объяснения на уровне сознания.

При объяснении своего учения Р.Хаббард с типичным для западного философа узко-прагматическим упрощенным объяснением сложного явления ставит человека выше природы и считает человека венцом развития божественной мысли, биокибернетическим роботом.

У Лазарева совершенно иной подход. Многие явления и случаи лечения людей удивительны и дают повод для размышлений. Он прекрасно знает современные представления науки о биополях, о лептонных полях и связывает эти понятия с восточными кармическими учениями.

Человек у него — молекула божественного целого, мелкая частица, которая сама по себе ничтожество, пыль по сравнению с окружающим миром и потому должна отказаться от всего земного, мирского, чтобы быть ближе к богу. В конечном итоге, проповедуя любовь ко всем, он ставит все-таки любовь к богу выше всех остальных чувств и привязанностей человека, выше власти, денег, семьи, работы, знаний и т.д. В то же время он учит не презирать земное, что тоже, оказывается, плохо, и непрерывно пугает человека близким концом света, которая у него наступает с распадом духовной сущности человечества.

Единственным выходом для человечества, его спасением он считает обращение к Богу. Очень характерный для восточных учений момент.

Земная жизнь для человека, по кармическому учению, это временное явление. Человек живет несколько жизней и если он человек праведный, то, прожив несколько жизней, совершенствуясь, сливается с богом, уходит в нирвану, а если он человек грешный, то дальнейшие его жизни могут быть даны ему в теле нечистых животных.

Лазарев, слава Богу, не пугает, что грешник будет жить в теле животных, он просто, как современный человек, обещает человеку, в понятных ему выражениях, жизнь на других планетах или в других мирах, но опять же с неизбежным наказанием за грехи в этой жизни.

Но надо отдать ему должное, в отличие от Рона Хаббарда, который считает, что он достиг истины, Лазарев утверждает, что все восточные и западные философии в существующем виде не могут помочь человечеству найти выход из создавшегося кризисного положения и нужно их соединить в новом качестве, то есть сформировать на их базе новую философию и новое мышление.

НО НУЖНО ли человечеству искать новую религию, не лучше ли вспомнить свою старую, основательно забытую?

Ведь никто не станет отрицать, что развитие идет спирально, на базе накопленного опыта, и что многое новое — лишь хорошо забытое старое, которое по новому объяснено. Устройство мира сильно не изменится, если мы начнем объяснять это устройство новыми понятиями и словами. Хотя вряд ли человечество до конца познает окружающий мир, так как оно само является частью мира, которая, к тому же, появилась совсем недавно.

40 тысяч лет назад сформировался в процессе эволюции наш вид. Это исчезающе малый период времени на фоне 4 млрд лет, прошедших с зарождения жизни на планете. Истоки нашей цивилизации отстоят от нас едва ли на 4 тысячи лет. А мы уже называем себя гордо “Гомо сапиенс” (человек разумный), хотя для нашей цивилизации больше подойдет название “Гомо экономикус” (человек хозяйствующий, потребляющий). Мы пока только берем от окружающей природы, и это безудержное потребление привело к тому, что мир уже стоит на грани экологической катастрофы. Человечество может исчезнуть как биологический вид, идущий против природы, просто-напросто из-за того, что не хватит природных ресурсов Земли, чтобы прокормить все возрастающее население.

Каждому человеку для нормального существования требуется в среднем в сутки не менее 10 литров пресной воды, не менее 500 г. сухого веса углеводов, белков, жиров и около 4,5 куб. м. кислорода. Чтобы удовлетворить потребности в пище для создания пахотных зе мель в тропических странах, согласно данным ООН, уничтожается ежегодно 11 млн. га леса. А это легкие планеты!

С чудовищной скоростью растут “города-монстры” с многомиллионным населением. С 1950 г. количество жителей городов на земном шаре утроилось.

Развитие промышленности и сельского хозяйства приводит к росту кислотных дождей, уничтожающих растительность. В ряде регионов мира от них пострадало свыше 80% лесов.

К этому надо добавить рост выбросов в атмосферу хлорфтороуглеродов, сдвигающих равновесие между реакциями образования зона и кислорода, что вызывает в атмосфере возникновение озонных дыр и повышение солнечной жесткой ультрафиолетовой радиации на планете, а следовательно, возможный рост генетических и онкологических заболеваний.

Широкое использование химических удобрений и ядохимикатов стало причиной ухудшения продуктов питания. Продолжается загрязнение рек, озер, морей и океанов плохо разлагающимися отходами промышленности.

Ветровая и водная эрозия, засоление почв ведут к ежегодной потере 5—7 млн. га почв и пашен.

Этот мрачный список можно продолжать, но уже ясно, что человечество уже подошло к определенному порогу своего развития и должно найти правильный выход из положения или исчезнуть, как биологический вид.

НЕКОТОРЫЕ УЧЕНЫЕ считают, что теория дарвинизма, генетическая теория, павловская теория условных рефлексов, в общем, вся современная наука не может дать правильный ответ на некоторые вопросы из накопленного человечеством знания и объясняют эти вопросы предположением, что эволюция движется скачками, накапливая информацию в общем биополе.

Если принять за истину утверждение, что накопление информации есть механизм эволюции, его движущая сила и генеральное свойство всей живой материи, то можно констатировать, что любые виды живых существ в процессе эволюции становятся опытнее, накапливая информацию в общем биологическом поле.

Последнее утверждение применимо и для человека, так как он является биологическим существом. Возможно, нужна критическая масса живой материи в виде человечества, чтобы эволюция совершила еще один качественный рывок в своем развитии.

Тогда, отчасти, прав Лазарев, который считает, что человечество стоит на грани духовного вырождения, и подсознательные враждебные действия человека могут запустить необратимую цепную реакцию ответных враждебных действий всех против всех и вызовут первую и последнюю “мировую психвойну”, так как способности каждой отдельной личности многократно возросли в процессе эволюции, поэтому сейчас каждый имеет свою “психдубинку”, действующую на подсознательном уровне. Размахивание этими “психдубинками” может привести к духовному вырождению человечества и его гибели.

Но такой сценарий развития маловероятен, если иметь в виду, что в мире много разных людей и народов с разными менталитетами и не все они подсознательно проповедуют мораль “ударом ответить на удар” или “человек человеку волк”. Хотя и волка обижать не следует, сравнивая его с пациентом Лазарева, обывателем с субпассионарными наклонностями, который вдобавок еще молится золотому тельцу и живет в обществе потребления.

Многие мировые религии, в том числе самые для нас известные — мусульманство и христианство, проповедуют против общества потребления и сомнительно, что мораль общества потребления настолько овладеет умами всего человечества, чтобы подтвердились прогнозы Лазарева.

Западная мораль, олицетворяющая собой свободу личности, зависимую только от написанных Западом законов, стоящих на страже собственности, проповедует власть денег и личной собственности как главные ценности в жизни человека и практически освобождает его от ответственности перед обществом. Имея достаточное количество денег, человек на Западе обретает такую “личную свободу”, что может игнорировать мнение окружающих. Конечно, при этом не нарушая существующих законов.

Но достаточно ли этих, написанных человеком, несовершенных, эгоистичных законов для того, чтобы за этим человеком оставалось здоровое потомство, которое продолжало бы жить на цветущей Земле?

Сейчас даже сами американцы понимают, что это невозможно и, навязывая нам, россиянам, свой несовершенный деляческий образ жизни, лихорадочно пытаются возродить в Америке утраченные в угаре наживы общечеловеческие ценности, культы семьи, родины. Но нельзя соединить несоединимое, власть золотого тельца, когда все продается и покупается, неизбежно ставит все другие ценности человека ниже ценности денежного мешка.

Так же и известная нам восточная мудрость, которая призывает человека отказаться от кратковременной земной жизни ради жизни загробной, вечной, не может быть для человека поддержкой в его жизни в Срединном мире.

Мы довольно плохо знаем сами восточные учения, до нас они доходят через различных европейских толкователей, которые могут довольно сильно изменить суть этих учений. Для нас, российских читателей, наиболее верным толкователем восточных учений мог бы быть Н.К.Рерих.

Великий русский художник, мыслитель мирового масштаба, он, родившись в России, жил и умер в Индии. В июне 1926 года Рерих при встрече с наркомом иностранных дел Чичериным вручил ему письмо от духовных учителей Востока — Махатм. Текст послания махатм впервые был опубликован в 1956 году в журнале “Международная жизнь”.

“На Гималаях мы знаем совершаемое Вами. Вы упразднили церковь, ставшую рассадником лжи и суеверий. Вы уничтожили мещанство, ставшее проводником предрассудков. Вы разрушили тюрьму воспитания. Вы уничтожили семью лицемерия. Вы сожгли войско рабов. Вы раздавили пауков наживы. Вы закрыли ворота ночных притонов. Вы избавили землю от предателей денежных. Вы признали, что религия есть учение всеобъемлемости материи. Вы признали ничтожность личной собственности. Вы угадали эволюцию общины. Вы указали на значение познания. Вы преклонились перед красотою. Вы принесли детям всю мощь космоса. Вы открыли окна дворцов. Вы увидели неотложность построения домов общего Блага!

Мы остановили восстание в Индии, когда оно было преждевременным, также мы признали своевременность Вашего движения и посылаем Всю нашу помощь, утверждая Единение Азии! Знаем, многие построения совершатся в годах 28-31-36. Привет Вам, ищущим Общего Блага!”

Теперь мы знаем, что произошло 28-31-36, и знаем даже, что произошло и после. Печальные последствия призывов “Грабь награбленное”, “Кухарку — к рулю государства” мы испытали на собственной шкуре. Кстати, подобное происходило и в Древнем Иране, когда по учению пророка Маздака иранцы пытались построить общество, очень похожее на социалистическое. Кончилось это для них довольно грустно, потому что, в конечном итоге, всех приверженцев древнего социалистического учения закопали вверх ногами. Оставшаяся в живых часть проповедников этого учения, по Гумилеву, убежала и обосновалась на территории стран СНГ.

В послании Махатм из Гималаев отразилась сама личность Рериха, потому что Махатмы знали Советскую Россию по идеалистическому восприятию происшедших перемен самим Рерихом, которое поддерживалось в нем еще и тем, что он к этому моменту был знаком с тибетским учением о Шамбале.

Впоследствии Рерих понял, что он ошибался в оценке происходившего в своей стране и отказался возвращаться в Россию. Но в 1926 году он искренне считал, что Советская Россия это и есть Северная Шамбала, откуда придет последний Будда-Майтрейя, который установит справедливость и обоснует во всем мире единое царство свободы, равенства и братства.

Похожие идеи проповедовали и индусы. Рерих в своем очерке “Сердце Азии” привел отрывки из древнеиндийских учений, которые проповедуют мессианское учение о приходе Калки Аватара-всадника, который придет из Шамбалы. Придет он в конце Калиюги, под которым древние индусы понимали конец общества потребления. В описании Вишну Пураны Калиюги нетрудно узнать идеализируемое сейчас нами современное западное общество.

“И будут временные монархи на Земле, цари сварливые, жестокого нрава, прилежащие ко лжи и ко злу. Они будут убивать женщин и де тей... Они отнимут собственность подданных. Жизнь их будет коротка и вожделения ненасытны. Люди разных стран соединятся с ними... Богатство будет уменьшаться, пока не истощится весь мир.

Имущество станет единым мерилом. Богатство будет причиною поклонения. Страсть будет единственным союзом между полами. Ложь будет средством успеха на суде. Женщины станут лишь предметом вожделения. Богатый будет считаться чистым. Роскошь одежд будет признаком достоинства...

Так в Калиюге будет постоянное падение... И тогда в конце черного века явится Колки Аватар... Он восстановит справедливость на земле... Когда Солнце и Луна, и Тишья и Юпитер будут вместе, тогда вернется Сатиа — век белый”.

Воистину мир истощился, человечество стоит на грани вымирания из-за нарушенной экологии Земли, а прихода мессии из Северной Шамбалы, где люди разводят конный скот, не предвидится. И если мы, все россияне, будем сидеть и ждать мессию, как люди Востока, то наши ожидания напрасны, потому что мы сами живем в этой северной стране.

Или ждать, как нам обещают наши российские правители начиная с 1991 года, что какой-то мессия в виде дядюшки Сэма из Северной Америки в одеянии ковбоя придет и спасет нас от голодной смерти, дав нам гроши за наши богатства, то это тем более напрасно.

А мораль общества потребления “хватай чужое обманом” ничем не отличается от социалистического “грабь награбленное”. Единственное отличие этих систем только в том, что к управлению государством у капиталистов допускаются не “кухарки”, а люди, прошедшие курс наук, который называется — экономика, и которые могут обеспечить жизнь “при коммунизме” гражданам своей страны за счет остальной угнетаемой части человечества.

Но если человечество не тупиковая ветвь эволюции, а накопление информации есть движущая сила эволюции, то мораль (религия), проповедуемая человечеством в дальнейшем, обязательно должна содержать достаточно веские обоснования для организации счастливой земной жизни человека с накоплением им в течение этой жизни необходимых качественных знаний — информации. И эта религия не должна быть копией существующих западных и восточных учений.

САМОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ, что такая религия существовала и существует. И эта древняя религия — тенгрианство. Не отрицая земной жизни, не ставя человека выше бога, если под богом понимать единый планетарный разум — продукт эволюции живой материи, а считая человека лишь частью природы, тенгрианство дало нашим предкам достаточно сил и веры, чтобы выжить и развиваться.

Возможно, тенгрианство сохранило для человечества постулаты единой древней мировой религии, которая затем распалась на многие другие, потому что образ жизни и природные условия формировали разные условия этногенеза для различных групп человечества, что неотвратимо вызывало различные толкования этой веры. При этом эти толкования иногда приводили и к “черной” вере — манихейству, богумильству, исмаилизму и т.д.

Но с точки зрения накопления информации это обстоятельство тоже оправданно, так как разнообразие мнений обеспечивает более качественную информацию. Не будем забывать своих классиков марксизма-ленинизма, утверждавших, что количество переходит в качество.

Как отмечает Гумилев, этнос в свой достаточно короткий период жизни в пору подъема, расцвета или упадка меняет иногда свою религию на чужую, а иногда его собственная религия настолько меняется, что становится совершенно не похожей на первоначальную, потому что законы, по которым живут пассионарии и обыватели, довольно сильно должны различаться.

Поэтому нет сомнения, что христианство, мусульманство, буддизм сильно изменились с тех пор, как они были впервые созданы, а смена тюркоязычными народами своей родной религии на чужие в пору упадка вызвала и последующий неизбежный распад единства кочевого тюркского мира на отдельные части, вошедшие затем в мусульманский, китайский, европейский и евразийский суперэтносы.

Одной из частей единого древнего евразийского кочевого мира, которая сохранила в силу обстоятельств некоторые постулаты своей древней религии — тенгрианства, является народ саха.

ТЕНГРИАНСТВО имеет более древний возраст, чем возникновение империи хуннов в III веке до н.э. Саки, от которых позаимствовали религию хунны, в пору своего заката жили одно время на землях, граничащих с Парфянским царством, и активно участвовали в его политической жизни. В.И.Щербаков, например, утверждает, что скандинавы в своих сагах описывают деяния парфянских царей. Тогда Одун хан народа саха и бог Один скандинавских и германских саг — одного корня?

Прежние верования бесследно не исчезают, а входят составными частями в новую религию. Если искать параллели в других древних языческих религиях, то можно привести пример того, как древние иранцы жертвенным коням надевали на голову рога. Это означает, что религия древних иранцев и саков имеет связи с еще более древней культурой плиточных могил, где солнце — бог Сах высечен на камнях вместе с жертвенным оленем. Летящий олень очень часто встречается в зверином скифском стиле.

Древние иранцы, как и якуты, представляли мир в виде трех миров, связанных вертикальным проходом-столбом — путем богов. Столб-коновязь для народа саха — непременный атрибут веры.

Слово "каган", которое мы знаем в привычной нам транскрипции, на самом деле читается хахха аан (по-якутски — “зашита прохода”), и в этой же транскрипции вырезано на печати Чингисхана. Значит, тюркское слово "каган" обозначало понятие “заступник”, “защита”, “посредник между богом (природой) и народом”.

Для древних кочевников верховный вождь являлся посредником между ними и окружающим их миром. Тогда понятно, почему вожди хуннов и тюрков одновременно были и верховными жрецами их религии. Кочевой мир добровольно объединялся вокруг этих вождей, потому что в его лице они получали не только защитника от окружающих враждебных народов, но и веру в то, что они через него получат помощь и защиту окружающего мира.

Слово каган также обозначает вождя на языке племен индейцев дакота в Северной Америке. Так как считается, что эти индейцы попали в Америку около 10—12 тысяч лет назад, после таяния ледника, то, несомненно, похожие верования существовали и у них, и корни тенгрианства идут с тех давних пор.

Вождем племени становился самый умный и сообразительный. Он должен был быть одновременно и вождем, и жрецом. Возможно, в большинстве случаев — экстрасенсом. Одна грубая физическая сила вождя не могла обеспечить безопасность племени в окружении дикой природы, где любой большой хищник намного превосходил силой самого могучего человека. И единственным способом выживания были согласованные коллективные действия всего племени, руководимого мудрым вождем.

По нашим представлениям, при этом они исповедовали какие-то примитивные поверья. Но никто не может дать сейчас гарантии, что эти верования не были более совершенны с точки зрения симбиоза с окружающим человека огромным миром. Эти верования изменялись довольно медленно, так же медленно шла и эволюция человечества.

Согласно последним гипотезам исследователей о коллективном разуме биосферы и скачкообразном развитии эволюции — после накопления достаточной для этого скачка информации в общем биополе — появление человека как вида одновременно в Африке и на Диринг Уряхе в Якутии (так утверждает профессор Ю.А-Мочанов) не вызывает удивления.

И если предположить, что в процессе развития цивилизации потребления человечество основательно подзабыло старые заповеди, которые позволяли ему жить и строить отношения с природой не в ущерб себе, то имеет смысл вернуться и поискать пути выхода из кризисной ситуации, сложившейся сегодня, в своей истории и в своей древней религии.

И народу саха не следует слепо следовать за нашими новоявленными российскими рыночниками, пытаясь перенять с третьих рук чужую для нас западную философию, а следует вспомнить опыт своих далеких предков, которые не хуже других умели торговать, но в массе своей не преступали черту, за которым начинается духовный распад человека.

И не является ли условием бесконфликтного обитания людей исповедование каждым членом человеческого коллектива принципа разумной достаточности, который является основным в древней религии народа саха?


Андрей Иванович Кривошапкич, директор Межрегионального Центра повышения квалификации при ЯГУ. Автор книги "Евразийский союз" (Якутск: АО "Полиграф". 1997. — С. 203).

Hosted by uCoz