Егор АНТОНОВ
Тунгусское повстанчество
1 924-25 гг.
И ПОЛИТИЧЕСКАЯ
СИТУАЦИЯ В ЯКУТИИ
Тунгусское повстанческое движение
в 1924—1925 гг. охватило Охотское
побережье и восточные районы ЯАССР.
Основной причиной его возникновения
стало отделение Охотского края от
Якутии в апреле 1922 г. и его передача в
состав Приморской и Камчатской
областей. В результате в то время,
когда в Якутии проводилась новая
военно-политическая линия в условиях
НЭПа, на Охотском побережье местное
партийно-советское руководство и
органы ОГПУ продолжали вести
политику террора против населения
эпохи “военного коммунизма”.
Чекисты артиллерийским огнем
сметали тунгусские юрты, где
прятались женщины, дети, старики;
пулеметным огнем топили берестяные
лодки с мирными охотниками и
рыбаками. Аборигенов беззастенчиво
обирали, установив непомерные “налоги”
буквально за все: за убитую дичь,
оружие, дрова, собак, ободранную кору
деревьев и т.д. Дело дошло до того, что
с них стали брать старые долги,
установленные белогвардейцами в
1919—1923 гг.1 Представители советской
власти не знали языка тунгусов, быта,
нравов. Отсутствовали национальные
школы, не было ни одного аборигена в
составе совучреждении, прокуратуры и
даже не хватало переводчиков2.
10 мая 1924 г. восставшие под
руководством М.К.Артемьева заняли
населенный пункт Нелькан.
Захваченные в плен советские
работники А.В.Якуловский, Ф.Ф.Попов,
Корякин были отпущены на волю. 6 июня
мятежники численностью 60 человек под
руководством тунгуса П.Карамзина и
якута М.К.Артемьева после 18-тичасового
боя захватили порт Аян. Во время боя
были убиты начальник ОГПУ Суворов и
три красноармейца, а сдавшийся
гарнизон был освобожден тунгусами и
отправлен в Якутию3.
В Нелькане М.К.Артемьев в июне
созвал съезд аяно-нельканских,
охотско-аянских и маймаканских
тунгусов и якутов. На нем избрали
Временное Центральное Тунгусское
Национальное Управление, которое
решило отделиться от Советской
России и образовать самостоятельное
государство. М.К.Артемьева выбрали
начальником штаба вооруженных
отрядов, а начальником всех отрядов
— тунгуса П.Карамзина 4.
14 июля 1924 г. вАяне состоялся
Всетунгусский съезд Охотского
побережья с прилегающими к нему
районами, объявивший о независимости
тунгусского народа и о
неприкосновенности ее территории с
морскими, лесными, горными
богатствами и ресурсами. Лидеры
движения разных национальностей М.К.Артемьев,
П.Карамзин, С.Канин, И.Кошелев, Г.Я.Федоров
и др., всего 10 чел., составили “Обращение”
к мировому сообществу. В нем речь шла
о том, что отсталые “во всех
отношениях от мирового прогресса
науки и техники” тунгусы обращаются
к иностранным государствам и к Лиге
наций, “как к могучим защитникам
мелких национальностей в мировом
масштабе” по вопросу спасения их от
“общего врага мирового национализма
— русского коммунизма” 5.
Такая постановка проблемы
руководством движения
свидетельствует о довольно зрелом
уровне политического самосознания и
общественно-политических взглядов.
Точку зрения лидеров движения
интересно сопоставить с мнением
современного американского ученого
Д.Дэвидса, который написал, что “национализм,
и только национализм, является
эффективным барьером на пути
коммунизма”'. Мятежники создали
атрибутику своего национально-территориального
образования. К примеру, они приняли
трехцветный флаг “Тунгусской
республики”. Белый цвет флага
символизировал сибирский снег,
зеленый — лес, тайгу, черный — землю.
Был принят также гимн “Саргылардаах
сахаларбыт”7.
Таким образом, это движение не
являлось уголовным, поскольку ее
лидеры представляли собой
политических оппозиционеров,
сплотившихся вокруг конкретных
общественно-политических идей.
Руководство мятежников было хорошо
знакомо с законодательными и
философскими источниками. Об этом
свидетельствуют их требования о
национальном самоопределении,
правах личности, правах
малочисленных этносов, создании
самостоятельного национально-территориального
образования и т.д. Причиной
недовольства восставших являлось
неравенство прав больших и малых
народов при создании национально-территориальной
федерации. Тунгусы, оказавшись под
властью уполномоченного
Дальневосточного ревкома по
Охотскому уезду В.А.Абрамова, на себе
испытали политику террора эпохи “военного
коммунизма” в разгар проведения
НЭПа.
Экономика и культура
Кроме политических, повстанцами
были выдвинуты требования
экономического и культурного
характера. Например, они предложили
восстановить старинные тракты:
Якутск — Охотск, Нелькан — Аян и
Нелькан — Усть-Мая8. То есть они
стремились к установлению прежних
экономических связей с Якутией.
Кроме того, был разработан комплекс
мер по хозяйственному и культурному
развитию зоны Охотского побережья.
Что касается культурного освоения
Охотского побережья, то еще 28 февраля
1924 г. там возник филиал культурно-просветительного
общества “Саха омук”. Для его
создания специально приезжал первый
капитан-якут А. Д.Богатырев, который
ознакомил охотчан с целью и задачами
общества. На организационное
собрание пришло 60 человек, которые
поблагодарили национальную
интеллигенцию, группирующуюся
вокруг “Саха омук” и якутскую
организацию ВКП(б) за мирную
ликвидацию повстанчества 1921—1922 гг. и
за политику национально-культурного
возрождения в Якутии. Участники
собрания избрали правление филиала в
составе: председателя Т.В.Попова,
казначея А.В.Сивцева, секретаря К.Ф.Прокопьева.
Кандидатами в члены правления стали
С.Н.Федоров, Е.Т.Хаютанов.
Председатель общества “Саха омук” А.И.Софронов
2 февраля 1925 г. отправил новому
филиалу 30 поэтических сборников А.Е.Кулаковского,
10 экземпляров лирики А.И.Софронова, 20
книжек об отделении жилищ от хотонов
и 20 штук календарей9.
Таким путем осуществлялось
культурное проникновение на
Охотское побережье.
Временное Центральное Тунгусское
Национальное Управление
предупредило ЦИК СССР о том, что: “В
случае высадки военных частей
советских войск на наших берегах
Охотского моря и вторжения через
границы соседних нам республик
Дальвостока и Якутской автономии, мы,
тунгусская нация, как поголовно
восставшая из-за нетерпимой политики
большевиков должны будем оказать
вооруженное сопротивление как
доказательство нашего глубокого
возмущения и будем уверенными, что за
могущие быть жертвы вся
ответственность за пролитую
безвинную кровь перед историей и
общественным мнением падет на вас
как на высший орган Советской власти,
допустившей насилие”10.
Следовательно, участники движения
вовсе не желали кровопролития и
хотели решить назревший конфликт с
помощью мирных переговоров. Об этом
также свидетельствуют факты
освобождения плененных
красноармейцев и советских служащих.
Но в сентябре 1924 г. отряд Охотского
ОГПУ в районе селения Улья
расстрелял трех русских рыбаков,
двух тунгусов и одного якута. В ответ
повсюду начали организовываться
вооруженные отряды самобороны.
Группировка М.К.Артемьева без боя
овладела расположенным в 315 км. от
Якутска селом Петропавловск Усть-Майского
района". Активизировались очаги
повстанчества на Севере Якутской
АССР: Оймяконском, Верхоянском,
Абыйском (Эльгетском) и других улусах 12.
31 декабря 1924 г. восставшие захватили
населенный пункт Арка, а затем —
Новое Устье, находящееся в 7 км. от
Охотска. К Нелькану устремилась
группировка повстанцев под
командованием Г.Рахматуллина-Боссоойки13.
Мятежники конфисковали товары
Нельканского отделения фирмы “Гудзон
бей” и назначили заведующим военно-гражданским
складом Ю.Галибарова 14.
На Новом Устье им досталось до 10 тыс.
пудов продовольствия стоимостью в
100000 руб., в Оймяконе — разных товаров
на сумму около 25 тыс. руб., в Абые —
пушнина на 25 тыс. руб. В захваченных
местностях в руках повстанцев
оказались магазины и склады
Якутпушнины, кооператива “Холбос”,
других хозяйственных и торговых
организаций. Имелись случаи грабежей
мирного населения, когда отбирались
лошади, запасы продовольствия, сена15.
В 1924 г. культурно-просветительное
общество “Саха омук” приняло
постановление, в котором говорилось,
что в настоящий момент отсутствуют
причины, из-за которых началось
повстанчество 1921—1922 гг,
провозглашена автономия и
осуществляется гуманная политика по
отношению к бывшим мятежникам,
интеллигенции, крестьянству... Также
отмечалось, что это новое движение
является авантюрой и уголовным
бандитизмом, ведущим к
экономическому разорению.
Содержался призыв к членам “Саха
омук” принять участие в
агитационной борьбе с повстанцами,
привлечь бывших мятежников для
пропагандистской работы среди
населения и среди участников нового
движения16. Такая оценка была связана
с отсутствием объективной
информации о причинах возникновения
тунгусского восстания,
Какова была позиция партийно-советских
органов по отношению к повстанцам?
Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) И.В.Сталин
отправил инструкцию уполномоченному
ВЦИКа и ЦК К.К.Байкалову, который
руководил ликвидацией тунгусского
повстанчества. В ней говорилось: “ЦК
считаясь со всеми вышеизложенными
соображениями находит
целесообразным мирную ликвидацию
восстания, применяя военные силы
лишь в том случае, если это будет
диктоваться необходимостью...” 17.
Для ведения мирных переговоров была
направлена из Якутска комиссия в
составе П.И.Оросина, А.В.Давыдова и П.Филиппова,
которая присутствовала на втором
Тунгусском съезде в январе 1925 г. Эта
делегация информировала собравшихся
о политической жизни в Якутии и о
новом советском строительстве
вообще, но к их докладам съезд
отнесся очень недоверчиво18.
Объяснялось такое недоверие тем, что
тунгусы в них не видели юридического
лица, которое могло бы иметь значение
и вес в политике. Поэтому население
считало членов делегации
малоавторитетными и вполне резонно
вопрошало: “Может ли вчерашний
повстанец давать кому-либо твердую
амнистию?”.
Тунгусский съезд через мирную
делегацию представил в ЯЦИК ЯАССР
требования об: 1) отделении Охотского
побережья от Дальнего Востока и
присоединении к Якутии; 2)
предоставлении права тунгусам самим
разрешать политические,
экономические и культурные вопросы;
3) устранении от власти коммунистов,
проводивших политику террора. Во
время переговоров военные действия
были временно прекращены 19,
но под давлением Сибирского ревкома
алдано-нельканский конный отряд И.Я.Строда
внезапно захватил Петропавловск,
нарушив тем самым перемирие20.
31 марта 1925 г. группа М.К.Артемьева
заняла местность Сулгачи; 8 апреля
отряд Г.Рахматуллина-Боссоойки вошел
в с. Абагу. Конница И.Я.Строда в 20 км от
Петропавловска окружила и вынудила
сдаться группу С.Канина 21.
Из 13 окруженных мятежников двое
погибли, трое бежали к Артемьеву и 8
человек, в их числе сам Канин, сложили
оружие22.
Начальник штаба М.К.Артемьев с 60
повстанцами находился в местности
Мырыла (160 км от Амги). Туда поехала
делегация ЯЦИКа во главе с Р.Ф.Кулаковским,
которая подписала договор о
перемирии. 30 апреля ЯЦИК
командировал официальную делегацию
в составе Е.И.Слепцова, Ф.Г.Сивцева
и Н.Боддушева. Из них наиболее яркой и
интересной личностью являлся
уполномоченный Якутторга по
Охотскому побережью Ф.Г.Сивцев.
Федор Гаврилович Сивцев смело
говорил о том, что раньше Охотское
побережье играло огромную
экономическую роль для Якутии и его
потеря нанесла невосполнимый урон
республике. Ущерб состоял в том, что
пушнина из Гижиги, Олы, Сеймчана и
Удского края “попала не в те руки”, а
до революции якутские купцы и
промышленники распространили свою
торговую деятельность по всему северо-востоку
Азии и на юге до р. Амура и о. Сахалина.
Сивцев сетовал также на то, что якуты
насильно вытесняются из Охотского
побережья, а до революции их руками “обслуживались
все местные нужды”. Охотское
побережье, по его мнению, имело для
Якутии такое же значение, как
побережье Черного моря для Украины23.
Поэтому он предложил присоединить
Охотскую зону к Якутской АССР;
вернуть отнятые у якутов жилища и
земельные участки; привлечь тунгусов,
якутов, коряков и камчадалов к
управлению рыбными промыслами;
освободить всех необоснованно
арестованных аборигенов, открыть
национальные школы; создать историко-краеведческий
музей и т.д.24.
Партийно-советское руководство во
главе с М.К.Аммосовым, И.Н.Бараховым, С.В.Васильевым
в “Генеральном плане реконструкции
народного хозяйства Якутской АССР”
изложило проект установления
транспортной связи с Приморским
краем через выход к Охотскому морю. В
годы сталинских репрессий 1937—1938 гг.
органы НКВД использовали это в
качестве предлога для предъявления
чудовищных обвинений авторам “Генерального
плана”. Их обвинили в попытке
отторжения Якутии из состава СССР и
вхождения ее под протекторат Японии 25.
Такими жестокими методами командно-административная
система вытравливала из сознания
народа общественно-политические
идеи “выхода к морю”. Эта политика
изоляции свидетельствовала о
стремлении правящего режима
установить прочный” железный
занавес” и отрезать народы Якутии от
всяческих контактов с зарубежными
странами. В результате ЯАССР
постепенно стала захолустной
провинциальной окраиной.
В мае 1925 г. в ходе мирных
переговоров между М.К.Артемьевым и И.Я.Стродом,
Р.Ф.Кулаковским обе стороны сумели
найти общий язык. М.К.Артемьев
убедился в том, что во главе Якутской
АССР стоят не те коммунисты, которые
проводили политику террора;
в республике осуществляется
национальное возрождение и вопрос о
присоединении Тунгусии к ЯАССР
находится на стадии обсуждения26.
В результате успешных переговоров 9
мая было заключено мирное соглашение
и отряд М.К.Артемьева “единогласно
решил сложить оружие”. 18 июля отряд П.Карамзина
в местности Медвежья голова,
находящемся в 50 км. от Охотска,
присоединился к мирной сдаче27.
Всего сложили оружие 484 повстанца из
отряда М.К.Артемьева и 35 мятежников
группы П.Карамзина. Из числа
артемьевцев якутов было 315 (63,8%),
тунгусов - 85 (17,8%), русских — 46 (9,8%),
камчадалов — 1" (4,3%), 3 татарина, 2
поляка, 1 кореец и 14 лиц неизвестной
национальности2”.
22 июня 1925 г. на четвертой областной
партийной конференции в г. Якутске П.А.Ойунский
привел такие данные: на проезд и для
восстановления хозяйства рядовым
повстанцам выдавалось от 15 до 60 руб.
золотом, в отдельных случаях — 100— 200
руб., а самому М.К.Артемьеву — 1000 руб.
Тунгусские повстанческие части были
влиты в состав амгино-нельканских
войск под командованием И.Я.Строда.
Все материальные убытки, причиненные
на территории боевых действий,
возмещались Якутской АССР. М.К.Артемьева
назначили особо уполномоченным по
Охотско-Нельканскому району.
Тунгусам выдали берданы с патронами 29.
10 августа в г. Охотске открылся
съезд тунгусов Охотского побережья,
на котором присутствовали
представители 21 тунгусского рода и
трех якутских районов. Они приняли
постановление о торговле, охотничьем
и рыбном промыслах, здравоохранении,
народном образовании. Было обращено
особое внимание на организацию
родовых Советов30.
25 августа 1925 г. “Главное Тунгусское
Национальное Управление”
посредством акта выразило пожелание
о том, чтобы национальное
самоопределение тунгусского народа
было закреплено решениями,
вынесенными ВЦИКом СССР, Советом
Национальностей Верховного Совета
СССР и ЦИКом РСФСР. Принятие такого
постановления позволило бы
прекратить дробление единого
тунгусского этноса между различными
административными образованиями,
такими, как Якутская АССР, Приморская
и Камчатская области. Свое
раздробленное состояние они
рассматривали как “продукт
монархической политики”. Основной
целью участников движения являлось
объединение тунгусского народа и
вхождение его в качестве
самостоятельной национальной
единицы в состав автономной Якутии31.
“Выхода к морю” добивались также и
отдельные представители
интеллигенции. Например, известный
общественный и культурный деятель,
друг М.Горького А.А.Семенов во
Владивостоке настойчиво просил
через редакцию газеты “Красное
Знамя” помочь молодой автономной
Якутии пробить путь к Тихому океану.
В результате этих попыток в 1936 г. из г.
Хабаровска в порт Аян, находившийся
на побережье Охотского моря, выехала
экспедиция во главе с инженером,
доцентом Иркутского государственного
университета И.Ф.Молодых для
обследования основных дорожных
путей к морю32.
Отсюда видно, что эта проблема
находила отзыв у приморцев.
Однако центр, и особенно органы
ОГПУ-НКВД, не разделяли подобных
взглядов и постоянно подозревали
якутов в “японофильстве”. В 1925 г. М.К.Аммосов
с тревогой сообщал в Якутск своим
друзьям, что “в недрах ЦК (Сталин и
другие) относятся крайне недоверчиво
к нам, относя нас к категории
коммунистов, перерождающихся в
буржуазных революционеров” 33.
Об этом же говорил Ф.Г.Сивцев: “Крамола
— не достояние населения, а ее
создают нездоровые методы, излишняя
подозрительность, партийная
недоразвитость и национальная
невоспитанность”34.
Таким образом, партийно-советское
руководство Якутии во главе с М.К.Аммосовым,
И.Н.Бараховым, С.В.Васильевым, П.А.Ойунским
стремилось разрешать возникшие
национальные конфликты мирными
средствами и с учетом региональных
особенностей. Но уже в период НЭПа
резко начинает возрастать роль
центра, который пытался навязать
свою политику в национальных
окраинах. Сталинская номенклатура с
конца 20-х годов окончательно избрала
универсальный метод решения
нарождающихся противоречий внутри
федерации, основанной на национально-территориальном
принципе. Это видно уже на примере
кровавого подавления движения
конфедералистов в 1927—1928 гг., когда
массовым репрессиям подверглись
интеллигенция и партийно-советское
руководство. После выхода в свет
Постановления ЦК ВКП(б) “О положении
в Якутской организации ВКП(б)” от 8
августа 1928 г. стало невозможным на
долгие десятилетия даже упоминать о
каком-либо выходе к Охотскому морю.
Малейшие попытки поднять эту
проблему расценивались жестко, а
именно как “буржуазно-националистические”
поползновения.
Примечания
1. Пестерев В.И. Исторические
миниатюры о Якутии. — Якутск, 1993. — С.
102— 103.
2. Антонов Е.П. Тунгусское восстание:
ошибок можно было избежать.. .//Илин. —
1995. - С. 94.
3. Гоголев З.В. Разгром
антисоветских восстаний в 1924-1925 и
1927—1928 гг. // Научные сообщения. Вып. 6.
— Якутск, 1961. — С. 25; Пестерев В.И. Указ.
соч. — С. 105; Антонов Е.П. Указ. соч. — С.
94.
4. Гоголев З.В. Указ. соч. — С. 25;
Антонов Е.П. Указ. соч. — С. 94—95.
5. Пестерев В.И. Указ. соч. — С. 105;
6. Мунтян М.А. Национализм в эпоху
постиндустриализма: попытка нового
прочтения.//Кентавр. — 1994. №]. — С. 15.
7. Гоголев З.В. Указ. соч. — С. 25;
Пестерев В.И. Указ. соч. — С. 106.
8. Антонов Е.П. Указ. соч. — С. 94.
9. НА РС(Я), ф. 459, оп. 1, д. 81, л. 1-2; д. 154, л.
1.
10. Пестерев В.И. Указ. соч. — С. 106.
11. Там же. - С. 107.
12. Пестерев В.И. Указ.соч. - С. 107;
Гоголев З.В. Указ. соч. — с. 25.
13. Пестерев В.И. Указ. соч. — С. 107.
14. Антонов Е.П. Указ. соч. — С. 95.
15. Гоголев З.В. Указ. соч. — С. 26.
16. НА РС(Я), ф. 459, оп. 1, д. 72, л. 2.
17. Пестерев В.И. Указ. соч. — С. 108.
18. Гоголев З.В. Указ. соч. — С. 26;
Антонов Е.П. Указ. соч. — С. 25.
19. Там же.
20. Пестерев В.И. Указ. соч. — С. 109;
Гоголев З.В. Указ. соч. — С. 26.
21. Там же.
22. Башарин Т.П. Общественно-политическая
обстановка в Якутии в 1921—1925 гг. -
Якутск, 1996. - С. 267.
23. Там же. — С. 268; Багдарыын Сулбэ.
Вечная память им! — Якутск, 1995. — С.
144-146, 151.
24. Там же. — С. 149.
25. Аргунов И.А. Социальная сфера
образа жизни в Якутской ЯАССР.
— Якутск, 1988. - С. 68.
26. Антонов Е.П. Указ. соч. — С. 96.
27. Пестерев В.И. Указ. соч. — С. 109;
Башарин Г.П. Указ. соч. — С. 268.
28. Там же.
29. Гоголев З.В. Указ. соч. - С. 27-28.
30. Там же.
31. ПФА АН (Санкт-Петербургский
филиал архива Академии наук), ф. 47, оп.
1, д. 142, л. 7.
32. Якутские друзья А.М.Горького (сост.
Тимшин А. Т., Дистлер И.В.). — Якутск, 1988
г.-С. 117.
33. Алексеев Е.Е. Признаю виновным...
Служба безопасности РС(Я).
Исторический очерк. — М., 1996г. - С. 27.
34. Багдарыын Сулбэ. Нврувн нвргуй
буолуохтун! — Дьокуускай, 1995с. — С. 143.
Егор
Петрович Антонов,
кандидат исторических наук. |