|
ИСТОРИЧЕСКИЕ РЕЛИКВИИ
Праздник ысыах в якутском селении
Чурапча. Фото В.Иохельсона. Архив
АМЕИ. (АМЕИ — Американский музей
естественной истории.)
О ПРЕДЫСТОРИИ СНИМКОВ ИОХЕЛЬСОНА
В 1897—1902 годах Американским музеем
естественной истории (Нью-Йорк) была
предпринята знаменитая Джезуповская
Тихоокеанская экспедиция, не имеющая
аналогов в мире как по масштабу
исследований территории, так и по
результатам собранных материалов.
Она охватила северо-западное
побережье Тихого океана и
арктическую часть Северо-Востока
Сибири с целью исследования
происхождения и взаимосвязей
коренных народов, населяющих обе
стороны Берингова пролива. Поскольку
исследователи считали, что эти
народы обречены на вымирание из-за
эпидемий болезней и ассимиляции с
пришлыми народами, то они
стремились сохранить для потомков “последние
следы исчезающих культур”. Этим
объясняется то, что участниками
экспедиции был собран обширный
материал не только по материальной и
духовной культуре народов, но и
сделаны тысячи фотографий,
антропологических замеров,
фонозаписей. Исследование
арктической части Сибири было
поручено Владимиру Иохельсону и
Владимиру Богоразу, которые ранее
принимали участие в работе
Сибиряковской экспедиции. Хотя они
получили конкретное задание
работать среди чукчей, эвенов,
коряков и юкагиров, Иохельсон по
собственной инициативе собрал и
якутский материал.
В ноябре 1997 года в Нью-Йорке прошла
международная конференция,
посвященная 100-летию Джезуповской
экспедиции. На второй день работы
конференции открылась выставка
фотографий “Рисунки теней на камне”.
Необычное название выставки имеет
свою историю. Иохельсон в своей
монографии “Юкагиры и
юкагиризованные тунгусы” пишет о
том, как в 1902 году он снимал юкагиров
на камеру-треногу. Впервые увидевшие
такое чудо местные жители прозвали
фотоаппарат “трехногим белым камнем,
который рисует тень человека”. Под
белым камнем подразумевался
стеклянный негатив.
Эта уникальная выставка, экспонаты
которой отобраны из более чем 3000
фотографий, организована по
инициативе куратора Азиатского
отдела Американского музея
естественной истории Лаурел Кендалл.
Автор экспозиции Томас Миллер
подарил нам увеличенные копии двух
фотографий якутского ысыаха,
заснятых Иохельсоном в начале мая 1902
года в Чурапче. 25 апреля он прибыл в
Якутск из Среднеколымска и уже через
пять дней отправился на левобережье,
чтобы успеть до ледохода на Лене. В
письме к доктору Боасу, руководителю
экспедиции, он объясняет
необходимость сбора якутского
материала именно в восточных улусах,
где “старые традиции сохранились
лучше, чем в западных”. В Ботурусском
улусе он пробыл три недели. В Якутск
вернулся 4 июня, покрыв расстояние
около 400 километров на верховых
лошадях. Из письма к Боасу: “Несмотря
на краткость времени, я собрал
якутскую коллекцию благодаря моему
знанию страны и
старым друзьям. Я полагаю, что это
будет первая полная этнографическая
коллекция, которая покинет Якутск”'.
По-видимому, у него были хорошие
друзья среди чурапчинских жителей,
так как ысыах был организован в
начале мая с соблюдением обрядов, в
то время как этот летний праздник
устраивается в июне перед самым
началом сенокосных работ. Более того,
местные жители подарили ему урасу (летнее
жилище, покрытое орнаментированной
берестой). Об этом он пишет Боасу: “Я
получил в качестве подарка материал (за
исключением деревянной рамы и
скамеек) для древнего якутского
летнего жилища из бересты с
интересной декорацией. Он может быть
восстановлен в музее, для чего можно
использовать искусно сделанную
модель как образец, чтобы показать
интересный тип примитивной
архитектуры. Если сравнивать с
берестяными палатками некоторых
кочевых тунгусов Нс прежними “ураса”
остяков, описанных Палласом,
якутская выглядит как более
комфортабельное и крепкое летнее
жилище”3.
Зинаида и Владимир Ивановы-
Унаровы.
Примечания
1. Архив АМЕИ. Письмо Иохельсона
Боасу от 4 июля '1902. (На англ. яз.).
2. Там же. |
|