На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

ПЛЕМЯ САХАЭТ И НАРОД САХА

(Тезисные наброски о полузабытой теории)

Происхождение народа саха, несмотря на трехвековую историю его изучения, остается неразгаданной тайной.

Многие исследователи пытались найти предков саха среди многочисленных племен степей Евразии, населявших его с глубокой древности. Наиболее близким среди сотен этнонимов Великой степи к самоназванию народа саха остается название одного из племен загадочных кереитов — “сахаэт”. Если избавиться от типичного в монгольском языке окончания “эт”, то получится просто — “саха”! Вот где скрываются наши корни, могут воскликнуть читатели! Так, например, считал и П.А.Ойунский. Но не так все просто.

Кереиты были могущественным, самым культурным племенем северной Монголии до возвышения Темучина.

Они имели письменность, исповедовали христианство. Насчет их языковой принадлежности до сих пор спорят ученые. Некоторые исследователи считали их тюрками, другие монголами.

Их предводитель Тогорил Ван-хан сначала был верным союзником и благодетелем молодого Темучина, затем — самым опасным врагом последнего и Джа-мухи.

Потомками кереитов принято считать крупное казахское племя керей.

В летописи Рашид-Ад-дина есть сведения о монгольском племени сакаит, относившемся к племенам нирун (т.е. к чистым монголам). Хотя далее в своем повествовании он подчеркивает, что эти люди принадлежат к племени кереитов, которых сам же относит к тюркам. Итак: “Племя сакаит. В то же время, когда у Чингис-хана были усобища и распря с племенами тайджиутов, это племя присоединилось к Чингис-хану, и тем прибави лось его войско. Повествование о них приведено в каждой летописи. Однако из этого племени ни в то время, ни ныне никто не известен, кто был бы знаменит и уважаем”.

Проблему происхождения саха от этого монгольского племени рассмотрел в неопубликованном II томе своей работы “Ураангхай-сахалар” Г.В.Ксенофонтов. Но он пришел к выводу о невозможности происхождения народа саха от этого крайне малочисленного, к тому же чисто монгольского племени. Так он писал: “В секретной истории династии Чингис-хана, при описании провозглашения Темучина царем с новым титулом “Чингисхан” в числе многих родов, принимавших участие в этом событии, упоминается “люди из рода сахаит”, а также “из рода урянха”. Часть монгольского отряда, в его составе и предки сагайцев, была оставлена в Минусинском крае для удержания кыргызов в повиновении. Сравнительно легко и просто устанавливается, что минусинские родичи якутов не коренные обитатели своей теперешней родины, а позднейшие пришельцы из монгольских степей или, даже еще точнее, из бассейна реки Толы. Племя же саха-якуты в целом, в эпоху образования империи Чингис-хана, уже обитало в пределах своей современной родины. Поэтому все шумные события общечеловеческой истории, связанные с именем Чингис-хана, остались вне кругозора якутов и не отразились в их сознании. Принимать сахаит монгольской истории за основное ядро современных “саха”-якутов, конечно, не приходится. Сахаиты принадлежат к явным сторонникам монгольского Темучина и раньше всех прочих кераитских родов переходят на его сторону и принимают участие в избирании его царем над всей Монголией. Если бы в такой роли выступали саха-якуты в целом, то было бы совершенно непонятно их позднейшее бегство на крайний север. Кроме того, сахаиты монгольских степей, по-видимому, были очень малочисленны, ибо его люди в составе войск Чингис-хана не могли образовать один тумень”.

В отличие от Г.В.Ксенофонтова, практически все позднейшие исследователи придерживаются мнения о приходе тюрко-монголоязычных предков саха на Среднюю Лену после походов Чингис-хана. На наш взгляд, не является достоверным и мнение (исходящее от простого созвучия этнонимов) о том, что сахаэты являются предками хакасского племени сагай.

Интерес представляет выписка из китайских летописей казахского историка А.Ш.Кадырбаева, свидетельствующая о родственности кереитов с канглы, которых, начиная от того же Г.В.Ксенофонтова, историки считают предками якутских хангалас. “Киреиты были предками канглы. Западные племена именовались канглы, восточные — киреитами”, — говорится в древнем источнике.

В труде другого казахского историка М.Тынышпаева мы прочитали не менее любопытное сообщение: “В 1880 годах за убийство был сослан в Сибирь на поселение киргиз Лепсинского уезда Маканчи-Садыровской волости Джаксылык... В 1905 году он рассказал мне нечто для меня в то время непонятное и загадочное. По его словам он прожил несколько лет в Якутской области, через 3—4 месяца по прибытии туда он мог сносно объясняться с якутами. Однажды якуты спросили Джаксылыка, не знает ли он что-нибудь о могиле Козы-Корпеш и Баян.

Джаксылык был крайне удивлен и сказал, что кладбище их находится в Лепсинском уезде на р. Лягуз. Они сказали, что Козы-Корпеш и Баян — якуты, и что они сами происходят от самых близких родственников Козы-Корпеша или Баяна, они рассказали былину о Козы-Корпеше и Баяне, причем она оказалась очень близкой к киргизской былине (казахской)”.

Казахский историк подобное совпадение преданий объясняет принадлежностью саха к кереитам, у которых было племя сахаэт. Тем более, что именно в Лепсинском уезде обитало племя керей. Так, он пишет: “Когда-то сильное и многочисленное племя (в Х веке по Харузину было около миллиона душ), жившее во время походов Тимура (1370—1390 гг.) сплошной массой на большой территории, по-видимому, в 1400—1410 годах пережило сильнейший погром и бежало — большая часть на Алтай (Черневые, сагайские татары, карагасы и далее якуты), а меньшая часть бежала на запад к аргынам. Очевидно, эти последние беженцы привезли с собою рассказы о Козы-Корпеше и Баяне... В войнах Мухаммед-Шейбана упоминается племя Сахиот, очевидно, керей, которое так и осталось среди узбеков”.

По мнению П.А.Ойунского, саха нашли свою родину после того, какджунгары (ойраты) истребили кереитов. Это произошло где-то в XV в. Родичи кереитов — сахалар разделились на три группы. Саха-якуты после скитаний в Монголии и вокруг Байкала попали в Якутию. Подтверждением этому служит большое количество бурятских и монгольских слов в языке саха, приводимых автором в статье. Также Платон Алексеевич находит параллели с монголами в материальной культуре и в мифологии.

Он считает, что кереиты, в их числе сахалар, — тюрки, попавшие под господство монголов. Они были участниками всех войн во времена правления хана Угэдэя и его внука Хайду. Чын"ыс-хаан и Одун-хаан — имена реальных исторических личностей, а не божеств. В лице Сээркэнэ Сэпэнэ, героя мифов саха, он видит монгольского летописца Санана Сецена.

Автор статьи отмечает, что названия джунгарских (ойратских) племен в языке саха превратились в ругательные слова.

Так неопределенное ругательство “илээт” происходит от слова “олёт” — общего наименования всех западных монголов (джунгар). Слово “тор50Н”, обозначающее жадного человека, Платон Алексеевич связывает с названием племени торгоут (предков калмыков).

В свою очередь, мы можем добавить слово “дэрбэн” (гордый человек, хвастун), созвучное с наименованием другого племени ойратов — дэрбен или дэрбет. Ойраты были злейшими врагами всех тюркоязычных народов и халхы-монголов. По мнению основателя науки саха, это они изгнали наших предков с берегов Черного Иртыша.

Историей загадочного племени кереит занимался и Л.Н.Гумилев. В XIII в., до походов монголов, в Западной Европе распространились легенды о Иоанне-пресвитере, христианском короле, проживающем далеко на востоке и громившем мусульман. Так в Европу проникли сведения о кереитах, исповедовавших христианство несторианского толка. При этом предводитель кереитов Ван-хан превратился в Иоанна — доброго короля восточных христиан. К такому выводу приходит в книге “Поиски вымышленного царства” Лен Николаевич.

Кереиты в XIII веке в результате разгрома их Чингис-ханом разделились на две группы. Ушедшие под ударами войск Чингис-хана в XIII веке в степи Казахстана керей стали прозываться ашамайлы (от казахского “тамги ашамай” — седло для верблюда). Потомки их есть среди казахов, каракалпаков и ногайцев. Среди ногайцев они именовались атамайлы. Их то мы и отождествляем с родом саха Атамай.

Кереиты, скорее всего, были двуязычными. Языковеды Е.И.Убрятова и В.В.Радлов пришли к мнению, что предки саха долгое время были двуязычными. Кереиты, судя по их этнонимам, были кровнородственны с саяно-алтайскими тюрками. Исходя из данных языка и материальной культуры, А.И.Гоголев делает вывод об этногенетической близости народа саха с саяно-алтайскими тюрками. Да и этноним кереит близок к распространенному на Саяно-Алтае этнониму кара, на самодийских языках означающему “журавль”.

Таким образом, кереиты, как и самые воинственные монгольские племена меркит и тумат, по первоначальному происхождению, видимо, являлись отуреченными самодийцами.

На принадлежности саха к самодийскому этносу настаивает С.И.Николаев. По его мнению, предки саха — самодийцы по языку — восприняли тюркский язык в результате его распространения в Южной и Восточной Сибири.

Надо указать и близость мотивов преданий саха — о Тумэн-Хара и монгольского — о гибели Ван-хана, запечатленного в “Сокровенном сказании”. Так, в предании саха говорится о том, что Тумэн-Хара послал в Якутию грозный бурятский владыка, чтобы тот разведал, куда исчезли саха. На обратном пути двое спутников убили Тумэн-Хара и отнесли его голову своему владыке. Теперь обратимся к монгольскому источнику. После полного разгрома своей державы Тему-чином, Ван-хан сбегает в необитаемую пустыню. Двое из приближенных убивают своего хана и относят его голову Чингису. Нельзя не отметить здесь и любопытное сочетание слов “тумэн” (по-монгольски — войско из 10 тысяч бойцов) и “хара” — созвучное с “кере-ит”.

В итоге можно сказать, что проблема происхождения народа саха явно выходит на проблему происхождения средневековых кочевых народов Великой степи, создавших могущественные государственные образования. И во многом от разгадки этой тайны зависит разгадка происхождения народа саха.

Загадочные кереиты... Сложись их судьба в те далекие годы чуть иначе, быть может, им предстояло сыграть в истории роль монголов.

И, возможно, мы сумеем ответить на вопрос, кем были кереиты, изучая происхождение народа саха...

Литература

1. Ойучский П.А. Айымньылар. Т. 7 Якутск, 1962.

2. Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. — М., 1970.

3. Рашид Ад-дин. Сборник летописей. Т. I.

4. Архив ЯНЦ СО РАН. Ф. 5, оп. 7, ед. хр. 11, л. 1.

5. Кадырбаев А.Ш. Тюрки и иранцы в Китае и Центральной Азии ХШ—XIV веков. Алма-Ата, 1990. С. 36.

6. Тынышпаев М. Материалы к истории киргиз-казахского народа. Ташкент, 1925. С. 14.

7. Гоголев А.И. Якуты (проблемы этногенеза и формирования культуры). Якутск, 1992.

8. Ойунский П.А. Саха увскээбит тврдо. //Чолбон. 1926. №3-4.

Василий УШНИЦКИЙ

Hosted by uCoz