На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Элеонора СИВЦЕВА

ОБРАЗ БОГОМАТЕРИ В ЯКУТСКИХ ИКОНАХ

В середине XIX в. в России произошли значительные изменения в системе иконописания. В пореформенное время (после 1861 г.) иконопись превратилась в массовое производство первоклассных по технике исполнения, но лишенных индивидуальных особенностей произведений.1

Сохраняются лишь единичные центры иконописания, такие, как Мстера, Палех, где продолжают работать мастера по индивидуальным заказам, но и они уже не в силах конкурировать с массовым потоком штампованных икон.

В эти годы особую популярность приобрели небольшие домовые иконы богородичного цикла, которые выражали идею заступничества Богоматери перед Иисусом Христом за страждущее человечество. Это явление отражает в наибольшей мере новые тенденции в возрастании идеологической роли религиозной живописи того периода.2 По утверждению Б.В.Сапунова, в конце XIX в. существовало не менее 288 вариантов икон, посвященных Богородице. Из них наиболее популярными были такие композиции, как “Всех скорбящих радость”, “Богоматерь скоропослушница”, “Утоли моя печали”, “Неопалимая купина”, “Богоматерь Умягчение злых сердец”. Списки с этих икон часто встречаются в частных домах и интерьерах церквей Центральной России второй половины XIX в.

В середине XIX в. православная церковь изменила тактику эмоционального воздействия на чувства верующих. Во всей системе религиозной пропаганды, в том числе и в изобразительном искусстве, на первое место начинают выдвигаться не мотивы запугивания, грозных небесных кар, а идеи утешения, заступничества Богоматери и всего сонма святых за страждуюшее человечество. Десятки тысяч икон домашнего и церковного обихода стали настойчиво пропагандировать идею “надо терпеть, надеяться, просить и помощь не заставит себя ждать”.3

О сибирских иконах известно очень немногое. Изучением такого яркого явления в русской культуре, как сибирское иконописание, занимались краеведы и научные сотрудники музеев Иркутска, Новосибирска. По сведениям Т.А.Крючковой (Иркутский художественный музей) и Н.Г.Велижаниной (Новосибирская картинная галерея) наиболее часто встречались в Сибири такие изводы, как “Богоматерь Смоленская”, “Богоматерь Владимирская”, “Богоматерь Казанская” и местночтимая чудотворная икона “Богоматерь Абалакская”, в основе которой лежит образ Богоматери Знамения с изображением слева на полях Николы в позе поклонения богоматери, а с правой стороны — Марии Египетской.


Неизвестный мастер. Якутия. XIX в. Икона Божьей матери “Знамение”. Дерево, металл. ЯГОМ.

Переход от анималистических религиозных культов к православию, переход религии в иное, новое, более высокое по содержанию качество, повлек за собою изменения в культуре народа саха. Переход этот был не резким по многим причинам, в том числе и благодаря терпимости Православной церкви. Пройдя довольно долгий путь, он не был завершен еще к началу Октябрьской революции. Этот процесс, но уже в ином качестве, при иных условиях, продолжается сейчас.

Принятие православной веры, знакомство с Евангелием, православной эстетикой не прошло бесследно для талантливых мастеров из саха. Появилось уникальное по своей сути и не изученное до конца яркое явление культуры, известное специалистам как иконопись якутских мастеров.

Образ Богородицы — один из наиболее часто встречающихся образов в коллекциях икон музеев республики.

Довольно хорошие коллекции икон сформировались в собраниях таких музеев, как Якутский государственный музей истории и культуры народов Севера (ЯГОМ), Черкехский музей истории политической ссылки, Тандинский историко-революционный музей им. И.Готовцева, Национальный художественный музей (НХМ).


Неизвестный мастер. XIX в. Икона Смоленской Богоматерикиоте. Дерево, метам, чеканка. ЯГОМ.

К великому сожалению, не сохранились памятники ранней живописи со столь распространенным изображением Богоматери. Имеющиеся памятники можно датировать периодом конца XIX — начала XX в. Имена авторов, за очень редким счастливым исключением, не известны.

Наиболее часто встречаются иконы Казанской Божьей матери и образ Богоматери Знамения. Произведения часто несовершенны по технике исполнения, выполнены грубоватыми, широкими мазками, но в них ощущается великая тяга мастера к познанию образа, нравственным вершинам мастерства, к самосовершенствованию.

Наиболее удачно исполнены иконы Богоматери Знамения в окладах. Представляется, что авторы первоначально были мастерами — ювелирами, виртуозно владеющими техникой чеканки, построения рельефов.

Художники-самоучки слабо разбирались в иконографических канонах изображения Богоматери. На иконах нет фонов, живопись их монохромная, часто темная, чувствуется неуверенная рука “дилетанта”. Лики Богоматери очень плоские, с неправильными ракурсами.


Сивцев И.И. (Мытыйыкы) Нач. XX в. Икона Казанской Божьей матери. Дерево, темпера. НХМ.

Якуты избегали изображать самих себя. Воспроизведение образа человека в скульптуре или рисунке без особых для этого надобностей или указаний шамана считалось опасным и даже вредным. Такие представления были распространены среди некоторых якутов еще в конце XIX в. Это свидетельствует о том, что всякий образ тесно связан с самим человеком, что между ним и изображением устанавливается взаимосвязь. Якуты были анималистами и вполне можно допустить, что на изображение переносились идеи, связанные с душой живого существа. Так что становится понятным сам факт избегания подобных изображений.

Развитие культурных связей с русскими оказало прогрессивное влияние на художественную культуру якутов и вызвало резкий перелом в их отношении к рисунку и скульптуре.4 Наивные, чистые образы Богоматери якутских мастеров напоминают иконы первых русских богомазов XI—XII вв. Ответ на вопрос об истинности принятия православия якутами надо искать в этих иконах.

Иконы якутских мастеров из музейных коллекций Республики Саха представляют интерес для исследования и изучения особенностей развития народного искусства.


Неизвестный мастер. Россия. XIX в. Икона Казанской Божьей матери. Дерево, темпера. НХМ.


Примечания

1. Б.В.Сапунов. Некоторые сюжеты русской иконописи и их трактовка в пореформенное время. // Культура и искусство России Х1Хв. Сб. статей. Л.-.Искусство, 1985. С. 141.

2. Б.В.Сапунов. Указ. соч. С. 142.

3. Б.В.Сапунов. Указ. соч. С. 148.

4. С.В.Иванов, Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX— XX вв.: Сюжетный рисунок и другие виды изображений на плоскости. М. — Л., 1954. С. 534.


Элеонора Элляевна СИВЦЕВА, ученый секретарь Якутского государственного музея истории и культуры народов Севера.

Hosted by uCoz