На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Елена Новик

Функции шаманских мистерий и их сюжетные типы

Якутские камлания-лечения

В этом году Якутск стал местом проведения международной конференции по шаманизму. С согласия одного из ведущих исследователей - Елены Сергеевны Новик, мы публикуем отрывок из ее книги*, посвященный якутскому шаманизму.

Рассмотрим прежде всего последовательность действий в камланиях-лечениях, которые совершались, как известно, шаманами всех сибирских народов. Для начала обратимся к камланиям якутских шаманов, поскольку они наиболее подробно описаны в этнографической литературе начиная с XVIII в. Среди всех этих многочисленных записей, часто непригодных для анализа в силу их краткости и фрагментарности, выделяются материалы И.А.Худякова, Н.А.Виташевского, В.М. Ионова и Г.В.Ксенофонтова, которым удалось зафиксировать камлания в различных вариантах и модификациях.

На основе этих источников появляется возможность сопоставить сразу несколько десятков достаточно полных версий и выявить те общие основания, на которых они базировались. Частично работа по обобщению этих записей недавно проделана исследователем якутских народных верований Н.А.Алексеевым (см. Алексеев Н., 1975, с. 157-169), который пришел к выводу, что "камлание при болезнях, вне зависимости от того, каким духам оно было посвящено, имело единые приемы" и совершалось "по общему конону" (Алексеев Н., 1975, с. 157). "Камлание якутского шамана, - пишет он, - нельзя назвать просто исступленной пляской, приводящей к экстатическому состоянию. В сущности, камлание... являлось многоактным драматическим, порой комедийным действием, не лишенным театральности" (Алексеев Н., 1975, с. 169). Правда, несколькими строками ниже Алексеев все же вновь возвращается к обычной в литературе по шаманству трактовке камланий как "управляемого психического припадка", обосновывая это тем, что во время камлания шаманы как бы воочию встречались и боролись с духами, а когда "впускали" в себя духа болезни, то впадали в транс.

Но если психотехника шаманского экстаза весьма слабо изученная, могла бы объяснить нам какие-то механизмы овладения приемами камлания и способы, какими шаманы приводили себя в определенные состояния, то вряд ли с ее же помощью удастся найти причину, почему все камлания строились по одинаковому канону. Сам тот факт, что Н.А. Алексееву удалось обнаружить целый ряд общих моментов в камланиях, записанных в разное время разными исследователями, работавшими к тому же в разных районах Якутии, свидетельствует о глубокой традиционной укорененности этих обрядовых комплексов.

И здесь уместно вспомнить, что многие обряды, входившие в комплекс камланий, имели специальные названия, а порядок их следования друг за другом был более или менее строго определен. Н.А.Виташевский в своих "Наблюдениях над якутскими шаманскими действиями" (Виташевский, 1918) приводит целый словарик таких терминов, переведенных для него В.М.Ионовым. Особые названия для тех или иных шаманских действий находим и в записях Г.В.Ксенофонтова. Можно предположить, что именно эти обряды, обозначаемые специальными терминами, и следует считать наиболее значимыми фрагментами камланий, их традиционной и передаваемой путем обучения основой, на базе которой каждый шаман мог лишь незначительно варьировать свои действия в зависимости от личной фантазии, актерского дарования или особенностей психического склада.

Рассмотрим, в какой последовательности совершались эти обряды. Примеры взяты в основном из материалов И.А.Худякова (7 вариантов, записанных в 60-х годах прошлого века [Худяков, 1969, с. 313-355]), из статьи Н.А.Виташевского (Виташевский, 1918), содержащей описание двух камланий разных шаманов над одним и тем же больным1, из архивных записей камланий, сделанных в 1920-1924 гг. Г.В.Ксенофонтовым (Архив ЯФ СО АН СССР), и из его статьи "Сошествие шамана в преисподнюю" (Ксенофонтов, 1931, с. 120-145), а также из материалов В.М.Ионова (АИНА, ф. 22, оп. 1 и 2), приводимых в упомянутой монографии Н.А. Алексеева2. Не во всех этих источниках и, конечно, не во всех используемых записях имеются указания на названия отдельных действий шамана. Однако эти обозначения будут даваться, чтобы при дальнейших анализах иметь возможность ссылаться на тот или иной фрагмент камлания, не возвращаясь к пересказу эмпирического материала. Возможно, что некоторые из этих терминов употреблялись только в одном районе и не употреблялись в других, но возможно, что собиратели просто не зафиксировали существование такого же аналогичного термина и в своем районе. Поскольку в данном случае речь идет не о каких-либо, возможно и существовавших, "школах" якутского шаманства, а о наиболее общих чертах канона и, более того, о тех правилах, по которым этот канон мог складываться, пришлось пожертвовать строгой документальностью и распространить зафиксированный в одном районе термин на аналогичные действия в камланиях шаманов из других районов.

Итак, при болезнях, причиной которых якуты считали козни злых духов (абаасы) верхнего или нижнего мира или местных злых духов юер (т.е. злых духов среднего мира, чаще всего какого-либо известного человека, умершего неестественной смертью), родственники больного приглашали шамана, который прежде всего совершал над больным обряд джалбыйыы.

Этот обряд зафиксирован и у В.М.Ионова, и у Н.А. Виташевского, и у Г.В.Ксенофонтова. Он заключался в том, что шаман, произнося заклинания, размахивал над больным длинной хворостиной с привязанными к ней пучками конских волос (хворостина эта называлась джалбыыр3, а количество пучков на ней зависело от силы шамана). По сведениям Г.У.Эргиса, эта манипуляция иногда служила для исцеления легкого недомогания, удаления пароксизма или изгнания мелкого юеря (см. Алексеев Н., 1975, с. 158). По данным В.М. Ионова, при помощи этого обряда шаман узнавал причину болезни от тыл иччитэ - духа-хозяина слова. И наконец, Г.В.Ксенофонтов записал в 1924 г. целое камлание того же названия над больной, у которой опухали ноги. Во время его проведения шаман Кубаач, созвав своих духов-помощников, вселил их в себя, угостил приготовленным жиром, кровью оленя, табаком и т.д., а затем начал гадать, бросая от имени духов колотушку бубна. Потом он впустил своих духов в тело больной, чтобы те узнали, какое лечение назначить пациентке. Объявив, что на больную ногу на ночь следует привязать "шаманскую лису", он ударил больную ногу этим амулетом, а затем стал опять гадать по колотушке, чтобы убедиться в правильности своего назначения. В данном случае, как замечает Ксенофонтов, камлание не предполагало путешествия шамана в мир духов, поскольку у его пациентки болели ноги, и, стало быть, душа ее не была похищена; целью действий шамана было лишь установить причину недомоганий и выбрать средство лечения.

Таким образом, обряд джалбыйыы в одном случае представлял собой магическое действие (Эргис), в другом тихий, про себя, диалог шамана с духом-хозяином слова, от которого он узнавал причину болезни (Ионов), а в третьем -целое камлание, начавшееся с констатации болезни и созывания духов-помощников и закончившееся назначением лечения и роспуском духов (Ксенофонтов).

Отношения между этими тремя обрядами, носившими одно и то же название, можно выразить в виде следующей схемы (см. ниже).

Из схемы следует, что магическое манипулирование жезлом или хворостиной может развернуться в диалог, а он, в свою очередь, предстать в виде сложного действа с призываниями и угощением духов, гаданием от их имени и.т.д.

С подобного рода конструкциями мы еще не раз столкнемся. Сейчас важно подчеркнуть, что в случаях, когда камлание не ограничивалось обрядом джалбыйыы, а имело продолжение, обряд этот представлял собой разведку, во время которой шаман узнавал, какой дух виновен в несчастье, и в этом отношении служил лишь первым сюжетным звеном камлания.

Определив, какой дух -верхнего или нижнего мира -виновен в болезни, шаман принимал решение о том, какое действо ему предстоит совершить: юесээ кыырар. т.е. камлание к верхним духам, или аллараа кыырар, т.е. камлание, обращенное к нижним духам (слово аллараа означало также "вниз по реке" (см. Ксенофонтов, 1930, с. 110). По замечанию В.М.Ионова, в один и тот же день шаманить в оба мира шаман не мог, так как в соответствии с полученной информацией нужно было осуществить и соответствующие приготовления. Эти приготовления подробно перечислены в упоминавшейся монографии Алексеева (см. Алексеев Н., 1975, с. 153 - 155), откуда и заимствованы следующие примеры.

По сведениям Н.А.Виташевского, для камлания к верхним злым духам два разных шамана употребили несколько отличающиеся одно от другого приспособления. Первый шаман, Чыбаакы, велел поставить параллельно южной стене юрты священный жертвенный столб багах, состоявший из двух лиственниц по краям и березки посередине. На берегу была подвешена тушка чайки головой вверх, а грудью - на юг; на одну из лиственниц укрепили череп лошади. Все деревья были увешаны пучками волос и лоскутками кумача и соединялись между собой веревочкой ситии. Между багах и стеной юрты врыли одноногий стол, на который во время камлания шаман ставит чашку с водкой. Второй шаман, Быркыйа, устроил другое мольбище. Вместо деревьев он, также с южной стороны юрты, воткнул три кола, на средний из которых водрузил изображение мифического крылатого животного с лошадиной головой, на восточный - фигурку ворона, а на западной - мифического двуглавого орла ексекю. Между кольями и юртой был тоже поставлен стол, на котором заранее укрепили семь деревянных бокальчиков цилиндрической формы и перед каждым из них положили по кусочку сырого мяса (Виташевский, 1918,с.[1]69).

В.Л.Серошевский описал еще одно мольбище, предназначенное, по всей видимости, для камлания к верхним духам: на южной стороне юрты был установлен столб, изображающий обычный сэргэ -столб для коновязи, впереди этого столба были вбиты три гладко обструганных шеста, на концы которых насажены деревянные изображения птиц: двухголовое крылатое чучело, называемое ексекю, затем такой же величины изваяние гагары или ворона, и третьим -изображение кукушки. Птицы были направлены головой на юг. Впереди птиц в одну линию были расставлены девять зеленых елок, очищенных снизу от коры, между которыми натянули веревку, украшенную пучками белых конских волос. Эта веревка, начиная от первой птицы, поднималась все выше и выше и изображала ту дорогу, по которой вслед за птицами полетит на небо шаман (Серошевский, 1896, с. 646).

Приготовления для камлания к духам нижнего мира также различались некоторыми деталями. Так, В.М.Ионов сообщает, что во время камлания к главе глазных болезней багах был установлен не с южной, а с северной стороны юрты, там, где находится хлев (хотон). К западу от нее в снег воткнули шест, а по обе стороны от него - две березки с оставленными на их вершинах ветками. На этот багах навязали веревку с девятью пучками конских волос. С севера от багах поставили однонoгий высокий стол, на который положили девять кусков мерзлой крови, а перед ним воткнули посаженные на колья изображения трех белоголовых черных воронов и трех чернозобых гагар. Эти фигурки были окрашены кровью. Между багах и хотоном воткнули еще три изображения кукушек и три - куликов. Все птицы были направлены головой на север и северо-запад (Ионов, архив, ф. 22, оп. 1, д. 21, л. 2).

По материалам А.Н.Никифорова для камлания к корню глазных болезней кроме столбов багах, стола на одной ножке и девяти изображений птиц были изготовлены еще лодка с парусом, гребцом и рулевым, а также девять палочек, изображавших рыб с обратной чешуей. О том, что при камлании в нижний мир изготавливались деревянные изображения быка и рыб, сообщает и Г.В. Ксенофонтов: эти рыбы были соединены друг с другом хвостами и слегка окрашивались охрой; их устанавливали не во дворе, а внутри юрты, на западной ее половине, чтобы шаман мог использовать их для закрывания "выхода из нижнего мира". Кроме того, Ксенофонтов сообщает, что шаман при камлании в нижний мир использовал лоскут медвежьей шкуры (Ксенофонтов, 1931, с. 128).

Все эти примеры ясно показывают, что при обязательном и неизбежном варьировании предметов, устанавливаемых разными шаманами, основные элементы мольбища устойчиво сохраняются во всех случаях. Это касается в первую очередь жертвенного столба или шестов богах, аналогом которых в одном случае выступает коновязь сэргэ. О том, что багах изображает священное дерево, связывающее средний мир с миром духов, свидетельствует среди прочих моментов и такая деталь, как отмеченное Серошевским назначение волосяных веревок ситии, которыми обматывались шесты: по ним шаман полетит на небо следом за своими птицами-помощниками4. Знаменательным является и строгое соответствие места установки багах - с южной стороны юрты - камлание к верхним духам и с северной и с северо-западной стороны при камлании в нижним мир, что согласуется с семантической характеристикой сторон света у якутов: "восток" буквально означает также "переднюю часть", "запад" - "зад", "заднюю часть", "север" отож-дествляется с "левой" стороной, а "юг" - с "правой", причем считалось, что светлое верховное божество Юрюнг тойон находится в зените и на востоке, глава верхних абаасы Улуу тойон - на юго-западе, :глава нижних абаасы Арсан Дуолай - на северо-западе и т.д. (Ионов, 1918, с.156).

От того, куда собирался камлать шаман, зависел, как явствует из приведенных выше примеров, и характер устанавливаемых на багах изображений: орел ексекю, череп лошади, ворон и т.д. при камлании в верхний мир, но гагара, рыба с обратной чешуей, лодка, бык и т.д. при камлании в нижний мир. Этому же соответствовала и ориентация изображений и в южном и в северном, верхнем или нижнем направлении. Обязательным при всех камланиях был одноногий стол, на который ставили угощение (кунду) для духов. Достаточно постоянным было, по-видимому, и окрашивание изображений кровью или охрой (т.е. их "оживление" или "кормление").

Приготовление мольбища составляло, таким образом, один из важнейших моментов в композиции камлания. Оно было связано импликацией с обрядом джалбыйыы и во многом предопределяло дальнейший ход событий.

Приготовления внутри юрты сводились в основном к тому, что в ней чисто мели пол, так как в мусоре могли спрятаться мелкие злые духи, перед очагом расстилали подстилку из конской или оленьей шкуры, а примерно за час до начала приносили бубен и костюм шамана. Бубен (на котором, по словам Г.В.Ксенофонтова, был нарисован "зверь шаманского духа") ставили около очага, чтобы он нагрелся и при употреблении издавал бы звук нужного тона, силы и тембра. Все операции с бубном и шаманским одеянием проделывали помощники шаманов - кутуруксуты - большие знатоки шаманских обычаев и молитв, которым принадлежала важная роль на всем протяжении сеанса. Кроме того, хозяева юрты запасались кусочками пищи, табаком и т.д., чтобы угощать вселяющихся в шамана духов-помощников. О том, что именно следовало приготовить, сообщали кутуруксуты или другие лица, часто посещающие камлания и знающие прихоти духов данного шамана (см. Ксенофонтов, 1929 (II), с. 127, 131).

Когда приготовления заканчивались, все желающие собирались в доме больного, но прийти они должны были до начала сеанса, потому что во время его проведения дверь в юрту закрывали и никто не мог входить или выходить из нее. По наблюдениям Г.В.Ксенофонтова, народу приходило обычно довольно много, так как камлания помимо всего прочего были также поводом собраться вместе, поговорить, попеть, элементы эротики и комические сценки, которые шама часто разыгрывал, привлекали молодежь, но в то время, когда Ксенофонтов делал свои записи, богатые якуты уже часто запрещали своим взрослым дочерям ходить на камлания.

В архивных материалах Ксенофонтова есть упоминания о том, что задолго до начала камлания шаман надевал тонкие сапожки из оленьей кожи и, сняв с себя обычное платье и накинув первую попавшуюся доху, незаметно выходил на улицу, чтобы впустить в себя своего главного духа-помощника. Возвращался он совершенно другим человеком: рычал, косился на людей, брыкался, пока помощники надевали на него плащ с ремнями и шапку. По объяснению собравшихся, происходило это потому, что камлавший в этот вечер шаман Кубаач был еще начинающим; с годами же шаманы "овладевают" своими духами и бьются меньше.

Обряд, который следовал за надеванием костюма, носит в описании Виташевского название олоххо олорор. Во время его проведения шаман садился на свою подстилку лицом к очагу, затем трижды громко зевал, трижды сильно ударял в бубен и начинал петь под аккомпанемент бубна заклинания, обращенные к духам.

Здесь надо сделать небольшое отступление. Музыкальная сторона камлания, изученная еще в меньшей степени, чем другие его аспекты, не нашла в использованных нами материалах почти никакого отражения. Исключение составляет, пожалуй, только статья Виташевского, где описаны некоторые приемы игры на бубне. К сожалению, он не указывает, в какие именно моменты камлания они употреблялись5.

Что касается самого шаманского пения, то оно имело у якутов особое название - ку-турар, что означает "быть одержимым душой (кут), бесноваться". Поясняя значение этого слова, Г.В.Ксенофонтов замечает, что при кутурар "поет не сам шаман, а будто бы та душа, которая вселилась в него" (Ксенофонтов, 1930, с. 112).

Во многих описаниях обряда олоххо олорор указывается, что шаман поет сначала еле слышно, слова его почти невозможно разобрать, но постепенно пение его становится громче, он начинает резко мотать головой и подергивать плечами (движение это у Виташевского носит название менгсер), а пение превращается в импровизирование заклинаний - алгысов, с которыми он обращается к иччитэ - духам-хозяевам очага, дома, местности и т.д. с просьбой охранять всех собравшихся от каких-либо несчастий во время его действа, а затем к духам верхнего, нижнего и среднего мира с просьбой "притянуть к себе" своих родственников - духов болезней. Эта часть обряда значительно варьировалась в зависимости от обстоятельств. Так, Виташевский отметил, что во время обращения шамана к духам среднего мира все присутствующие начали подсказывать ему их имена, боясь, что какой-нибудь пропущенный юер помешает успешному проведению камлания.

Надо отметить, что заклинания, обращенные к духам-покровителям местности и злым духам, исполнялись шаманами не всегда или тесно переплетались с призываниями, адресованными к его собственным духам-помощникам (это особенно ясно прослеживается по записям Ксенофонтова). Иногда, впрочем, закончив пение алгысов, шаман делал перерыв, курил, пока кутуруксут грел бубен, и лишь после этого приступал к созыванию своих духов-помощников. По поводу последних Н.А.Алексеев замечает, что все они тоже "разделялись на тех, кто сопровождал шамана только в верхний мир, и на тех, кто сопровождал шамана в нижний мир" (Алексеев Н., 1975, 160), поэтому номенклатура призываемых духов могла отчасти зависеть (как и устанавливаемые на жертвенных столбах изображения) от целевого назначения камлания.

Созывание шаманом его духов-помощников было одним из наиболее ярких разделов камлания. Если уже сам характер шаманского пения нес в себе признаки "сольного двухголосья", или "несобственно-прямой речи", то в еще большей степени это проявлялось в различного рода звукоподражательных криках, когда шаман начинал изображать "прибытие" вызываемых духов. Часто духи-помощники откликались голосами животных и птиц: шаман рычал по-медвежьи, каркал, куковал, ржал и т.д. и т.п.

Помимо таких чисто акустических способов репрезентации прибывающего на зов духа якутские шаманы пользовались и другими приемами, изображающими их "прибытие". Худяков, например, пишет, что шаман, подойдя к главному окну юрты, трижды подпрыгивал на одном месте и трижды выкликал имя призываемого духа, а затем расставлял руки и обнимал воздух, вскрикивал неестественным голосом; во время этого крика дух якобы и влетал в рот шамана. Ксенофонтов отметил, что шаман в этот момент иногда сначала бьется, мечется и прыгает, сильно стучит в бубен до тех пор, пока ему не поднесут жаровню с углями или не бросят в очаг кусочки пищи; лишь вдохнув дым от угощения, дух устами шамана спрашивал о цели его вызова.

В ответ на это сам шаман или кто-либо из присутствующих говорил, что они молят о помощи в излечении заболевшего, а дух отвечал, что только он благодаря своим необыкновенным свойствам может защитить людей и помочь в борьбе со злым духом.

Эти сценки-диалоги шамана со своими духами-помощниками, иногда весьма длительные и цветистые, а порой комедийные, составляли основной раздел обряда олоххо олорор. Они носили ярко выраженный импровизационный характер, но при всем разнообразии их текстов и сюжетных поворотов во многих записях встречаются одни и те же персонажи, пользовавшиеся, вероятно, особой популярностью. Это в первую очередь комический дух-помощник Кээлээни, которого шаманы изображали хромым и кривым на один глаз, заикой, любителем женщин и хвастуном (Кээлээни упоминается и у Серошевского, и у Ксенофонтова, и у Худякова, и у Ионова). Иногда он выступает как чисто развлекательный персонаж, заигрывающий с публикой и задающий скабрезные вопросы. Но Г.В.Ксенофонтов отмечает, что Кээлээни был незаменимым спутником при вознесении шамана вверх и считался иногда даже духом-хозяином колотушки: у некоторых шаманов на ручке колотушки было вырезано лицо человека, скошенное набок. По сообщению В.М.Ионова, шаманы отправляли Кээлээни догонять и возвращать тех духов-помощников, которые почему-либо разбегались6.

Кроме Кээлээни шаманы часто изображали вселение в них глухонемого духа, который только мычал и проделывал затейливые пантомимы с попадающимися ему под руки предметами. Очевидно, многие другие упоминаемые в описаниях персонажи тоже были широко известны собравшейся на камлание публике. Так, один из зрителей, разъясняя Ксенофонтову смысл очередной сценки, заметил, что хотя вновь прибывший дух и не называет своего имени, но они узнали его по песне, которую шаман пел от имени духа.

Все эти призывания - ответы, игровые эпизоды и пантомимы - могли продолжаться довольно долго, иногда два-три часа подряд. Но, несмотря на их разнообразие и принципиальную импровизационность, основная схема повторялась в каждой сценке: сначала шаман впускал духа в себя, угощался от его имени, вел с ним более или менее пространные диалоги, а затем "вселял" в изображение или предметы домашней обстановки (например, в столбы юрты). И "принятие", и "выпускание" духа шаман изображал особыми приемами: распростерши руки и громко крикнув, наклонял голову и издавал губами дребезжащий звук; зевал и как бы проглатывал пришедшего духа. Виташевский описывает одну из характерных поз: шаман, став правым коленом на подстилку, поставил на левое колено локоть левой руки с бубном, подался всем корпусом вперед, а голову опустил совсем низко - в этом положении он собирал в конце своих призываний всех слетевшихся к нему духов в бубен.

На этом обряд олоххо олорор обычно и заканчивался. Более того, на нем камлание вообще могло прекратиться. Такой случай описан Виташевским. Во время камлания над человеком, поранившим себя топором, шаман Быркыйа, созвав очень большое количество духов, что, по мнению собравшихся, обещало большое и результативное камлание, внезапно оборвал на этом месте свой сеанс. Шаман объяснил, что духи, пришедшие на его зов, отказываются в данном случае помочь, так как болезнь, по-видимому, произошла не по вине абаасы верхнего мира, как ему сначала показалось, а от гноя, скопившегося в ране. Позднее Виташевский узнал стороной, что Быкыйа объяснял свою неудачу присутствием на камлании постороннего человека, т.е. самого Виташевского, чью интерпретацию болезни он, по-видимому, и имитировал.

Этот случай ясно показывает, что, во-первых, подход к болезням был достаточно дифференцирован - физические и психологические причины недугов различались - и шаман брался за лечение в основном именно последних, а во-вторых что само общение шамана с духами было лишь одним из эпизодов камлания, которое в целом к нему отнюдь не сводилось. В сюжетном плане созывание шаманом духов-помощников, как и разведывательный обряд джалбыйыы, было лишь его условием и предпосылкой; для успешного продолжения необходимо было, чтобы духи не только прибыли, но и согласились помогать шаману в его дальнейших действиях. Любая помеха могла быть истолкована как "отказ" духов, и камлание на этом обрывалось.

Что касается действий шамана, которые он совершал сидя на подстилке (с чем, вероятно, и связано название обряда олоххо олорор: олох - "место", олорор - "живет", "сидит"), то все они сводятся, как мы видели, к вызову - отклику, впусканию - выпусканию шаманом духов, к диалогам с ними и к их кормлению. В целом весь этот обряд означал присоединение к шаману его "силы" или "войска", как иногда именуются духи в шаманских призываниях. Во время надевания костюма присоединение это происходило, так сказать, физически, а во время диалогов-сценок оно репрезентировалось с помощью акустических и пантомимических средств, приближающихся по форме к чисто актерским импровизациям и лицедейству.

Закончив призывания духов-помощников, шаман поднимался с подстилки. При этом он иногда пел, что ему трудно это сделать, так как бубен со слетевшимися в него духами слишком тяжел. Чаще, впрочем, шаман ничего не объяснял, а просил своих кутуруксутов высечь над его головой огонь. Этот обряд, именовавшийся арчы, тоже, судя по нашим источникам, вылился в устойчивую форму: обращения шамана имели ярко выраженную формульность, как и наговор кутуруксутов, произносимый во время троекратного высекания искр (см., например, Худяков, 1969, с. 314, 330).

Поднявшись с подстилки, шаман приступал к ее очищению. Для этого он, трижды повернувшись против солнца, переворачивал ее ногой, когда оказывался спиной к очагу, подражал при этом ржанию лошади и "вколачивал" духов "вниз" (у северных якутов, по свидетельству Ксенофонтова, шаман трижды пинал подстилку, переворачивая ее на третий раз). В заклинаний, обращенном к духу-хозяину подстилки олох иччитэ, шаман умолял защитить его и не скрывать в себе злых духов. Обряд очищения места сидения интерпретировался различными информантами по-разному. Иногда его связывали с необходимостью отправить, "спустить" духов-помощников на один олох вниз, где они должны поджидать шамана, когда тот отправится в путешествие. По другим версиям, это было собственно "очищение" - выпроваживание случайно набежавших во время призываний духов.

И в том и в другом случае, однако, обряд очищения подстилки был не просто магическим действием, а предполагал общение шамана с духами, в том числе - и этот момент представляется нам главным - с духом-хозяином подстилки, просьбу к нему не скрывать в себе абаасы и помогать в дальнейших операциях. За обращением к духу-хозяину подстилки иногда следовала новая серия обращений к духам-хозяевам очага, дома, местности и т.д., поэтому весь комплекс обрядовых акций, связанный с "очищением места сидения", следует, по-видимому, отнести к соединительным моментам камлания, означающим отправку шамана в путь.

Статичная поза, характерная для обряда олоххо олорор, сменяется здесь круговыми движениями шамана вокруг очага и перемещениями по юрте. Виташевский отмечает, что шаман при этом еще и слегка подпрыгивал, подергивая плечом и поворачивая голову то вправо, то влево. Это характерное движение носило, по его данным, название эккирээн менсеер (т.е. "подпрыгивать, резко двигая головой"); оно включало те же движения головы и туловища, которые шаман совершал, сидя на подстилке, но к нему добавлялось постепенно убыстряющееся движение ног. С учащением этого движения и с увеличением его траектории шаман кроме поступательных и отступательных движений начинал еще и вертеться, сохраняя все эти движения, а вращения головы кроме общего учащения приобретали двоякий характер: вертикальное положение ее перемежалось с наклоном под прямым углом к туловищу (Виташевский, 1918, с. 170)7.

Бубен, который шаман, сидя на подстилке, держал вертикально, перемещался в это время в горизонтальное положение, шаман бил в него колотушкой снизу и время от времени проводил бубном по железным подвескам на спинке костюма. Продолжая петь, он подражал крику птиц, ржанию коня и т.д., но затем умолкал и, поднеся колотушку к глазам и как бы защищаясь ею от света, вглядывался вдаль. Этот момент назывался наннийар - высматривание, в какую сторону направиться в поисках духа болезни.

Приблизившись к больному, шаман иногда вновь совершал обряд джалбыйыы, т.е. размахивал над ним ветвью джалбыыром, обнаруживая и "расшевеливая" таким образом духа, засевшего в теле пациента. Для этого же шаман, подойдя к постели и наклонившись под прямым углом к самому лицу больного, громко пел заклинания, в которых просил духа болезни показаться, а затем стремительно кидался на пациента и делал вид, что схватил спрятавшегося. Худяков упоминает, что шаман, приблизившись к больному, "обнюхивал" его, пытаясь обнаружить место, где спрятался абаасы.

Таким образом, и движение наннийар, и размахивание джалбыыром, и пантомима вынюхивания были различными модификациями розыска вселившегося духа болезни, предваряющего его поимку.

Обряд поимки злого духа тоже имеет в якутском шаманстве свое название - бохсуруйуу - "втягивание в себя".

По описанию Виташевского, шаман Чыбаакы издал в этот момент особый звук, похожий на тот, который получается при втягивании жидкости в рот, и особо подчеркнул его резким движением туловища, а затем начал громко бить в поданный помощником бубен и завертелся волчком. Удары в бубен, двойные и частые, сопровождались песней, описывающей путь, по которому злой дух, пойманный им, должен был отправиться "на юг". При этом шаман, подпрыгивая теперь уже сразу на обеих ногах, приблизился к окну, выходящему на юг; момент отправки духа он четко обозначил двумя-тремя ударами в бубен и высокими прыжками. Во время этого камлания шаман четыре раза совершал обряд бохсуруйуу, "вынув" таким образом из больного четырех абаасы. Второй из них оказался настолько сильным, что, втянув его в себя, шаман упал в обморок - момент, часто отмечающийся и другими наблюдателями.

Такое "обмирание" шамана иногда сопровождалось криками, рычанием, конвульсиями и т.д. Помощники кутуруксуты относили шамана на подстилку и укладывали его головой в ту сторону, куда должен уйти изгоняемый дух, а затем вновь высекали над ним огонь, после чего шаман постепенно приходил в себя. Показательно, что "обмирание" шамана иногда расценивалось присутствующими как путешествие шамана в мир духов, после чего, якобы вернувшись из путешествия, он рассказывал им обо всем, что там происходило.

Гораздо чаще, впрочем, якутские шаманы, очнувшись, продолжали изображать вселившегося в них духа болезни, который угрожал расплатой за то, что его побеспокоили; шаман при этом метался и бился так, что кутуруксуты с трудом удерживали его за ремни, а кто-либо из собравшихся упрашивал духа успокоиться, "заговорить по-якутски" и сообщить те условия, на которых он согласится оставить больного в покое и уйти.

В уже неоднократно упоминавшемся камлании, записанном Виташевским, шаман, очнувшись от обморока, потребовал от имени абаасы водки, и ему поднесли чашку, над которой он почмокал губами, после чего водку вылили в огонь очага. Затем шаман вселил в себя духа, который оказался юерем недавно умершего улусного головы Е.Д.Николаева, зарезавшегося в тифозном бреду незадолго до этого. Изображая его, шаман просил "синее лезвие" (т.е. нож), проводил по горлу колотушкой и бесновался так, что четыре человека с трудом удерживали его.

В записях Ксенофонтова ecть эпизод с юерем, который начинает петь женским голосом на мотив южной песни дуорасытан, т.е. протяжно и с прибавлением целых и двойных нот, обнаруживая таким образом свое происхождение из южных районов Якутии. Интересные диалоги шамана со злым духом приведены в описаниях, оставленных Худяковым.

Как видим, раздел камлания, разворачивающийся после обряда олоххо олорор, повторяет, по сути дела, уже известные нам фрагменты, в первую очередь такие, как "разведка-узнавание", "впускание-выпускание" духа шаманом, "угощения" духа и "диалоги" с ним. Разница заключается в том, что вместо ''присоединения" к шаману его духов-помощников и "договоров" с ними о помощи во время борьбы со злым духом здесь реализуется сама эта "борьба", а "договор" носит характер сделки, определяющей те условия, на которых злой дух согласится вернуться в "свой" мир. Обычно абаасы верхнего мира сообщал устами шамана, что ему надо приготовить в жертву коня определенной масти, дух нижнего мира просил корову, а дух юер требовал дать ему те предметы, которые он имел или любил при жизни. Часто заказчики камлания, тоже вступавшие в эти диалоги, отказывались принести столь значительную жертву, и тогда шаман вновь начинал уговаривать злого духа согласиться на его просьбу и уйти, удовлетворившись незначительным подарком.

Во время этих диалогов, шаман иногда уславливался с абаасы еще и о примете, по которой собравшиеся смогут судить, что злой дух "ушел", и о сроке, в течение которого больной поправится.

Когда наконец договоренность о времени, месте и характере жертвы бывала достигнута, шаман провожал духа, выдувая его в окно и изображая езду быстрыми движениями и громкой игрой на бубне.

В других описаниях этот момент более развернут. Ксенофонтов сообщает, что шаман "внедрял" духа болезни в те изображения быка и рыб, которые были заранее заготовлены, сопровождая эти манипуляции следующим наговором:

Голову свирепого медведя,
Рыбу с чешуей,
Быка даем.
[Ксенофонтов, 1929 (II, с. 133-134].

В записях Худякова шаман вселял духа не в изображение, а в жертвенное животное. Для этого коня подводили к юрте, обвязывали волосяной веревкой, которую протягивали в окно, а шаман, подойдя к постели больного, уговаривал духа выйти и уехать верхом на этом коне. Шаман изображал нерешительность духа, показывал, как тот из-под руки рассматривает и оценивает жертву, а затем, перехватывая веревку руками, приближался к окну и хватал коня за шею.

"Вселение" духа в коня шаман изображал и следующим образом: он выходил из юрты, садился на коня верхом с соответствующим наговором, затем животное умерщвляли, а его шкуру с головой и копытами шаман, пританцовывая относил в лес, где вешал на специальную жердь куочай, на верхнем конце которой была вырезана голова животного или рыбы, а на нижнем - развилка-хвост. Голову куочая шаман ориентировал в ту сторону, где обитал дух, для которого предназначалась жертва, [см. Алексеев Н. 1975,с. 155].

Вернувшись в юрту и объявив, что дух болезней изгнан, шаман гадал по колотушке и называл больному срок, когда тот встанет на ноги.

Принесение жертвы, особенно когда оно откладывалось на определенный срок, могло представлять собой и новое камлание. В этом случае оно имело особое название кэрэх ыйыы или кэрэх туруоруу. Начиналось оно с новых приготовлений, нового призывания духов-помощников и т.д. Но вместо обряда бохсуруйуу, т.е. "извлечения-поимки" злого духа, шаман "извлекал" душу из жертвенного животного, которого затем убивали особым, ритуальным способом: связав ноги и повалив его на землю, ему вскрывали грудную клетку и перерезывали аорту (этот способ считался "почетным" [см. Худяков, 19б9, с. 235]). Душу жертвенного животного шаман "отправлял" вперед, совершая при этом движение, которое называлось ютэйэр (юетэр). При этом он производил плавное движение всем телом и особенно правой рукой, в которой была колотушка, поводя ею сверху вниз. В обряде отправки души жертвенного животного должен был принимать участие и кто-ли6о из присутствующих на камлании, ему надлежало повторять за шаманом слова напутствия. Следом за душой жертвы отправлялся и сам шаман, который сначала обращался с уже известными нам алгысами к духам дома, местности и т.д., а затем начинал свое путешествие, т.е. подпрыгивал и пел под громкие удары в бубен. Эта пляска напоминала, по выражению Г.В.Ксенофонтова, "игру в лошадки": помощники-кутуруксуты держали шамана за ремни, прикрепленные к спинке костюма или продетые под мышки.

Исследовательнице танцев народов Сибири, канд. ист. наук М.Я.Жорницкой удалось собрать более подробные сведения о шаманских танцах, во время которых имитировались не только конная езда, но и полеты птиц. Ее информант - бывший шаман Верхне-Вилюйского района Г.К.Никифоров объяснял ей свои движения следующим образом: "Когда я изображал полет птицы, то я становился на одну ногу (правую), левую согнутую в колене подтягивал к правой коленом вперед. Руки раскрыты в сторону, ладони вниз, шея и голова вытянуты вперед. В такой позе я стоял некоторое время. Когда надо было показать, что птица села, то я вытягивал руки вперед, согнутые в локтях, соединив их ладонями и садился на скрещенные ноги, склонив голову вниз". "Вызывая ворона, - пишет далее М.Я.Жорницкая, - Г.К. закидывал голову вверх и прыгал на одной ноге, выкрикивая "кук". Пантомиму радости он сопровождал прыжками поочередно то на одной, то на другой ноге, делал повороты, высматривая кого-то, проделывал выпад на правую ногу, перенося на нее тяжесть корпуса. Руку с бубном заводил назад, а другую руку прикладывал ко лбу перед глазами. Все движения ног и корпуса совпадали со своеобразным аккомпанементом. Одиночные резкие удары в бубен соответствовали прыжкам, мелкая барабанная дробь -быстрому бегу или кружению" [Жорницкая, 1966, с. 56-57].

Такие танцы-полеты, изображавшие путешествие шамана в мир духов, прерывались остановками - олохами. На остановках бой в бубен прекращался, шаман поворачивался, проходя под ремнями-поводьями, а затем садился и начинал беседы с живущими на олохах духами. Здесь он приносил хозяевам олохов подарки. По наблюдению Виташевского, шаман для этого поочередно отбрасывал от себя руки со сложенными в виде пригоршни ладонями или имитировал движения, которыми женщины скручивают нитки и веревки, показывая таким образом, что тех подарков, которые он взял с собой "с земли", ему не хватило и он делает их сам8. Иногда преподнесение подарков принимало вид "кормления": кто-либо из присутствовавших бросал на угли очага кусочки жира или пучки конских волос, дым от которых вкушали духи.

Количество остановок зависело от того, на каком "небе" или "слое" жил тот дух, к которому камлал шаман, поэтому пляска, остановка и принесение жертв повторились с теми или иными вариациями соответствующее число раз.

Во время путешествий в нижний мир шаман не только прыгал и танцевал, но и изображал "ныряние" - падал лицом на свою подстилку головой на север. Прохождение олохов сопровождалось иногда криком гагары.

По прибытии к месту жительства духов шаман передавал им душу жертвенного животного и просил их вернуть душу больного, которая в этом случае считалась похищенной ими. Иногда он, судя по материалам Худякова, прямо предлагал обменять ее на душу жертвы: "Вы хотели съесть этого человека; ешьте вместо него это!" {Худяков, 1969, с. 322]. После некоторых препирательств духи соглашались. Если же они не отдавали душу больного добровольно, шаман пытался получить ее силой или обманом.

Полученную или похищенную душу шаман вкладывал себе в ухо или специально заготовленное "гнездо" и совершал обратное путешествие, которое было более или менее полным повторением его пути к духам. Ксенофонтов пишет, что когда шаман возвращался из нижнего мира, то брал бубен у кутуруксута только на пятом олохе и начинал изображать езду на коне, а до этого четырежды издавал крики гагары, пролетая в ее облике соответствующее число остановок - олохов. Этот полет он сопровождал уже известным нам движением наннийар (высматривание). Но поскольку руки у него были в это время свободны, он защищал глаза от предполагаемого света обеими руками и вглядывался не вдаль, а вверх и вниз, так как направление его движений предполагалось в это время не горизонтальным, а вертикальным. Все это он совершал, повернувшись лицом к югу или к юго-востоку.

Вернувшись из путешествия, шаман иногда вновь погружался в дремотное состояние, и тогда над ним опять высекали огонь, чтобы привести в чувство. Придя в себя, шаман внедрял добытую душу в тело больного. Для этого он вдувал ее ему в темя, вбивал колотушкой, талиной и т.д.

И, наконец, Г.В.Ксенофонтов [Ксенофонтов, архив, ед. хр. 100, с. 17-30] сообщает, что в наиболее серьезных случаях шаман совершал еще одно камлание - кутун кетегер - "поднятие души" больного к светлым божествам айыы (создателям). Поймав в первый вечер злого духа, спровадив его "вниз" и выручив душу больного, шаман определял срок, когда принесенную из нижнего мира душу надо вознести к светлым божествам айыы, чтобы узнать будущую судьбу пациента.

Для этого камлания заранее готовили особое приспособление - былыт (облако). Это доска на четырех ножках, просверленная посередине и по углам. В центральное отверстие продет шест в рост человека - туруу или сэргэ (т.е. "дерево" или "коновязь" - эти два основных аналога мирового дерева у якутов) с девятью насечками и деревянной кукушкой наверху. В угловые отверстия вставлены палочки-ножки; на их выступающих над доской частях вырезаны человеческие фигурки. Все эти изображения мажут охрой и "облако" ставят на пол. Готовят также кожаный мешочек, называемый гнездом души, отверстие которого стянуто ремешком, а внутрь положена тальниковая стружка и оловянное или деревянное изображение маленькой птички, в которое шаман вселяет душу больного. Необходимыми атрибутами этого камлания являются также свитая из белого конского волоса "божественная нить" и особая подстилка из шкуры белого оленя.

Начинается действо в обычном порядке: сев на шкуру, шаман позевывает, издает крики кукушки, сокола, журавля, стерха, лебедя и т.д., т.е. созывает своих духов-помощников и изображает их прибытие. Поочередно впуская их в себя, шаман в песнях-алгысаж просит их лететь вперед и служить ему стражами и помощниками в пути. Затем в шамана входит дух Кээлээни и, заикаясь, хвастается, что он прибыл на зов шамана быстрее всех, что только он в силах поднять душу больного, в то время как сам шаман способен только петь да покрикивать. Кто-нибудь из публики хвалит Кээлээни и бросает для него в огонь кусочки пищи. Разыграв от лица Кээлээни еще несколько комических сценок, шаман вселяет его в одну из фигурок, вырезанных на ножках облака былыт. То же он проделывает и с другими фигурками, вселяя в них духов нуучча, для чего прикасается к изображениям губами, чмокает и три раза произносит "суок".

После призывания духов-помощников и вселения их в изображение шаман вселяет душу больного в изображение птички, которая лежит в мешочке, и, обратившись с алгысами к духу огня, земли и дома, встает с подстилки для поездки "наверх". Свою езду он изображает пляской, которую исполняет, повернувшись лицом к восходу, а помощники держат его за ремни. Попав на олох, шаман повертывается под ремнями и садится, передавая бубен кутуруксуту и говоря:

Моего молодчика-конька
Стегни-ка кнутом.

В бубен шаман бьет сам только во время пляски, а когда хочет, чтобы это делал помощник, то употребляет обычное при призывании коня звукоподражание. Последние три олохе он проходит без бубна. Во время пляски и на каждом из восьми промежуточных олохов он все время поет: то обращается к своим духам, прося у них поддержки, то говорит, что едет к божествам айыы, то заклинает душу-птичку лететь вверх.

Придя к айыы, шаман кланяется ему, а затем разыгрывает роль самого божества. Он прикладывает ладони к вискам, пристально всматривается и приказывает своим людям проверить, "чист" ли прибывший к ним шаман, т.е. не совершал ли он каких-либо неблаговидных поступков и можно ли его пропустить. Шаман от своего имени уверяет, что он не причинял вреда ни людям, ни скоту, что он прибыл по просьбе человека, которому грозит смерть от духов болезни. Айыы устами шамана обещает "прибавить век" больному, "оторвать" от него злых духов и предопределяет судьбу больного: в течение трех (10, 20) суток он почувствует себя лучше. Это предопределение судьбы называется джалгалыыр.

Стоя у айыы, некоторые шаманы показывают фокусы с исчезновением и нахождением птички-души: все желающие заглядывают в мешочек, который оказывается пустым, а шаман ищет, отрывисто стучит в бубен и выкрикивает "суок", после чего причка вновь оказывается внутри мешочка.

Затем шаман прощается с айыы, кланяется, благодарит и начинает свое обратное путешествие на землю. Спуск с неба он изображает стремительной пляской, на олохах проходит под ремнями, но не садится, а лишь произносит моления живущим там духам. На третьем олохе сверху, т.е. там, где он оставлял бубен, происходит сцена их встречи: шаман трется о бубен щекой. Затем он разыгрывает с помощниками сцену встречи у четырех столбов юрты: один из кутуруксутов выступает навстречу шаману и протягивает ему правую ладонь. Шаман средним пальцем хватает его средний палец, и они тянут друг друга, после чего шаман обнимает столб обеими руками и трижды тянет его к себе. То же происходит и около трех других опорных столбов. Потом шаман подходит к очагу, восхваляет духа огня и бросает в огонь кусочки пищи. Он приветствует всех, справляется о здоровье, его угощают табаком, подают воду. В песне шаман сообщает предопределение айыы и совершает обряд вселения души в больного. Для этого он прикладывает ладонь к его темени, а другой рукой берет за подбородок; приблизив рот к темени больного, он свистит, дует и трижды произносит слово "суок". То же самое он проделывает около ушей пациента.

После такой поездки в верхний мир принято было давать предсказания и всем собравшимся. Шаман бросает колотушку и, приставив ладонь к виску, в песне рассказывает, что произойдет.

По поводу таких предсказаний Виташевский сообщает следующее. Перед отправкой шамана в мир духов желающие узнать будущее прикалывали к его одежде перстни, монеты, пуговицы и т.д. Вернувшись, - шаман возвращал эти вещи владельцам и, не называя имени, пророчествовал, говоря намеками о перспективах предстоящего промысла, увеличении или уменьшении поголовья скота, женитьбе или замужестве, болезнях и т.д. Интересно, что объясняя значение термина керююлэнэр, Ионов подчеркивает, что он применялся и по отношению к обряду джалбыйыы, когда шаман узнает главную причину болезни, и по отношению к обряду наннийар, когда шаман обыскивает юрту в поисках юерей или второстепенных абаасы, и, наконец, к пророчествам (джалгалыыр у Ксенофонтова), которые шаман делает в царстве духов, где получает способность ясновидения и может предсказывать судьбы.

Закончив пророчества, шаман совершал обряд юрдерин кыйдыыр - роспуск своих духов-помощников. Для этого он подходил к окну и выдувал их из себя, сопровождая специальными заклинаниями-напутствиями [см., например, Худяков, 1969, с. 338], с него снимали шапку, умывали, помогали раздеться, кормили и т.д.

Подведем некоторые итоги этим документальным записям. В камлании джалбыйыы шаман через посредничество своих духов-помощников "узнавал" причину недомоганий и назначал лечение; в камланиях юесээ кыырар или аллараа кыырар общение с духами-помощниками лишь предшествовало главному столкновению шамана с духом болезни - его "поимке" (обряд бохсуруйуу) и отправке (абаасыны ютэйэр). В камланиях кэрэх ыйыы (кэрэх туруоруу) действие разворачивалось не столько вокруг больного или духа болезни, сколько вокруг души жертвенного животного, которую шаман провожал к верхним или нижним духам - "хозяевам", "родителям" или "начальникам" того мелкого абаасы, который "ел" больного. Путешествие к ним было сопряжено с "добыванием" ("вытаскиванием") души больного-камлание кутун сююдюйэн тасаарда, а камлание кутун кетегер совершалось с целью очищения больного путем "поднятия" его души к светлым божествам айыы и получению у них предопределений джалгалыыр.

Если мы попробуем выделить постоянные, повторяющиеся элементы всех этих камланий, то увидим, что все они имели изоморфную структуру: камлание джалбыйыы включало вызов духов-помощников (1), их отклик (2), вселение в шамана (3), гадание от лица духа о причине болезни (4), кормление духов (5), вселение их в больного (6), удары, наносимые больному шаманским амулетом (7), назначение лекарства (8) и роспуск духов (9).

3десь первые четыре звена построены на "диалоге" шамана с его духами-помощниками, пятое звено - "кормление" - есть один из видов жертвоприношения, а звенья 6 и 7 реализуют силовое воздействие на больного, притом что все камлание состоит из симметричных действий: вызов духов - роспуск духов, т.е. "присоединение - отсоединение" шаманских духов, гадание - назначение лeчeния, т.e. "вопрос - ответ".

Но точно так же, по сути дела, построены и камлания по изгнанию духа болезни, в которых вслед за созыванием-откликом духов-помощников (ср. 1-3) шло "обнаружение" причинившего болезнь абаасы (обряд наннийар или размахивание джалбыыром) (ср. 4), а затем происходило столкновение шамана с духом болезни, разворачивающееся как "вселение" абаасы в шамана (обряд бохсуруйуу, т.е. "извлечение" его из больного; ср. 7), а также как "диалог" (обмен репликами между родственниками больного и злым духом, вселившимся в шамана) и "договор" о жертвоприношении (ср. 5); "вселение" абаасы в изображение или в тело жертвенного животного есть одновременно и его "пленение", и "наделение подарком", а его "проводы" шаманом - "и перемещение" духа, и "очищение" больного.

В камланиях по принесению жертвы кэрэх вместо "извлечения" абаасы из больного находим "извлечение" души жертвенного животного, дополняющееся все той же "отправкой" или "проводами" ее в мир духов, а в камланиях по добыванию души больного столкновению шамана с духами, у которых находится его душа, предшествуют не только "созывание" духов-помощников и все сопутствующие этому обряду "диалоги", "кормления" и т.д., но и "перемещение" шамана в мир духов, во время которого он на каждом олохе ведет диалоги и раздает подарки. Само же столкновение шамана с этими духами вновь включает и диалог, и силовое воздействие, и жертвоприношение, и т.д.

Таким образом, все эти камлания имеют изоморфную и симметричную структуру: созывание духов-помощников, с которого начинается любое из них, коррелирует с их роспуском в конце каждой мистерии, гадание по колотушке или обряды типа наннийар и джалбыйыы связаны с получением информации и коррелируют с финальными предсказаниями; отправка души жертвенного животного - с добыванием души больного; уход шамана в мир духов - с его возвращением; получение души - с ее внедрением в тело пациента. Шарниром этой симметричной конструкции служат звенья, в которых шаман вступает с духами в "диалог", "борьбу" или отношения "обмена". Именно по этим трем осям группируются отношения и между сюжетными блоками, и внутри каждого сюжетного звена, и, наконец, между различными камланиями. Так, в камланиях джалбыйыы peaлизуется в основном "диалог" шамана с его духами-помощниками, в камланиях по изгнанию злых духов верхнего или нижнего мира - "борьба" шамана с духом болезни, а в камланиях кэрэх - "обмен" души жертвенного животного на душу больного.

Более того, рассмотренные камлания не только имеют изоморфную структуру, но и вся их совокупность, начиная с разведывательного камлания джалбыйыы, камлания по извлечению абаасы и его отправке в верхний или нижний мир (обряды юесээ кыырар или аллараа кыырар), камлания по отправке души жертвы (кэрэх ыйыы) и кончая камланиями по добыванию души больного (кутун сююдюйэн) и очищению ее у светлых божеств айыы (кутун кетегер), могла представлять собой единое, правда многодневное, камлание. И хотя такой полной записью мы не располагаем, целый ряд описаний включает в себя в качестве составных звеньев те обряды, которые в других источниках представляют собой самостоятельное камлание. Наиболее развернутый вариант записан И.А.Худяковым [Худяков, 1969, с. 338-349]. Здесь за поимкой злого духа, составляющей содержание первого дня камлания, последовало приготовление подарков, которые дух болезни потребовал накануне, затем проводы духа с нырянием шамана и диалогами между ним и духом болезни по пути "вниз". На третий день шаман, вновь собрав своих духов-помощников, отправился добывать душу больного и, вернувшись, вдул ее в ухо пациента, предсказав его выздоровление. Сходное нанизывание обрядов зафиксировал и Ионов [Ионов, архив, д. 7, л. 10-17].

В чем здесь дело? Случайность ли это? Можно предположить, что такое нанизывание звеньев обусловлено их внутренней логической связью. Действительно, разведывание, отыскивание виновника болезни (обряд джалбыйыы) влечет за собой его изъятие (обряд бохсуруйуу) и отправку в мир духов (обряд ютэйэр). Сама эта отправка может, в свою очередь, предстать как самостоятельное камлание, когда шаман не просто выдувает духа болезни в окно в нужном направлении, а вселяет в специальное изображение или жертвенное животное и провожает на тот олох, где живет дух. Но и те условия, которые ставит дух болезни, тоже могут развернуться в самостоятельное действие, составляющими звеньями которого являются все те же "извлечение" и "отправка", но уже не духа болезни, а души жертвенного животного (обряд кэрэх ыйыы). Договор с духом о его уходе реализуется в обмене души жертвенного животного на душу больного, а появление этого нового объекта - души заболевшего - приводит к новому сюжетному звену общей цепи: "добывание" души больного завершается "вселением" ее в тело пациента (обряд кутун сююдюйэн тасаарда). И наконец, камлание по "поднятию" души к светлым божествам (обряд кутун кетегер), преследующее цель ее очищения и получения от айыы предсказания о судьбе заболевшего, завершает цепь этих сюжетных трансформаций, поскольку оказывается логически связанным с начальным, первым звеном - камланием джалбыйыы - в том плане, что оба они сводятся к "получению информации", узнаванию, и, таким образом, круг трансформаций замыкается.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Хотя в этой статье не приводятся тексты песнопений, в ней имеется целый ряд ценнейших cвeдeний относительно поз, движений и интонаций шаманов, а также, как уже говорилось, словарь терминов, т.е. как раз те компоненты, которые не всегда фиксировались другими наблюдателями.

2 Дополнительный материал был получен во время организованных Всесоюзной комиссией по народному музыкальному творчеству Союза композиторов СССР экспедиций на Вилюй (Нюрбинский и Сунтарский районы) и Амгу (пос. Мяндиги.) в 1977 и 1980 гг. Пользуюсь случаем выразить благодарность руководителю экспедиций Э.Е.Алексееву, звукоинженеру Г.В.Матвееву, режиссеру-оператору А.Х.Слапиньшу и режиссеру Л.С.Купершмидту, фиксировавшим на киноленту камлания бывшего шамана Н.А.Парфенова, кутуруксута М.Я.Иванова, П.Е.Слепцова и других наших информаторов.

3 Ср. о роли. ритуальной махалки, или oпaхaлa, в обрядовой практике тюркских народов (Потапов, 1978).

4 Сходный момент был зафиксирован и во время наших полевых обследований.

5 Этот пробел отчасти удалось восполнить во время экспедиции, организованной Союзом композиторов СССР, в Якутию летом 1977 г., когда от П.Е.Слепцова были записаны на магнитофон основные типы ударов в бубен и засняты на пленку соответствующие этим ударам движения головы и туловища.

6 Интересно, что у алтайцев, по материалам А.B. Анохина, среди помощников шамана есть персонаж по имени Суйла (иногда это беркут с лошадиными глазами), которого называют двуязычным и заикой (Анохин, 1924, с. 13-14), из чего следует, что заикание - не только комическая

черта, оно связано с его функцией посредника-переводчика между людьми и духами более

высокого ранга.

7 В том, насколько традиционными были все эти пластические элементы якутского камлания, легко убедиться, просматривая киноленты, зафиксировавшие (см., например, фильм "Завтра утром", 'Экран", 1970). Именно эти движения воспроизводились и в имитациях камланий, которые нам удалось наблюдать.

8 Такое же движение было заснято на кинопленку во время нашей экспедиции в Сунтарский район в 1980 г.


* Новик Е.С. Обряд и фольклор в Сибирском шаманизме. - М.: Наука, 1984.

Hosted by uCoz