|
РИТУАЛЬНЫЕ
ГАДАНИЯ У ЯКУТОВ
ПРЕДСКАЗАНИЕ
БУДУЩЕГО
В составе якутского родильного
обряда присутствует любопытный
эпизод, связанный с определением
судьбы ребенка. В день проводов
богини "Айыыhыт" (на третий день
после рождения) производились
следующие действия: "один человек
ложится около ребенка и притворяется,
что засыпает, затем разбужается, его
и .спрашивают, что он видел во сне. Тут
он вытирает глаза и говорит: "Видел!
Вижу я во сне, будто иду по полю, вижу:
два человека сено косят, две бабы
убирают, сено зеленое, густое,
высокое. Одна баба коров доит, другая
кобыл доит, навоз коровий и кобылий в
кучи сбит. Юрта стоит богатая, стоят
девять высоких столбов с перехватами.
Слышно ржание кобыл, мычание быков.
Мальчишки во дворе играют, девушки и
парни взялись за
руки, передвигают ноги и песни поют,
молодые ребята скачут-бегают, два
борца борются, кругом их народ
собрался, смотрит. И среди всех их
заметил я важного видного старика,
важную толстую старуху и спросил я у
людей, кто это такие. Тут мне сказали:
"Неужели ты не знаешь людей,
родоначальников народа, начало
скотоводства? Это НН. (тут рассказчик
называет по имени ребенка)".
Услышал я это, обрадовался и от
радости проснулся".
Присутствующие восклицают: "Уруй!
Уруй! Дьаллык буоллун!" (Да будет
благословение!). (Худяков И.А. Краткое
описание Верхоянского округа. - Л., 1969.
- с. 188). Представляется, что это
гадание основано на значимых для
якутской картины мира взглядах на
будущее человека и возможность его
предвидения.
В нашем случае одним из главных
условий смещения течения времени и
"погружения" в будущее
выступает, по-видимому, имитация сна.
Не случайно она производилась днем, т.
е. во внеурочное время. Этим
нарушением цикличности дня (времени
бодрствования) и ночи (времени сна)
подчеркивается ритуальное нарушение
нормальной временной
последовательности (именно, тот
неоспоримый, казалось бы, факт, что за
прошлым следует настоящее, за
настоящим - будущее).
Подобное символическое
изображение смены времени, нарушения
его обычного течения можно отметить
в святочных гаданиях и розыгрышах.
Например, на святках было принято
замазывать снегом и водой окна и
двери соседского дома. Это делалось
для того, чтобы у его жителей "не
светало и они спали целый день" (Худяков
И.А. Ук. соч. - с. 363). Эта шутка имеет
достаточно глубокий смысл.
Новогодний праздник в архаических
культурах связан с неким временным
порогом, сменой старого и нового
временных циклов. (См. об этом,
например, в кн. Элиада М. Космос и
история). Перемена времени, которая
происходит в природе,- в культуре
обыгрывается комедийной путаницей
дня и ночи (сон здесь может
маркировать ночь).
Однако, имитация сна в нашем случае
значима не только перерывом
временной последовательности, что
присуще ритуалу в целом. Широко
известно, что сну в традиционных
обществах приписывались особые
свойства. 1
Об этом можно судить уже по тому, что
он в некоторой степени
приравнивается к смерти. Ср. якутские
пословицы: "утуйуу - елуу быраата"
- сон - брат смерти, "елуу икки
утуйуу икки адас-балыс" - смерть и
сон -сестры (Сост. Емельянов Н.В.
Якутские пословицы и поговорки.
Якутск, 1962. -с. 172).
Сон в традиционных культурах
предстает тесно связанным не только
с миром смерти, но и со
сверхъестественным миром в целом.
"Коллективные представления
формировали интерпретации снов и
выделяли сон в особую область
деятельности... в такой "тип
общения", с помощью которого можно
было обеспечить непосредственный
контакт с духами (Новик Е.С. Обряд и
фольклор в сибирском шаманизме. - 1984).
Предсказание будущего по
сновидениям у якутов было весьма
распространено. Толкования значений
снов выделялись даже в особый "туул
тыла" (язык снов) (Архив ЯНЦ - ф.5. - Оп.
- 3. - Д.523. -Л. 1б4-178). 3начение
приведенного "гадального"
сновидения, по-видимому, совпадает с
обычными значениями
"туул тыла". Например, считалось,
что видеть во сне зелень - к счастью,
два стога сена - к большому счастью,
делать сливки, масло - к добру и т.д. (Худяков
И.А. Ук. соч. - с. 206, 239-240). Ср. дорожный и
охотничий языки: "путники-якуты
говорят на специальном, условном
языке, употребляемом во время
дальних дорог и на охоте" (Г.П.
Следы анимизма и тотемизма в
верованиях якутов. Православный
благовестник. 1914. Nо 3. - с. 194). Так,
например, топор в дороге называют не
собственным его именем "сугэ",
но "киргил", что значит "черный
дятел", лошадь называется "таласа",
что значит собственно "мост" и т.д.
(Маак Р.К. Вилюйский округ Якутской
области. - СП. - с. 112). Дорожный (охотничий)
язык и язык сна объединяет
переносность значений, которые,
переходя в сферу ритуала, теряют
обычный смысл и приобретают
метафорический. "Метафоричность
отражает глубинную суть ритуала как
способа общения между "своими" и
"чужими". Такое общение, по всей
видимости, считалось возможным
только с помощью языка (языков), принципиально
отличного от того, который
использовался между людьми. Инакость
ритуального языка как раз и
достигалась с помощью замен и
иносказаний" (Байбурин А.К. Коды
обряда и их взаимодействие. Фольклор:
проблемы сохранения, изучения,
пропаганды. - М., 1988. - с. 141).
Такой особый язык был необходим в
общении не только, допустим с
сверхъестественными существами, но и
при контактах с будущим. "Чужими"
для культуры являются, в некотором
роде, и "миры" прошлого,
настоящего и будущего. Они предстают
автономными, т. е. обладающими каждый
своим, не пересекающимся друг в друге
временем. Видимо, поэтому возможно
существование, например,
новорожденного сразу в двух временах.
Он одновременно представлен и в
настоящем - как беспомощный и слабый
младенец, и в будущем - как важный
видный старик с женою,
многочисленным хозяйством и челядью. 2
Архаические представления о
смещении течения времени В.Г.Богораз
сближал с "эйнштейновским
отрицанием мировой одновременности
абсолютного и одинакового времени
для всего мироздания (Богораз В.Г.
Ук. соч.-с. 8). Традиционное деление
всего существующего на несколько
достаточно автономных миров (например,
популярные в якутской мифологии
образы верхней, средней и нижней
стран) предполагает "разные меры
времени, очевидно, независимые и
несогласованные друг с другом.
Потусторонний мир и наш человеческий
мир имеют особое время для каждого и
свести это время вместе, в сущности,
невозможно (Там же. - с. 55).
Эти непересекающиеся, обладающие
своим временем миры "доступны для
исчисления лишь наблюдателю, который
движется с той же системой" (Там же.
- с. 57). "Вневременное" будущее
открыто человеку, находящемуся в
аналогичном "вневременном"
состоянии (например, во сне, что тоже
было отмечено Богоразом). Однако, для
того, чтобы подобное знание будущего
стало доступным для всех, его
необходимо "перевести" в
культуру. Этим и занимались
ритуальные специалисты, т. н. "ичээн"ы,
"чинчиьит"ы, "кербуеччу",
"телкеhут"ы и т. д.
Способность предвидеть будущее
обычно связывалась с особым зрением (умением
видеть вещи, недоступные глазам
простого человека). Например, "прозорливцы
и вообще люди, способные видеть
чудесные сны назывались "ичээн".
Они, якобы, могли узнавать будущее и
представлять его как бы происходящим
перед их глазами" (Попов А.А.
Материалы по
изучению религии якутов б.
Вилюйского округа. Сб. МАЭ. 1949.-Т. 11. - с.
296). Ср. "керуу керер" - иметь
видения, "керуулэнии" -
ясновидение, от "керуулэн" -предвидеть,
предсказывать, ворожить" (Исторические
предания и рассказы якутов. Ч.1. - М., 1960.
с. 277).
Предвидеть будущее во многом
означает - наблюдать иные миры и иные
времена. Наблюдать (воспринимать) -
это обычно слышать и видеть, но,
возможно, или только слышать, или
только видеть. Например, во время
святочных гаданий будущее может
представать или только слышимым или
только видимым. Гадающий прячется у
окна дома и "слышит" -в том
случае, если кому-то из этого дома
умереть или заболеть - стоны и плач;
если выйти замуж - топот коня (верхом
на котором приедет жених); если охота
будет удачной - шаги зверя (того,
которого добудут) . В другом случае
гадающий "видит" эти же события:
если умереть - как проносят этого
человека; если выйти замуж - как
входит зять; если добыть зверя - как
его вносят в дом и т. д. (Худяков И.А. Ук.
соч. -с. 397-398).
В данном примере нас интересует
ритуальное видение 3.
Знание,явленное во сне, это, обычно,
"видимое" знание. Не случайно,
что как у "ичээнов", так и в
гадании о судьбе новорожденного
будущее предстает как бы
происходящим перед глазами (картинами,
кадрами). Возможно, что ритуальное
"видимое" знание приписывалось
не только сновидениям и трансу, но и,
на первоначальном этапе
существования - письменности. Ср. при
рождении ребенка его судьба
заносится "уол кыыс суруксут"ами
(небесными писарями) в книгу
верховного "Айыы-тойон"а.
Существовала особая "хара сурук"
(черная грамота), которую писали для
людей духи растительности, обрекая
кого-либо на смерть. Кроме того,
судьбами всего Космоса распоряжался
тоже "Халлаан Дьылдасыт суруксута"
(велений неба ведатель и письмоводец).
(Пекарский Э.К. Словарь якутского
языка. - 1959. - Стб. 2367). Записанная при
рождении в небесную книгу судьба
человека тем самым обретает
достаточно автономное существование:
с одной стороны она принадлежит
человеку, с другой - записана, заранее
известна и дана (на этой коллизии,
например, строится сюжет олонхо "Куруубай
хааннаах Кулун Куллустур", где
главный герой противится записанной,
заранее предопределенной ему судьбе).
Итак, способность в какой-то мере
предвидеть, прогнозировать (осознавать)
свое будущее - это, безусловно, одна
из особенностей, отличающих человека
от других представителей животного
мира, "культуру" от "природы".
(Мечтать, строить планы - эти свойства
именно человеческого поведения
связаны с будущим временем).
Предвидение, предузнание
грядущего выступает, в некотором
роде, как стремление человека решить
проблему необратимости времени и
связанной с нею неотвратимости
судьбы, рока. По-видимому, это одна из
"вечных" тем в культуре (об этом
свидетельствует сходство теории
относительности и архаических (конкретно
шаманистских) представлений о
пространстве и времени). В ритуальном
гадании о судьбе новорожденного
якутской традицией "предложен"
вариант решения темы
предопределенности судьбы человека
и участия в ее предопределении
культуры. Можно предположить, что
сновидение здесь способствует "проникновению"
в будущее и, тем самым, помогает "овладеть"
временем. Видимое знание ("специалисты-сновидцы",
"ритуальная письменность")
делает будущее "доступным" (видимым)
и, тем самым, "поддающимся"
корректировке со стороны культуры (в
нашем случае, например, для
предопределения благополучной
судьбы новорожденного).
Марианна Бурцева
1
Связь сновидений с предвидением
будущего, а также, в некоторой
степени, с судьбой человека в
архаической культуре была отмечена
еще Леви-Брюлем (Леви-Брюль Л.
Первобытное общение. 1930.-с. 34).
2
См. у Богораза об ипостасях: "с этой
точки зрения становится понятно, как
одно и то же существо может пребывать
одновременно в двух разных местах, то
есть, собственно говоря, не
одновременно, и вневременно,
независимо от восприятия времени...
Одно и то же лицо, существо. бытие -
представляется имеющим несколько
ипостасей раздельных, но все же
совпадающих. Эти различные формы
ничуть не чередуются, сменяя друг
друга в определенной
последовательности. Они существуют
одновременно, или, лучше сказать,
вневременно". (Богораз В.Г.
Эйнштейн и религия. - М. - Пгд., 1923. - с.
59,62).
3
Противопоставление "видимое (слышимое)
во времени знание" достаточно
актуально и для наших дней как
соотношение письменной (передаваемой
через письменность) и устной (изустной)
традиций (письмо как объективный
посредник при передаче информации). |
|