На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

РИТУАЛЬНЫЕ ГАДАНИЯ У ЯКУТОВ

ПРЕДСКАЗАНИЕ БУДУЩЕГО

В составе якутского родильного обряда присутствует любопытный эпизод, связанный с определением судьбы ребенка. В день проводов богини "Айыыhыт" (на третий день после рождения) производились следующие действия: "один человек ложится около ребенка и притворяется, что засыпает, затем разбужается, его и .спрашивают, что он видел во сне. Тут он вытирает глаза и говорит: "Видел! Вижу я во сне, будто иду по полю, вижу: два человека сено косят, две бабы убирают, сено зеленое, густое, высокое. Одна баба коров доит, другая кобыл доит, навоз коровий и кобылий в кучи сбит. Юрта стоит богатая, стоят девять высоких столбов с перехватами. Слышно ржание кобыл, мычание быков. Мальчишки во дворе играют, девушки и парни взялись за руки, передвигают ноги и песни поют, молодые ребята скачут-бегают, два борца борются, кругом их народ собрался, смотрит. И среди всех их заметил я важного видного старика, важную толстую старуху и спросил я у людей, кто это такие. Тут мне сказали: "Неужели ты не знаешь людей, родоначальников народа, начало скотоводства? Это НН. (тут рассказчик называет по имени ребенка)". Услышал я это, обрадовался и от радости проснулся". Присутствующие восклицают: "Уруй! Уруй! Дьаллык буоллун!" (Да будет благословение!). (Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа. - Л., 1969. - с. 188). Представляется, что это гадание основано на значимых для якутской картины мира взглядах на будущее человека и возможность его предвидения.

В нашем случае одним из главных условий смещения течения времени и "погружения" в будущее выступает, по-видимому, имитация сна. Не случайно она производилась днем, т. е. во внеурочное время. Этим нарушением цикличности дня (времени бодрствования) и ночи (времени сна) подчеркивается ритуальное нарушение нормальной временной последовательности (именно, тот неоспоримый, казалось бы, факт, что за прошлым следует настоящее, за настоящим - будущее).

Подобное символическое изображение смены времени, нарушения его обычного течения можно отметить в святочных гаданиях и розыгрышах. Например, на святках было принято замазывать снегом и водой окна и двери соседского дома. Это делалось для того, чтобы у его жителей "не светало и они спали целый день" (Худяков И.А. Ук. соч. - с. 363). Эта шутка имеет достаточно глубокий смысл. Новогодний праздник в архаических культурах связан с неким временным порогом, сменой старого и нового временных циклов. (См. об этом, например, в кн. Элиада М. Космос и история). Перемена времени, которая происходит в природе,- в культуре обыгрывается комедийной путаницей дня и ночи (сон здесь может маркировать ночь).

Однако, имитация сна в нашем случае значима не только перерывом временной последовательности, что присуще ритуалу в целом. Широко известно, что сну в традиционных обществах приписывались особые свойства.1 Об этом можно судить уже по тому, что он в некоторой степени приравнивается к смерти. Ср. якутские пословицы: "утуйуу - елуу быраата" - сон - брат смерти, "елуу икки утуйуу икки адас-балыс" - смерть и сон -сестры (Сост. Емельянов Н.В. Якутские пословицы и поговорки. Якутск, 1962. -с. 172).

Сон в традиционных культурах предстает тесно связанным не только с миром смерти, но и со сверхъестественным миром в целом. "Коллективные представления формировали интерпретации снов и выделяли сон в особую область деятельности... в такой "тип общения", с помощью которого можно было обеспечить непосредственный контакт с духами (Новик Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме. - 1984).

Предсказание будущего по сновидениям у якутов было весьма распространено. Толкования значений снов выделялись даже в особый "туул тыла" (язык снов) (Архив ЯНЦ - ф.5. - Оп. - 3. - Д.523. -Л. 1б4-178). 3начение приведенного "гадального" сновидения, по-видимому, совпадает с обычными значениями "туул тыла". Например, считалось, что видеть во сне зелень - к счастью, два стога сена - к большому счастью, делать сливки, масло - к добру и т.д. (Худяков И.А. Ук. соч. - с. 206, 239-240). Ср. дорожный и охотничий языки: "путники-якуты говорят на специальном, условном языке, употребляемом во время дальних дорог и на охоте" (Г.П. Следы анимизма и тотемизма в верованиях якутов. Православный благовестник. 1914. Nо 3. - с. 194). Так, например, топор в дороге называют не собственным его именем "сугэ", но "киргил", что значит "черный дятел", лошадь называется "таласа", что значит собственно "мост" и т.д. (Маак Р.К. Вилюйский округ Якутской области. - СП. - с. 112). Дорожный (охотничий) язык и язык сна объединяет переносность значений, которые, переходя в сферу ритуала, теряют обычный смысл и приобретают метафорический. "Метафоричность отражает глубинную суть ритуала как способа общения между "своими" и "чужими". Такое общение, по всей видимости, считалось возможным только с помощью языка (языков), принципиально отличного от того, который использовался между людьми. Инакость ритуального языка как раз и достигалась с помощью замен и иносказаний" (Байбурин А.К. Коды обряда и их взаимодействие. Фольклор: проблемы сохранения, изучения, пропаганды. - М., 1988. - с. 141).

Такой особый язык был необходим в общении не только, допустим с сверхъестественными существами, но и при контактах с будущим. "Чужими" для культуры являются, в некотором роде, и "миры" прошлого, настоящего и будущего. Они предстают автономными, т. е. обладающими каждый своим, не пересекающимся друг в друге временем. Видимо, поэтому возможно существование, например, новорожденного сразу в двух временах. Он одновременно представлен и в настоящем - как беспомощный и слабый младенец, и в будущем - как важный видный старик с женою, многочисленным хозяйством и челядью.2

Архаические представления о смещении течения времени В.Г.Богораз сближал с "эйнштейновским отрицанием мировой одновременности абсолютного и одинакового времени для всего мироздания (Богораз В.Г. Ук. соч.-с. 8). Традиционное деление всего существующего на несколько достаточно автономных миров (например, популярные в якутской мифологии образы верхней, средней и нижней стран) предполагает "разные меры времени, очевидно, независимые и несогласованные друг с другом. Потусторонний мир и наш человеческий мир имеют особое время для каждого и свести это время вместе, в сущности, невозможно (Там же. - с. 55).

Эти непересекающиеся, обладающие своим временем миры "доступны для исчисления лишь наблюдателю, который движется с той же системой" (Там же. - с. 57). "Вневременное" будущее открыто человеку, находящемуся в аналогичном "вневременном" состоянии (например, во сне, что тоже было отмечено Богоразом). Однако, для того, чтобы подобное знание будущего стало доступным для всех, его необходимо "перевести" в культуру. Этим и занимались ритуальные специалисты, т. н. "ичээн"ы, "чинчиьит"ы, "кербуеччу", "телкеhут"ы и т. д.

Способность предвидеть будущее обычно связывалась с особым зрением (умением видеть вещи, недоступные глазам простого человека). Например, "прозорливцы и вообще люди, способные видеть чудесные сны назывались "ичээн". Они, якобы, могли узнавать будущее и представлять его как бы происходящим перед их глазами" (Попов А.А. Материалы по изучению религии якутов б. Вилюйского округа. Сб. МАЭ. 1949.-Т. 11. - с. 296). Ср. "керуу керер" - иметь видения, "керуулэнии" - ясновидение, от "керуулэн" -предвидеть, предсказывать, ворожить" (Исторические предания и рассказы якутов. Ч.1. - М., 1960. с. 277).

Предвидеть будущее во многом означает - наблюдать иные миры и иные времена. Наблюдать (воспринимать) - это обычно слышать и видеть, но, возможно, или только слышать, или только видеть. Например, во время святочных гаданий будущее может представать или только слышимым или только видимым. Гадающий прячется у окна дома и "слышит" -в том случае, если кому-то из этого дома умереть или заболеть - стоны и плач; если выйти замуж - топот коня (верхом на котором приедет жених); если охота будет удачной - шаги зверя (того, которого добудут) . В другом случае гадающий "видит" эти же события: если умереть - как проносят этого человека; если выйти замуж - как входит зять; если добыть зверя - как его вносят в дом и т. д. (Худяков И.А. Ук. соч. -с. 397-398).

В данном примере нас интересует ритуальное видение3. Знание,явленное во сне, это, обычно, "видимое" знание. Не случайно, что как у "ичээнов", так и в гадании о судьбе новорожденного будущее предстает как бы происходящим перед глазами (картинами, кадрами). Возможно, что ритуальное "видимое" знание приписывалось не только сновидениям и трансу, но и, на первоначальном этапе существования - письменности. Ср. при рождении ребенка его судьба заносится "уол кыыс суруксут"ами (небесными писарями) в книгу верховного "Айыы-тойон"а. Существовала особая "хара сурук" (черная грамота), которую писали для людей духи растительности, обрекая кого-либо на смерть. Кроме того, судьбами всего Космоса распоряжался тоже "Халлаан Дьылдасыт суруксута" (велений неба ведатель и письмоводец). (Пекарский Э.К. Словарь якутского языка. - 1959. - Стб. 2367). Записанная при рождении в небесную книгу судьба человека тем самым обретает достаточно автономное существование: с одной стороны она принадлежит человеку, с другой - записана, заранее известна и дана (на этой коллизии, например, строится сюжет олонхо "Куруубай хааннаах Кулун Куллустур", где главный герой противится записанной, заранее предопределенной ему судьбе).

Итак, способность в какой-то мере предвидеть, прогнозировать (осознавать) свое будущее - это, безусловно, одна из особенностей, отличающих человека от других представителей животного мира, "культуру" от "природы". (Мечтать, строить планы - эти свойства именно человеческого поведения связаны с будущим временем). Предвидение, предузнание грядущего выступает, в некотором роде, как стремление человека решить проблему необратимости времени и связанной с нею неотвратимости судьбы, рока. По-видимому, это одна из "вечных" тем в культуре (об этом свидетельствует сходство теории относительности и архаических (конкретно шаманистских) представлений о пространстве и времени). В ритуальном гадании о судьбе новорожденного якутской традицией "предложен" вариант решения темы предопределенности судьбы человека и участия в ее предопределении культуры. Можно предположить, что сновидение здесь способствует "проникновению" в будущее и, тем самым, помогает "овладеть" временем. Видимое знание ("специалисты-сновидцы", "ритуальная письменность") делает будущее "доступным" (видимым) и, тем самым, "поддающимся" корректировке со стороны культуры (в нашем случае, например, для предопределения благополучной судьбы новорожденного).

Марианна Бурцева

1 Связь сновидений с предвидением будущего, а также, в некоторой степени, с судьбой человека в архаической культуре была отмечена еще Леви-Брюлем (Леви-Брюль Л. Первобытное общение. 1930.-с. 34).

2 См. у Богораза об ипостасях: "с этой точки зрения становится понятно, как одно и то же существо может пребывать одновременно в двух разных местах, то есть, собственно говоря, не одновременно, и вневременно, независимо от восприятия времени... Одно и то же лицо, существо. бытие - представляется имеющим несколько ипостасей раздельных, но все же совпадающих. Эти различные формы ничуть не чередуются, сменяя друг друга в определенной последовательности. Они существуют одновременно, или, лучше сказать, вневременно". (Богораз В.Г. Эйнштейн и религия. - М. - Пгд., 1923. - с. 59,62).

3 Противопоставление "видимое (слышимое) во времени знание" достаточно актуально и для наших дней как соотношение письменной (передаваемой через письменность) и устной (изустной) традиций (письмо как объективный посредник при передаче информации).

Hosted by uCoz