На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

В каком обществе мы живем?

На поставленный вопрос могут быть различные ответы - они определяются тем, как, в каком аспекте рассматривается современное советское общество. Наиболее точный ответ мы получим, если будем исходить из следующих трех основных научных принципов. Во-первых, принцип комплексного подхода, без выпячивания отдельно, обособленно, той или иной сферы жизнедеятельности людей. Во-вторых, принцип единства исторического и логического, ибо каждая страна, как составная часть человечества, развивается в соответствии с общесоциологическими законами, и в то же время имеет историческую преемственность, особенности в своей истории. В-третьих, принцип приоритета человека, ибо он является основным звеном в общечеловеческой системе.

История общества - это история очеловечивания человека, его духовного развития, расширения его свободы. Эти процессы общественного прогресса обусловлены противоречием между природой и человеком и происходят на основе развития производительных сил. Известно, что производительные силы развиваются в рамках производственных отношений, и если существующие производственные отношения становятся тормозом для восхождения производительных сил, то они должны быть заменены новыми, таким образом наступает революционная ломка общества, что и началось в нашей стране в 1917 году и в 1987 году.

Отмена крепостного права в России и зачатки промышленного развития не привели к смене господствовавших феодальных производственных отношений. Не только в восточных регионах царской империи, в том числе в Якутии, но и в центральных ее губерниях господствовали до 1917 года в основном докапиталистические производственные отношения. Капиталистические предприятия в европейской части страны имели очагообразный характер и положение рабочих по своему содержанию (уровень эксплуатации, отсутствие многих прав, связанных со свободой человека и т.п.) ближе было к подневольному труду добуржуазных отношений. Это хорошо известно из литературы дореволюционного периода, в том числе - о жизни рабочих на Ленских приисках, приведших в 1912 году к известным выступлениям.

После Октябрьской революции 1917 года большевики и шедшие за ними массы трудящихся с энтузиазмом стали строить новое общество. Их усилиями были одержаны победы в гражданской и в Великой Отечественной войнах, сравнительно быстро развивались производительные силы страны в довоенные пятилетки и послевоенный период до шестидесятых годов. Со второй половины XX века в жизни общества и человека происходят существенно новые процессы -наука превращается в составной элемент производительных сил, т.е. начинается научно-техническая революция. Ряд капиталистических стран, используя достижения НТР, ускорили свое общественное развитие. А в нашей стране в условиях НТР производительные силы стали сбавлять темпы своего развития, ибо в обществе, в котором мы живем, сложились такие отношения, при которых не воспринимают действительные достижения современной науки и техники.

В двадцатых годах Россия встала перед альтернативой: либо развитие капитализма с включением элементов социализма (НЭП), либо сохранение господствующих общественных отношений с периодической сменой идеологических и политических лозунгов. Объективные и субъективные факторы привели ко второму историческому пути, и постепенно наше общество превратилось в государственный феодализм с элементами социализма, прикрытый коммунистическими лозунгами. Если проанализировать и сравнить жизнедеятельность в сфере труда и в сфере быта советского человека и человека современного капиталистического общества, то видно, что мы находимся на стадии докапиталистического развития. До конца восьмидесятых годов в нашей стране широко использовалось внеэкономическое принуждение к труду: например, выпускников учебных заведений заставляли отработать три года в определенном предприятии и учреждении, в независимости от их желания, а членов КПСС на многие годы, даже почти на всю трудовую жизнь, тоталитарная система прикрепляла к одному месту. Трудящиеся в нашей стране подвергаются большей эксплуатации, чем при современном капитализме, получая значительно меньшую часть вновь созданной ими стоимости для своего потребления по сравнению с рабочими развитых стран.

В годы так называемой перестройки распространялся идеологический тезис, что в нашей стране "общественная собственность" является "ничейной". В действительности основные средства производства принадлежали высшему руководству партии и государства. Вместе с ним владели, использовали, распоряжались государственной собственностью руководители союзных ведомств, первые руководители республик, краев, областей, высшие чины военно-промышленного комплекса, генералитет. Они, используя различные формы привилегий, и ныне потребляют существенную долю национального дохода. Наряду с ними с шестидесятых годов стали формироваться новые классы эксплуататоров: криминальная буржуазия и коррумпированная бюрократия. Из их среды и из других социально-классовых слоев общества в последнее время формируется новый класс российских предпринимателей.

В политической сфере государственному феодализму присуще господство административно-государственной системы, которая сковывает развитие инициативы человека. В последние годы идет ломка этой системы, сокращается отчужденность человека от власти. Развитие демократии, гласности, политического плюрализма, начавшееся с 1987 года, было началом новой революции, завершившейся победой в политической сфере демократических сил 22 августа 1991 года.

Распространяется неверный тезис, что перестройка началась с апреля 1985 года. Апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС - первый пленум партии, прошедший под руководством М.С.Горбачева. В его докладе и выступлениях на этом пленуме В.В.Гришина, Д.А.Кунаева, В.В.Щербицкого и других не говорилось о перестройке. Даже на XXVII съезде КПСС, летом 1986 года, в качестве политического курса была выдвинута стратегия ускорения социально-экономического развития.

В духовной сфере феодализма, в том числе и государственного феодализма, господствующее положение занимает религия, мифология. В общественное сознание советских людей внедрялись различные мифы фальсифицированного марксизма, пропагандировались идеологические клише и политические лозунги, выражающие интересы и заблуждения правящего класса советского общества. Культивировались "коммунистические" традиции, обряды и ритуалы, которые народными массами часто выполнялись формально. Учение о коммунизме преподносилось догматически, подобно религиозному сознанию.

Итак, наше общество с 1987 года переходит от государственного феодализма к капитализму, что является объективной необходимостью. А в связи с этим возникает вопрос: не была ли исторической ошибкой Октябрьская революция 1917 года? Что она дала положительного для развития нашей страны и человечества? После Октябрьской революции стали внедряться элементы социализма в общественную жизнь: социальная защищенность трудящихся, общественные фонды потребления, коллективизм и интернационализм и т.д. Человечество сделало определенный шаг в сторону социализма, действительного социалистического общества. К.Маркс утверждал, что для торжества социализма необходим единый мировой капиталистический рынок. В процессе формирования мирового хозяйства капитализма, его развития важную роль играет использование элементов социализма, в том числе планирования. Президент Рузвельт отмечал, что для выхода США из кризиса 1929-1933 года существенную роль сыграло использование планирования народного хозяйства, какое внедрялось в Советском Союзе.

Революция, т.е. переход от одной общественной системы к другой, всегда сопровождается существенными изменениями во всех сферах общества, в том числе крушением крупных империй, что и ныне происходит в нашей стране. Мы живем в обществе, где возникают новые суверенные государства. Идет противостояние между силами, которые хотят в новой форме сохранить империю, соответственно, колониальную зависимость ряда территорий и народов, в том числе Якутии, и тех, которые требуют действительно демократических, равноправных отношений между суверенными республиками, требуют, чтобы до конца была ликвидирована колониальная система. От того, какие из этих двух основных сил одержат верх, зависит будущее многонационального народа Республики Саха. Этот народ, живущий на богатейшей земле или продолжит свое .нищенское существование, или будет жить соответственно тому доходу, который дают добываемые здесь недровые богатства.

Научно-техническая революция ведет человечество к интеграции, в то же время к национальному возрождению, к ликвидации колониальных систем. Это важное диалектическое, а не политическое, противоречие современного человечества. В этих объективных условиях Республика Саха не может развиваться обособленно без тесной связи во всех сферах общественной жизни с Россией, Японией, Америкой, Европой, Китаем и другими странами, ибо неминуемо формируется мировой рынок. С другой стороны, национальное возрождение не может быть без действительного суверенитета в политической сфере, без экономической независимости, без владения своими кедровыми богатствами, без самостоятельного включения Республики Саха в мировую экономику.

Моргий Борисов


Борисов Моргий Николаевич - заведующий кафедрой социологии Рыбинского авиационно-технологического института, доктор философских наук.

Hosted by uCoz