На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Первая скрипка Якутии

В этой статье мы расскажем вам о первом якутском скрипаче В.Н.Свинобоеве, который, по нашему мнению, олицетворил высказывания некоторых путешественников XVIII и XIX вв., писавших о якутском народе, что в нем заложено большое стремление к образованию и культуре.
Два направления, которые во всем мире воспринимаются как свет, необходимый для будущего.

Музыкальное образование в Якутии было тесно связано с принятием коренным населением ведущей религии русского общества - христианства. "Именно религия сконцентрировала вокруг себя лучших музыкантов и исполнителей, несла с собой культуру, образованность и обеспечивала государственное единство", - писал В.А. Асафьев, анализируя состояние русской музыки рубежа XIX и XX вв.

Присоединение Якутии к Российскому государству в 1632 г. открыло не только новую эру в историческом развитии края, но и положило начало процессу разносторонних связей и взаимоотношений жившего здесь населения с русским и другими народами. Наряду с проходившими процессами, возникали и культурные связи нового содержания, имевшие различные формы. Частью этих связей явилось распространение русской духовной музыки, проникновение ряда инструментов - фисгармонии, струнно-смычковых, фортепиано, получивших к концу XIХ века в Якутии бытовую направленность.

Насущная потребность в образовании привела к открытию первых школ Духовного ведомства. В начале XIX в. Указом Священного Синода от 16 июня 1800 г. в Якутске открывается первая школа, где в ряду предметов предполагалось изучение и церковного хорового пениЯ.

На протяжении XIX в. подобные школы то закрывались, то открывались вновь, пройдя два основных этапа своего развития, первый из которых включал период с 1800 по 1881, а второй - с 1885 по 1917 гг. Этот процесс создал широкую, для того времени, сеть таких школ в период формирования духовной анархии - сначала с учреждения Якутского Викариатства (одного из двух в Камчатской епархии) в 1853 г., а позднее и самостоятельной Якутской епархии, в 1869 г. Оба этапа определили развитие музыкального образования, в основном - вокально-хорового направления. Это диктовалось направлением деятельности школ на подготовку искусных певцов для церковно-хоровых коллективов духовных заведений. При обучении ряд преподавателей пения использовал в своей работе для выработки чистоты интонации отдельные музыкальные инструменты точного строя. Подобные примеры имелись в Табагинской церковно-приходской школе у учителя Н. Виноградова, в духовной семинарии, ряде других духовных школ Якутского округа. Но все же, это было довольно редким явлением. Поэтому, отдавая приоритет хоровому пению, инструментальное начало заметно отставало. Этим и объясняется то обстоятельство, что первые якутские инструменталисты появляются значительно позже - в 1 половине XX в.

В начале 30-40-х гг. одаренные представители якутской молодежи направляются для обучения в центральные музыкальные учебные заведения, в т. ч. и по инструментальным специальностям. Так, например, в 1936 г. после расформирования первой якутской музомастерской, наряду с другими, в Иркутский музыкальный техникум направляется на обучение по классу скрипки Н.М.Хлебников.

К сожалению, не все направленные на учебу смогли получить или завершить свое специальное музыкальное образование. Причин здесь несколько, среди них - отсутствие должной подготовки, недостаток материальных средств, суровые годы военного лихолетья и, конечно же, чисто психологические моменты, когда направленные на учебу абитуриенты, оторванные от привычного уклада жизни, не выдерживали условий шумных, суетливых городов. Что-то удавалось решить, руководством Якутской республики ряду студентов оказывалась материальная помощь, но все же последний фактор, национальные особенности проживания коренных народов многие годы тормозили процесс подготовки коренной музыкальной интеллигенции. А ведь на учебу отбирались лучшие представители яркого, самобытного национального искусства.

Однако, один из ярких примеров подготовки национального инструменталиста-скрипача наблюдался в более ранний период - в начале XX в. Речь идет о первом якутском скрипаче - Василии Николаевиче Свинобоеве.

В.Н.Свинобоев родился 1 февраля 1889 г. в г. Средне-Колымске Колымского округа Якутской губернии в мещанской семье. Закончив местную церковно-приходскую школу, он в 1901 г. поступает в Якутское мужское духовное училище в подготовительный класс 1 разряда, а в 1906 г., закончив его, поступает в трехклассную с шестилетним сроком обучения духовную семинарию. В 1910 г. он обучался в 5 классе II разряда. Здесь начинает увлекаться игрой на скрипке. При отсутствии точных данных о его занятиях можно, однако, предположить, что уроки игры на скрипке он брал у вольнонаемного учителя музыки, священника семинарии - Д.П.Решетникова. Именно Д.П.Решетников давал уроки игры и обучал курсантов - учителей духовных школ Якутского и Олекминского округов на педагогических курсах, организованных Духовным ведомством в 1899 г.

Получив начальную музыкальную подготовку, В. Свинобоев в 1910 г. переезжает в г. Иркутск, где продолжает музыкальные занятия в частной школе свободных художников Городецкой Е.Г., Иванова Р.А. и Синицына М.Н. (скрипка), открытой 1 сентября 1905 г., совершенствуя свои знания по классу скрипки, теории и гармонии. Необходимо отметить, что уровень преподавания в этой школе был достаточно высоким. Об этом говорит тот факт, что из ее стен вышли многие известные исполнители, например В.Беспалов (бас), П.Берлинский (скрипач), а выпускники регулярно поступали в императорские высшие музыкальные учебные заведения, причем, как правило, на высший курс.

Закончив обучение в школе в июне 1913 г., Свинобоев 16 августа подает прошение о поступлении на высший курс Московской консерватории, а перед сдачей вступительных экзаменов, в конце июня приезжает в Якутск и здесь, с участием членов кружка музыки и литературы ("малороссов"), дает три сольных концерта, явившихся знаменательным событием в культурной жизни Якутска.

Сам приезд и предполагаемые выступления молодого, никому не известного скрипача, да еще из якутов, вызвал определенный скептицизм у городского населения, которое не располагало услышать что-нибудь выдающееся. Вопреки этим суждениям, концерт, данный 23 июня 1913 г. прошел с большим успехом. Благодаря своим природным данным, как отмечала периодическая печать того времени, сн за годы обучения сделал большие успехи. Удачный подбор исполненной программы, общая задушевность исполненных номеров, четкий ритм, мягкая и нежная тонировка и, конечно, широкая известность и популярность принявших участие в концерте местных исполнителей - М.А.Бушуевой, Н.А.Ожигова и И.С.Жлудова безусловно определили успех состоявшегося концерта. Исполненная программа состояла из произведений С. Рахманинова, А.Рубинштейна, А. Гречанинова, Э.Грига, Г.Венявского, Ф. Шопена и др.

Хорошее творческое начало способствовало организации второго концерта, состоявшегося 30 июня 1913 г., все средства от которого были переданы Свинобоеву В.Н. для материального обеспечения предстоящего обучения в Москве. Успех этого концерта по праву разделила концертмейстер кружка "малороссов" М.Е.Зуева.


Один из первых кружков музыкантов. Фото 1910-12 гг.
Из фондов музея ЯГТОБ.
Фоторепродукция Г.С.Атласова

Заинтересованность населения, вызванная успехами молодого исполнителя, предопределила организацию третьего концерта, состоявшегося 10 июля этого же года. Был значительно расширен состав исполнителей, где кроме Н.А.Ожигова и И.С.Жлудова участвовали солисты-исполнители - Ю.Н.Гайдук, Ю.Т.Шведова, В.Ф.Ефимов. Концерт, состоявшийся в здании музея, собрал большое количество публики и прошел очень успешно. Два отделения включали в себя 1 часть концерта Липинского, "Reverie" А.Вьетана, "Zicevnerweisen" Сарасатэ, "Эллегию" Эрнста и дуэт "Сомнение" Глинки. Аккомпонировали пианистки "малороссийского" кружка - М.Е.Зуева и Е.Ф.Шутова.

По окончании высшего курса Московской консерватории В. Свинобоев вновь приезжает в Якутск и, с участием популярнейшего, тепло принимаемого якутской публикой Н.А.Ожигова, дает 11 августа 1914 года еще один концерт. Возросший исполнительный и интеллектуальный уровень профессионального скрипача проявился в ярком исполнении фантазии "Jerusalem" и "Полонезе" Вьетана, "Романсе" из II концерта и "Легенде" Г.Венявского, "Ноктюрне No 2" и "Цыганских мотивах" Сарасатэ. В печати не удалось обнаружить отзывов об этом концерте, можно только предположить, судя по исполненной программе, о высоком уровне исполнения первого якутского скрипача. После этого выступления В. Н. Свинобоев вернулся в Москву навсегда и работал до конца своей жизни в различных концертных организациях под псевдонимом "Ленский".

Владимир Никулин.

Фото В. Н. Свинобоева из семейного архива.

Hosted by uCoz