Тимофей Степанов
Разговор сразу же улегся в русло -
за небольшим потемневшим столом, где
восседал хозяин мастерской -
степенно и основательно на
протяжении беседы, похожий на ее
течение -плавное, знающее свои
глубины и направление. Поводом для
встречи с Тимофеем Андреевичем
Степановым послужила выставка его
работ серии "Якутский шаман",
прошедшая в ноябре . 1991 года в Доме
Книги города Якутска и, чуть позже
организованная в Москве. Было
интересно, что осталось за картинами,
было известно - много
доброжелательных откликов,
посетивших выставку в Якутске и, люди
желали узнать, что думает автор работ
об избранной теме.
Автор картин говорит:
"Нужно, наверное, исходить из
того как жил тогда якутский народ.
Люди - верили. Вера была глубокой и
искренней, поэтому существовало табу,
допустим: нельзя было говорить
нехорошее, злое об отсутствующих
людях; нельзя было всуе говорить о
богах и духах, населяющих миры,
называть их по именам. Люди верили в
магическую силу слов. Этим и рядом
других укладов достигалась
нравственная сторона воспитания.
Людей с детства учили честности,
природолюбию и бережливости. Человек
занимал свое место в природе, не
разрушая ее и себя".
Он некоторое время молчал, пока я
укладывал произнесенное на бумагу,
потом продолжил:
"Идея создания цикла
окончательно оформилась года три
назад. До этого в 1961 году я написал
небольшую работу (акварель, тушь),
которая называлась "Камлание
шамана и шаманки". Она была утеряна.
В начале 80-ых годов я вернулся к теме
якутского шаманизма и написал работу
под тем же названием маслом. Ее
приобрел Читинский музей
изобразительных искусств. Говоря
коротко, в течении тридцати лет я
вынашивал и перекраивал черновики, а
в последние три года сделал то, что
могу назвать чистовиком...
Отступление первое: (изложение
свободное):
Говорят, как-то вздумалось одному
китайскому императору лицезреть
краба. Вызвал он художника и говорит:
"Нарисуй краба".
"Хорошо, - отвечает последний, -только
мне необходимы условия (дворец, вино,
еда) и пять лет сроку. "Ударили по
рукам. Пять лет блаженствовал
свободный человек. Когда явился
гонец от императора с требованием
предъявить исполненную работу,
художник вынес кисть лист и тушь и
несколькими взмахами создал
требуемое. Император остался в
восхищении.
... Человек должен
уметь останавливаться -это знание
меры. Поэтому, в принципе, у меня 13
работ серии "Якутский шаман".
Тематика картин -узловая - это
рождение шамана, становление и обряд
посвящения. Можно было бы сделать
больше, но это выглядело бы
утомительно. Шаманизм -древняя вера
народа, корнями уходящая в глубь
веков, где жили священные птицы, духи,
богатыри, небожители Айыы и Аба5ыы.
Читая "Олонхо" я чувствую мощь и
красоту наших предков, которые по
своей силе духовности намного
превосходили нынешнее поколение.
Главной задачей шаманов было
служение людям. Белые шаманы - это
скорее всего жрецы, служители культа
добра. В их обязанности входило
выпрашивание у небожителей Айыы,
изобилия для своих сородичей,
обращались они к ним не более 1-2 раз в
год, обычно во время проведения
ысыаха. Черные шаманы в отличии от
белых имели свою атрибутику - бубен,
плащ и т.д. Говорят, что встречается
много общего в одежде и предметах
культового обряда у якутских и
других сибирских шаманов. Я думаю,
что здесь могла быть дань уважения
наших предков (обычай бытовавший в
древности) по отношению к соседям,
потому-что мировоззрение все же
разнилось. Якутские шаманы при
камлании использовали "Олонхо",
называя имена божеств трех миров,
опускаясь и поднимаясь подобно их
эпическим предшественникам. Были ли
какие-то общие истоки, сейчас сказать
трудно.
В картине "Обряд посвящения
молодого шамана" есть небольшая
неточность. При посвящении молодого
шамана последний присутствовал в
обычной повседневной одежде, на
картине же я хотел изобразить плащ
великого шамана со всех сторон - это
повлияло на композицию картины.
Далее, вы задавали вопрос о луче
исходящем из зрачка старого шамана в
зрачок молодого. Шаманы считались
детьми Улуу Тойона и поэтому они как
и он обладали "огненным взглядом",
простой смертный, в старину, не
решался взглянуть в глаза шаману,
боясь умереть.
В картине показано противоборство
двух огненных взглядов. Молодой
шаман, проходящий испытание, в
течении жизни, должен стать еще выше
рангом, ибо это борьба двух равных по
силе шаманов. Вообще, у наших предков
самым высокочтимым был Великий Дух
Огня. Все шаманские мистерии
проходили через огонь. Огонь
считался священным, так как обладал
всеочищающим жертвенным свойством".
Отступление второе:
биографическая справка: Родился в
1943 году в Сунтарском районе поселок
Кюндяя, вырос в детских домах.
Трудовая деятельность началась с
1958 года. В Эльгяйском совхозе
проработал три года - был дояром,
телятником, водовозом, дровосеком. В
1968 году закончил Якутское
художественное училище. В 1970 году
поступил в Санкт-Петербургский
институт живописи, скульптуры и
архитектуры имени Репина, который
закончил в 1977 г. Первый
дипломированный реставратор в музее
изобразительных искусств им. М.Ф.Габышева.
С персональной выставкой
дебютировал в 1983 году в городу
Якутске. 1984 г. - Чита, далее выставки -
в Санкт-Петербурге, Томске, Нерюнгри.
В 1991 г. стал членом Союза художников
бывшего СССР. Основные темы -
историческое прошлое якутского
народа, предания, "Олонхо".
Тимофей Степанов продолжает:
"Человеку с рождения отпущено
очень мало. Поэтому я согласен со
словами Марины Цветаевой, что у
каждого художника есть своя
генеральная линия, которая должна
быть воплощена в жизнь. Свои картины
я пишу, сосредотачивая в них какие-то
узловые моменты, так были написаны:
триптих "Манчаары", серия "Дыгын"
(3 работы). Самый главный, если так
можно сказать, источник вдохновения
для меня "Олонхо". "Олонхо" -
'это бесконечность, которую можно
писать варьируя темы всю жизнь."
Я не стал спрашивать у Тимофея
Андреевича Степанова о его будущих
планах, полагая, что это сугубо
личное дело художника, я спросил у
него (по некоторой части
неприведенного здесь разговора) кем
бы он хотел стать в своей последующей
жизни, на что получил неожиданный
ответ: "В следующем рождении я хочу
стать поэтом. В поэзии меня удивляет
сжатость и сконцентрированность
человеческих мыслей и чувств. На то,
что у прозаика уходит роман, в поэзии
высказывается одной-двумя строчками.
Быть поэтом мне еще хочется потому-что
я слышу звуки и музыку природы. С
детства летаю в цветных снах и всегда
вижу - лес и в нем огромные,
подточенные временем деревья..."
Вместо послесловия:
В марте 1992 года в Москве в музее
народов Востока состоялась выставка
картин Т.А.Степанова "Якутский
шаман". Лики древних взглянули на
наш искореженный и неустроенный мир,
где большая часть нас застыла в
молчании.
"Кто мы? Куда и откуда идем?..."
Риг Веда.
Владимир Оросутцев
Страна Олонхо
Финал поединка. Триптих
Кут-Сюр. Триптих
|