На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Тимофей Степанов

Разговор сразу же улегся в русло - за небольшим потемневшим столом, где восседал хозяин мастерской - степенно и основательно на протяжении беседы, похожий на ее течение -плавное, знающее свои глубины и направление. Поводом для встречи с Тимофеем Андреевичем Степановым послужила выставка его работ серии "Якутский шаман", прошедшая в ноябре . 1991 года в Доме Книги города Якутска и, чуть позже организованная в Москве. Было интересно, что осталось за картинами, было известно - много доброжелательных откликов, посетивших выставку в Якутске и, люди желали узнать, что думает автор работ об избранной теме.

Автор картин говорит:

"Нужно, наверное, исходить из того как жил тогда якутский народ. Люди - верили. Вера была глубокой и искренней, поэтому существовало табу, допустим: нельзя было говорить нехорошее, злое об отсутствующих людях; нельзя было всуе говорить о богах и духах, населяющих миры, называть их по именам. Люди верили в магическую силу слов. Этим и рядом других укладов достигалась нравственная сторона воспитания. Людей с детства учили честности, природолюбию и бережливости. Человек занимал свое место в природе, не разрушая ее и себя".

Он некоторое время молчал, пока я укладывал произнесенное на бумагу, потом продолжил:

"Идея создания цикла окончательно оформилась года три назад. До этого в 1961 году я написал небольшую работу (акварель, тушь), которая называлась "Камлание шамана и шаманки". Она была утеряна. В начале 80-ых годов я вернулся к теме якутского шаманизма и написал работу под тем же названием маслом. Ее приобрел Читинский музей изобразительных искусств. Говоря коротко, в течении тридцати лет я вынашивал и перекраивал черновики, а в последние три года сделал то, что могу назвать чистовиком...

Отступление первое: (изложение свободное):

Говорят, как-то вздумалось одному китайскому императору лицезреть краба. Вызвал он художника и говорит: "Нарисуй краба".

"Хорошо, - отвечает последний, -только мне необходимы условия (дворец, вино, еда) и пять лет сроку. "Ударили по рукам. Пять лет блаженствовал свободный человек. Когда явился гонец от императора с требованием предъявить исполненную работу, художник вынес кисть лист и тушь и несколькими взмахами создал требуемое. Император остался в восхищении.

... Человек должен уметь останавливаться -это знание меры. Поэтому, в принципе, у меня 13 работ серии "Якутский шаман". Тематика картин -узловая - это рождение шамана, становление и обряд посвящения. Можно было бы сделать больше, но это выглядело бы утомительно. Шаманизм -древняя вера народа, корнями уходящая в глубь веков, где жили священные птицы, духи, богатыри, небожители Айыы и Аба5ыы. Читая "Олонхо" я чувствую мощь и красоту наших предков, которые по своей силе духовности намного превосходили нынешнее поколение. Главной задачей шаманов было служение людям. Белые шаманы - это скорее всего жрецы, служители культа добра. В их обязанности входило выпрашивание у небожителей Айыы, изобилия для своих сородичей, обращались они к ним не более 1-2 раз в год, обычно во время проведения ысыаха. Черные шаманы в отличии от белых имели свою атрибутику - бубен, плащ и т.д. Говорят, что встречается много общего в одежде и предметах культового обряда у якутских и других сибирских шаманов. Я думаю, что здесь могла быть дань уважения наших предков (обычай бытовавший в древности) по отношению к соседям, потому-что мировоззрение все же разнилось. Якутские шаманы при камлании использовали "Олонхо", называя имена божеств трех миров, опускаясь и поднимаясь подобно их эпическим предшественникам. Были ли какие-то общие истоки, сейчас сказать трудно.

В картине "Обряд посвящения молодого шамана" есть небольшая неточность. При посвящении молодого шамана последний присутствовал в обычной повседневной одежде, на картине же я хотел изобразить плащ великого шамана со всех сторон - это повлияло на композицию картины. Далее, вы задавали вопрос о луче исходящем из зрачка старого шамана в зрачок молодого. Шаманы считались детьми Улуу Тойона и поэтому они как и он обладали "огненным взглядом", простой смертный, в старину, не решался взглянуть в глаза шаману, боясь умереть.

В картине показано противоборство двух огненных взглядов. Молодой шаман, проходящий испытание, в течении жизни, должен стать еще выше рангом, ибо это борьба двух равных по силе шаманов. Вообще, у наших предков самым высокочтимым был Великий Дух Огня. Все шаманские мистерии проходили через огонь. Огонь считался священным, так как обладал всеочищающим жертвенным свойством".

Отступление второе:

биографическая справка: Родился в 1943 году в Сунтарском районе поселок Кюндяя, вырос в детских домах.

Трудовая деятельность началась с 1958 года. В Эльгяйском совхозе проработал три года - был дояром, телятником, водовозом, дровосеком. В 1968 году закончил Якутское художественное училище. В 1970 году поступил в Санкт-Петербургский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, который закончил в 1977 г. Первый дипломированный реставратор в музее изобразительных искусств им. М.Ф.Габышева. С персональной выставкой дебютировал в 1983 году в городу Якутске. 1984 г. - Чита, далее выставки - в Санкт-Петербурге, Томске, Нерюнгри. В 1991 г. стал членом Союза художников бывшего СССР. Основные темы - историческое прошлое якутского народа, предания, "Олонхо".

Тимофей Степанов продолжает:

"Человеку с рождения отпущено очень мало. Поэтому я согласен со словами Марины Цветаевой, что у каждого художника есть своя генеральная линия, которая должна быть воплощена в жизнь. Свои картины я пишу, сосредотачивая в них какие-то узловые моменты, так были написаны: триптих "Манчаары", серия "Дыгын" (3 работы). Самый главный, если так можно сказать, источник вдохновения для меня "Олонхо". "Олонхо" - 'это бесконечность, которую можно писать варьируя темы всю жизнь."

Я не стал спрашивать у Тимофея Андреевича Степанова о его будущих планах, полагая, что это сугубо личное дело художника, я спросил у него (по некоторой части неприведенного здесь разговора) кем бы он хотел стать в своей последующей жизни, на что получил неожиданный ответ: "В следующем рождении я хочу стать поэтом. В поэзии меня удивляет сжатость и сконцентрированность человеческих мыслей и чувств. На то, что у прозаика уходит роман, в поэзии высказывается одной-двумя строчками. Быть поэтом мне еще хочется потому-что я слышу звуки и музыку природы. С детства летаю в цветных снах и всегда вижу - лес и в нем огромные, подточенные временем деревья..."

Вместо послесловия:

В марте 1992 года в Москве в музее народов Востока состоялась выставка картин Т.А.Степанова "Якутский шаман". Лики древних взглянули на наш искореженный и неустроенный мир, где большая часть нас застыла в молчании.

"Кто мы? Куда и откуда идем?..."

Риг Веда.
Владимир Оросутцев


Страна Олонхо


Финал поединка. Триптих


Кут-Сюр. Триптих

Hosted by uCoz