ПРЕДИСЛОВИЕ
К ТЕКСТУ ДОКЛАДА: "ШАР ДАО"
Философия - та же музыка, тонкого
косновения к ее невидимым "суперструнам",
музыка звучания "Золотых нитей Дао
- мудрости природы - одной из многих
определений субстанционального
понятия китайской философии.
В отличие от данного тезиса
представляемое сочинение возможно
воспримется философами как
грубейший прагматизм, не оставляющий
никакого ощущения "тонкого
прикосновения". Но все же автор
надеется, что читатель воспримет
работу как попытку способствующую
"наведению мостов между двумя
непреложными императивами - знанием
и верой" (Дж.Холтон), между наукой и
религией.
По мнению автора, решению
поставленной задачи может
содействовать его специальность,
связанная с инженерией -
деятельностью нацеленной на
реализацию человеческих знаний. В
широком смысле, "философская
инженерия" представляется
связующим звеном между философией
науки и философией религии, что
особенно видно в "практической
деятельности", например,
исповедующих шаманизм как религию,
основы которой, на примере якутской
натурфилософии, приняты как
методологический инструментарий
построения предлагаемой шаровой
модели.
Актуальность тематики
просматривается в возможности
использования модели в анализе
сложных вопросов, представляемых как
целостные системы (к примеру, в
анализе мировоззренческих и научных
проблем, общих организационных
вопросов учреждений и организаций,
вплоть до анализа управленческих
решений и иных вопросов инстутов
власти). Когда формируются новые
экономические и административно-политические
структуры, необходимость философско-методологического
обоснования своих решений выступает,
возможно, как атрибут времени первой
необходимости. По крайней мере, есть
возможность еще раз поразмыслить над
проблемой, используя методы анализа
явлений, способствующие принятию
более рациональных решений. К тому же
подобный сциентизм (интеграция
рациональных сторон разных культур,
в данном случае: даосской философии,
элементов якутской натурфилософии,
русской "логики триединости",
классической философии и
современной философии науки)
выступает как проблема
транснационального интереса в
развитии цивилизации,
продиктованная установками
положений экологической этики (этических
принципов и норм отношения человека
к природе).
Таблица-приложение к докладу в
тексте не описывается. Она
рассчитана на домысливание ее
тезисов, которые должны быть
восприняты как изомоформизмы разных
систем, а не как костное механическое
соответствие по графам таблицы.
Таблица была представлена на
информационной доске Уппсальского
университета в Швеции для участников
международного конгресса.
Автор просит прощение за сугубо
тезисный характер изложения
материала и за неизбежно допущеннную
эклектичность, поверхностность,
связанную с "безбрежностью"
избранной тематики.
Василий
Оконешников
СФЕРА
КУТ-СЮР
(Шар Дао)
9-ый Международный конгресс по
логике, методологии, и философии
науки, был организован под эгидой
Отделения логики, методологии и
философии науки Международного
союза по истории и философии науки (ОЛМФН1МСИФН),
под спонсорством ЮНЕСКО и 15-ти
зарубежных организаций и учреждений.
Конгресс признается участниками как
высший Международный научный форум.
Конгресс состоялся в Уппсальском
Университете Швеции в августе 1991 г.
По рекомендации Национального
комитета по
делам ЮНЕСКО республики Саха текст
доклада печатается полностью.
Дамы и господа!
Позвольте мой доклад начать с части,
которая поясняет основу выбора
предлагаемых классификационных
названий философских наук. А именно,
с презентации философских взглядов
Якутского-Саха народа. Российской
Федерации.
Поскольку якутская философия
основана на традиционных
религиозных верованиях народа,
позволю себе несколько слов
общефилософского плана.
То, что человек, природа
человеческого сознания не познана
это - научный факт.
Грузинский философ М.Мамардашвили
по этому поводу заметил: "Сознание
- парадоксальность, к которой
невозможно привыкнуть". Продолжая
мысль, можно сказать, что сам Человек
уже является воплощением
сверхъестественности.
Этот момент еще яснее подчеркивает
ценностную глубину человеческой
сути, человеческой индивидуальности.
И каждая личная мысль человека, его
вера, не говоря уже о культуре целой
народности, имеет право на
самостоятельную жизнь и развитие.
Интеллектуальный потенциал,
формировавший атрибуты верования,
зарождавшийся, прежде всего, на
основе приоритета чувственного
анализа Красоты Реальности, состоит
и должен состоять объектом
научного интереса на предмет
возможной методологической
значимости в научных исследованиях.
К тому же, высший арсенал самой науки
все больше склоняется за помощью к
Красоте Реальности (Копвиллем), к
вероятностной логике (Рейхенбах), к
принципам терпимости (Карнап),
физической неопределенности (Гейзенберг),
логической недоказуемости (Гедель)...
Должен быть интересен факт, что в
представляемой попытке
фрагментарной систематизации наук,
посредством шаровой
методологической модели, названной
"Шар Дао", использованы
последовательности и определения
значений каждого из 9-ти "Айыы" -
Добрых Божеств якутского
традиционного верования. (Названия
Айыы и их значения приведены в
таблице.)
На мой взгляд, кажущаяся
рациональность натурфилософских
учений одного из северных народов,
проживающего в экстремальных
условиях, возможно, объясняется тем,
что эти системы были относительно
свободны от религиозной ортодоксии,
по причине отсутствия письменности,
слабой коммуникабельности, которым
способствовали традиции расселения
народа, в основном, отдельными
семьями в небольших полянах - аласах,
где сугубо индивидуальная
промысловая деятельность требовало
серьезного интеллектуального
напряжения.
Причем, от решения этих
повседневных интеллектуальных задач,
зависели вопросы жизни и смерти в
условиях 50-60 градусных морозов. При
этом, единственным источником
информации служила сама природа:
приметы прогнозируемой погоды;
наблюдения за растительностью и
природными осадками, поведением
людей, зверей и птиц, рыб и насекомых.
Всю эту информацию, обрабатывая и
диалектически селектируя
рациональное в условиях суровой
реальности, передавали из поколения
в поколение в устном фольклоре, в
особенности, в "олонхо", которое
сказывалось и напевалось на
протяжении нескольких дней одним
олонхосутом (сказителем).
Руководство ЮНЕСКО в Париже, одно
из подобных олонхо - "Ньюргун
Боотур Стремительный", планирует
издать на английском языке. В 1993 году
под эгидой ЮНЕСКО будет отмечено 100-летие
П.А.Ойунского, автора письменной
публикации памятника национальной
культуры.
Представляет особый интерес
феномен якутского шаманизма. Процесс
камлания, ритуалы посвящения в
шаманы, психология шамана остались
вне поля зрения науки. Только в
последнее время начинаются лечебные
психотерапевтические эксперименты с
использованием атрибутики шамана.
Говоря об основах шаманизма я имею
ввиду якутскую-саха натурфилософию,
которая содержит понятия о трех
составляющих мировосприятия: "Буор
Кут", "Салгын Кут" и "Ийэ Кут".
В названиях присутствует единое для
всех 3-х субстанциональных "элементов"
слово "Кут", понятие которого
коррелируется с гипотетическим "мировым
лептонным газом" - физическим
носителем всего материального,
информационного и интеллектуального.
Последние термины - семантические
аналоги субстанций, соответственно:
Буор-Кут (приблизительный перевод -
"Земля-Душа"), обозначающий
основу телесной материи; Салгын-Кут
("Воздух-Душа") - носитель мира
информации; Ийэ-Кут ("Мать-Душа")
- основа интеллектуального.
Некоторую сходность научных
терминов с понятиями якутской
натурфилософии можно
проиллюстрировать следующими
смысловыми примерами из
фольклорного материала: после смерти
человека, тело превращается в землю,
т.е. земля и физическое тело человека
есть единая телесная материя - Буор-Кут;
спящего якута-Саха не переносят,
опасаясь того, что его Салгын-Кут,
улетевший собрать информацию, не
найдет своего хозяина; Ийэ-Кут
вселяется Высшим Добрым Духом "Айыы"
в женщину в.момент зачатия, или в
ребенка при его рождении, т.е.
вселяется особый Кут, делающий
человека человеком,
характеризующейся в основном его
интеллектом.
Итак, основное представление о мире
в якутской натурфилософии
подразделяется на материальное,
информационное и интеллектуальное,
которое после анализа триадных
представлений мира в культурах
других народов, принято за основу
разделения составляющих шара Дао.
А теперь непосредственно о самой
модели.
Шар Дао.
Фрагмент классификации
философских наук (наддициплинарных
философских систем) и сводная
таблица возможных приложений
|
|
|
+ |
Верхний мир |
9.YРYН АЙЫЫ |
Создатель и
властелин Вселенной. (Остолопов,
1806 г.) |
ФИЛОСОФСКАЯ
КОСМОЛОГИЯ |
|
|
+ |
Абсолюный
дух |
|
|
+ |
|
8.ОДУН ЧЫНЫС |
Законодатели
природы, жизне-
деятельности людей и животных |
ФИЛОСОФСКОЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ |
|
+ |
|
УЧЕНИЕ О ПОНЯТИИ |
|
+ |
|
|
7.ТАНХА БИЛГЭ, ДЬЫЛ5А |
Ворожители,
предска-
затели и определители судьбы |
ФИЛОСОФСКОЕ
НАУКОВЕДЕНИЕ |
+ |
|
|
ОРГАНИЧЕСКАЯ
ФИЗИКА |
|
|
|
+ |
Средний мир |
6.СУН ДЬААhЫН |
Придающий силу "усилива-
ющую" дух |
ФИЛОСОФСКАЯ
ИНТЕЛЛЕКТИКА |
|
|
+ |
ОБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ |
|
|
+ |
|
5.УЛУУ СУОРУН |
Дарящий "СYР"
язык (способ) шаману |
ФИЛОСОФСКАЯ
ИНФОРМАТИКА |
|
+ |
|
УЧЕНИЕ О СУЩНОСТИ |
|
+ |
|
|
4.ХОТОЙ АЙЫЫ |
Божество Власти |
ФИЛОСОФСКАЯ
ИНЖЕНЕРИЯ |
+ |
|
|
ФИЗИКА |
|
|
|
+ |
Нижний мир |
3.ДЬОhОГОЙ АЙЫЫ |
Дарящий счастье
людям |
ФИЛОСОФСКАЯ
АНТРОПОЛОГИЯ |
|
|
+ |
СУБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ |
|
|
+ |
|
2.ИЭЙЭХСИТ |
Придающий
непротив-
ляемость законам Природы |
ФИЛОСОФСКАЯ
КУЛЬТУРОЛОГИЯ |
|
+ |
|
УЧЕНИЕ О БЫТИИ |
|
+ |
|
|
1.АЙЫЫhЫТ |
Придающий людям,
природе жизнь |
ФИЛОСОФСКОЕ
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ |
+ |
|
|
МЕХАНИКА |
Знаки
"Айыы" |
"БУОР КУТ" |
"САЛГЫН КУТ" |
"ИЙЭ КУТ" |
Миры |
НАЗВАНИЯ "АЙЫЫ" |
ПРИМЕРНЫЕ
ФРАГМЕНТЫ ИХ ЗНАЧЕНИЙ |
ПРЕДЛАГАЕМЫЕ
КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ НАЗВАНИЯ
НАДДИЦИПЛИНАРНЫХ ФИЛОСОФСКИХ
СИСТЕМ |
Философия природы |
Наука логики |
Философия духа |
НАЗВАНИЯ
ГЛАВ |
НАЗВАНИЯ
ТОМОВ |
СУБСТАНЦИОНАЛЬНЫЕ
ПОНЯТИЯ |
Из учения
"АЙЫЫ" о добрых божествах,
"Заселяющих девять небес
Вселенной" |
НАЗВАНИЯ
ТОМОВ И ГЛАВ "ЭНЦИКЛОПЕДИИ
ФИЛОСОФСКИХ НАУК" ГЕГЕЛЯ |
Фрагменты
Якутской-Саха натурфилософии |
ВОЗМОЖНЫЕ |
Чины
характеризующиеся близостью к
богу |
СЕРАФИМЫ (особо
приближенные к Богу) |
|
|
метафизическая |
|
|
Супер-
...?
? |
ХЕРУВИМЫ (существа-стражи,
ангелоподобные) |
|
личностная |
|
|
Суперконформная
алгебра |
|
ПРЕСТОЛЫ |
социалистическая |
|
|
Супер-
Алгебра Пуанкаре |
|
|
Божественное
мировладычество |
ГОСПОДСТВА |
|
|
феноменологическая |
|
|
?
(Булева
алгебра) |
СИЛЫ |
|
общечеловеческая |
|
|
Конформная
алгебра |
|
ВЛАСТИ
(космические духи, благие) |
капиталистическая |
|
|
Алгебра
Пуанкаре |
|
|
Чины,
характеризующиеся
непосредственной близостью к
миру и человеку |
НАЧАЛА |
|
|
религиозная |
|
|
? |
АРХАНГЕЛЫ
(ангело-начальники) |
|
общественная |
|
|
? |
|
АНГЕЛЫ |
докапиталистическая |
|
|
? |
|
|
НАЗВАНИЯ "ТРИАДЫ
ТРИАД" |
НАЗВАНИЯ ЧИНОВ |
ЭКОНОМИКА |
СОЦИОЛОГИЯ |
ФИЛОСОФИЯ |
АЛГЕБРА СИММЕТРИИ
КВАНТОВОГО (МАССОВОГО) ПОЛЯ |
АЛГЕБРА СИММЕТРИИ
БЕЗМАССОВОГО ПОЛЯ |
???
(АЛГЕБРА ИНТЕЛЛЕКТИКИ?) |
"Девять
чинов Архангельских"
учение 5-6 веков н..э.
Псевдо-Дионисия |
Политологическое
приложение |
"Непротиворечивые
классические теории
супергравитации" М.Маллера |
ФРАГМЕНТЫ
ПРИЛОЖЕНИЙ К АНАЛИЗУ ЯВЛЕНИЙ |
продолжение таблицы
Объемная модель методологии
систематизации философских наук
представляет собой, условно
разделенное на 9 сферических
сегментов, абстрактное шаровое
пространство определения координат
дня систематизации наук, "локализованное"
на временную ось.
Вертикальная временная ось,
одновременно является
геометрической осью шара.
Шар можно представить как
абстрактную интегративную мировую
информацию, в центре которой
определен метафорический познающий
субъект, на который радиально
проецируются все "области" (информации)
шара. Эти "области" и весь шар
обозначены универсальным
субстанциональным понятием
китайской философии - Дао, которая по
своему определению содержит в себе
безграничную и качественную, и
количественную значимость.
Шар можно, для большей наглядности,
представить в виде квинтэсценции
диалектики природы Гегеля, но только
вместо додекаэдров, абстрагируя
круглые, плоские "контейнеры"
информации, сложенные "плоскость к
плоскости", с убывающими радиусами
к полюсам шара.
Образование шара можно попытаться
пояснить законом самоорганизации
космических тел, подобно тому, как,
например, вода в космосе обретает
форму шара.
Верхний полюс шара Дао - "прогностический
минимум", нижний полюс - "исторический
минимум", а экваториальное сечение
- максимум "наличной" всемирной
информации настоящего времени.
Шар радиально разделен
меридианальными плоскостями сечения
на три части: конструкционный,
конституционный и конститутивный
сферические сектора. Шар также
разделен на три части по вертикали
двумя субэкваториальными
образованиями на пояса прошедшего,
настоящего и будущего времени,
названными, соответственно,
субъинтенциональным,
интенциональным и
праинтенциональным поясами шара Дао.
(Прилагается таблица дефиниций, у
которых семантические значения, в
основном, соответствуют
общепринятым бесприставочным
терминам.)
И, так как центр представляет "сферу
непознанной пустоты", шар можно
воспринимать как "толстостенную
сферу". Этим оправдано
использование слова "пояс".
Отсутствие полюсовых информаций
временных бесконечностей, также
позволяет использовать поясовые
представления к верхнему и к нижнему
подразделениям шара.
Субэкваториальные поверхности
сечения представляют собой
конические образования, вершины
которых определены в центре шара.
Меридианально-субэкваториальное
разделение сферы и определяет
основной 9-тисегментный состав шара
Дао.
Интенционально - временная
трансформация значений философских
единичных элементов шара - "Дао"
соответствует его историческому
определению: дословно - "путь".
Что, также соответствует
единовременному сосуществованию
субстанциональных интенций
прошедшего, настоящего и будущего.
При разработке модели использован,
возможно, нестандартный подход к
понятию "информация",
излагаемый для анализа принятой
аксиоматики инструментария строения
модели, которую, в целом, я хотел бы
определить как новую, возможно,
научную наддисциплинарную систему -
"Философская инженерия".
Триадное синтактико-семантико-прагматическое
представление шара Дао позволяет его
трактовать как шар, семиотические
составляющие которого, разложив на
временную матрицу, можно принять за
научную формализацию основы
построения Шара Дао. Т.е. триаду
семиотики нужно представить в виде
диалектической системы прошедшего,
настоящего и будущего При этом, их
метафорические аналоги понятий из
теоретической механики,
соответственно - статику, кинематику
и динамику предла-гается
использовать как различительные
эпитеты к матричным составляющим.
Семиотическая матрица принимает
следующий вид:
7. Динамическая
синтактика |
8. Динамическая
семантика |
9. Динамическая
прагматика |
4.
Кинематическая синтактика |
5.
Кинематическая семантика |
6.
Кинематическая прагматика |
1. Статическая
синтактика |
2. Статическая
семантика |
3.
Статическаяпрагматика |
т.е. первый столбец матрицы,
соответствующий конструкционному
меризиальному сектору шара Дао,
обозначающий материальную
философскую категорию "Буор Кут",
принят как синтаксическое
обозначение интегративной
информации всего нашего знания.
Таким же образом обозначая
посредством второго и третьего
столбцов, и придав значению Дао "содержание"
всего шара Дао, постигается принцип
универсальной философско-информационной
субстанциональности.
Пример однозначности подхода к
исследованию одного слова, т.е.
мельчайшего Дао, и к исследованию
всего шара Дао, может служить
обоснованием возможной
универсальной применимости шаровой
модели к анализу явлений вообще.
Современное понятие информатики
имеет предназначение для изучения
всех этих трех составляющих
семиотики - раздела науки, изучающего
обозначение Реальности, которая с
позиции современного научного
познания относительна и
воспринимается только через, или
посредством информации, и как
следствие, прогнозируемое и
историческое, являясь содержимым
информации, требуют к себе
равнозначного методологического
подхода.
Доказательство сказанного
довольно простое: в видеозаписях,
например, по сообщениям из других
источников информации можно ввести
любые коррективы о времени, о
протяженности и о пространстве
события. Даже те, от которых
прогностическое по отношению к
моменту времени воспроизводимого
сюжета станет историческим и
наоборот.
Прагматическая, реальная жизненная
необходимость заставляет нас в
большей степени беспокоиться о
будущем, нежели чем об историческом,
так как нам в этом будущем еще
предстоит жить, и поэтому они кажутся
диаметрально противоположными
явлениями в нашем эмоциональном
восприятии. Но они уживаются с
настоящим временем на одной оси,
составляя единую систему трех
субстанций - аксиоматики строения
шара Дао.
За основу аксиоматики принята
формула определения длины
свободного пробега частиц
броуновского движения из теории
диффузии, которая выведена А.Эйнштейном.
Под философской импликацией
равновесности частиц и их
определенной концентрации
подразумевается
единоопределяемость субстанций на
основе знаменитого категорического
императива Канта, провозглашающего
принцип всеобщей универсальности
законов природы, одно из определений
которого гласит: "Поступай так,
чтобы максима твоей воли могла, в то
же время, иметь силу принципа
всеобщего законодательства".
Принимая во внимание
равновероятность "длины пробега
субстанций" для данной "системы",
можно попытаться сформулировать
аксиоматику трех субстанций шара Дао:
три смежные субстанцни равновесной
системы взаиморасположены с
наибольшей вероятностью
равноудаленности крайних по
отношению к средней.
Повторно акцентируя возможность
равнозначности подхода к анализу
информации прошедшего, настоящего и
будущего, проиллюстрируем значение
аксиоматики на примерах реальности.
Земля вращалась вокруг Солнца
миллионы лет назад, вращается и в
данный момент, будет вращаться,
наиболее вероятно, и миллионы лет в
будущем. Прогнозы состояния общества
на десять лет вперед можно составить,
учитывая его настоящее состояние по
сравнению с его прошедшим, хотя бы на
десятилетний срок давности. (Разумеется,
философские интервалы времени не
математические.)
Примеры приведены так, что в обеих
системах временные дистанции
крайних событий по отношению к
средней примерно одинаковы. При этом,
в первом примере информации о "крайних"
событиях локализованы во внешней (экстравертивной)
сфере, во втором - в средней (амбивертивной)
или центральной интровертивной)
сферах шара Дао. Т.е. в центральной
сфере локализованы более
философские, трудно прогнозируемые
события, во внешней - более
конкретные, научно предсказуемые
события.
Для наглядности, предлагаю
следующие метафорические
обозначения сфер в соответствии с
"Триадой Хайдеггера":
интровертивная сфера - философия,
амбивертивная сфера - метафизика,
экстравертивная сфера - наука. На
формализованном языке -соответственно
философия, методология и логика
науки.
В предлагаемой методологии
классификации наук каждую из 9-ти
частей всего шара можно подразделить
еще на 9 частей посредством матричной
информатики (т.е. с использованием
семиотической матрицы), располагая
все дополнительные сектора в
амбивертивной сфере, и все эти части
можно разделить еще на 9, располагая
их в экстравертивной сфере. Затем,
присваивая наименования наук всем
частям шара, можно определить их
место расположения по признаку
оптимальных радиально - сферических
связей, используя, скажем, программу
РСМ) для персональных компьютеров по
части оптимизации, например,
трехуровневого расположения
микросхем на печатной плате.
В результате, если изобразить все
три сферы в виде таблиц, то левые и
правые крайние "науки", по
своему предназначению должны иметь
связи их логических продолжений.
Нумерация секторов ("индексация
наук"): с 1-го по 9-й -номера 9-ти
секторов интровертивной сферы, с 11-го
по 99-й -81-го секторов амбивертивной
сферы, с 111-го по 999-й - 729-ти секторов
экстравертивиой сферы. Цифра "О"
в нумерации исключается.
При анализе явлений
методологическую
последовательность исследования
предлагается провести после
определения значений секторов по
принципу "восхождения по трем
спиралям": по трехвитковой спирали
- в интровертивной сфере, по
девятивитковой - в амбивертивной и по
27-ми витковой - в экстравертивной
сфере. "Восхождение по спиралям"
- по часовой стрелке. Начало
восхождения от субконструкционного
сектора интровертивной сферы.
Дамы и господа!
В заключении, за отсутствием
времени, разрешите без пояснений
привести эвристические примеры
возможных приложений
методологической модели:
1. Иллюстрационное представление
сферы шара Дао на примере триадного
разделения заглавий "Энциклопедии
философских наук" Гегеля: "Философия
природы" - конструкционный сектор,
"Наука логики" - конституционный
сектор, "философия духа" -
конститутивный (феноменологический)
сектор; "Субъективный дух" -
часть субьинтенционального пояса,
"Объективный дух" - часть
интенционального пояса, "Абсолютный
дух" - часть праинтенционального
пояса конститутивного
меридианального сектора шара Дао.
2. Располагая систематизацию
элементарных частиц в
интравертивной сфере (центр -
физический вакуум, смыкающийся с
метафорическим вакуумом
гуманитарной области науки), таблицу
элементов Менделеева - в
амбивертивной, а молекулярные
структуры - в экстравертивной, можно
попытаться использовать полученную
систему для поиска закономерностей
строения их составляющих.
3. Проведя системную параллель
между нейрофизиологической "конструкцией"
мозга и беспроводной электронной
интеллектикой, можно вывести
эвристическую гипотезу о том, что
шаровые молнии могут содержать
организацию интеллектуальных систем,
имеющих орбитальные процессорные
структуры с максимально
рациональными, в конструктивном
плане, радиально-сферическими
логическими связями.
4. Можно использовать в анализе
триадную "Систему самозарождения,
саморазмножения и
самосовершенствования"
Емельянова-Копвиллема,
гипотетически поясняющую процессы
абиогенеза, эволюционных процессов.
5. Интересен, думаю, момент
политологического приложения в виде
анализа историко-прогностической
диалектики триады: экономика -
социология - философия.
6. Анализируя работу Д.Маллера: "Непротиворечивые
классические теории супергравитации",
где проводится параллель между
нетривиальными расширениями
конформной алгебры и алгебры
Пуанкаре, т.е. где проводится
параллель между алгебрами симметрии
массового и безмассового полей;
можно расширить мысль о возможности
анализа на предмет наличия третьей,
согласно систем, логической
структуры гравитационных полей,
проверяя, скажем, гипотезу Гегеля,
выраженную в его выводе: "Единственным
и достоверным свойством телесной
материи является гравитация,
самореализуясь которая возвышается
до идеи".
По отношению к последнему примеру
равновероятны самые различные итоги
решения практических задач по
гравитации: начиная от полной ее
недоступности, кончая, скажем,
возможным локальным управлением,
глобально решающим вопросы
транспорта, энергетики и экологии;
вопросы информатики, интеллектики и
философии.
Будет уместным, думаю, сделать
заметку о том, что кроме возможной
полезности абстрактной
методологической модели в
исследованиях такого важного
вопроса как гравитация, необходимо
отметить элементы практической
стороны тематики. К примеру, кроме
того, что Якутия является довольно
богатой своими природными ресурсами,
страной здесь природа определила из
своего околоземного пространства
условия, где наиболее возможны
наблюдения за явлениями
космического происхождения, которые
содержат в себе глубинные информации
о тайнах природы. Для наиболее
рационального использования
исследователями указанных двух
факторов нужна (к примеру. Институту
космо-физических исследований и
аэрономии в г. Якутске) мощная
производственная база
фундаментальной науки, на проект
которой потребовалась бы интеграция
мировой инженерной мысли, нацеленная
на экологически чистую, на
максимально гибкую, перспективную,
автоматизированную технологическую
линию, способную
обеспечивать спрос не только науки
региона, но и его населения в
определенных областях сложно -
бытовой техники.
И, наконец, еще один, к сожалению,
тривиальный момент по отношении
логики науки, метафорически
иллюстрирующей выгодность
сферических связей шаровой
методологической модели по
отношению к плоскостным структурам
примере опыта реальности.
Мы долгое время жили, как бы
превратив земную сферу в плоскость,
скажем, как на карте. Так, жители
Якутской-Саха ССР, чтобы
связаться с Америкой, вынуждены были
восподьзоваться коммуникационной
линией, проходящей обязательно через
Москву-Вашингтон. Т.е. приходилось
строить линии всех информационных,
интеллектуальных и деловых связей
левой и правой крайних сторон "земли-плоскости"
через всю ее плоскость. В данный
момент "восстанавливается"
естественная рациональная
сферичность Земли, и уже
осуществляются прямые деловые
контакты, к примеру, Якутии с Аляской,
от которой только одна
характеристика связи - ее
коммуникационная протяженно
сократилась почти на порядок.
Надеюсь, что шар Дао - шаровая
модель методологии анализа явлений,
возможно, будет также способствовать
рационализации интеллектуальной
деятельности исследователей,
разрушая стереотипные, плоскостные
"краевые барьеры" в сознании
людей, введя в активный
интеллектуальный оборот все
радиально-сферические
информационные коммуникации.
Предлагаемые
названия философских систем. (Развертка
сферы) |
меридианальные
сектора
сегменты
пояса
|
(Буор-Кут)
меридианальный сектор
материального начала |
(Салгын-Кут)
меридианальный сектор
информационного начала |
(Ийэ-Кут)
меридианальный сектор
интеллектуального начала |
пояс будущей
интенции (возможностей) |
N 7
философское науковедение (Танха,
Билгэ, Дьыл5а), |
N 8
философское правоведение (Дыгын,
Чыныс) |
N 9
философская космология Yрун Айыы)
|
пояс интенции
настоящего времени |
N 4
философская инженерия (Хотой
Айыы) |
N 5
философская информатика (Улуу
Суорун) |
N 6
философская интеллектика (Сун
Дьааhын)
|
пояс
интенции прошедшего времени |
N 1
философское природоведение (Айыыhыт) |
N 2
философская культурология (Иэйэхсит) |
N 3
философская антропология (Дьeсегей) |
Список использованной
литературы.
Афанасьев
Л.А. и др. "Айыы Уорэ5э" ("Учение
Айыы" на якутском языке) Намcкая
рай. типография, 1990.
Алексеев
Н.А. "Традиционные религиозные
верования якутов в 19-ом - начале 20-го в.
"Издательство "Наука",
Новосибирск, 1975. Бабушкин В.У. "Феноменологическая
философия науки". Москва, 1985. Блум Ф.,
Лейзерсон А., Хафстедтер Л. "Мозг,
разум, поведение". Перевод с
английского, 1988.
Гегель
"Энциклопедия философских наук",
т. 2, Москва, 1983. Гражданников Е.Д. "Метод
построения системной классификации
наук". "Наука", Новосибирск.
1989.
Емельянов
И.П. "Системы самозарождения,
саморазмножения и
самосовершенствования."
Издательство ЯНЦ СО АН СССР, Якут-ск,
1985. Копвиллем У.Х. "Биологический
детектор экзотических возмущений."
Сборник трудов всесоюзного
совещания по проблемам гравитации.
Институт космофизических
исследований и аэрономии, Якутск, 1992.
Лосев
А.С. "Непротиворечивые
классические теории супергравитации."
Журнал "Успехи физических наук",
т. 160, выпуск 8, 1990. (О работе М.Маллера.)
Макаров Д.С. "Народная мудрость,
знания и представления". Якутск.
1983. Мамардашвили М. К. "Сознание -
парадоксальность к которому
невозможно
привыкнуть".
"Вопросы философии", вып. 7, 1989.
Мамардашвили
М.К. "Сознание - как философская
категория". "Вопросы философии",
вып. 10, 1990.
Оконешников
В.И. "Возможна ли собственная
философия якутского народа?"
газета "Кыым". 23 марта, 1991.
Оконешникова
А.П. "Отражение национального
характера в звуке хомуса."
Материалы 1-го Международного
конгресса "Варган (хомус): традиции
и современность." ЯГУ, Якутск, 1991.
Планк
Макс "Религия и естествознание".
"Вопросы философии", вып. 8, 1990.
Раутенбах
Б.В. "О логике триединости." "Вопросы
философии", вып. 11, 1990.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Обоснованием
методологии может служить вывод о
том, что современное научное "мышление
приближается к сфере культуры" (Библер
В.С. "От наукоучения - к логике
культуры: два фиолософских введения
в двадцать первый век." М., 1991г.) и
тот факт, что даже самые строгие
научные теории со временем могут
претерпевать жизненные коррекции (обозначая,
при этом эвристическую значимость
фиолософии в развитии науки). К тому
же, логика реальностей предполагает,
что познание культуры народов
является одновременно и познанием
житейской мудрости и, следовательно,
самой природы "Дао" и его
истоков -шаманизма и ведических
писаний, которые как и наука не
лишены моментов рациональной
концептуальности.
Возможную
рациональность предложенной модели
подтверждает рекламный проспект
книги ученых парижского, тафтского и
калифорнийского университетов "Воплощенный
Разум. Когнитивная наукам
человеческий опыт. 1991г." Франсиско
В. и др., где когнитивные (философские)
науки взаиморасположены в общем
круге как единая система. Причем, в
центральном круге сосредоточены
более философские науки, а по
внешнему - более конкретные. Т.е.
принцип разделения составляющих
системы принят как трехсферное
представление шара Дао (но лишь на
круговой плоскости его
экваториального сечения), основной
целью которого является возможное
постижение целостной взаимосвязи
конкретного и абстрактного (общего),
определяемого, в конечном счете, как
использование законов ("мудрости")
природы к конкретным реалиям жизни.
Также,
можно упомянуть высказывание В.У.Бабушкина
о трехсферном представлении
проблемы "понимания" во время
"круглого стола" Института
философии РАН; попперианское
представление трех миров (физического,
объективного знания и ментального);
представление сферы гипотез вокруг
"предохранительного (методологического)
пояса" "жесткого ядра" из
концепции науки Имре Лакатоса,
ведущей к "положительной
эвристике"; высказывание Г. делла
Вольпе о необходимости "специфической
логики специфического предмета"
для разработки метода движения от
конкретного к абстрактному и обратно. |