На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Борис Яковлев

О возможности нового подхода к представлениям о строении мира

(Фантазия на "вечные" темы)

Не возникает оно и не подчиняется
Цельное все, без конца, не движется и
однородно
Не было в прошлом оно, не будет,
но все - в настоящем...

Парменид


И это он - фантазер?

Мы сидим, и беседуем в "пятнадцатом". Это один из "столбов" (корпусов) университетских общежитий в Петергофе (час езды на электричке до Санкт-Петербурга).

- Я - субъективный идеалист, - говорит Борис. (Это сказано достаточно точно). Обстановка, надо заметить, весьма располагает именно к субъективному, но идеализму. Впрочем, кроме шуток, разговор идет серьезный). - Потому, что считаю: в центре проблемы надо ставить человека, его мысли и чувства, духовную его суть.

- В науке нужно допускать фантазию, - развивает он мысль, - потому, что воображение человека - одна из важных сторон его деятельности в познании мира. Человек прежде всего именно фантазирует, строит в своем воображении модель, и лишь затем сопоставляет факты, судит о том, "а допустимо ли это", строит логическую цепочку своих рассуждений и т.д. Мне кажется, что фантазия, логически обоснованная -это едва ли не один из самых удачных методов познания мира.

Мне интересно. Передо мной сидит человек, который "по теме" занимается вопросами эмиссионной электроники (а до аспирантуры, в ЯГУ - занимался теоретической физикой), в свободное от работы время конкретно "делает" проблемы смысла жизни (а уже тогда, наверное, и смысла смерти?) человека.

- Что такое в моем понимании Бог? Это относительное понятие. У каждого есть свое понятие о Боге. Как мне кажется. Бог - это мир в целом и, в то же время, Бог существует в каждом человеке, то есть, в конечном счете, каждый сам для себя создает Бога. Меня пленяет оптимизм его субъективного идеализма. И на вопрос: в чем смысл жизни? - "логически фантазируется" из его рассуждений ответ: в том, чтобы жить сознательно, отвечая за свои поступки - перед Богом? (да, но перед своим Богом, то есть, прежде всего, перед самим собой, своим "божественным" началом).

- Да, согласен, до сих пор проблемы человеческой морали не имеют под собой твердых научных обоснований. Нет и научной картины мира, которая восходила бы к духовной деятельности человека. Вот я и пытаюсь обосновать некоторые стороны духовной деятельности с естественно-научной точки зрения.

Борис говорит спокойно, в размеренной, "доходчивой" манере, но мне все равно сложно "догоняться" за его рассуждениями. Я утешаюсь. Не всякому дано, наверное, понять, что такое "фон-Неймановская интерпретация редукции волнового пакета в квантовой механике". Но все же каждому, наверное, стоит хотя бы иногда, хотя бы немного призадуматься о том, что такое человек, жизнь, смерть.

М.Бурцева


Введение

Испокон веков люди стремились познать окружающий их мир, то, как существует человек, каково его место в этом мире. В последнее время в познании мира все чаще стали возвращаться к проблеме отношения человек-природа. Необычайная гармония Вселенной, биофизический детерминизм (взаимная детерминация жизни и физических явлений), глубокая связь между сознанием субъекта и квантовыми объектами (например, фон-Неймановская интерпретация редукции волнового пакета в квантовой механике /1/) требуют особого подхода к проблеме причастности человека к фундаментальной структуре материального мира. В теории познания становится необходимым новый, более фундаментальный подход к естественно-научной картине мира.

В современной картине мира часто отрицается или недостаточно учитывается бесконечность мира, его неисчерпаемое многообразие. После известного открытия американским астрономом Эдвином Хабблом в 1929 году красного смещения отдаленных галактических систем мы узнали, что живем в системе разбегающихся галактик. По закону Хаббла, чем дальше находится галактика, тем быстрее она удаляется. Допустим, звездная система находится так далеко, что удаляется от нас со скоростью света, тогда эта система для нас фактически не наблюдаема и не может непосредственно взаимодействовать с нами. Это и есть принятый предел нашей Вселенной. В познании мира одно только наблюдение фактов, как представляется, недостаточно. Как полноправный метод познания следует принять и воображение, фантазию самого исследующего субъекта. Если мы говорим: "мир бесконечен" (хотя бы, потому, что конечный мир невозможно представить), если мы говорим: "материя неисчерпаема", то за указанным пределом (границей) нашей Вселенной подразумевается (фантазируется) существование множества систем галактик, звездных скоплений и т.п. Было бы интересно в картине мира учитывать и бесконечное многообразие материального мира в целом, в том числе той его части, которая находится за пределом нашего наблюдения и взаимодействия с нами Почему и как возникла наша Вселенная - объяснить, оставаясь в рамках современной картины мира очень трудно. Действительно, почему Богу было необходимо замыслить именно так, чтобы через миллиарды лет после Большого Взрыва (то есть, после сотворения мира) на определенном этапе эволюции Вселенной возникло такое разумное, гармоничное существо как человек. В это очень трудно поверить. Человек как познающий субъект, обладающий уникальной способностью осознавать самого себя, играет очень значительную роль и в познании мира, и в существовании объективных закономерностей окружающего мира. Тайна самого человека так же неисчерпаема, как и самые глубокие тайны фундаментальной структуры объективного мира.

В настоящей работе выдвигается попытка нового осмысления строения мира в глубокой взаимосвязи с человеком. С этой точки зрения и дается интерпретация квантовых явлений в микромире и космологического разбегания галактик. Следствием признания данного положения является слабый антропный принцип. Подобный взгляд на строение мира позволяет по новому осмыслить проблему смерти (вернее, существования человека после нее) и выдвинуть гипотезу рождения Вселенной.

1. Бесконечность материального мира как условие существования.

Абсолютным свойством материального мира является его бесконечность и неисчерпаемость его структур. Бесконечность и неисчерпаемость материи предполагает неограниченное множество материальных форм, состояний и т.д. Наша вселенная - это фрагмент, часть мира в целом и от ее возможной конечности не зависит бесконечность материального мира. Если рассматривать бесконечное многообразие мира в целом, то в нем возможны любые явления и события, любые вариации расположения материальных систем, какие только может представить себе человеческий разум. Если мы утверждаем о любом каком-нибудь явлении или событии "этого не может быть", то тем самым мы отрицаем и бесконечность материального мира.

Таким образом, можно утверждать вероятность существования (в пространстве) таких же галактических систем, как и наша. И их, возможно, бесконечное множество. Поскольку, мир бесконечен, среди данного бесконечного множества есть вероятность существования также и солнечных систем. Далее, среди множеств солнечных систем (а их бесконечное множество) найдутся такие же планеты, как Земля, такие же страны, города, как Москва, Санкт-Петербург и в конце концов, такие же люди, как мы! С точностью до атома совпадающие с нами! Таким образом, получается бесконечное множество копий нас самих, нашей Вселенной. Данное утверждение логически вытекает из постулата бесконечности материального мира, неисчерпаемости его форм и достоверности любых явлений, событий.

Поскольку, все копии совпадают до атомарного масштаба (т.е. все копии - равнозначны), мы не имеем возможности определить, в какой именно Вселенной мы живем. Возникает предположение, что мы одновременно живем и существуем во множестве вселенных. Но, все-таки, при этом, мы должны ощущать изменение в окружающем мире в зависимости от особенностей взаимодействия человека с окружающим миром, т.е. в зависимости от энергетического состояния нашего мозга (или нас самих) и состояния элементов мира. Можно утверждать, что эти изменения мы ощущаем в виде последовательной перемены явлений, состояний материи, т.е. в виде времени. Принимая во внимание квантовую природу микромира, а следовательно, возможное квантовое поведение самого времени, можно сказать, что мы за каждый квант времени оказываемся в другой вселенной и т.д. Таким образом, наше бытие представляет собой путешествие по безграничному, неподвижному Миру (Мир -мир в целом), где нет понятий времени, движения и который содержит всевозможно распределенный ассортимент элементарных вселенной к другой и т.д. (понятие "переход" не совсем удачно, так как переход — это движение, а в данном Мире нет понятий движения, времени, но как условный термин это слово, я думаю подойдет). Подобные переходы можно сравнить с кинокадрами, где каждый кадр соответствует одной вселенной, а мир нашего бытия проявляется подобно кинофильму при его демонстрации, Например, согласно такому взгляду за время прочтения данной строки вы уже прошли несколько миллиардов вселенных. Более наглядно, геометрически, это можно представить следующим образом: одномерное пространство — это линия. Для того, чтобы получить двухмерное пространство (т.е. плоскость) необходимо вывести и фиксировать вне данной линии другую линию и произвести переходы. Для того, чтобы получить трехмерное пространство вне данной плоскости нужно фиксировать другую плоскость и т.д. Чтобы представить четырехмерное пространство-время, необходимо вне данной вселенной фиксировать другую вселенную (не взаимодействующую с данной) и произвести последовательные переходы.

В силу бесконечности материального мира, неисчерпаемости материи и достоверности существования последующей вселенной, переходы происходят непрерывно, вечно. Здесь обнаруживается тесная связь между бесконечностью мира и вечностью времени, движения, бытия. Таким образом, бесконечность материального мира и неисчерпаемость его форм выступает как условие существования нашей Вселенной. Но все же, возникает вопрос: как и в каком направлении осуществляются переходы от одной вселенной к другой? Попытаемся ответить на эти вопросы.

2. Интерпретация некоторых физических явлений.

Философская интерпретация природы квантовых явлений в микромире (редукция волнового пакета, корпускулярно-волновой дуализм, неопределенность Гейзенберга, возникновение электрон-позитронной пары) всегда занимала особое место в спорах философов-физиков.

В микромире преобладают вероятностные (статические) законы. Координату элементарной частицы в определенный момент времени можно фиксировать только с какой-либо вероятностью. Вероятность обнаружения элементарной частицы в данной точке характеризуется ее волновой функцией.

В предлагаемой гипотезе строения мира в качестве субстрата нашей Вселенной (мира нашего бытия) принимается пространственная ячейка атомарного явления. Согласно термодинамической стреле времени (о ней речь будет идти ниже, пространственная ячейка имеет свойство переходить от данного энергетического состояния к определенному другому. Допустим, данная ячейка имеет определенное энергетическое состояние, но различные структурные характеристики, например, распределения частиц по объему данной ячейки (поскольку, различные вариации распределения частиц могут создать одно и то же значение энергетического состояния ячейки), тогда при переходах от одной вселенной к другой должно наблюдаться то появление, то исчезновение частицы в данной точке пространственной ячейки, т.е. координату частицы можно определить только вероятностно. Данную интерпретацию можно расширить и для других квантово-механических явлений.

Наиболее близкой к данной интерпретации квантовой механики является концепция "многих миров" Х.Эверетта, предложенная во второй половине 50-х годов нашего века. Но, по Эверетту, любому суперпозиционному состоянию волновой функции соответствует свой мир, не менее реальный, чем остальные и невзаимодействующий с другими, причем в каждом реализуется один из возможных исходов события /2/.

Направление перехода можно определить следующим образом. Известный английский физик-теоретик Стивен Хокинг в своей книге "От Большого взрыва до черных дыр" (1990) показал совпадение психологической стрелы времени с термодинамической стрелой времени. Будем считать, что направление перехода совпадает с психологической стрелой, а следовательно, и с термодинамической стрелой времени. Как известно из законов термодинамики, материальная система с более высокой потенциальной энергией с течением времени переходят в систему с более низкой энергией (термодинамическая стрела времени). Окружающий мир, в том числе отдаленные галактики, звездные системы (за исключением тех, что удаляются со скоростью света) создают в пространственной ячейке атомарного масштаба некоторый потенциал. При переходе вселенная переходит в ту вселенную, где галактики расположены дальше, чем в предыдущей. Ясно, что к очень малой разности потенциалов ячеек более чувствительны далекие материальные системы, т.е. галактики. Поэтому, чем дальше расположена галактика, тем сильнее разрыв в расстояниях при переходе. В результате мы должны наблюдать разбегание галактик. Кроме того, чем дальше расположена галактика, тем сильнее разрыв в расстояниях при переходе. В результате мы должны наблюдать разбегание галактик. Кроме того, чем дальше расположена галактика, тем быстрее она должна удаляться. Таким образом, направление перехода, а следовательно, термодинамическая стрела времени совпадает с так называемой космологической стрелой времени. Стивен Хокинг в своей книге показал другим путем совпадение термодинамической и космологической стрел времени. На основе вышеизложенного можно качественно оценить границы нашей Вселенной (мира нашего бытия). Нижней границей нашей Вселенной является пространственная ячейка атомарного масштаба (в масштабе которой начинаются квантовые явления), в зависимости от энергетического состояния которой происходят переходы от вселенной к другой. За верхнюю границу принимается та область Вселенной, в радиусе которой галактики, звездные скопления удаляются от нас со скоростью света, поскольку у нас отсутствует взаимодействие с последними.

3. Человек и объективная действительность.

В последнее время много говорят о фундаментальной роли случайности и вероятности в области квантовых явлений. Особенностью этих проблем является то, что они оказываются особо благоприятными для существования и развития человека. Гармония Вселенной, поведение и отношение фундаментальных физических постоянных также благоприятствуют существованию, человека. По всей вероятности человек в значительно большей степени, чем это принято признавать, причастен к фундаментальной структуре Вселенной. Неразрешимость этих проблем привела к "проблеме детерминации существования" (телеологическая проблема) и формулировке так называемого антропного принципа, который рассматривает Вселенную в единстве с человеком. Известный американский ученый Дж. Уилер утверждает: "Не только человек адаптирован ко Вселенной, но и сама Вселенная адаптирована к человеку". Согласно данному представлению о строении мира каждый сознательный поступок человека определяет путь перехода нашей Вселенной в бесконечном Мире. Иными словами, если бы любой человек совершил вместо одного поступка другой, то мы (т.е. вся наша Вселенная) имели бы совершенно другой путь в бесконечном Мире. Таким образом, можно утверждать, что каждый человек в какой-то степени пассивно управляет нашим миром, т.е. нашей Вселенной. Другими словами, он выбирает подходящую для себя вселенную. Следовательно, Вселенная действительно "адаптирована" к человеку. Таким образом, обнаруживается глубокая связь человека с окружающим миром, миром нашего бытия. Согласно данному представлению, поскольку мы переходим от одной вселенной к другой, вся наша Вселенная, в том числе и мы, за каждый квант времени (это миллиардные доли секунды) "обновляемся", т.е. частицы, атомы наших клеток являются не теми, чем были секунду назад, а совершенно другими. Можно сказать, что мир нашего бытия существует только в настоящем, как сказал Парменид: "... не было в прошлом оно, не будет, но все - в настоящем". Прошлое остается только в сознании человека, в его памяти. Поскольку предыдущее состояние материи запоминается человеком, можно сказать, что все окружающие нас изменения, движения материи создаются человеческой памятью, ее уникальной способностью запоминать. Природа перехода от одной вселенной к другой, таким образом, кроется в самом человеке, в его воле, памяти, осознанной деятельности, определяющей своеобразный путь нашей Вселенной в безграничном Мире. Человечество в целом, путешествуя от одной вселенной к другой, создает весь этот наблюдаемый нами окружающий мир, мир бытия. Время выступает как сугубо субъективная, человеческая категория. Можно сказать, что человек создает субъективный мир, а человечество в целом - объективный мир. Человек и окружающий его объективный мир так же неразрывно связаны, как время и пространство.

Объективная действительность немыслима без человека так же, как человек - без объективного мира.

Таким образом, окружающий нас мир таков, каков он есть потому, что мы существуем в этом мире, который создали сами, а не в каком-нибудь другом. Такое представление совпадает с положениями слабого антропного принципа.

Необходимо отметить ограниченную сферу применимости любой естественнонаучной теории, ведь ни одна из них не в состоянии охватить неисчерпаемое иногобразие материального мира. Как и всякая теория, представленная здесь, разумеется не может дать ответы на все вопросы. Но, тем не менее, ее допущение может открыть человеку простор для размышлений над достаточно широким рядом проблем. Например, над такими загадочными явлениями, как ясновидение, телепатия, сон, смерть (возможно, человек силой воли, изменяя свое энергетическое состояние, может частично оказаться в другом мире и ощущать его), а также над проблемой создания единой теории поля, учитывающей гравитационные взаимодействия, и квантовые явления. В качестве примера приведу некоторые рассуждения о проблеме смерти и проблеме рождения Вселенной.

4. Духовное начало объективного мира.

В современной гносеологии наибольший интерес философов занимает естественно-научная картина мира, которая связывала бы морально-духовные стороны человеческой деятельности с фундаментальными закономерностями объективного мира. Такие понятия как цель и смысл человеческой жизни пока не имеют достаточно твердых научных основ. В данном параграфе сделана попытка обосновать некоторые духовные стороны человеческой деятельности с точки зрения всего изложенного. Проблема смерти волнует каждого. С проблемой смерти тесно связаны вопросы о цели и смысле человеческой жизни и деятельности.

Поскольку мы говорим "мир бесконечен", то в силу достоверности существования последующей вселенной, найдется такая вселенная, которая соответствует энергетическому состоянию человека или его мозга в момент его смерти. То есть, человек после физической смерти переходит в подходящую для себя вселенную. Данное утверждение вытекает из непрерывности переходов, которая обусловлена бесконечностью Мира в целом. Можно сказать, что человек после физической смерти отделяется от объективного мира (выходит за плоскость нашего бытия), или то же самое, что он освобождается от человечества в целом, т.е. становится независимым от человечества и уходит в другой мир бытия. Способность мыслить, осознавать самого себя не исчезают. Поскольку в том мире он не будет зависеть от человечества, он уже будет управлять своим миром активно (например, могут исполняться все его желания и т.п.) и становится вечным. Этот мир можно называть миром мысли, миром желаний, миром свободы, вечности, миром Божества. На основе вышеизложенного можно сказать, что после физической смерти предполагается существование различных уровней бытия в зависимости от духовных потребностей человека. Следовательно, смысл и цель земной жизни для человечества приобретают определенный характер. Человек в земной жизни предназначен для того, чтобы приобрести индивидуальность, интеллект, духовность.

Откуда мы взялись? Куда мы несемся? Почему и как возникла наша Вселенная? Это - так называемые вечные вопросы философии, которые занимали умы многих философов различных эпох. На основе предлагаемого представления можно выдвинуть гипотезу возникновения, рождения Вселенных.

Как уже говорилось, субъект, попадая в иной мир после физической смерти, может активно управлять своим миром. Его мир будет выглядеть соответственно его представлениям, его духовным потребностям. Человеческое Эго будет находиться в каком-то туманном, субъективном состоянии.

Однако, можно допустить, что если люди в земной жизни были духовно едины, т.е. имели одни и те же духовные потребности, то и после физической смерти они будут вместе. Другими словами, происходит духовное слияние субъектов, т.е. они вместе создадут свой мир и, следовательно, будут зависимы друг от друга, а значит, их мир должен объективизироваться. (Согласно предлагаемому представлению, субъективный мир создается человеком, а объективный мир -человечеством в целом). Мир мысли становится относительно материальным, проявляются задатки физического тела и т.п. Появляется понятие смерти, субъекты осознают, что они могут покинуть этот, созданный ими, объективный мир, следовательно их должна заботить одна мысль. Мысль о том, что они должны оставить кого-то после себя в этом мире. Благодаря силе этой мысли, стремлению, выражающихся в виде объективных законов самосохранения систем этого мира (подобным земным биологическим законам самосохранения живой материи), у субъектов организм может преобразоваться так, чтобы в данном мире жизнь продолжалась (ср. библейские образы Адама и Евы). Таким образом, рождается вселенная такая же реальная как и наша. Возможно, что и наша Вселенная возникла подобным образом.

Литература:

1. Фон Нейман, Д. Математические основы квантовой механики. Москва, "Наука", 1964.
2. Everett H. "Relative State" Formulation of Quantum Mechanics // Rev. Mod. Phys., 1957. v. 29. р. 454.

Hosted by uCoz