На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

"...А ветра нет..."

В 1991 году в Москве начал свою деятельность Центр культуры и торговли '"Сияние Севера", генеральным директором которого работает Ольга Иванова - наша землячка. Сегодня мы публикуем статью подготовленную по итогам экспедиции, организованной "Сиянием Севера".

Аскетическое благородство арктических тундр Чукотки и космогоническая мистерия Камчатки - как дар божий открылись членам нашей экспедиции. Наверное, от этого так отчаянно остро воспринималась нами какая-то потаенная неприкаянность местных жителей, их отделенность от первозданной природы, которая чем дальше, тем больше отторгает от себя не только пришлых, но и своих, коренных, тысячелетиями с нею кровно связанных. Борьба за выживание, и физическое и духовное, которую ведут здесь малочисленные народы, - поистине не на жизнь, а на смерть.

Однако, если раньше трагическое положение народов Севера можно было списать на социально-экономические проблемы и больше не отягощать свою совесть мучительными вопросами вины, то теперь в этом плане не знаешь, где хуже - в Нечерноземье России или на берегу Берингова пролива, где, наконец-то, местному населению разрешена непромысловая добыча морского зверя. Нищета материальная - сейчас общая проблема всех народов бывшего СССР. И существовавшая до недавнего времени социально-экономическая дискриминация малых народов стирается за счет катастрофического понижения уровня жизни центральных районов.

Но помимо общей нищеты, помимо проблемы выживания, присущей всем малым народам, главный неразрешимый вопрос для народов Севера, видимо, в том, что западная культура, укоренившись в заполярных широтах, подмяла под себя их родину, присвоила их пространство, заняла их место в мире. Заняла, как а сказке, и избушку лубяную, и избушку ледяную. И не по злому умыслу, а само собой, по-дружески. Ведь между тем, что принято называть Европой и коренным населением Севера (будь то европейский Север или азиатский) не существовало никаких перегородок: ни национальной ненависти, ни культурного, ни религиозного противодействия. Народы Севера были сразу же и безвозвратно охвачены западной цивилизацией.

Но к адаптации они не готовы. И более низкое социальное развитие тому причиной. Мифологические, ритуальные культуры народов Севера принципиально не стыкуются с традициями западной культуры.

Когда наша экспедиция была на Чукотке, в Ново-Чаплино стояла чудовищная для тех мест жара: +25°. Молодая эскимосская женщина вышла на улицу со своим полуторагодовалым сыном только поздно вечером: "Мы ждали ветра, чтобы пойти погулять", - объяснила она. Эта экзотика поражает западного человека даже сильнее, чем пра-звуки дыхания китов, на его глазах вспарывающих тяжелую воду Тихого океана. Так же как и то, что ни один эскимос не сядет за стол, не поблагодарив духов моря, ветра, не поделившись с ними своей едой или питьем.

Великий философ XX века Людвиг Витгенштейн писал: "У науки есть прогресс, а у магии нет. У магии нет направления развития, она лежит сама в себе." Прогресс, как известно, отличительная черта западной цивилизации, которая ориентирована на то, что увеличивать - темпы роста, темпы прироста. И до недавних пор это представлялось единственно правильным, а, соответственно, антипод прогресса - магическое мировоззрение -ложным, абсурдным, основанным на диких обычаях. Но теперь, когда уже стало очевидным, что учение о прогрессе чревато непредсказуемыми последствиями, что прогресс вовсе не впрямую означает движение от низшего к высшему и более совершенному, теперь, как никогда, необходимо определиться в своем отношении к малым народам нашего мира, в "направлении развития" которых мы еще совсем недавно были безгранично уверены. Спасти, помочь - не значит навязать свои проблемы, свое представление о прекрасном, в котором "ожидание ветра" по меньшей мере неуместно.

Вот почему центр "Сияние Севера" должен стать буфером, промежуточным звеном между присваивающей себе все и вся культурой Запада и самодостаточными по своей природе культурами Севера, обреченными получать от Большого мира лишь образцы массовой культуры.

Центр ставит перед собой и не менее трудную задачу - хотя бы частично залечить раны, нанесенные неосмотрительной политикой советской власти. Ведь западная цивилизация с такой силой обрушившаяся на Север и Дальний Восток, явила себя под знаменами социалистических идеалов. Долгие годы наша политика варварски игнорировала национальную специфику. И до сих пор у начальства на местах преобладает имперское мышление - "мол, мы лучше знаем, как вам надо". Но что же удивляться, если совсем недавно - в 1987 году один из министров с гордостью заявил, что к 1991 году он положит конец кочевому образу жизни народов Заполярья. Однако, стирание национальных различий в быту и культуре неминуемо приведет к исчезновению целых этнических групп, пусть малых, но обладающих индивидуальным сознанием, собственной душой. Традиционный образ жизни, культура, язык во всех регионах Севера подверглись такой деформации, что теперь эгот процесс почти не контролируем.

Долгие годы коренному населению не разрешалось носить национальные костюмы, говорить на родном языке. При регистрации новорожденных национальные имена, даже без разрешения матерей, переписывались на русские. Сегодня не только дети, но и сорокалетние своего языка не знают. Например, из 535 эскимосов поселка Лаврентий только 73 говорят по-эскимосски. Но другого и быть не могло. Дети большую часть времени проводят в интернатах, в социальном вакууме. Выросло целое поколение нежизнеспособных - в плане традиционных навыков труда - детей. Но то же можно сказать и о родителях, которые еще в раннем детстве были увезены из родных мест в рабочие поселки, в совхозы во имя пресловутого "укрупнения". На Камчатке в поселке Теличики нам рассказывали, что при таком насильственном переселении нымыланов из прибрежных сел Култушное и Алюторка за первые два года умерло больше трети, и не только стариков, но и взрослых, и детей.

С переселением кардинально изменились образ жизни, сопричастность большому миру. На вопрос, заданный 25-тилетнему нымылан Володе, почему он так радеет за восстановление уничтоженных сел, откуда его вывезли в двухлетнем возрасте, тот ответил: "Ну здесь мы живем среди чужих, а там будем все свои." Этих "своих" осталось не так много, но они дожили, наконец, до того дня, когда официально никто не запрещает вернуться на старые земли, а вернее - пепелища, т.к. в начале 70-х годов их дома сровняли с землей. И они сейчас ходят туда, зимой - по льду залива, летом - по берегу моря - благо недалеко, километров тридцать. Ходят на субботу и воскресенье, сооружают дома из ящиков, пенопласта, оргалита, которые иногда выбрасывает прибоем, затягивают окна полиэтиленом - на настоящее строительство рассчитывать не приходится. И пытаются хоть таким образом укрепиться, пустить новые корни в родной земле. И пока этого хотят все - от мала и до велика.

А вот эскимосам из Ново-Чаплина вернуться уж некуда. Их Старое Чаплино заняла воинская часть, хотя для воинской части это вряд ли благоприятно - песчаная коса, выдающаяся в открытое море, ветра, океанские приливы, иногда и цунами. А для местных жителей лучше не придумаешь: сильные течения круглый год пригоняли сюда морского зверя; Предки знали, где устраиваться на жительство. Поселок Ново-Чаплино расположен в глубокой бухте. Зимой здесь вообще нет лова, летом надо выезжать далеко в открытое море на острова...

Почти повсеместно на Севере так или иначе разрушены исконные формы труда. Дети оленеводов, как правило, в тундре почти не живут, от родителей навыки не перенимают. Так что недалек день, когда эта профессия отомрет сама по себе. И ремесла забыты столь основательно, что в пошивочных, косторезных мастерских, которые в последнее время все-таки начали появляться, приходится в основном ограничиваться стилизованным, сувенирным, не индивидуальным. Тоже самое с фольклором. Национальные ансамбли начинают приспосабливать свои обрядовые песнопения к современной эстраде. А шаманская культура, которую советская власть выкорчевывала беспощадно, искусственно возрождается только в виде рекламной экзотики на праздниках Севера.

Прошло время насильственной ассимиляции, когда правительство и местные власти считали себя вправе ускорять этот процесс, притесняя язык, культуру, национальное самосознание. Но естественная ассимиляция, пройдя через подобную историческую закалку, приводит малые этнические группы к пограничной стадии, за которой уже просто исчезновение этноса.

Трагедия малых народов Севера не столько социально-экономическая, сколько духовная. Отрыв от исконного, ритуализированного образа жизни, форм труда, потеря языка, деградация генофонда, алкогольное сгорание чревато разрушением фундаментальных устойчивых отношений с природой, уничтожением основ магической культуры, то есть изменением ментальности. В результате - все тот же хомо советикус, который утвердился на всей нашей бескрайней территории.

А ведь мы уже приучили себя к мысли, что любое вымирающее животное, растение - бесценны. Mы их заносим в Красную книгу, организуем заповедники, охраняем по мере сил и средств. Но почему-то в случае с малыми народами ведем себя как темные дикари. Как если бы раритетных усурийских тигров начали кормить (естественно для их же блага) только комбикормом, а по выходным дням - малиной, и радовались бы, что они теперь, как и все остальные травоядные, с легкостью перезимуют - осталось только научить их находить под снегом витаминный ягель, которого пока еще на всех хватает.

Правда, с ягелем по последним данным тоже не все благополучно. Промышленная экспансия на Север вытесняет не только традиционные промыслы и ремесла, но и саму природу. Сегодня в правительственных кругах бытует мнение, что атомные станции, вредные химические производства, радиоактивные захоронения следует размещать на малонаселенных землях Заполярья. Но разве легкоранимый Север, где тундра сорок лет затягивает раны от гусениц вездехода, в состоянии это вынести? И сколько еще времени потребуется, чтобы затянулись раны от семидесятилетнего социалистического строительства? Однако компенсационная помощь осуществляется так скупо и с таким опозданием, что люди устают ждать. А это чревато новыми национальными конфликтами.

Сегодня гамлетовский вопрос: быть или не быть? - встает не только перед отдельным человеком, но и перед всем человеческим родом. В такой ситуации, казалось бы, какое дело человечеству до горстки нымыланов, мечтающих вернуться на свою малую родину, или до поголовно - от малых детей до старух - сгорающих в дешевом одеколонном чаду эскимосов? Но даже в наше предапокалиптическое время мы находим в себе силы не забывать об исчезающих с лица земли медведях коала, колокольчиках персиколистных, плаунах булавовидных. Как же мы можем спокойно смотреть на исчезновение целых народов? Если даже средняя продолжительность жизни здесь на десять лет меньше, чем в среднем по стране?

Мы, конечно же, отдаем себе отчет в том, что начинаем свою работу с трагическим опозданием, но пока нымылан Володя мечтает, еще мечтает вернуться в свою, несуществующую уже на карте Алюторку, куда ни дорог, ни путей, - нашему центру должно существовать.

Безусловно, мы не собираемся ограждать малые народы от зловещего дыхания так называемой технократической, самопожирающей цивилизации. Они живут в XX веке и реконструировать их будущее по меркам XIX - даже ради сохранения - не менее преступно, чем насильственно ассимилировать. Но во всех своих конкретных шагах мы должны быть сверхосторожны, так как имеем дело с проблемой физического исчезновения целых народов.

И на этом пути дай бог еще раз не наломать дров, не повернуть вспять ни Лены, ни Енисея, ни Оби, не навязать своих представлений о прекрасном, не выкроить по чужим меркам модель благополучия.

Реальная программа центра "Северное сияние", и культурная, и экономическая: тщательное изучение запросов на местах и ответная помощь. Не должно быть очередной глобальной деятельности, всеядности программной позиции. В каждом конкретном случае - соответствующий данной стадии ассимиляции того или иного народа свой подход. Тогда, быть может, станет понятно, что тем народам, которые не утратили исконных форм жизни и все еще "ждут ветра", надо пока не поздно охранять первозданность своей природы, в том числе и внутренней, от испепеляющих энергий чужеземного и чужеродного для них прогресса - ведь не случайно же американские индейцы предпочитают жизнь в резервациях, хотя их никто к этому не принуждает. Тем же народам, которые ассимилировались необратимо, необходимо причаститься не к периферийной, но к центральной проблематике западной культуры. И быть может тогда появится надежда, что ритуал окончательно не превратится в эстрадно-фольклорный суррогат, магия - в этнографию, а материальная культура - в сувенирный стилизованный лубок.

Малые народы должны не просто выжить, но и быть, иначе, чего стоит вся наша цивилизация, даже обремененная гамлетовским вопросом?

Татьяна Иенсен

Hosted by uCoz