На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

МАКСИМ САВВИНОВ

Я не могу писать о нем как о неживом, мертвом. Если весь фокус смерти заключается в том, что теряя человека мы теряем его полностью, что его мысли, голос - исчезают на земле, не оставляя ничего, а он сам растворяется в пустоте - то я рассмеюсь - он жив.

Максим не мог умереть, ибо обладая сознанием отсутствия конечной смерти, он жив и продолжает жить в другом качестве. Если не ошибаюсь называя источник, то в египетской "Книги Мертвых", заметили: "Не умираю, но изменяюсь."

Последние дни его были похожи на работу огранщика над оставшимися шероховатостями кристалла. Он обтачивал себя готовясь в Путь. Его уход повлек за собою множество вопросов и мнений, среди которых встречались и сожаления, и осторожные предположения об одержимости Максимом идеей, приведшей его к шагу, когда он должен был один и только один уйти в лес. Мне хочется сказать, что его последние действия не были следствием одержания. И его уход не был "доказательством", и в меньшей степени - выявлением внутренних резервных сил человека, но подтверждением древней аксиомы, к которой рано или поздно приходит каждый человек. Существует работа для выполнения которой у некоторых людей уходит несколько лет, а у других - считанные дни. Люди подобные Максиму переживают и переплавляют в своем сердце за короткое время отпущенное им, сотни лет медленного подъема других. Все лежит в той природе или в стихии, которая движет людьми, определяя их судьбы и поступки. Максим шел из Огня и вернулся к Нему.

И своим последним шагом на этой земле он искупил то немногое, что тянулось за ним мешая его дальнейшему восхождению. Он знал о внутренней борьбе, которой подвержен каждый воплощенный человек, выраженной строчками Бориса Пастернака: "С кем протекли его боренья? С самим собой, с самим собой. "Эта борьба, изматывающая нас до предела, когда мы не видим просвета над собой, описанная задолго до нас, в бесчисленных "ведах" разных народов, всегда будет протекать до той невидимой, но ощущаемой точки, когда Духовный Человек, внутри нас, займет свое исконное место, сместив Человека-Зверя. После себя, из всего написанного, он оставил несколько стихотворений, отобранных им для жизни среди друзей.

В.Оросутцев

 

*

В огромном здании пустынно

Гостеприимно распахнуты двери

Не верь им. И здесь обман

Ибо в комнатах нет ни души

И лишь недоверчивый ветер

Слоняется по этажам

В надежде кого-то найти

Глупый! Все разбежались давно

На поиски лета

Которого здесь не дождешься

И опять я один

Боже! Что за участь такая

Таскать себя по ухабам судьбы

Неужели в конце

Надорвавшись под ношей

Которая легче пера

Я так и уйду

Где? Где же тот с которым могли бы

Обменяться мы бременем

Собственных душ

Пусть чужое нести тяжело

И падать больнее вдвойне

Но зато

Подводя своей жизни итог

Ты можешь сказать

Умирать мне легко

Ибо роздал себя я в сердца других

И часть меня останется в жизни

*

Ты - прекрасна, ты - зимняя ночь

Твои волосы - звездный свет

Ниспадают на снег твоих плеч

Глаз твоих не поймет никто

Не могу их сравнить ни с чем

Я пропал в их загадочной дали

Обратившись в камень холодный

И дыханье мое замерло

*

Что я могу

Складывать звуки в созвучья

Переступая по тонкому льду?

А что я могу

Всходить по лестницам клавиш

Перебирая ступени?

Вот что я могу

Но так ли это нужно Тому

Кто выплеснул каплю мою

В Океан

*

Символ гармонии мира

Песчаная коса

Повисшая над бездной

Союза двух стихий

Тяжести неба

И невесомости вод

*

Фосфорисцирующий снег

И жёлтый лунный бубен

               Я дома

*

Камни

Теперь только камни

Я возвращаюсь к вам

Воспоминания

Лишь воспоминания

В вас я ищу

Знаки новых времен

*

Дни проходят

И мы говорим дни идут

И вот еще один день закончен

Когда идет снег

Мы говорим снег идет

И ничего больше

*

Снег на вершине

По-прежнему чист

И воздух прозрачен

Кто мне укажет путь

Ведущий наверх

*

Люди идущие по свету

Где вы

И кто вы

Какие приметы вы оставляете

Люди Земли

Где те дороги что пройдены вам

Как отыскать их

Какими словами вы прорастаете

Из-под снегов

Верю надеюсь и жду

Звездное небо над головой

Каждую ночь

И каждый день

Солнце

*

Старый актер примеряющий маски одну за другой

Что видишь ты в отражениях зеркал гримерной

Новый провал или восторг бутафорный

Старый актер срывающий маски одну за другой


Кирилл Алексеев

Время стало подобно плоду. Под трескающейся кожей видна сочная мякоть и тысячи зерен собранных в одном пространстве. Жак Коро переводит олонхо "Нюргун Ботур Стремительный", Савва Тарасов меланхолично едет на кыргызский курултай, а Ингмар Бергман издает толстую книгу, оседающую непонятным образом на книжных полках города Якутска.

Все питает, все движет колеса обозрения.

"Хинаяна"* Кирилла Алексеева вмещает замерзшего почтальона, Хлебникова с его хлебниковскими строчками и желание окуклиться в надвигающемся водовороте событий. Зачем? Может быть затем, чтобы услышать то тонкое, пробивающее пласт общего:

Что объемлет, то покроет сажею

снежною

что ветер-госпожей…

*

Люди

которых

я

не знаю

вносят тебя

завернутую в белое

кладут на стол

убирают простынь

ты

остаешься

совершенно

голая

тысячи взглядов

со всех

сторон

пронзают насквозь

твое хрупкое

тело

жадно насилуя форму

бедер

алчно жуя очертания губ

Здравствуйте дети

сегодня

урок анатомии

*

а на воде - как на воде - все

движется

а небо

           утверждает зеркала

*

приходили шумные люди

приносили новые идеи

забывали впопыхах старые

шумели и снова уходили

по вечерам хотелось спать

по утрам еще больше

сон относило к обеду

после которого легко

пишутся

односоставные предложения

*

Как тяжело спрягать глаголы

ласкать женщину

ловить птицу

*

зимою

разные-разные

превращения

например:

гостю не скажешь

"замерз почтальон"

*

след

прикосновений

сомнение

а вернешься

медленной реки

лодка разговора

*

как эхо выветрился

выстрел

как ухо долго слышит

эхо

 

                             "Старик"

Зигзагами седин

           Запутана луна

В системе проводов

           Как в акварели сна

Рыбацких неводов

           И тонких паутин

Сплетенных у окна

           Зигзагами седин.

*

погода уснула в деревьях

и дети играют с оглядкой

на рыжий скрипящий

скворечник

на серое облако пыли

на небе висят как

кастрюли

большие тяжелые птицы

лениво крадется по

рельсам

тяжелый как роды трамвай

ленивый трамвай оставляет

следы уводящие в небо

и серое облако пыли

и легких как вата детей

усталые дети играют

с оглядкой ближайшего

леса

и каждый из них постигает

абсурд как природу вещей

* "Хинаяна" - малая колесница

Рисунки. А. Дойду


Как-то раз Айсен Дойду пожаловался в одном из своих стихотворений, что "сад вишневый срубили Антона". В одноактной пьесе Тимура Тихонова на протяжении действия (скорее хочется сказать антидействия) слышен стук, приглашающий безымянных птиц несуществующего леса, отмерить рассыпающееся время городских кварталов.
Антидействующие лица "он и он" – отражения, когда-то заставившие Борхеса быть предельно кратким в произнесенном: "Зеркала и совокупления отвратительны, ибо они порождают множества".
Случайные рвущиеся связи, яма, вынесенная в эпицентр происходящего, заставляют героев пьесы быть тихими и послушными накрапывающему дождю.

Тимур Тихонов

СТУК
(одноактная пьеса)

Действующие лица:
Он
        > они
Он
Кто-то еще (стучащий)

На заднем плане сцены кучи мусора. Посредине – яма с нечистотами. Идет мелкий дождь. Вдалеке слышен стук: может это метроном, а может кто-то бьет палкой по дереву. Заходит Он. Как Он одет – не имеет значения. Он подходит к яме и мочится в нее. Потом садится перед ней на корточки, разговаривает с тем: кто там сидит. На протяжении всей пьесы – стук.

Он: Здравствуй.

Он: Привет. (из ямы)

Он: Что делаешь?

Он: Скучаю.

Он: Не надоело?

Он: Надоело. Но что же еще?

Он: Не знаю.

Он: Дай руку.

Он: Зачем?

Он: Я выберусь отсюда.

Он: Тебе и там хорошо.

Он: Тебе так кажется.

Он: Может быть. Держи.

Он: Держу. Спасибо.

Он: От тебя воняет. (помогает ему вылезти)

Он: Попробуй, посиди там.

Он: Нет уж. Как-нибудь потом. (он помог ему вылезти и сел. Он тоже сел.)

Он: Кто-то стучит. Я слышу.

Он: Может тебе что-нибудь надо?

Он: Не знаю. (они помолчали)

Он: Погода паршивая.

Он: Да, сегодня она паршивая. Просто отвратительная. А вчера была не очень.

Он: Да, вчера была не то, что сегодня. И позавчера тоже не особенно.

Он: Может быть. Завтра тоже будет такая же.

Он: Да, скорее всего. (он лег на землю и открыл рот.) А может и нет.

Он: Всяко бывает. (он поковырялся в носу) Дождь начинается.

Он: Ну и что. Он все время начинается.

Он: Он тебе попадает в рот. Закрой рот. Может быть дождь радиоактивный. (они помолчали.)

Он: Хорошо так. От тебя воняет.

Он: Это все от ямы. А ты закрой нос, тогда вонять не будет. И потом дождь. (он подумал и тоже лег на землю.)

Он: Да, дождь. А может и нет.

Он: Может и нет. Ты отдохнул?

Он: Зачем?

Он: Дождь. Пора залезать обратно. Твоя очередь.

Он: Залезай ты, от тебя все равно воняет.

Он: Будем вонять вместе. Давай вдвоем залезем?

Он: Вдвоем?

Он: Вместе. Будем там сидеть.

Он: А зачем?

Он: Потому что твоя очередь. Но я тоже залезу.

Он: А как будем вылезать?

Он: Наверное по очереди.

Он: А кто подаст нам руку?

Он: Кто-нибудь. Никто.

Он: А может я залезу?

Он: А чья очередь?

Он: Не знаю.

Он: Может я залезу?

Он: А чья очередь?

Он: Не знаю.

Он: Может быть моя?

Он: Может быть.

Он: Дай, я пожму твою руку.

Он: Жми. Дай я тебя обниму.

Он: Обнимай.

Он: Прощай. От тебя воняет.

Он: До свидания. (он залез) Далеко не уходи.

Он: Я буду тут. (он лег на землю. Они помолчали.) Что делаешь?

Он: Сижу. А ты?

Он: Лежу. Что делаешь?

Он: Скучаю.

Он: Не надоело?

Он: Не знаю. Но что же еще?

Он: Кто-то стучит. Паршивая погода.

Он: Да, такая же как вчера. И завтра будет такая же.

Он: Наверное. А может и нет.

Он: Может и нет. Какая разница. Все равно когда-то будет такая.

Он: Тебе дать руку?

Он: Зачем?

Он: Выберешься оттуда. От тебя воняет.

Он: От тебя тоже воняет. Что ты там делаешь?

Он: Лежу.

Он: Скучно, наверное?

Он: Наверное.

Он: Не надоело?

Он: Не знаю. Может быть. Но что же еще?

Он: Не знаю. Воняет. Дождь.

Он: Что же еще? Везде воняет. Скукотища. Но что же еще?

Он: Не знаю. Может быть ничего.

Он: Может быть. (он встает, мочится в яму и уходит.)

Идет дождь. Кто-то стучит вдалеке.

ЗАНАВЕС. 

Hosted by uCoz