Поэт
и переводчик Иван Арбита - Иван
Егорович Слепцов - легендарное имя в
якутской литературе. Новатор и
экспериментатор в творчестве и
эксцентрик в жизни, он оставил
богатое наследство - стихи и рисунки.
Но, к сожалению, после его смерти в 1943
году, в тюрьме (он был репрессирован
за протест против войны, как акта
насилия) многие его творения канули в
небытие. При жизни не была
опубликована даже малая часть его
собственных стихов, а в наше время
кроме отдельных стихотворений в
сборниках и журнале "Чолбон", не
издано ничего. Не стоит говорить и о
переводах на русский язык. Публикуя
сегодня два его рисунка, любезно
предоставленных нам сыном его друга,
поэта Ильи Чагылгана, Артуром
Ильичем Винокуровым, надеемся, что
стихи Ивана Арбита дойдут до
читателя как на языке оригинала, так
и на русском языке.
_____
В 30-40-ые годы дом по улице
Ломоносова, 24, в Якутске, где жили мои
родители Ольга Францевна Петровская
и Илья Чагылган, а в другой половине -
Иван Арбита, был известен
современникам, как своеобразный
литературный салон. Притягательной
фигурой был Илья Чагылган, очень
эрудированный и общительный человек.
Иван Арбита, человек немногословный,
как бы дополнял его. Они прекрасно
понимали друг друга, у них были общие
взгляды на многие вещи, подходили и
по своим внутренним духовным
потребностям.
Иван Арбита в то время был не женат.
Абсолютно не обращал внимания на
свою внешность, одевался просто,
ходил лохматый и тогда мне, мальчишке,
напоминал портрет Бетховена, - это
был загадочный и оригинальный
человек, своеобразный и необычный
поэт.
Мой отец и Иван Арбита были
непревзойденными мастерами
литературных экспромтов - эпиграмм.
Несмотря на то, что Арбиту многие
считали неприкаянным,
несостоявшимся человеком, потом -
врагом народа, Илья Чагылган всегда
высоко ценил его поэзию. После его
смерти, по одним источникам в 1942, по
другим - в 1943 году, кое-какие рукописи
остались в нашем доме, среди них и
альбом рисунков. Помню, как-то, тогда
еще школьник, не понимая ценности
рисунков, стал использовать их для
своих целей. Увидев это, отец сделал
мне строгое замечание. Он сказал: "Во-первых,
это альбом чужой, другого писателя,
во-вторых, рисунки имеют большую
ценность", и запретил пользоваться
альбомом.
В начале 60-ых годов, вместе с
литературоведом Г.М. Васильевым мы
стали готовить сборник стихов отца и,
просматривая семейный архив, нашли
рукописи Арбиты. Речь тогда шла о его
реабилитации, и Георгий Митрофанович
попросил у меня рукописи Арбиты и его
автопортрет, выполненный красками,
чернилами на грубом материале -
мешковине. Отец при жизни был в
восторге от этого автопортрета,
считал его очень похожим и мастерски
выполненным. К сожалению, потом Г.М.
Васильев сказал мне, что автопортрет
потерян.
Этими короткими записками я хотел
бы сопроводить публикацию рисунков
Ивана Арбиты.
Артур Винокуров