На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

"САХА ОМУК"
Как все начиналось

В 1920 году культурно-просветительное общество "Саха аймах" было ликвидировано, а его руководители Оросин, Новгородов и другие арестованы. Причиной послужило нелояльное отношение к Советской власти. В результате, прогрессивная интеллигенция, осталась без организующего начала. Выходом из такого положения явилось создание в том же году, 7 ноября, культурно-просветительного общества "Саха омук". Выбор дня рождения не был случаен,ибо дата, связываясь с началом Октябрьской революции, служила своего рода гарантией от будущих политических обвинений. Учредителями общества выступила коалиция передовой якутской интеллигенции:кооператоры Андреев Георгий Федорович, Гаврилов Кузьма Осипович, Корнилов Георгий Михайлович, учитель Слепцов Петр Алексеевич, студент Борисов Василий, писатель Софронов Анемподист Иванович, Слепцов Тарас Афанасьевич.

Однако, деятельность подобных обществ в национальных окраинах России вызывала обеспокоенность вышестоящих коммунистических структур,что видно из инструктивного письма секретаря Сиббюро ЦК РКП/б/ Гончаровой якутскому губкому от 13 ноября 1920 года: "Мы должны завоевать все подобные общества. "Саха аймах" великолепно может уживаться под крылом Наробраза при условии, что все члены РКП/б/ обязаны вступить членами в это общество, составят там сплошную фракцию, изменят устав и смогут занять руководящую роль".

Указание центральных органов необходимо было выполнять, и Губбюро РКП/б/ 21 ноября 1920 г. принимает специальное постановление: "О вступлении коммунистов и комсомольцев членами культурно-просветительного общества "Саха омук". Итак, деятельность "Саха омук" с самого начала подпадает под жесткий контроль компартии, не допускающей политической работы, направленной на инакомыслие. Работа общества ограничивается кругом культурно-просветительского направления.

В этот период интеллигенцию национальных окраин, принявшую Декларацию большевиков о праве наций на самоопределение за чистую монету, ожидало глубокое разочарование. Им было непонятно, что со сменой власти, даже с изменением государственной системы, в его естественном переходе под власть имперской коммунистической партии, геополитика колонизаторского мышления царской России в отношении других народов не могла подвергнуться коренному изменению. Великий тактик Ленин, использовав национальную интеллигенцию приманкой о национальном сомоопределении, не мог пойти дальше заданных границ. А общественная мысль, развивавшаяся на идеях сомоопределения народов, искала пути формирования своей государственности через создание различных культурно-просветительных организаций.

В феврале 1921 года деятельность "Саха омук" властями была прекращена. Мотивом для закрытия послужило то, что, якобы "состав членов общества оказался со значительной антисоветской прослойкой, что было выяснено после раскрытия контрреволюционного заговора 1921 года". Вместо него, в том же 1921 году, в период гражданской войны, было организовано национальное культурно-просветительное общество "Манчары", объединявшее якутскую интеллигенцию, ставшую на сторону Советской власти. Новое, очищенное от антисоветской прослойки, общество одной из своих задач поставило борьбу с контрреволюционным движением. В 1922 году, после ликвидации повстанческого движения, общество "Манчары" было закрыто, и вновь образовалось общество "Саха омук", принявшее активное участие в агитации против так называемого бандитизма. "Саха омук" проделало большую работу в период культурной революции, вместе с тем, его деятельность была направлена на формирование государственности якутского народа, на борьбу за ее настоящий суверенитет.

В эти годы, после окончания гражданской войны в стране, сталинистами окончательно определяется политика в отношении принципов самоопределения народов России, в виде марионеточных автономных образований колониального типа. И у части национальной интеллигенции, ожидавшей от кремлевских стратегов иного уровня суверенитета, возникает недовольство проводимой политикой. Начинаются расхождения с власть имущими в оценке реального положения и будущего Якутии, что заложило основу для развития раскола якутского общества.

Пытаясь оградить народные массы от влияния "Саха омук", партийно-государственная верхушка в конце 1924 года на страницах газет "Автономная Якутия" и "Кыым" начала дискуссию о целесообразности деятельности и последующей реорганизации общества. В 1925 году в дискуссиях приняли участие: В.Н.Леонтьев, П.А.Ойунский, М.Н.Тимофеев-Терешкин, С.М.Аржаков, М.Ф.Габышев и др. Ради объективности, нельзя идеализировать всю деятельность "Саха омук", протекшую за этот период - любая волна несет с собой пену. С этого времени наблюдается корректировка политики обкома в отношении общества, выразившаяся в протоколе N 20 заседания бюро обкома от 31 марта 1925 года: "О линии партии по отношению к "Саха омук". "Бюро обкома постановило:

1. Дискуссию о реорганизации деятельности "Саха омук" закончить. ...Дать директиву членам РКП/б/ и ЛКСМ выходить из состава членов "Саха омук", подавая об этом мотивированные заявления персонально и группами, вовлекая к выходу беспартийных. Отозвать т.Гуляева /Петр Гуляев - секретарь окружного комитета комсомола - В.Николаев/ и Ойунского из состава центрального правления "Саха омук", оставив одного Боярова. Субсидию Политпросвета "Саха омук" отменить, передав свободные средства вновь образовавшемуся научно-исследовательскому обществу "Саха кэскилэ".

Секретарь обкома РКП/б/ Пестун."

Но, видимо, решения предыдущего заседания бюро обкома по развалу "Саха омук" не достигают своей цели, ибо деятельность оставшейся беспартийной части создала опасность бесконтрольного существования, вне партийного влияния, поэтому бюро обкома РКП/б/ 2 ноября 1926 года, по докладу Боярова, выносит новое постановление:

"1. Ограничить функции общества "Саха омук" исключительно культурно-просветительными задачами, как-то вопросами литературы, музыки и театра.

2. Журнал "Чолбон" издавать "Саха омук" совместно с Политпросветом Наркомпроздрава.

3. Непредрешая вопроса о возможности обществу "Саха омук" субсидии, считать необходимым каждый раз отпускать ему средства с особого разрешения Обкома.

4. Признавая целесообразным добровольное вступление коммунистов-якутов в общество "Саха омук", считать возможным обязать отдельных коммунистов, по характеру своей деятельности имеющих близкое отношение к деятельности "Саха омук", по особому списку вступить в это общество. В отношении остальных коммунистов, в целях разъяснения им необходимости вступления в "Саха омук", для проведения партийного влияния на него, созвать из них вторичное совещание. Созыв совещания за тов. Аммосовым.

5. Предложить Политпросвету усилить руководство работой общества.

6. В состав Правления общества провести следующих то-варищей:Боярова, Габышева П., Дмитриева А. и кандидатом Федорова, обязав их немедленно вступить в общество.

Секретарь Якутского обкома ВКП(б)
Ис.Барахов."

В конце 20-х годов внутрипартийная борьба за власть в Кремле обостряется до предела и власть окончательно переходит в руки сталинистов, которые на долгие годы похоронили идею о национальном самоопределении народов. В национальных окраинах России нарастает протест. В 1927 году в Якутии происходит повстанческое движение конфедералистов во главе с Павлом Ксенофонтовым, которое закончилось кровавой расправой с безвинными людьми. По всей республике начинаются репрессии, в первую очередь направленные против национальной интеллигенции.

В этих условиях коммунисты и комсомольцы общества под нажимом постановления бюро обкома ВКП/б/ от 2 июня 1928 года вынуждены идти на ликвидацию деятельности общества "Саха омук" и организацию вместо него "Якутского клуба". До сего времени деятельность "Саха омук", особенно его политическая сторона, слабо изучена, многие материалы уничтожены, оставшаяся часть хранится в архивах КГБ в других городах. Но многие идеи и принципы общества начинают воплощаться только в наше время, принятием Декларации о государственном суверенитете и его реальным наполнением.Впереди перед республикой Саха трудная борьба за подписание Федеративного договора с Россией, основополагающего документа, определяющего уровень взаимоотношений между нашими народами.

Владимир Николаев,
вице-президент общества
"Саха омук".

Hosted by uCoz