|
по следам
НЕБЕСНОГО
ВОЛКА
о
происхождении якутов
Однажды меня вызвал мой Учитель.
Когда я пришел, он молча положил
передо мной сборник тезисов.
Прочитав, я ничего не сказал, только
взглянул на Учителя. Тот тоже молчал.
Генетик В.В.Фефелева писала, что
субстратной основой якутского
этноса, по данным генетики, являются
древние арии.
В этом не было ничего неожиданного
для меня, да и для моего Учителя. Он
был знаком с моими студенческими
идеями.
Скрупулезный анализ наталкивал на
мысль, что среди предков якутов
обязательно должен быть
значительный древнеарийский
субстрат. Тогда много загадочного в
истории и этнографии якутов получало
логическое объяснение.
Во многих конференциях я обсуждал с
коллегами эту идею. Они поддерживали
ее, ибо они знали, что в Сибири
издавна обитали (точнее - могли
обитать) древние арии. Это как-то
неуловимо, но все же прослеживалось в
археологических раскопках, в
лингвистике, в палеоантропологии.
И вот... Работы В.В.Фефелевой - теперь
неоспоримый факт. Древние арии и
якуты?!
Это только на первый взгляд
неожиданно.
... Еще одна история. Когда я был в
Осаке, в Музее этнологии, коллеги
рассказали о результатах их
генетических исследований - гены
японцев и якутов поразительно близки.
Это тоже не удивило меня, ведь идея об
этнокультурных связях между якутами
и японцами нашими исследователями
обсуждается вот уже несколько лет.
Волею Истории якуты - народ
чрезвычайно сложного происхождения.
Здесь хватает вековых загадок,
потрясающих тайн, удивительных
фактов, неожиданностей.
Эти тайны увлекли меня и я вместо
физики, что казалось логичным когда-то,
ушел в этнографию.
К сожалению, директор института
языка, литературы и истории не ладит
с моим Учителем и путь в
академическую науку оказался для
меня закрытым, хотя я к защите
диплома имел уже 18 опубликованных
научных работ, вышедших
преимущественно в центре.
Даже отойдя от этнографии, я
продолжал следить за накоплением
новых данных, публикацией новых
работ (среди них по инерции вышли и
несколько моих статей, написанных
еще в годы студенчества).
Еще в годы активной научной
деятельности мои ленинградские,
московские, новосибирские коллеги
предлагали написать серию научно-популярных
материалов по происхождению якутов.
А мой Учитель до сих пор убежден, что
это - мой долг.
Меня останавливало, что я не имею
достаточного научного веса.
Признание коллег - это одно, а для
массового читателя нужны научная
степень (желательно - доктор наук) и
ученое звание (не ниже профессора).
Однако, огромная неудовлетворенная
потребность якутской молодежи
познать свои древнейшие истоки
вынудила меня и написать серию
статей соединив накопленные знания с
доступным стилем подачи материала.
Я буду оперировать только
доказанными и известными фактами, а
не предположениями. Достоверность
изложенного могут подтвердить мои
именитые коллеги -мой Учитель А.И.Гоголев,
Д.Г.Савинов из Ленинграда, Д.Д.Васильев
из Москвы, Н.А.Томилов из Омска, Ю.С.Худяков
из Новосибирска, П.Б.Коновалов из
Улан-Удэ и многие другие. Конечно,
часто у них иное видение, но
достоверность изложенных фактов они
подтвердят.
Сначала проследим тюркскую линию
судьбы якутов - самую изученную.
Вначале было название, и название
было Чиди.
Так древнекитайские хроники
называли воинственные племена,
кочевавшие с незапамятных времен на
просторах современной китайской
провинции Ганьсу.
Их воинственность было
естественным следствием кочевого
быта. Земледельческое общество рано
или поздно рождало государство,
которое брало на себя функции
вооруженной защиты своего общества,
своих границ. Земледелие давало
избыточный продукт, на котором могли
содержаться знать, чиновничество и
профессиональная армия. Кроме того
земледельческое общество имело
более-менее четко очерченные внешние
границы и важнейшей функцией
государства была охрана этих границ
силами профессиональной армии.
Внутри же земледельческого общества
овладение воинскими навыками не
только не поощрялось, но и
подавлялось, ибо вооруженного и
умеющего воевать подданного трудно
было заставить подчиняться
интересам государства и
эксплуатации со стороны знати и
чиновничества. Так земледелец
отторгался от ратного дела.
А в подвижном кочевом обществе не
было четких внешних границ, стычки
между племенами происходили часто. И
поэтому практически каждый мужчина
должен был иметь оружие и уметь
воевать .
Вопреки общепринятому мнению,
кочевое хозяйство тоже давало
определенный избыточный продукт,
поэтому могло высвобождать
необходимое число соплеменников для
профессиональных занятий -
управления, ведения войны, ремесел.
Обычно каждый пятый в кочевом
обществе был профессиональным
воином (практически каждый второй
мужчина). Вот почему небольшие
кочевые племена могли выставить
огромное количество воинов, иногда
равное численности армий громадных
земледельческих держав.
Профессиональный воин
должен воевать - это аксиома
древнего общества. Он должен не
только оправдывать свое
существование защитой своего
племени, но и должен давать
прибавочный продукт в виде трофеев,
пригнанного скота, изъятой продукции
земледельческого труда. Если бы не
было экономической целосообразности,
кочевники племен Чиди не стали бы
делать регулярные рейды в соседний
Китай.
К началу III века до нашей эры Китай
уже почти полтысячелетия был
раздроблен и находился в состоянии
упадка. Величие династии Чжоу
осталось лишь в ветхих манускриптах.
Осколки могущественной некогда
империи Чжоу непрерывно воевали друг
с другом.
Пользуясь слабостью Китая, Чиди и
другие кочевые племена совершали
прорывы в глубь Китая, доходили
иногда даже до берегов Тихого океана.
Постепенно походы в Китай стали
таким же естественным занятием для
кочевников, как и разведение лошадей.
Воины-степняки регулярно уходили в
походы в Китай, как на сезонную
работу.
Так долго продолжаться,
естественно, не могло. Китай все
больше проникался пониманием того
что лишь объединившись, избавится от
вечного страха перед неожиданным
налетом степной конницы.
Теперь требовался гений, который бы
сумел сплотить Китай, утихомирил
агрессивную степь. Им стал Инь-Чжен,
правитель княжества Цинь.
Он сумел к 256 году до н.э. объединить
Китай в огромную державу,
мобилизовал все силы нового
государства для наступления на Степь.
Инь-Чжен, принявший титул императора
всего Китая - Цинь Шихуанди,
предпринял несколько походов против
кочевников.
Гуннские племена, разбитые
наголову, отступили из Ордоса на
север, в Халху.
А Чиди постигла гибельная
катастрофа. Китайская армия вырезала
почти всех Чиди, оставшиеся были
вынуждены уйти на север через
бесконечные пески Гоби. Во время
этого изнурительного перехода
осталась в дюнах половина уцелевших
Чиди.
Они вырвались из мертвых объятий
Гоби на Алашань, вгрызлись в издавна
занятые другими племенами пастбища и
оттеснили коренных кочевников.
Эта катастрофа и последующая
борьба за выживание на новой родине
надолго выключила Чиди из числа
активных творцов Истории.
Вперед выдвинулись родственные им
гунны.
Их китайцы называли Сюнну. Историки
не раз связывали это название с
якутским словом суунэ ("грандиозный"),
что неудивительно, ибо якуты -
отдаленные потомки Чиди, а якутский
язык сохранил реликтовые черты. Одно
время в исторической литературе
бытовало название Хунну, ибо введший
в научное обращение это название
востоковед отец Иакинф (Н.Я.Бичурин)
полагал, что гунны - предки монголов,
поэтому исходил из близкого по
звучанию монгольского слова "хун"
(народ). Когда впоследствии было
доказано, что от гуннов произошли
древние тюрки, историки стали
пользоваться термином Сюнну.
Чиди и Сюнну, согласно древнейшим
китайским хроникам, были некогда
одним народом. Это не мешало им часто
сталкиваться с оружием друг против
друга. Однако разгром Чиди армией
Цинь Шихуанди, последующее
возвышение Сюнну изменили их
взаимоотношения - они стали
союзниками, где ведущими были гунны,
ведомыми - Чиди.
Если появление Циньской державы,
сыгравшей важную роль в истории
Китая, в рождении общекитайской
цивилизации, единого китайского
языка на базе разных культурных
традиций и диалектов было
обусловлено появлением гения Цинь
Инь-Чжена, то также взлет гуннов, в
будущем тоже сыгравший громадную
роль в судьбах мира, был связан с
гением, которого китайские хроники
называли Маодунь. Историки опять же
связывали это имя с якутским словом
"модун" (всемогущий), отец Иакинф
называл его Модэ, исходя опять-таки
из монгольского созвучного слова "модэ"
(лес).
Отцом Маодуня был верховный вождь
гуннов шаньюй Тумань.
Тумань не любил своего старшего
сына Маодуня, непослушного,
непокорного. Вождю гуннов по душе был
второй сын, рожденный от другой,
более любимой жены (история не
сохранила имя этого юноши).
Поскольку власть Туманя должен был
унаследовать Маодунь, отец решил
избавиться от старшего сына.
Заключив договор с одним племенем,
отдал старшего сына в заложники.
Потом сразу же напал на них.. Те
хотели, естественно, убить Маодуня,
но тот сделал невероятное - сумел
отбиться, оторваться от
погони и прискакать к своим.
Отец, воин по натуре, был все же
восхищен. Отдал Маодуню небольшой
отряд.
Маодунь приказал своим воинам
насадить на свои стрелы свистунки.
Издревле в степи были известны
свистящие стрелы, имитирующие хищный
свист крыльев пикирующего сокола-сапсана.
Гуси, летевшие почти на уровне
облаков, начинали метаться от ужаса и
спускались вниз, спасаясь от сапсана.
И тут их сбивали обычными стрелами.
Маодунь также приказал своим
воинам мгновенно, не раздумывая,
пускать свои стрелы вслед за его
свистящей стрелой. Тому, кто мешкал
хоть на мгновение, Маодунь отрубал
голову. В конце концов сделал из
своего отряда безотказное оружие,
мгновенно реагирующее на резкий
свист стрелы Маодуня.
И однажды на охоте Маодунь пустил
свою стрелу в отца. Мгновенно всю
свиту верховного вождя гуннов
покрыла туча свистящих стрел.
Тут воины Маодуня оцепенели. А их
предводитель был тверд. Приказал
скакать к ставке. Его воинам терять
уже было нечего - цареубийц никто
никогда и нигде не прощал.
Взяв внезапным налетом ставку
шаньюя, отрубив головы мачехе и
младшему брату, Маодунь объявил себя
шаньюем.
Это было в 206 году до нашей эры.
Так на степях Халхи взорвался
детонатор, всколыхнувший Евразию.
Взлет гуннов был стремителен и
головокружителен. Маодунь оказался
не только решительным, но и мудрым
шаньюем. Укротил и подчинил себе все
гуннские племена, на востоке
разгромил дунху, которым еще вчера
гунны платили дань, на севере
завоевал Южную Сибирь, создав там
базу для производства железного
оружия и снабжения провиантом, а на
западе - нанес поражение арийским
юэчжийцам. И только тогда Маодунь
обрушился на юг.
Цинь Шихуанди, отогнав кочевников
на север от границ Китая, воздвиг
Великую китайскую стену, объединив
ранее созданные системы
фортификаций -рвов, валов, местами
каменных стен - в единую
непреодолимую, как тогда казалось,
преграду для вторжений. Это
грандиозное сооружение родилось не
только благодаря одержимости и
железной воле императора, но и
благодаря энтузиазму китайского
народа, мобилизовавшему все свои
силы для достижения многовековой
мечты - раз и навсегда избавиться от
сокрушительных нашествий кочевников.
Китаю казалось, что титаническая
цель достигнута - степняки отогнаны
далеко от рубежей страны, северные
границы опоясала мощная стена. За
самоуспокоение, как всегда в Истории,
последовало наказание. В стране
вспыхнула гражданская война, ибо уже
не было мобилизующей внешней
опасности.
Гунны понимали, какой исторический
шанс выпал на их долю - Китай корчился
в огне самоистребления, а у них
появился молодой и смелый вождь.
Поэтому они простили Маодуню самый
страшный грех - отцеубийство и
узурпацию верховной власти, пошли за
ним.
Гунны были не одни. Сами они не
взлетели бы так высоко. Они увлекли
за собой родственные и соседние
племена, тех же Чили, к примеру. В
Степи с тех пор всегда было так - за
народом-лидером шли другие, иногда в
десятки и даже сотни раз
превосходившие своей численностью
племя - вожака. Наиболее ярко это
проявилось полтора тысячелетия
спустя, после мощнейшего импульса
Чингиз-хана, когда монголы на гребне
гигантского вала движения
кочевников дошли до Адриатики,
завоевали Китай, взяли тогдашнюю
столицу мира - Багдад.
С эпохи Маодуня во
взаимоотношениях между Китаем и
Степью началась качественно новая
эра. Кочевники отныне старались не
просто вторгнуться, награбить и
вернуться. Они стремились покорить
Китай, заставить эту колоссальную
империю платить им дань.
При сыне Маодуня - шаньюе Лаошане,
Срединная держава впервые в своей
истории (и в последний раз) была
вынуждена признать, что государство
гуннов и Китай "суть два смежных и
равных государства". Обычно же
Китай никогда до и после не признавал
ни одно государства равным себе.
С тех пор проблема отношений со
Степью стала для Китая важнейшей и
стратегической. Китай использовал
все, что было в его возможностях -
военные походы, тайную дипломатию,
подкупы...
В конечном итоге историческая
победа сейчас оказалась за Китаем, но
были времена, когда кочевники
царствовали в Поднебесной. Ведь даже
последний император Китая был из
чужеродной, маньчжурской династии.
Закономерным было и то, что когда во
главе Срединной стояли кочевники,
Китай непременно брал верх над
Степью, ибо императоры-кочевники
хорошо знали свою родную стихию, ее
слабые стороны. К примеру, император
Тайцзунь Лишиминь, степняк по крови,
при котором Китай сумел выстоять
схватках с тюрками... Но об этом позже.
Все державы рано или поздно
заканчивают свое существование - это
аксиома. Они рождаются от искры -
импульса гения-прародителя, рушатся
тоже чаще всего от толчка другого
гения.
Владычеству Сюнну положил конец
вождь степных ландскнехтов
Таньшихай. Было ему, если достоверны
сведения древнекитайских хроник,
всего ... четырнадцать лет. И этот юнец
сумел сплотить бродившие по Степи
отряды наемников, преимущественно
сяньбийцев. Самый удачливый
кондотьер Истории в ожесточенных
боях разбил гуннов.
Кончилась одна из интереснейших
эпох в истории Степи.
Объединение гуннов распалось.
Многие были истреблены, иные
растворились среди китайцев, а от
части уцелевших родились другие
тюркские народы.
Небольшая горсть гуннов ушла на
запад, вслед за Солнцем. Что они
мечтали найти там, где заходит их
божество Солнце, неизвестно.
Проделав гигантский путь, они
внезапно вынырнули на рубежах Европы.
Ужас Европы был поистине шоковым,
недаром вождя гуннов Аттилу называли
Бичом Божьим. (Я иногда вспоминаю
якутский эпос-олонхо "Ат тыла" и
пытаюсь разгадать, откуда докатилось
до наших предков имя Аттилы? Да разве
можно узнать?)
Арнольд Джозеф Тойнби писал, что
если бы не было гуннского натиска,
история Европы развивалась бы
совершенно по другому. Именно
смертельный ужас перед гуннами
придал отчаявшимся германцам силы
прорвать неприступные римские валы и
вырваться из своих сумрачных лесов
на просторы Западной и Восточной
Римских империй.
Как бы то ни было, именно гунны
положили начало знаменитому
Великому переселению народов. Именно
под их давлением некочевые в
сущности народы - англы, саксы, франки
и многие другие - навсегда покинули
свои родные места и рванулись кто
куда - в Африку (вандалы), в скальные
фьорды Скандинавии предки викингов).
Лишь объединенная мощь Европы
смогла остановить на Каталаунских
полях в самом сердце нынешней
Франции нашествие Аттилы. Поняв, что
теперь имеет дело с загнанной в угол,
поэтому решившейся на все Европой,
Аттила повернул назад, на берега
Дуная. Вскоре он умер загадочной
смертью. А следы гуннов затерялись в
Балканах, Малой Азии и даже в Египте.
...Гунны навсегда ушли в небытие, но
и в Азии, и в Европе их помнят до сих
пор. После себя они оставили не
только свое громкое имя, но и
потомков.
В свое время сенсацией среди
тюркологов стала статья "Волосы
гуннов преподносят сюрпризы". Было
установлено, что волосы гуннских
шаньюев по химическому составу
наиболее близки к якутским...
Чиди после развала гуннской
державы двинулись было на Запад
вслед за устремившимися навстречу
своей исторической славе гуннами, но
по пути остались в Джунгарии. Во
время этого похода они разделились
на 12 родов и стали называться Гао-гюй
("Гао-гю" - высокие повозки, ибо
они кочевали на повозках с высокими
колесами). Их собственное имя
китайская историография 386-581 годов
сначала писала как Чиле, потом как
Теле. В хрониках Суйской (581-618 годы) и
Танский (618-907 годы) династий их стали
называть только как Теле.
В начале V века нашей эры Теле стали
вассалами жужаньского кагана Шелунь.
Жужаней в тюркологии принято
называть монголоязычными, хотя это и
весьма спорно.
В 497 году Теле восстали и во главе с
Афучжило ушли на запад, в долину
Иртыша. Там они разделились на два
государства, что оказалось роковым.
Южные Теле вскоре стали жертвами
эфталитов, в 494 году разгромивших
Иран и повернувших на север. Северных
же Теле Жужани настигли и покорили в
516 году.
Однако в жужаньской ставке
возникли распри и, воспользовавшись
моментом, Северные Теле в 521 году
разбили Жужаней.
У Жужань к власти пришел
решительный каган Анахуан, который в
540 году сумел уничтожить государство
Теле, известное в исторической
литературе как "держава Гаогюй".
Теле быстро восстановили силы и в 546
году снова восстали и двинулись в
Халху, чтобы нанести Жужаням
фронтальный удар в самое сердце.
Тут возникло неожиданное.
Наперерез Теле из гор Алтая
спустились латные всадники
тюркского кагана Бумыня (Тумена,
сравните с якутским "Тумэн -
объединитель"). Тумен был тоже
вассалом Анахуана, но стремился
уничтожить гегемонию Жужаней, того
же хотели и Теле, поэтому они
поддались уговорам Тумена и
присоединились к нему.
В самом начале 552 года Тумен вместе
с Теле нанес внезапный удар по
Жужанам и одержал полную победу над
ними. Анахуан покончил с собой,
Жужани же исчезли с арены Истории.
Наступила древнетюркская эпоха,
время взлета "голубых" (т.е. "небесных")
тюрков, эпоха, сыгравшая важную роль
в истории тюркоязычных народов.
Именно в это время был запущен
стартер великих процессов и миграций,
разметавших тюркские народы от
Африки (мамелюкская династия в
Египте) и Индии (держава великих
моголов) до берегов Северного
Ледовитого океана (якуты).
Во время этих переломных событий 12
родов Теле разделились на 15 племен,
которые после гибели Жужаней широким
потоком хлынули на восток и
распространились на огромном
пространстве до Байкала и Керулена.
Именно в 552 году тюркоязычные
предки якутов - "Гулигань" в
китайских хрониках, "хурыхан" в
древнетюркских летописях (в
китайском языке нет звука "р", он
последовательно заменяется на "л"),
общепринятое же историческое
название "Курыканы" – вторглись
в Предбайкалье.
Курыканы (их называли "особым
племенем Теле") стали самыми
северными среди Теле. Оказавшись на
берегах Байкала, относительно
защищенные от великих бурь,
проносившихся по Центральной Азии,
своей отдаленностью, глубокими
водами Байкала и быстрым течением
Ангары, Курыканы прожили
удивительную жизнь, полную
неожиданностей, создали
неповторимую цивилизацию,
восхищавшую ее исследователей.
Рассказ о триумфе и трагедии
Курыкан, о парадоксах и загадках их
истории, об их мужестве и отчаянии –
еще впереди. Это то, что Курыканы
задолго до крещения Руси знали
христианство, что они по количеству
своих рунических письменных
памятников (57) стоят на втором месте
среди древних тюрков, что у них было 16
раскопанных археологами каменных
городов-крепостей, что они
поддерживали дипломатические связи
с Китаем и участвовали во многих "мировых"
(в масштабах тогдашнего мира) войнах,
даже в войне с очень далеким Тибетом.
И это только малая часть их истории.
Иван Николаев |
|