На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Кацурагава Хосю

Краткие вести о скитаниях в северных водах

Кацурагава Хосю. "Краткие вести о скитаниях в северных водах". М., 1978.
Глава 4, стр. 108-110.
В 4 главе настоящего свода сведений о России три страницы посвящены описанию жизни и быта якутов. Мы приводим их полностью, чтобы читатели журнала имели возможность самостоятельно разобраться в степени правдивости рассказа очевидца.
Рисунки выполнены К. Хосю

Якутию, ее бесчисленных зверушек и людей описывали не только европейские и русские естествоиспытатели, но и жители страны Восходящего Солнца, волею судеб попавшие в мир, где по их словам было очень холодно.

Якутск расположен на берегу реки Лены. Климат здесь очень холодный, зимой путники страдают от суровых морозов, при которых обмораживаются не только кожа и мясо, но нередко отпадают уши, нос, отваливаются пальцы и ноги. Поэтому там одеваются в теплую меховую одежду в несколько слоев, носят меховые шапки, а руки прячут в муфту. Внешняя сторона муфты шьется из шкуры медведя, а внутренняя - из меха лисицы. Она имеет форму трубы, и руки засовываются в нее с двух концов, как в сквозные рукавицы. Ею же защищают от мороза и лицо, закрывая нос и нижнюю часть, так что остаются открытыми только глаза. Говорят, что если этого не делать, то щеки от мороза воспаляются и отваливаются, как выщербленные.

В пути чувствуешь только, что кожа как-будто твердеет; особенной боли или зуда нет, но когда войдешь в помещение, то под действием тепла постепенно появляется боль, (на обмороженных местах) начинает выступать жидкость, словно тает лед, они воспаляются и отваливаются. Говорят, что легкие обморожения быстро заживают, если их смазывать сливочным маслом с добавлением порошка из гвоздики и корицы. Но в тяжелых случаях, когда сильно обморожены ноги, на них постепенно отстает мясо, начиная от пальцев, и оголяются кости.

Тогда ногу отпиливают большой пилой, заменяют ее искусственной деревянной ногой и ходят опираясь на палочку (искусственные ноги и руки упоминаются в иноземных книгах Амброзиуса, Хэйста и других).

Якутск расположен на самом севере, и поэтому естественно, что там от июня до августа солнце светит над землей непрерывно и нельзя отличить день от ночи. Говорят, что (в это время) там даже ночью бывает светлее, чем в пасмурную погоду днем, так что можно без светильника читать даже мелко написанное.

Отсюда до Ледовитого океана не более 2400-2500 верст. На побережье этого океана собирают клыки морского зверя, которые называют дзуба (зуб) (по-видимому, это клыки моржа). Говорят, что среди них попадаются и рога нарвала.

Город построен русскими, в нем около 500-600 домов. Большая часть их - это одноэтажные здания, изредка двухэтажные, все построены из дерева.

Местные жители называются якуто. Их поселения разбросаны между Охотском и Иркутском.

(Якуты) - мужчины и женщины - заплетают волосы в косы. Волосы и глаза у них черные. Одежду они шьют из шкур коров и лошадей. Одежда просторная, в длину едва доходит до пояса. Суконную одежду носят только некоторые из богатых якутов, но нижнее белье и у благородных и у черни - из полотна.

Их дома очень низкие, крыши делаются плоскими, без коньков. Стены обмазываются коровьим навозом; пол в домах земляной, только для спанья сделан высокий настил. Среди якутов много богачей, имеющих каждый по тысяче с лишним коров, овец и лошадей. Однако их одежда, жилище и прочее особенно не отличаются от бедных. Они имеют от четырнадцати-пятнадцати до двадцати пяти-двадцати шести жен. Конечно, количество жен зависит от состоятельности человека. В качестве жен берут и воспитывают девочек двенадцати-тринадцати лет. Для каждой жены строился отдельный дом, и все они должны были работать. Поэтому чем богаче человек, тем у него больше жен и больше домов, и тем больше получает он от них дохода.

Питаются якуты мясом животных, а также лепешками, которые делают из растолченного в порошок сладкого слоя коры (амагава) сосны с добавлением небольшого количества муки. Зимой берут деревянную кадушку, обмазывают ее внутри толстым слоем коровьего .навоза, обливают много раз водой, и когда все это крепко смерзнется, получается ступа. Говорят, что для толчения зерна и сосновой коры ею можно пользоваться не хуже, чем каменной. Там морозы такие сильные и снег такой глубокий, что земля, промерзая, становится крепче камня и копать ее невозможно. Поэтому стены там вместо глины обмазываются коровьим навозом, из него же делаются и ступы. Говорят, что тунгусы и бурацуке ("братские" буряты) пользуют ся такими же ступами.

Вождей якутов называют кинядзи (князь) и им разрешается носить зеленую одежду с красной каймой. (По чину) они соответствуют русским прапорщикам. Кроме этих князей здесь есть главный начальник, присланный из России, - это старший брат Адама, привезшего к нам сейчас потерпевших кораблекрушение, его зовут Густав Кириллович Лаксман. Он имеет военный чин поручика.

У этих дикарей имеются так называемые шаманы (в "Географии" они называются шамане), что-то вроде священников (доси). Они ведут себя не как обычные люди, а как сумасшедшие: вдруг начинают громко кричать, вопить, смеяться или ругаться; занимаются также колдовством. Кодаю и его спутники видели висящие на верхушках деревьев шкуры коней, которым была придана форма бегущей лошади. Для этого шкура сдирается целиком, и лошадь получается, как живая. Им говорили, что это также делают шаманы.

В "Географии" говорится, что Якутской находится на 61° северной широты. Туземцев зовут якутен, они живут по обоим берегам реки Лены. По натуре очень храбры. Обычной пищей (для них служит) мясо животных и разводят лисиц, с помощью которых ловят соболей и меняют их шкурки (на нужные им товары). Якути, якуто, якутен -все это различные произношения одного слова.
Сани


До 1978 года в России, тем более в Якутии, мало кто знал о труде японского ученого 18 века Кацурагава Хосю "Хокуса монряку". Перевел эту книгу известный востоковед страны В. М. Константинов, но его преждевременная смерть не позволила завершить комментарий к русскому переводу. Последний этап подготовки рукописи к печати сделали его ближайшие сотрудники из научной группы публикации памятников письменности Востока. И вот, наконец, в 1978 году издательством "Наука" была выпущена книга "Краткие вести о скитаниях в северных водах", которая сразу стала библиографической редкостью.

Якутян данный труд заинтересует, прежде всего, сведениями исторического характера, почерпнутыми из жизни и быта якутов 18 века. Раньше приходилось знакомиться лишь с трудами европейских и русских исследователей, побывавших в Якутии, после ее воссоединения с Россией. А тут, северный край впервые предстал пред нами глазами японцев, попавших в Якутию волею судеб. Кстати, хочется заметить, что первым японцем увидевшим якутскую землю был Дэмбэй, побывавший в 1699 году после кораблекрушения в Якутске.

Итак, несколько слов об авторе и содержании книги. Кацурагава Хосю (1751-1809 г. г.) по профессии врач, был четвертым лекарем из дома Кацурагава, находившемся на службе у сегунов. В 1777 году был назначен лейб-лекарем, а в 1783 году получил звание "мастера". В 1794 году был назначен профессором медицинского училища.

В то время феодальная Япония проводила официальную политику закрытой страны , введенной в 30-е годы 17 века, посещение Японии иностранцами было категорически запрещено. Исключение делалось только для китайцев и голландцев. Выезд за пределы страны японцам также запрещался, в результате этого, в Японии почти ничего не знали о России, а если и знали, то только по рассказам голландцев. Тем более, совершенно неожиданным стало появление 9 октября 1792 года у поселка Нэмуро, расположенного на острове Хоккайдо, русского корабля-бригантины "Екатерина" с тремя японцами и экспедицией Лаксмана. Дайкокуя Кодаю, Исокити и Коити стали первыми очевидцами, рассказавшими в Японии правду о России.

По возвращении Кодаю и Исокити в Японию, сегун Токугава Иэнэри 22 октября 1793 года (по японскому календарю в 18-й день девятой луны 5-го года Кансэй) устроил допрос во время которого присутствовал лейб-медик Кацурагава Хосю. Последний, в силу обстоятельств, свои записи составил тайно, назвав их "Хемин горан-ноки", т.е. "Запись о приеме сегуном потерпевших кораблекрушение". Помимо рассказов очевидцев Кацурагава Хосю располагал другими источниками, в частности, записями голландца Гейсберта Хемми, впоследствии умершего в Японии. Труд Кацурагава Хосю "Краткие вести о скитаниях в северных водах" считается выдающимся трудом Востока конца 18 века.

О существовании этой работы, на протяжении всего времени, в Японии было известно, но где хранятся подлинные рукописи никто не знал. И вот, в начале нашего века, японскому историку Камаи Такаеси удалось достать подлинник рукописи. Однако, прошло еще двадцать с лишним лет прежде чем он смог обработать и издать его со своими комментариями. Труд вышел в конце 1937 года ограниченным тиражом, не поступая в продажу. В этом же году государственная библиотека им. В.И.Ленина,установив книжный обмен с Японией, смогла получить из университета Васяда микрофильм "Кратких вестей о скитаниях в северных водах" с комментариями Камаи Такаеси.

Такова история появления уникального труда в русском переводе. По мнению В.М. Константинова "эта книга представляет собой первый большой научный труд, написанный в Японии о России".

Основой для составления свода сведений, содержащихся в этой книге, явился трагический случай кораблекрушения японской шхуны "Синсе-мару" и скитаний, оставшихся в живых членов ее команды по России.

15 января 1783 года из бухты Сироко в провинции Исэ вышел в Эдо (ныне Токио) корабль "Синсе-мару" с грузом риса и других товаров. В пути его настигла буря. Судно лишилось мачты, руля, парусов. В течение семи месяцев оно носилось по океану. В августе "Синсе-мару" оказалось в северных водах Тихого океана, которые прибили его к одному из Алеутских островов. На о. Амчитке японцы пробыли четыре года. От разных болезней умерли семь человек. Оставшиеся девять в середине 1787 года вместе с русскими промышленниками, потерпевшими кораблекрушение у этого острова, переправились на Камчатку, где пробыли еще год. Там от цинги умерло еще три японца. Оставшихся шестерых отправили в Иркутск через Тигиль, Охотск и Якутск. В Иркутск прибыли 7 февраля 1789 года, где Седзо и Синдзо изъявили желание остаться в России и после крещения получили новые имена. Первый - Федора Степановича Ситникова, второй - Николая Петровича Колотыгина, остальные попросили о возвращении в Японию.

В определении их дальнейшей судьбы большую роль сыграл ученый-естествоиспытатель проф. Кирилл (Эрик) Густавович Лаксман, живший в то время в Иркутске. Благодаря ему капитану судна Кодаю в январе 1791 г. удалось поехать с ним в Петербург и, добившись аудиенции у императрицы Екатерины II, обратиться к ней с просьбой о возвращении на родину.

13 сентября 1791 г. Екатерина II подписала "именной" указ за No 16985 иркутскому генерал-губернатору генерал-подпоручику Пилю об отправке в Японию экспедиции в целях установления торговых сношений и вместе с ней японцев, попавших в Россию.

Экспедиция отправилась в Японию из Охотска 13 сентября 1792 года. Из трех японцев, вернувшихся на родину, двоим - Кодаю и Исокити довелось стать первыми очевидцами российской действительности. Их рассказы и описания легли в основу составления большого научного труда. Книга состоит из 11 глав: краткой записи Хемми, письма Дайкокуя Кодаю из России в Японию, первого русско-японского словаря и иллюстраций. Описание якутов включено в 4-ую главу. Некоторые сведения и упоминания встречаются и в других 'лавах книги.

По пути в Иркутск Кодаю со своими товарищами прибыл в Якутск 9 ноября 1788 года. В то время в городе было около 500-600 домов. Выехали из города 13 декабря. По рассказу Кодаю "климат здесь очень холодный, во время морозов люди, выходя на улицу, одеваются в одежду из шкур, на голову одевают колпаки из меха. Обе руки засовывают в подобие мешков без дна, сделанных из лисьей шкуры, и ходят, закрывая ими лицо от носа и ниже. Иначе кровеносные сосуды перемерзают, омертвевают и, нередко отваливаются уши, нос, а выдающиеся части щек так воспаляются, как-будто их расковыряли. В июне, июле и августе вечерняя заря остается над землей. Ночью даже светлее, чем днем в очень пасмурную погоду. Зимой так светло от снега, что нет необходимости воспользоваться факелами или чем-нибудь подобным, и поэтому путешественники едут днем и ночью. На земле снег так смерзается, что становится тверже, чем камень или металл, и поэтому для путешествия все пользуются санями (см. рисунок).

"На них устанавливается нечто вроде наших коси (род паланкина), обтянутые шкурой, это называется кибицука (искаж. от кибитка, см. рисунок). В них ездят. Внизу укладывается багаж. (Кибитку) везут пять-шесть лошадей. От этого места до Иркутска 2486 верст. На протяжении первых 400-500 верст то тут, то там встречаются жилища якутов, а дальше совершенно нет человеческого жилья".

На обратном пути из Иркутска японцы приплыли в Якутск по Лене на речном судне 19 июня и отправились в Охотск второго июля. Таким образом, в общей сложности в городе Якутске они пробыли более полутора месяцев. Наблюдательные иностранцы за время проезда через якутские земли заметили ряд подробностей из жизни и быта местных якутов, а потом восстановили их в памяти, во время рассказа землякам.

Ксенофонт Уткин,
краевед

Hosted by uCoz