На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Новые задачи в годы НЭП

Деятельность культурно-просветительного общества "Саха омук" в 1923-1925 годах.

Прежде чем рассмотреть деятельность "Саха омук" в этот период, нужно выявить ту ситуацию, которая сложилась на фронте культурного строительства в республике. Ухудшение положения началось еще с конца 1921 г., когда с введением НЭП государственные средства на содержание культурно-просветительных учреждений были резко сокращены, большинство их было снято с государственного снабжения. (Бровкина В.С. Из истории культурно-просветительных учреждений Якутии (1920-23 г.г.) - Якутский архив. Вып. III - Якутск, Якуткнигоиздат, 1966. с. 135). В Якутске в то время работал Народный театр. Работать театру приходилось в тяжелейших условиях: артисты в большинстве своем были любителями, отсутствовали декорации, грим, костюмы, из-за нехватки денег задерживалась выдача жалования. В связи с предоставлением Якутии автономии была организована Якутская труппа, но ее деятельность была крайне затруднена недостатком пьес на якутском языке. К 1 апреля 1923 г. во всех школах Якутии обучалось до 6000 детей. При общем количестве детей школьного возраста от 8 до 16 лет в 40.000 это составляло всего 15 процентов.

(см. табл. I)

В довоенное время в средних учебных заведениях обучалось в 2 раза больше, чем к 1923 г. в школах 2-й ступени. Но имелись и достижения, открыто было 4 детсада и 2 детдома на 260 детей, 7 школ для взрослых (из них три - якутских), в которых обучалось 200 человек.

Обеспечение учителей было самым мизерным. С 1 ноября 1922 г. по 1 апреля 1923 г. они получали только натуральный продпаек, стоимость которого по 4-й категории для семейных составляла 31 золотой рубль, а для одиноких -18 золотых руб., при дороговизне жизни в Якутии - цены были в 3-4 раза выше московских. Кроме того, в Якутске работали совпартшкола, 10 нардомов (из них один театр), 4 избы-читальни (до НЭПа их было 33), 2 музея, 5 библиотек, дом для морально-дефективных детей. (Барахов И. Состояние дела народного образования. - Жизнь национальностей, 1923, N 5. с. 143). В первые годы Советской власти среди учителей преобладали лица, не имевшие специальной подготовки. По данным на 1 апреля 1923 г., в школах I ступени работало 247 учителей. Из них высшее образование имели 3 человека, среднее - 117 чел. (Михайлов И.И. Осуществление национальной политики партии в Якутии, в первые годы Советской власти. - Якутск, Якуткнигоиздат, 1968. с. 45).

Общее положение, как видно, было очень тяжелым и сложным. Но как обстояли дела в партии? Ведь именно коммунисты и комсомольцы должны были стать застрельщиками в строительстве нового общества.

Якутская организация РКП (б) в 1920-21 г.г. состояла на 80 процентов из коммунистов, которые никакой политической подготовки не имели. Об этом пишет В.Синеглазова. Далее она продолжает: коммунисты на местах, в своем большинстве почти не отличаются от обывателей: те же эгоистические наклонности, отсутствие всякого коммунистического начала, устойчивого мировоззрения, господство религиозных и всяких других суеверий. Члены партии активно участвуют в богослужениях, организовывают крестины, именины и т.д. (Синеглазова В. - Красная Якутия,1922, декабрь, с. 20-21).

Восстановление всего разрушенного войной происходило с большим трудом. 22 апреля 1922 г. ревком Якутии выступил с манифестом об объявлении Якутской Автономной Социалистической Республики. I Всеякутский Учредительный Съезд Советов, работавший с 27 декабря 1922 по 19 января 1923 г. отметил, что объявление автономии знаменует собой начало культурного возрождения якутского народа, поэтому создание фундамента национальной культуры и широкое развитие дела народного просвещения является одной из неотложных задач республики. (Федоров М.М. Развитие государственности Якутского народа. - Якутск, 1964. с. 25-28). 12 августа 1922 г. во всех школах и организациях системы народного просвещения (НКП) впервые ввели якутский язык. В 1923 г. С.А.Новгородовым, на основе якутского алфавита был издан якутский букварь и учебники. I Всеякутским съездом Советов также было принято решение об отделении в трехлетний срок хотонов (коровников) от жилищ С 1923 г. начала издаваться республиканская газета "Кыым на якутском языке.

11 октября 1923 г. вышло постановление СНК ЯАССР об освобождении от налогов культурно-просветительных учреждений. В нем говорилось, что "СНК ЯАССР постановлением освободить от налогов местного характера всякого рода публичные зрелища и увеселения, устраиваемые политпросветом, НКП, ...общества "Саха омук", не преследующие целей коммунистического характера, а направленные исключительно на развитие культурно-просветительного дела в ЯАССР. (Культурная революция в Якутии (1917-1937). Сборник документов и материалов. - Якутск, 1968. с. 141). 8 апреля 1924 г. М.Аммосов, представитель ЯАССР при Президиуме ВЦИК, прочитал доклад в ЦК РКП (б). В нем он также коснулся вопроса о "Саха омук", отметив, что оно в развитии и укреплении национальной политики имеет крупное значение как очаг культурного объединения местной населения. "Саха омук" к апрелю 1924г. имело три окружные и улусных филиала и 570 членов.

(см. табл. II)

Общество открыло 5 школ для взрослых (одну в городе, остальные в улусах).

Как же строилась политика Якутского РКП (б) по отношению к "Саха омук"? По этой проблеме М.Аммосов в частности отмечал, что: "до самого последнего времени среди некоторых членов партии существовало пренебрежительное и бойкотистское настроение по отношению к "Саха омук", которые ныне обкомом осуждены и признаны вредными. А общий взгляд обкома на "Саха омук" заключается в том, что это общество должно быть превращено в орудие распространения влияния партии на беспартийную интеллигенцию и что обком не допустит превращения его в политическое объединение. Против этого обком примет самые решительные меры". "Саха омук" организовывало и проводило различные мероприятия - лекции, доклады, спектакли. Так за зиму 1923-24 г.г., несмотря на карантин, было проведено 43 массовых мероприятия. Члены общества делали доклады по таким темам, как: "Что представляет собой искусство с марксистско-ленинских позиций?", "Реализм, символизм и футуризм", 'Зарождение якутской литературы и ее перспективы". Часто проводились вечера, посвященные революционным праздникам. (Горохов С.Н. "Саха омук" диэн общество культурнай сырдатар улэтэ. - Хотугу сулус, 1971, N 10. с. 72). В 1923 г. В.Леонтьев при обществе "Саха омук" организовал философский кружок. В сделанном им отчете он написал, что: "У якутов практический склад ума. Поэтому внешне философские вопросы у них в загоне. Наш кружок ставил своей целью: "беспристрастное изучение философии как науки и 2) перевод на якутский язык философских сочинений и терминов. Интерес к философии у части нашей интеллигенции -начало поворота к теоретическому развитию ума. Но этот интерес надо так направить, чтобы была взята правильная линия и заложена основа к изданию серьезной философской традиции". (Протодьяконов В.Н. Председатель общества. - Кыым, 1991, 27 февраля).

31 декабря 1922 г. в доме Мигалкина, бывшей под почтой, в переулке Громской N 1, был открыт клуб "Саха омук". По пятницам там проводились различные мероприятия. Например, такие как: 1) "Литературный суд" - это доклад Леонтьева; 2) Концерт; 3) Танцы. Могли прийти сюда только члены общества. (Автономная Якутия, 1923, 12 января).

11 октября 1923 г. состоялось общее собрание, на котором было избрано новое правление в составе: председателя - Сивцева Г.Р., членов - Донского С.Н. II, Николаева В.Г., Винокурова И.Н., Аржакова С.М., Дьяконова Р.Г. и Барахова И.Н.

Кандидатами стали: Бахсыров А.Л., Андреев Г.Р., Габышев А.Г. В ревизионную комиссию были выбраны: Широких А.Д., Леонтьев В.Н. и Иванов А.А. (Пеге В. (о выборах нового правления "Саха омук"). - Автономная Якутия, 1923, 24 октября).

Чем же вызвана была эта организационная перестройка? Ответ можно найти у А.А.Иванова (Кюнде), который отмечал, что внимания и поддержки обществу "со стороны населения властей не оказывается". И что до сих пор работали "только люди, преданные делу культурного развития якутской нации, которые были загружены сверхурочными работами. Поэтому лучшие работники разъехались по улусам, нет руководителей секций, нет режиссера, а председатель общества поступил на другую работу". (Кюнде А.А. Об обществе "Саха омук". - Автономная Якутия, 1923, 13 октября).

Теперь рассмотрим работу общества по организации филиалов. Еще 7 октября 1922 г. правление "Саха омук" отправило именное отношение ко всем депутатам улусов Якутского

округа с просьбой организовать улусные филиалы. Было организовано только два филиала - в Борогонском и Намском улусах. После ликвидации пепеляевщины правлением были посланы бумаги на имя Улисполкомов с той же просьбой (17 апреля 1923 г.) Но и на этот раз успехов не было. Тогда был намечен ряд лиц по каждому улусу и к ним 27 июня отправлены были письма с просьбой во что бы то ни стало организовать филиалы или, в крайнем случае - улусные ячейки.

Открыт был только филиал в Вилюйском округе, сушествовавшее в Олекминском округе самостоятельное общество "Аннях" официально отказалось стать филиалом "Саха омук". На севере - в Колымском и Верхоянском округах филиалы не были организованы, т.к. эти районы были еще охвачены повстанческим движением. Ограниченные средства общества не позволяли командировать представителя в Ленский округ для организации там филиала. (Об улусных и окружных филиалах "Саха омук". - Автономная Якутия, 1923, 17 июля). Вилюйский филиал, организованный в 1923 г., свою работу проводил почти самостоятельно. В городе было поставлено 3-4 спектакля, 1 литературный вечер, устроено четыре собрания.

Но члены филиала не были, что вполне справедливо, удовлетворены позицией центра. Так, П.Габышев критиковал: "из центра, Якутска, мы ничего не получаем, кроме инструкций и требований выслать денег. - Это вместо того, чтобы дать субсидии нам. И что если бы в центре обращали внимание на нас и снабжали литературой, канцелярскими принадлежностями, то и дело шло бы на лад". (Габышев П. Из жизни Вилюйска. - Автономная Якутия, 1923, 29 августа). Тотальная нехватка средств на культуру и в филиалах и в центре, просветительная работа, державшаяся на голом энтузиазме, и пассивная позиция властей и населения, обусловленная послевоенной разрухой, вызывали и такого рода конфликты. Да и сами филиалы зачастую бездействовали. Взять хотя бы тот же Вилюйский филиал, который не смог организовать работу переданного ему областного музея. (Потапенко Г. Бездеятельность. - Автономная Якутия, 1923, 28 июня).

4 ноября 1923 г. в Баягантайском улусе в селе Олба была организована еще одна секция "Саха омук". Намечены были три вида работ: изучение края, театральная и переводческая. Также предстояло открыть этнографический музей и школу для ликвидации неграмотности населения (Свет в темноте. -Автономная Якутия, 1923, 24 ноября). В правление вошли учителя: Кочкин, член РКП (б), секретарь ячейки, Андросов И., Неустроев И. (Верховинский "К вопросу о "Саха омук" -По заветам Ильича, 1926, N 3-4. с. 142). Деятельность всех этих филиалов протекала в очень трудных условиях. В селах, при организации театров, при полном отсутствии декораций, принадлежностей для грима и т.д., употребляли: вместо париков - ситцевые шапочки, оклеенные конским волосом, вместо тресы употребляли вату, а вместо спиртового лака - рыбий и кожевенный клей. (Джебезинский А. Театр в улусах. - Автономная Якутия, 1923, 25 августа). Труднее приходилось с пьесами - их не было, и филиалы просили центр прислать. Также следует учитывать и большое влияние среди улусного населения тойонов, а требовалось знакомить население с программой НЭПа советского правительства. Все это сказалось на том, что "Саха омук" систематической работы в улусах проводить не могло. (Грен. Улусные отзвуки. - Автономная Якутия, 1923, 20 ноября). А также, как отмечал Кюнде, "вот уже четыре года, как мы свободны от русификаторских тенденций, но еще нет своих книг, журналов, постоянного органа печати на якутском языке и что в таежных уголках есть люди, пишущие на якутском языке, но они никому не известны, а "интеллигенты" готовы отвернуться от них, как от людей отсталых." (Кюнде А.А. Культура в Якутии. - Автономная Якутия, 1923, 20 ноября). Обусловлено же это было тем, что в Якутии на базе еще не ликвидированной частной собственности на средства производства (на скот, орудия труда и т.п.) и свободной частной торговли возрождался капитализм. (Гоголев З.В. Социально-экономическое развитие Якутии. (1917-1941) -Новосибирск, 1972. С. 159). Также нужно учитывать и то, что в 1923 г. в Якутии шли боевые действия против Пепеляева. В этой борьбе "Саха омук" поддержало Советскую власть, за что в 1923 г. общество было удостоено грамоты ЯЦИК. Провал похода Пепеляева во многом был связан с предоставлением якутскому народу автономии, отказа от политики военного коммунизма и привлечения к работе интеллигенции. После подавления пепеляевщины Якутское правительство оказало обществу материальную помощь. Так в 1924 г. в феврале Президиум ЯЦИК и Пленум СНК ЯАССР решили выдать "Саха омук" 2000 золотых рублей на ликвидацию неграмотности. С 1 января по 1 августа 1924 г. общество подготовило и провело 19 концертов, 15 спектаклей, 16 митингов, прочитан был ряд докладов. И поэтому в конце 1924 г. в печати отмечалось, что "Саха омук" завоевало себе исключительную популярность, распространив свое влияние на всю территорию Якутии, не исключая Крайний Север, и предполагалось углубить и расширить работу при поддержке политпросвета НКПЗ. (Культурно-просветительная работа "Саха омук". - Автономная Якутия, 1924, 26 апреля). "Саха омук" организовало комиссию, которая совместно с переводческой секцией НКПЗ стала пересматривать транскрипцию С.Новгородова. После того, как эта работа была доведена до половины, совместная комиссия признала необходимым перевод и издание словаря общественно-политических и официальных терминов. Связано это было с политикой якутизации (коренизации). В Якутске члены общества - молодые мелодисты написали 35 песен, из них 24 были переложены на музыку.

Большой прогресс наблюдался и в театральном деле. Повлияло на это также постановление об освобождении "Саха омук" от налога в пользу местного бюджета. В нем говорилось, что "в целях развития якутского национального театра, постановки и усовершенствования Якутского пения и учитывая чрезвычайно тяжелое материальное положение "Саха омук" СНК постановляет: 1) Все публичные выступления и платные постановки "Саха омук" и его филиалов на местах от налога в пользу местного бюджета, в течении одного года освободить с 15 мая 1924 г.".

Что было сделано с филиалах "Саха омук"? В Таттинском улусе филиал, в июне наблюдался и г., совместно с комячейкой и исполкомом Советов организовал национальный праздник якутов - ысыах, на который пришли 2.200 чел. В далеком Булуне, в 1924 г. организовал филиал "Саха омук" и руководил им А.И.Софронов (Алампа). Была открыта школа, где взрослые и дети изучали якутскую письменность. Кроме того, общество устраивало для населения вечера со спектаклями. Широко развернулась работа в Баягантайском улусе, где к началу 1925 г. насчитывалось 100 членов. В ноябре 1924 г. в печати появилась статья, в которой говорилось, что общество "Саха омук" пользуется большой популярностью среди улусного населения. Отмечались также недостатки в работе, такие как: недостаточное руководство центра над филиалами, приоритет театральной деятельности и ряд других упущений внутриорганизационного порядка. (Автономная Якутия, 1924 , 16 ноября). По поводу вспыхнувшего в 1924 г. повстанческого движения в Нельканском районе, центральное правление "Саха омук" приняло постановление, в котором говорилось: "Гражданская война в Якутии, в которую население вовлекалось недовольством "военным коммунизмом", неправильным подходом к национальным особенностям Якутии... ликвидирована... что новое движение никакой связи с предыдущим не имеет и является уголовным бандитизмом". В постановлении содержался призыв к населению - к выдержке и активному противодействию (Автономная Якутия, 1924, 16 ноября). Новый курс на сотрудничество между органами Советской власти и якутской интеллигенцией в лице "Саха омук" привел к тому, что 3 декабря 1924 г. за подписью П.А.Ойунского вышло постановление об амнистии эмигрантам-якутам, которые вынуждены были в 1921-22 годах выехать в Китай - Рязанскому А., Новгородову В. (Чинэкэ), Кузьмину Г., Хаютанову (Иванову), Гаврильеву ф., Ксенофонтову К. и Никифорову Г.В. (сборник постановлений и распоряжений ЯАССР с 1922 по 1926. С. 68).

Таким образом, в период с 1923 до 1925 годов "Саха омук" совместно с властями решали вопросы культурного строительства, общество играло роль "смычки" между Сов. властью и якутским народом. "Саха омук" являлось распространителем среди улусного населения идей и программ советского курса строительства НЭПа. В труднейшие годы была проделана большая работа. Особенно плодотворна была она там, где в тесном контакте работали коммунисты и интеллигенты из "Саха омук" (пример с Баягантайским улусом). Партия в те времена деятельность "Саха омук" оценивала позитивно, оказывала материальную помощь. В конце 1924 г. были амнистированы и возвращены из-за границы многие якутские интеллигенты, пострадавшие в ходе проведения политики "военного коммунизма" в Якутии в 1921-22 годах.

Егор Антонов,
аспирант отдела истории ИЯЛИ

Таблица I.

 

1917 г.

1921-22 гг.

апрель 1923 г.

школ 2-ой ступени

6

8

7

школ 1-ой ступени

158

181

119

Таблица II. Состав общества "Саха омук"

 

Из них

Из них

Из них

Образование

Число членов

Мужчин

Женщин

Якутов

Русских

Членов РКП, РКСМ

Беспар-
тийных

Высшее

Среднее

Низшее

Негра-
мотные

570

414

56

556

14

34

536

4

477

440

79

Hosted by uCoz