|
Новые задачи в годы НЭП
Деятельность культурно-просветительного
общества "Саха омук" в 1923-1925
годах.
Прежде чем рассмотреть
деятельность "Саха омук" в этот
период, нужно выявить ту ситуацию,
которая сложилась на фронте
культурного строительства в
республике. Ухудшение положения
началось еще с конца 1921 г., когда с
введением НЭП государственные
средства на содержание культурно-просветительных
учреждений были резко сокращены,
большинство их было снято с
государственного снабжения. (Бровкина
В.С. Из истории культурно-просветительных
учреждений Якутии (1920-23 г.г.) -
Якутский архив. Вып. III - Якутск,
Якуткнигоиздат, 1966. с. 135). В Якутске в
то время работал Народный театр.
Работать театру приходилось в
тяжелейших условиях: артисты в
большинстве своем были любителями,
отсутствовали декорации, грим,
костюмы, из-за нехватки денег
задерживалась выдача жалования. В
связи с предоставлением Якутии
автономии была организована
Якутская труппа, но ее деятельность
была крайне затруднена недостатком
пьес на якутском языке. К 1 апреля 1923 г.
во всех школах Якутии обучалось до 6000
детей. При общем количестве детей
школьного возраста от 8 до 16 лет в 40.000
это составляло всего 15 процентов.
(см. табл. I)
В довоенное время в средних учебных
заведениях обучалось в 2 раза больше,
чем к 1923 г. в школах 2-й ступени. Но
имелись и достижения, открыто было 4
детсада и 2 детдома на 260 детей, 7 школ
для взрослых (из них три - якутских), в
которых обучалось 200 человек.
Обеспечение учителей было самым
мизерным. С 1 ноября 1922 г. по 1 апреля
1923 г. они получали только натуральный
продпаек, стоимость которого по 4-й
категории для семейных составляла 31
золотой рубль, а для одиноких -18
золотых руб., при дороговизне жизни в
Якутии - цены были в 3-4 раза выше
московских. Кроме того, в Якутске
работали совпартшкола, 10 нардомов (из
них один театр), 4 избы-читальни (до
НЭПа их было 33), 2 музея, 5 библиотек,
дом для морально-дефективных детей. (Барахов
И. Состояние дела народного
образования. - Жизнь национальностей,
1 923, N 5. с. 143). В
первые годы Советской власти среди
учителей преобладали лица, не
имевшие специальной подготовки. По
данным на 1 апреля 1923 г., в школах I
ступени работало 247 учителей. Из них
высшее образование имели 3 человека,
среднее - 117 чел. (Михайлов И.И.
Осуществление национальной политики
партии в Якутии, в первые годы
Советской власти. - Якутск,
Якуткнигоиздат, 1968. с. 45).
Общее положение, как видно, было
очень тяжелым и сложным. Но как
обстояли дела в партии? Ведь именно
коммунисты и комсомольцы должны были
стать застрельщиками в
строительстве нового общества.
Якутская организация РКП (б) в 1920-21 г.г.
состояла на 80 процентов из
коммунистов, которые никакой
политической подготовки не имели. Об
этом пишет В.Синеглазова. Далее она
продолжает: коммунисты на местах, в
своем большинстве почти не
отличаются от обывателей: те же
эгоистические наклонности,
отсутствие всякого
коммунистического начала,
устойчивого мировоззрения,
господство религиозных и всяких
других суеверий. Члены партии
активно участвуют в богослужениях,
организовывают крестины, именины и т.д.
(Синеглазова В. - Красная Якутия,1922,
декабрь, с. 20-21).
Восстановление всего разрушенного
войной происходило с большим трудом.
22 апреля 1922 г. ревком Якутии выступил
с манифестом об объявлении Якутской
Автономной Социалистической
Республики. I Всеякутский
Учредительный Съезд Советов,
работавший с 27 декабря 1922 по 19 января
1923 г. отметил, что объявление
автономии знаменует собой начало
культурного возрождения якутского
народа, поэтому создание фундамента
национальной культуры и широкое
развитие дела народного просвещения
является одной из неотложных задач
республики. (Федоров М.М. Развитие
государственности Якутского народа.
- Якутск, 1964. с. 25-28). 12 августа 1922 г. во
всех школах и организациях системы
народного просвещения (НКП) впервые
ввели якутский язык. В 1923 г. С.А.Новгородовым,
на основе якутского алфавита был
издан якутский букварь и учебники. I
Всеякутским съездом Советов также
было принято решение об отделении в
трехлетний срок хотонов (коровников)
от жилищ С 1923 г. начала издаваться
республиканская газета "Кыым на
якутском языке.
11 октября 1923 г. вышло постановление
СНК ЯАССР об освобождении от налогов
культурно-просветительных
учреждений. В нем говорилось, что "СНК
ЯАССР постановлением освободить от
налогов местного характера всякого
рода публичные зрелища и увеселения,
устраиваемые политпросветом, НКП, ...общества
"Саха омук", не преследующие
целей коммунистического характера, а
направленные исключительно на
развитие культурно-просветительного
дела в ЯАССР. (Культурная революция в
Якутии (1917-1937). Сборник документов и
материалов. - Якутск, 1968. с. 141). 8 апреля
1924 г. М.Аммосов, представитель ЯАССР
при Президиуме ВЦИК, прочитал доклад
в ЦК РКП (б). В нем он также коснулся
вопроса о "Саха омук", отметив,
что оно в развитии и укреплении
национальной политики имеет крупное
значение как очаг культурного
объединения местной населения. "Саха
омук" к апрелю 1924г. имело три
окружные и улусных филиала и 570
членов.
(см. табл. II)
Общество открыло 5 школ для
взрослых (одну в городе, остальные в
улусах).
Как же строилась политика
Якутского РКП (б) по отношению к "Саха
омук"? По этой проблеме М.Аммосов в
частности отмечал, что: "до самого
последнего времени среди некоторых
членов партии существовало
пренебрежительное и бойкотистское
настроение по отношению к "Саха
омук", которые ныне обкомом
осуждены и признаны вредными. А общий
взгляд обкома на "Саха омук"
заключается в том, что это общество
должно быть превращено
в орудие распространения влияния
партии на беспартийную
интеллигенцию и что обком не
допустит превращения его в
политическое объединение. Против
этого обком примет самые решительные
меры". "Саха омук"
организовывало и проводило
различные мероприятия - лекции,
доклады, спектакли. Так за зиму 1923-24 г.г.,
несмотря на карантин, было проведено
43 массовых мероприятия. Члены
общества делали доклады по таким
темам, как: "Что представляет собой
искусство с марксистско-ленинских
позиций?", "Реализм, символизм и
футуризм", 'Зарождение якутской
литературы и ее перспективы".
Часто проводились вечера,
посвященные революционным
праздникам. (Горохов С.Н. "Саха омук"
диэн общество культурнай сырдатар
улэтэ. - Хотугу сулус, 1971, N 10. с. 72). В 1923
г. В.Леонтьев при обществе "Саха
омук" организовал философский
кружок. В сделанном им
отчете он написал, что: "У якутов
практический склад ума. Поэтому
внешне философские вопросы у них в
загоне. Наш кружок ставил своей целью:
"беспристрастное изучение
философии как науки и 2) перевод на
якутский язык философских сочинений
и терминов. Интерес к философии у
части нашей интеллигенции -начало
поворота к теоретическому развитию
ума. Но этот интерес надо так
направить, чтобы была взята
правильная линия и заложена основа к
изданию серьезной философской
традиции". (Протодьяконов В.Н.
Председатель общества. - Кыым, 1991, 27
февраля).
31 декабря 1922 г. в доме Мигалкина,
бывшей под почтой, в переулке
Громской N 1, был открыт клуб "Саха
омук". По пятницам там проводились
различные мероприятия. Например,
такие как: 1) "Литературный суд" -
это доклад Леонтьева; 2) Концерт; 3)
Танцы. Могли прийти сюда только члены
общества. (Автономная Якутия, 1923, 12
января).
11 октября 1923 г. состоялось общее
собрание, на котором было избрано
новое правление в составе:
председателя - Сивцева Г.Р., членов -
Донского С.Н. II, Николаева В.Г.,
Винокурова И.Н., Аржакова С.М.,
Дьяконова Р.Г. и Барахова И.Н.
Кандидатами стали: Бахсыров А.Л.,
Андреев Г.Р., Габышев А.Г. В
ревизионную комиссию были выбраны:
Широких А.Д., Леонтьев В.Н. и Иванов А.А.
(Пеге В. (о выборах нового правления
"Саха омук"). - Автономная Якутия,
1923, 24 октября).
Чем же вызвана была эта
организационная перестройка? Ответ
можно найти у А.А.Иванова (Кюнде),
который отмечал, что внимания и
поддержки обществу "со стороны
населения властей не оказывается".
И что до сих пор работали "только
люди, преданные делу культурного
развития якутской нации, которые
были загружены сверхурочными
работами. Поэтому лучшие работники
разъехались по улусам ,
нет руководителей секций, нет
режиссера, а председатель общества
поступил на другую работу". (Кюнде
А.А. Об обществе "Саха
омук". - Автономная Якутия, 1923, 13
октября).
Теперь рассмотрим работу общества
по организации филиалов. Еще 7
октября 1922 г. правление "Саха омук"
отправило именное отношение ко всем
депутатам улусов Якутского
округа с просьбой организовать
улусные филиалы. Было организовано
только два филиала - в Борогонском и
Намском улусах. После ликвидации
пепеляевщины правлением были
посланы бумаги на имя Улисполкомов с
той же просьбой (17 апреля 1923 г.) Но и на
этот раз успехов не было. Тогда был
намечен ряд лиц по каждому улусу и к
ним 27 июня отправлены были письма с
просьбой во что бы то ни стало
организовать филиалы или, в крайнем
случае - улусные
ячейки.
Открыт был только филиал в
Вилюйском округе, сушествовавшее в
Олекминском округе самостоятельное
общество "Аннях" официально
отказалось стать филиалом "Саха
омук". На севере - в Колымском и
Верхоянском округах филиалы не были
организованы, т.к. эти районы были еще
охвачены повстанческим движением.
Ограниченные средства общества не
позволяли командировать
представителя в Ленский округ для
организации там филиала. (Об улусных
и окружных филиалах "Саха омук".
- Автономная Якутия, 1923, 17 июля).
Вилюйский филиал, организованный в
1923 г., свою работу проводил почти
самостоятельно. В городе было
поставлено 3-4 спектакля, 1
литературный вечер, устроено четыре
собрания.
Но члены филиала не были, что вполне
справедливо, удовлетворены позицией
центра. Так, П.Габышев критиковал: "из
центра, Якутска, мы ничего не
получаем, кроме инструкций и
требований выслать денег. - Это
вместо того, чтобы дать субсидии нам.
И что если бы в центре обращали
внимание на нас и снабжали
литературой, канцелярскими
принадлежностями, то и дело шло бы на
лад". (Габышев П. Из жизни Вилюйска.
- Автономная Якутия, 1923, 29 августа).
Тотальная нехватка средств на
культуру и в филиалах и в центре,
просветительная работа, державшаяся
на голом энтузиазме, и пассивная
позиция властей и населения,
обусловленная послевоенной разрухой,
вызывали и такого рода конфликты. Да
и сами филиалы зачастую
бездействовали. Взять хотя бы тот же
Вилюйский филиал, который не смог
организовать работу переданного ему
областного музея. (Потапенко Г.
Бездеятельность. - Автономная Якутия,
1923, 28 июня).
4 ноября 1923 г. в Баягантайском улусе
в селе Олба была организована еще
одна секция "Саха омук".
Намечены были три вида работ:
изучение края, театральная и
переводческая. Также предстояло
открыть этнографический музей и
школу для ликвидации неграмотности
населения (Свет в темноте. -Автономная
Якутия, 1923, 24 ноября). В правление
вошли учителя: Кочкин, член РКП (б),
секретарь ячейки, Андросов И.,
Неустроев И. (Верховинский "К
вопросу о "Саха омук" -По заветам
Ильича, 1926, N 3-4. с. 142). Деятельность
всех этих филиалов протекала в очень
трудных условиях. В селах, при
организации театров, при полном
отсутствии декораций,
принадлежностей для грима и т.д.,
употребляли: вместо париков -
ситцевые шапочки, оклеенные конским
волосом, вместо тресы употребляли
вату, а вместо спиртового лака - рыбий
и кожевенный клей. (Джебезинский А.
Театр в улусах. - Автономная Якутия,
1923, 25 августа). Труднее приходилось с
пьесами - их не было, и филиалы
просили центр прислать. Также
следует учитывать и большое влияние
среди улусного населения тойонов, а
требовалось знакомить население с
программой НЭПа советского
правительства. Все это сказалось на
том, что "Саха омук"
систематической работы в улусах
проводить не могло. (Грен. Улусные
отзвуки. - Автономная Якутия, 1923, 20
ноября). А также, как отмечал Кюнде,
"вот уже четыре года, как мы
свободны от русификаторских
тенденций, но еще нет своих книг,
журналов, постоянного органа печати
на якутском языке и что в таежных
уголках есть люди, пишущие на
якутском языке, но они никому не
известны, а "интеллигенты"
готовы отвернуться от них, как от
людей отсталых." (Кюнде А.А.
Культура в Якутии. - Автономная
Якутия, 1923, 20 ноября). Обусловлено же
это было тем, что в Якутии на базе еще
не ликвидированной
частной собственности на средства
производства (на скот, орудия труда и
т.п.) и свободной частной торговли
возрождался капитализм. (Гоголев З.В.
Социально-экономическое развитие
Якутии. (1917-1941) -Новосибирск, 1972. С. 159).
Также нужно учитывать
и то, что в 1923 г. в Якутии шли боевые
действия против Пепеляева. В этой
борьбе "Саха омук" поддержало
Советскую власть, за что в 1923 г.
общество было удостоено грамоты ЯЦИК.
Провал похода Пепеляева во многом
был связан с предоставлением
якутскому народу автономии, отказа
от политики военного коммунизма и
привлечения к работе интеллигенции.
После подавления пепеляевщины
Якутское правительство оказало
обществу материальную помощь. Так в
1924 г. в феврале Президиум ЯЦИК и
Пленум СНК ЯАССР решили выдать "Саха
омук" 2000 золотых рублей на
ликвидацию неграмотности. С 1 января
по 1 августа 1924 г. общество
подготовило и провело 19 концертов, 15
спектаклей, 16 митингов, прочитан был
ряд докладов. И поэтому в конце 1924 г. в
печати отмечалось, что "Саха омук"
завоевало себе исключительную
популярность, распространив свое
влияние на всю территорию Якутии, не
исключая Крайний Север, и
предполагалось углубить и расширить
работу при поддержке политпросвета
НКПЗ. (Культурно-просветительная
работа "Саха омук".
- Автономная Якутия, 1924, 26 апреля). "Саха
омук" организовало комиссию,
которая совместно с переводческой
секцией НКПЗ стала пересматривать
транскрипцию С.Новгородова. После
того, как эта работа была доведена до
половины, совместная комиссия
признала необходимым
перевод и издание словаря
общественно-политических и
официальных терминов. Связано это
было с политикой якутизации (коренизации).
В Якутске члены общества - молодые
мелодисты написали 35 песен, из них 24
были переложены на музыку.
Большой прогресс наблюдался и в
театральном деле. Повлияло на это
также постановление об освобождении
"Саха омук" от налога в пользу
местного бюджета. В нем говорилось,
что "в целях развития якутского
национального театра, постановки и
усовершенствования Якутского пения
и учитывая чрезвычайно тяжелое
материальное положение "Саха омук"
СНК постановляет: 1) Все публичные
выступления и платные постановки "Саха
омук" и его филиалов на местах от
налога в пользу местного бюджета, в
течении одного года освободить с 15
мая 1924 г.".
Что было сделано с филиалах "Саха
омук"? В Таттинском улусе филиал, в
июне наблюдался и г., совместно с
комячейкой и исполкомом Советов
организовал национальный праздник
якутов - ысыах, на который пришли 2.200
чел. В далеком Булуне, в 1924 г.
организовал филиал "Саха омук" и
руководил им
А.И.Софронов (Алампа). Была открыта
школа, где взрослые и дети изучали
якутскую письменность. Кроме того,
общество устраивало для населения
вечера со спектаклями. Широко
развернулась работа в Баягантайском
улусе, где к началу 1925 г.
насчитывалось 100 членов. В ноябре 1924 г.
в печати появилась статья, в которой
говорилось, что общество "Саха
омук" пользуется большой
популярностью среди улусного
населения. Отмечались также
недостатки в работе, такие как:
недостаточное руководство центра
над филиалами, приоритет театральной
деятельности и ряд других упущений
внутриорганизационного порядка. (Автономная
Якутия, 1924 , 16 ноября). По поводу
вспыхнувшего в 1924 г. повстанческого
движения в Нельканском районе,
центральное правление "Саха омук"
приняло постановление, в котором
говорилось: "Гражданская война в
Якутии, в которую население
вовлекалось недовольством "военным
коммунизмом", неправильным
подходом к национальным
особенностям Якутии... ликвидирована...
что новое движение никакой связи с
предыдущим не имеет и является
уголовным бандитизмом". В
постановлении содержался призыв к
населению - к выдержке и активному
противодействию (Автономная Якутия,
1924, 16 ноября). Новый курс на
сотрудничество между органами
Советской власти и якутской
интеллигенцией в лице "Саха омук"
привел к тому, что 3 декабря 1924 г. за
подписью П.А.Ойунского вышло
постановление об амнистии
эмигрантам-якутам, которые вынуждены
были в 1921-22 годах выехать в Китай -
Рязанскому А., Новгородову В. (Чинэкэ),
Кузьмину Г., Хаютанову (Иванову),
Гаврильеву ф., Ксенофонтову К. и
Никифорову Г.В. (сборник
постановлений и распоряжений ЯАССР с
1922 по 1926. С. 68).
Таким образом, в период с 1923 до 1925
годов "Саха омук" совместно с
властями решали вопросы культурного
строительства, общество играло роль
"смычки" между Сов. властью и
якутским народом. "Саха омук"
являлось распространителем среди
улусного населения идей и программ
советского курса строительства НЭПа.
В труднейшие годы была проделана
большая работа. Особенно плодотворна
была она там, где в тесном контакте
работали коммунисты и интеллигенты
из "Саха омук" (пример с
Баягантайским улусом). Партия в те
времена деятельность "Саха омук"
оценивала позитивно, оказывала
материальную помощь. В конце 1924
г. были амнистированы и возвращены из-за
границы многие якутские
интеллигенты, пострадавшие в ходе
проведения политики "военного
коммунизма" в Якутии в 1921-22 годах.
Егор Антонов,
аспирант отдела истории ИЯЛИ
Таблица I.
|
1917 г. |
1921-22 гг. |
апрель 1923 г. |
школ 2-ой ступени |
6 |
8 |
7 |
школ 1-ой ступени |
158 |
181 |
119 |
Таблица II. Состав общества "Саха
омук"
|
Из них |
Из них |
Из них |
Образование |
Число членов |
Мужчин |
Женщин |
Якутов |
Русских |
Членов РКП, РКСМ |
Беспар-
тийных |
Высшее |
Среднее |
Низшее |
Негра-
мотные |
570 |
414 |
56 |
556 |
14 |
34 |
536 |
4 |
477 |
440 |
79 |
|
|