На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо


В приложении к журналу "Илин" очерк-исследование Ираиды Самоновны Клиориной
"В.В.Никифоров – наш современник"
(экскурс в 1917 год)".

Платон СЛЕПЦОВ

Светлым божествам Айыы

Традиционный якутский ритуал: классификация, функции, генезис

В духовной культуре каждого этноса существует два генетически разных слоя: исторически более ранний (нижний), состоящий из унаследованных от прошлого компонентов культуры и исторически более поздний (верхний), включающий новые, современные культурные явления1. Компоненты культуры исторически более ранние, наиболее стабильные, устойчивые, несущие основную этническую нагрузку и составляющие как бы ее каркас, обозначаются терминами "традиция", "традиционная культура".

В научной литературе существует множество дефиниций (определений) понятия "традиция". Как считают большинство исследователей, наиболее емкое определение понятия "культурная традиция" было предложено Э.С. Маркаряном. По его определению, "культурная традиция — это выраженный в социально-организованных стереотипах групповой опыт, который путем пространственно-временной трансмиссии аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах"2. Другими словами, традиция — это сеть (система) связей настоящего с прошлым. При ее помощи совершается накопление, отбор и главное стереотипизация и передача опыта этноса. Каждое человеческое общество, чтобы функционировать, должно иметь сложившуюся систему культуры, отстоявшиеся традиции3. Такое определение "культурной традиции" подчеркивает ее фундаментальный характер и в этом плане, как "родовое" понятие традиция включает в себя на уровне "вида" такие категории как "обычай", "обряд", "ритуал"4. Вкратце остановимся на этих дефинициях, отметив, что пока в современной науке не разработаны общепринятые дефиниции и исследователи не пришли к единому мнению. Понятие "обычай" более широкое чем понятие "обряд". В самой общей форме обычай может быть определен как стереотипная форма поведения, которая связана с деятельностью, имеющей практическое значение5. По мнению Р.Ф.Итса, обычай — это "установленное правило поведения в данной этнической общности6". Таким образом, обычай — это определенный устойчивый образец, общепринятая и практически выполняемая норма социального поведения данной этнической общности.

Определяя "обряд" С.А.Токарев писал, что обряд — это такая разновидность обычая, "цель и смысл которой — выражение (по большой части символическое) какой-либо идеи, действия, либо замена непосредственного воздействия на предмет воображаемым (символическим) воздействием7". В силу своего символического, знакового характера обрядовые действия лишены непосредственной целесообразности и сами по себе практического значения не имеют. В научной литературе синонимом понятия "обряд" часто выступает понятие "ритуал".

Культурная традиция полифункциональна. Исследователи выделяют следующие ее функции: регулятивную, коммуникативную, компенсаторную, эмоционально-психологическую, идеологическую и нравственно-воспитательную. Главная ее функция — это "накопление и передача социального опыта" этноса8.

В последнее время, все чаще понятие "традиция" относят ко всем сферам жизнедеятельности этноса. В этом случае, можно выделить производственную, семейную, национальную, научную, ритуальную, фольклорную и другие традиции9. В данной статье нами предпринята попытка характеристики традиционного якутского ритуала в плане его классификации, функциональной направленности и выявления основных этапов его генезиса. Хронологические рамки исследования строго не очерчены, т.к. существующий корпус источников отражает в основном этнографическую действительность XVIII XIX вв.

Прежде всего необходимо четко определить все структурные единицы традиционной ритуальной системы. Ее основная таксономическая единица — это обряд, состоящий из следующих компонентов: символических действий или ритуального поведения участников обряда, элементов материальной культуры в виде ритуальной пищи, одежды, атрибутики и речевого поведения участников обряда в словесном и музыкальном выражении10.

Не только сам обряд, но и каждый компонент обряда как семантическая единица выполняет определенную функцию. Несколько обрядов, выполняющие одну функцию в ходе развертывания обрядового текста, образуют обрядовый цикл или комплекс. В свою очередь, несколько обрядовых циклов образуют ритуал, который характеризует определенное социальное событие или действие. Например, свадебный ритуал якутов объединяет несколько обрядовых цикла, выполняющих определенную функцию. Обрядовые ритуалы, характеризующие все стороны жизнедеятельности этноса составляют его ритуальную систему. Ее структура схематически выглядит следующим образом: обрядовое действие — обряд — цикл — ритуал — система.

В любом ритуале существует инвариантный блок обрядов, которые составляют так называемый обрядовый минимум, без которого ритуал не может существовать как символический, ритуальный текст. Обряды не только объективно варьируют (формально и функционально) внутри одного цикла, но и перескакивают из одного цикла ритуала в другой. То же самое относится к обрядовым действиям внутри обряда.

Классификация основных обрядов якутского традиционного ритуала требует на наш взгляд использование двух уровней классификации.

Первый уровень классификации должен быть основан на принципе по которому обряды можно сгруппировать в зависимости от того, какой аспект жизнедеятельности человека они характеризуют. Следуя этому принципу, традиционные обряды якутов можно объединить в три обрядовых ритуала. Первый обрядовый ритуал составляют обряды, характеризующие изменение социального статуса индивида в соответствии с его половозрастной характеристикой. Это, так называемые переходные или, как их называет В.Тэрнер, обряды "жизненных переломов" — в которых ритуальный субъект передвигается от "фиксированного плацентой места в утробе матери к своей смерти и конечной фиксированной точке могильного камня и последнему убежищу в могиле, где пребывает уже мертвый организм — путь, обозначенный множеством моментов перехода, которые все общества ритуализуют и публично отмечают соответствующими обрядами, чтобы выделить живым членам общины понятие о значимости личности и группы. Таковы важнейшие вехи рождения, достижения зрелости, брака и смерти"11.


У якутов обряды жизненного цикла включают родильные, свадебные и погребальные обряды. В этнографической современности у них не существовал инициационный комплекс в "чистом виде", в какой-то мере, его роль выполняли обряды посвящения в воины и в охотники.

Основным условием для классификации традиционных обрядов является их реконструкция и системное описание. В качестве примера мы приводим описание реконструкции родильных и свадебных обрядов. В остальных случаях только наметим основные инвариантные блоки традиционных обрядовых ритуалов.

Родильные обряды

Родильную обрядность якутов составляют пять обрядовых комплексов, всесторонне характеризующих процесс появления нового человека. Первая группа обрядов — это обряды "стимулирующие" деторождение. "Основным среди них является обряд напрашивания ребенка "Айыыпыт тардар", совершаемый "айыы ойууна" (небесным шаманом). Вторую группу обрядов составляют обряды, выполняемые непосредственно во время родов. Среди послеродовых обрядов главную роль играет обряд "Айыыhыт атаары" (проводы богини Айыыhыт), который выполняется после захоронения последа. Отдельную группу обрядов образуют обряды, характеризующие первое унаследованное ребенка в колыбель и имянаречение. Последняя группа родильных обрядов связана с сохранением жизни ребенка. Наиболее распространенным обрядом, в семьях, где дети умирали постоянно, был обряд "о5о уоруу-та" (кража ребенка).

Свадебные обряды

Традиционная якутская свадьба состоит из четырех этапов, каждый из которых характеризуется соблюдением определенных обрядов. Первую группу обрядов образуют обряды, сопровождающие сватовство "кэргэн кэпсэтии" и помолвку "илии oxcyhyy". Вторая обрядовая группа характеризует первый свадебный праздник "туhэ барар", который происходил после уплаты части калыма в доме родителей невесты. Третья группа обрядов — это обряды, выполняемые во время главного свадебного торжества "уруу", включавшего переезд невесты в дом жениха "кыыс суктэр". Последняя группа обрядов характеризует временное возвращение молодой в дом родителей через некоторое время после "уруу" — "теркетту"12.

Погребальные обряды

Погребально-поминальная обрядность якутов объединяет обряды, сопровождающие три этапа похорон. Первая группа обрядов выполнялась с момента кончины и до выноса тела. Вторую группу составляют обряды, совершаемые непосредственно во время погребения тела. Последняя группа обрядов — это поминальные обряды, в том числе и меры предосторожности от действий злых духов "yep"13.


Второй обрядовый ритуал составляют обряды, характеризующие утилитарную деятельность человека. Это в первую очередь так называемые хозяйственные обряды и военные, которые, сопровождают военную деятельность.

Коневодческие и скотоводческие (календарные) обряды

Коневодство и скотоводство являются главными, традиционными отраслями хозяйства якутов. Якутские традиционные занятия отражают традиционный народный календарь, основанный на почитание солнца и соотнесенный с космическими ритмами природы. Как установил А.Н.Павлов, якутский новый год начинался со дня весеннего равноденствия, который наступал в марте и заканчивался днем осеннего равноденствия, который наступал в сентябре14. По народному календарю якутов календарный год включает два сезона: летний и зимний. Главным считается летний сезон, когда наступает пора выгона скота на пастбище "суеhу уоhунан барарын са5aна" и заготовки сена к зиме. Как и у других тюркоязычных народов Сибири, у якутов весна является сакральным "открытым" временем для ритуальных действий, обращенных к "просыпающемуся" (рождающемуся) миру. Неудивительно, поэтому, что у них были широко распространены календарные обряды, характеризующие главный сезон года. Начало выполнения весеннего цикла календарных новогодних обрядов относится ко дню весеннего равноденствия, когда в старину выполнялся обряд "Сэттэ Куруе Дьеhегей", или "кыйдааhын" (отправление), посвященный божеству — покровителю конного скота "Уордаах Дьеhегэй". Ему приносили в жертву семь кобылиц белой масти, которых отгоняли на восток три всадника в белых одеждах. Обряд отправляли три небесных шамана "айыы ойууннара"15. Обряды, связанные с почитанием божествам-покровителям рогатого скота "Ынахсыт Хотун" — "мангнай тереебут бургунас ына5ы арчылааhын" (освящение коровы первотелки), "yohax ыhааhын" (кропление молозива), "хотон еhуетун унунуохтааhын" (почитание верхней балки хлева) выполнялись, когда семья находилась еще в зимнем жилище. После переезда на летнее жилище якуты совершали обряд "Дьеhегей тардыыта", для получения "кут" конного скота обряды "Ынахсыт атаарыыта" (проводы богини Ынахсыт),."Ынахсыт тардыыта", для получения "кут" рогатого скота. Обряды "Салама ыйааhын" (развешивание пестрой волосяной веревки "салама"), "Дьалын ылыытын туома" (вызывание половой страсти) и. "туерэхтиир" (гадание) были связаны с почитанием духа-хозяйки местности. Переезд на летнее жилище отмечали ритуальным празднеством "сайылыкка тахсыы малааhына". Весенний цикл новогодних календарных обрядов завершается главным новогодним праздником "ыhыах". "Ыhыах" отмечался во второй половине июня, когда наступали самые длинные дни в году, и которые считались "вершиной" нового года. Он посвящался светлым божествам "айыы" во главе "Урун Айыы Тойон" (светлый Создатель Господин).

Летний цикл календарных обрядов представлен обрядами, выполняемыми во время сенокосных работ, которые посвящались духу-хозяйке местности. Приступая к сенокосу, совершали обряд "хадьы-мал таhаарыыта" (первая дорожка) и к концу сенокоса — "кыдама туерэхтиир" (гадание вилами для стогования).

Новый год или летний сезон календарного года завершал осенний календарный праздник "кун-дьыл кирбиитин ыhыа5а" (ыhыах на грани лета и зимы), который происходит в конце сентября. Е.Н.Романова его называет "абааhы ыhыа5а". Этот праздник посвящается главе нижних злых существ "абааhы" "Арсан Дуолай"16. По мнению А.Н.Павлова, в конце сентября, когда наступает период осеннего равноденствия, якуты проводили ритуальное празднество "тайыл5а", посвященный божеству "Хара Суорун". Во время этого обряда шаман приносил кровавое жертвоприношение верхним божеством "айыы" и нижним злым существам "абааhы"17. После этого начинался старый год или зимний сезон календарного года.

К числу осенних календарных обрядов относятся обрядовое празднество "кыстыкка киирии малааhына" и обряды, сопровождавшие убой скотины. Например, обряда "атыыр o5yc, атыыр сылгы елеруутэ18".

По якутским представлениям, вторая половина декабря, когда наступает самые короткие дни года, считается "вершиной" старого года. В это время якуты отмечали обрядовое празднество "кыhынны дьыл оройун малааhына" (дословно: празднество, связанное с вершиной зимнего года) и проводили зимние календарные обряды — гадания "Танха иhиллиир". Это — гадания у проруби, "верхом на коновязи", "просеивание снега" и другие.

Промысловые обряды

Охота на крупных животных и на пушных зверей, а также рыболовный промысел составляют важные стороны традиционного хозяйства якутов. В традиционном якутском обществе охотой и рыболовством занималось практически все взрослое мужское население, поэтому представления и обряды, характеризующие эти занятия были распространены чрезвычайно широко. Охотничьи обряды основаны на почитании духа-хозяина тайги или, по другим представлениям, охоты — "Баай Байанай". Это обряды, способствующие сохранению охотничьей удачи; обряды, выполняемые при длительном отсутствии добычи "Байанай тардыыта", очищение орудий охоты "арчы" и другие. Обряды, соблюдаемые при рыбной ловле, связаны с почитанием духа-хозяина водной стихии "Куех Боллох Тойон". Это такие обряды, как жертвоприношение духу-хозяину озера "куел иччитигэр бэлэх биэрии", очищение рыболовной снасти "багадьы арчыта" и т.д.

Земледельческие обряды

Лексический материал якутского языка, ирригационные знания и навыки у якутов XIX в. свидетельствуют, что их тюркоязычные предки были опытными земледельцами20. Реликтом представлений, связанных с земледелием, может служить обряд кровавого жертвоприношения духу-хозяину озера при переносе озера. В жертву приносили быка черной масти, который уходил прямо под воду21. Как известно, бык входил в пантеон божеств у многих земледельческих народов22.

Строительные обряды

У якутов любое строительство сопровождалось выполнением определенных обычаев и обрядов. Например, каждый этап строительства дома: "дьиэ маhын кэрдиити-гэр алгыс" (ритуальное действие при рубке деревьев для строительства), "акылаат туhэриитэ" (сооружение нижней обвязки), "ohox оноруута" (кладка камелька), "еhуе сууйуута" (торжество по случаю установки верхней балки) имел свои символические действия23. Определенные обряды соблюдались при сооружении летнего хлева "титиик", установке коновяз-ного столба "сэргэ" и т.д.

Военные обряды

Военные действия, военное дело представляют собой специфический вид человеческой деятельности. В древности у якутов существовала строгая система воспитания и подготовки воина. В конце различных испытаний юношу ждал обряд посвящение в воины24. Ф.Ф.Васильев выделил следующие якутские военные обряды: "илбис туhэрии" (напускание духа кровопролития, неистовости, бесстрашия Илбис), "сэби хааннааhын" (окропление свежей кровью боевого оружия), "сэт оноруу" (злорадство над горем врага, вид вызова), "кэп туонуу" (предсмертная исповедь), "неруен керсуhуу" (боевое единоборство)25, "кыргыс дьонун ыhыар" (ыhыах воинов). Военные обряды выполнялись перед боевым походом или сражением и после боя.


Третий обрядовый ритуал образует обряды, характеризующие сакральную деятельность человека. К ним можно отнести обряды, выполняемые так называемыми сакральными лицами, в первую очередь, шаманом. Они связаны прежде всего с культом предков, с тотемистическими представлениями и с магией. Основные обряды этого ритуала — это шаманские обряды.

Первую группу шаманских обрядов-камланий составляют обряды характеризующие становление шамана или кузнеца: "ойуун эттэтии-тэ" (рассекание тела шамана); "ойууну уhуйуу" (обучение шамана); "ойууну таныннарыы" (одевание шамана); "уус тердугэр кыы-рыы" (посвящение в кузнецы). Вторая группа обрядов-камланий — это обряды "ситии быhыы" (перерезание веревки), "Хотой Айыыга тахсыы" (восхождение Ор-лу-воздателю), "кут холбоопун" (соединение душ), "Ынахсыт тар-дыыта" (обращение к божеству Ынахсыт), "Дьеhегей тардыыта" (Обращение к божеству Дьеhегей). Их основная цель — получение "кут" для людей, рогатого и конного скота.

Следующая группа обрядов камланий связана с представлениями якутов о смерти и о судьбе. Это обряды: "кут араарыы" (отсоединение душ), "ойуун унуо5ун кете5уу" (похороны шамана), "apaнac кете5уу" (перезахоронение шамана), "Кыыс эбэтэр Бах танараны оноруу" (запирание yep). Отдельную группу обрядов-камланий составляют, символические действия, связанные с жертвоприношениями разным божествам и духам: "табык ыйааhын", "кэрэх ыйааhын", "са-лама ыйааhын". Большая группа обрядов-камланий — это камлания-лечения и людей и скота: "сэллик елуугэ кыырыы", "хахсык елуугэ кыырыы", "ынах дьанар кыырыы" и другие. Особую группу составляют обряды, направленные на причинение вреда и несчастья определенному лицу: "кэйээрин" и "кэнтик быра5ыы".

Как видно из вышеизложенного, использование первого уровня классификации позволяет сгруппировать якутские традиционные обряды на три обрядовых ритуала. В свою очередь, все эти обряды одновременно можно классифицировать с точки зрения их функционального назначения, контингента исполнителей и регулярности выполнения. Эти принципы составляют второй уровень классификации традиционных обрядов.


Классификация обрядов по их функциональной направленности разработана Е.Г.Кагаровым. По его мнению, традиционные обряды выполняют две основные функции: оградительную и продуцирующую26. Кроме того, традиционные обряды могут выполнить очистительную, умилостивительную и другие функции.

Некоторые исследователи, в частности Г.Н.Грачева, Е.А.Алексеен-ко, Е.С.Новик высказали мысль, что обряды целесообразно классифицировать по контингенту их отправителей, т.е. разделять их на общенародные, племенные, родовые, семейные и индивидуальные27. Следуя этому принципу, якутские традиционные обряды можно разделить на общественные, коллективные, групповые и индивидуальное. При такой классификации под общественным обрядом подразумевается ритуальный праздник "ыпыах", в котором участвует большая группа людей в виде населения нескольких родов, наслегов или улуса; под коллективным обряд, выполняемый группой людей (например, членами семей, живущих вместе в одном летнике); под групповыми — обряд, в котором участвуют члены одной семьи и под индивидуальным — обряд выполняемый отдельным человеком. Следует отметить, что такая классификация весьма условна, она лишь схематично отражает реальную социальную структуру общества. Так, в "ысыахе" могли участвовать и население одного рода или наслега, или одной местности. Под понятием "коллектива" носителей традиции могли выступать члены одного рода или нескольких семей. "Группу" могли составить члены одной семьи или группа людей, несвязанных родственными узами. Как подчеркивает Е.С. Новик под "индивидом" имеется в виду не столько отдельная особь, а социальная роль, определяемая половозрастными характеристиками человека28.

По принципу регулярности (цикличности) выполнения обрядов, якутские традиционные обряды можно сгруппировать следующим образом: единичные, календарные и постоянные.

Единичные — это обряды, выполняемые раз в течение длительного периода времени. Например, обряды, отправляемые при строительстве дома. Календарные (сезонные, ежегодные) обряды связаны с традиционным народным календарем и выполняются каждый сезон ежегодно. Постоянные обряды могут совершаться каждый день, например, "угощение" духа-хозяина домашнего очага.

Традиционный ритуал на уровне этноса выполняет две взаимосвязанные функции: аккумуляции и диахронной трансмиссии опыта этноса и регуляции взаимодействия его основных социальных компонентов. Если взять синхронный срез функционирования традиционного общества, то первая функция имеет вертикальную направленность, вторая функция — горизонтальную.

Каждый ребенок, выполняя основные обряды своего народа, постепенно приобретает социальные и этнические черты. При этом он приобщается к истокам традиционной культуры, овладевает социальным религиозно-мировоззренческим, культурным опытом этноса По мере взросления происходит становление его этнического "я которое впоследствии трансформируется в этническое "мы". Другими словами, если ребенку присуще этническое самоощущение — самовосприятие, то взрослому члену социума — этническое самосознание.

Вместе с другими социальными институтами традиционного якутского общества ритуал регулирует взаимоотношения и взаимодействие человека, с одной стороны, с природой, с другой — социумом. Например, через соблюдение промысловых, календарных обрядов у человека формируются отношения с природой, свадебные обряды выступают регулятором отношений между двумя семьями, родами и т.д. В будущем предстоит рассмотреть роль обрядового ритуала конкретно по отдельным блокам этой оппозиции: природа — человек — социум. Например, блок "человек — природа" предполагает рассмотрение взаимоотношения не только человека, но и социума с природой — окружающим миром — Космосом. Блок "человек — социум" включает взаимоотношения человека внутри семьи, рода, территориальной группы, этноса в целом и его отношение к другим народам. Также необходимо выяснить роль обрядовой традиции во взаимоотношениях между родами, территориальными группами и этносами.

Выполняя свои основные функции, традиционный ритуал выступает в качестве механизма, поддерживающего внутреннюю целостность и стабильность как единого биосоциального организма.

В традиционном якутском обществе носителем ритуальной традиции или в широком смысле ритуального сознания является в первую очередь сам этнос. Следующий уровень носителей ритуальной традиции составляют члены этнической группы в виде рода или племени. Например, у якутов только люди, принадлежащие к определенным родам, могли прямо обращаться к божеству "Хомпоруун Хотой Айыы" (Горбоносому Орлу Создателю). В древнеякутском обществе обладателями максимума ритуальных знаний и главным действующим лицом ритуальной традиции являются сакральные лица, главным образом, сказитель (сээр-кээн сэhэн) и шаман (ойуун). Носителем ритуальной традиции таким образом, являются и профанное и сакральное лицо. В этот период все обряды, посвященные благополучию и счастью коллектива, проводил "айыы ойууна" (небесный шаман), как медиатор между миром людей и миром верхних светлых божеств "айыы". В традиционном обществе с уменьшением социальной роли небесных шаманов, во многих обрядах коллективного характера главным действующим лицом стали выступать профанные лица — им мог быть отец семейства или просто пожилой человек. Только общественный ритуальный праздник "ыhыах" обязательно проводил сакральное лицо: или шаман или благословитель (алгысчыт).

Сфера функционирования каждого конкретного обряда якутского ритуала зависит от контингента его отправителей. Например, сферу функционирования обряда, который выполняет только один человек, составляет его мир, тогда как сфера функционирования коллективного обряда — это мир нескольких семей или рода. В зависимости от контингента отправителей обряда можно выделить следующие сферы его функционирования: мир одного человека — семья — коллектив — социум. Однако, такая градация носит условный характер, т.к. каждый обряд ритуальной системы характерен для любого носителя якутской ритуальной традиции, поэтому сферой его функционирования одновременно является и конкретный коллектив людей и весь этнос в целом.

Следует отметить, что мировоззренческий аспект якутского ритуала отражающий глубинные пласты традиционной культуры, стал объектом целенаправленного изучения только в последнее десятилетие. Приоритет в этом направлении принадлежит Е.С.Новик, которая выявила диалогическую природу основных ритуалов шаманской традиции якутов и определила их знаковый характер29. Такой значительный вывод был сделан в результате применения комплексного анализа на междисциплинарном уровне, в данном случае, на стыке фольклористики и этнографии. В последние годы в работах Д.С. Макарова, Л.Л.Габышевой, Е.Н.Романовой, Р.С.Гаврильевой, С.К.Колодезникова, Л.А.Афанасьева, З.Ф.Семеновой сделаны попытки реконструировать и проанализировать религиозно-мировоззренческие основы якутской традиционной культуры, в том числе такие категории, как: традиционная картина мира, представление о человеке, пантеон божеств, ритуально-культовая практика и другие.

Исследование религиозно-мировозренческих основ традиционной культуры якутов предполагает решение целого комплекса культурологических и теоретических проблем, например, традиционное мировоззрение, категории традиционной культуры, этнические стереотипы поведения, соотношение ранних форм религиозных верований и шаманизма и т.д. Реконструкция картины мира у якутов невозможна в свою очередь без осмысления иерархии таких понятий, как: архаическое мироощущение — мировосприятие — миропонимание; мифоритуальное — религиозное — мифологическое сознание; предфилософское — религиозно-философское сознание; традиционное мировоззрение.

Ритуальная традиция, как традиция, функционирующая на уровне этноса, складывается вместе с его формированием, отражая все сложности и особенности этого длительного и сложнейшего процесса. В свою очередь, она играет немаловажную роль в этногенезе, выступая как значительный фактор консолидации разных этнических компонентов. Поэтому ритуальная традиция любого народа выступает в качестве историко-этнографического источника.

Исходя из общепринятой в современной науке концепции этногенеза и этнической истории якутского народа, в формировании и эволюции его традиционного ритуала можно выделить следующие основные этапы. Первый этап: зарождение истоков ритуала (вторая половина I тыс. д.н.э. — первая половина I тыс. н.э.).

Происхождение якутского народа — самых северных в мире тюрков-скотоводов издавно привлекает внимание исследователей. Среди них особо следует выделить работы А.И.Гоголева, плодотворно занимающегося этой проблемой свыше двадцати лет. По его мнению, процесс складывания якутской этно-культуры условно можно разделить на два больших этапа — формативный "доэтнический" и реально-исторический. "Доэтнический" этап включает предпосылки возникновения определенных "стартовых" компонентов культуры будущего якутского народа. Условно этот компонент можно назвать скифо-хуннским. Хронологически он включает две исторические эпохи: скифо-сибирскую и гунно-сарматскую. Другими словами, истоки якутской культуры восходят к общей региональной культуре кочевых племен, в том числе ираноязычных, населявших в I тыс. д.н.э. — первой половине I тыс. н.э. степные пространства Евразии от Дуная до Алтая30.

В "доэтнический" этап этногенеза якутского народа начинается формирование религиозно-мировоззренческой основы его ритуала. Многие мировоззренческие представления, религиозные воззрения, мифологические сюжеты, обрядовые действия якутов этнографической современности удивительным образом находят свои аналогии и параллели в духовной культуре кочевых народов Евразии. Это такие категории, как: обожествление солнца и почитание коня, концепция пантеона основных божеств "айыы" и мирового дерева, культ предков и праздник "ыhыах", погребальный ритуал и золатриаль-ные представления. В этот семантический ряд можно отнести представления якутов о мифической птице "Хорудай" или "Хардай", о божествах "Адьу-Будьу", "Бах Танара", "Алла Танара" и т.д.3'.

Второй этап формирования традиционного ритуала якутов охватывает древнетюркскую эпоху (середина — вторая половина I тыс. н.э.). Только начиная с этого периода, речь может идти о более или менее конкретных этнических общностях. Существующая в науке точка зрения, предполагает участие в этногенезе якутов двух тюркских компонентов: южносибирского (кыпчаки) и прибайкальского (курыканы). Впоследствии в этом этнообразующем процессе участвовали также древние кыргызы (предки хакасов), лесные урянхаты (предки тувинцев) и возможно алаты32. В это время формируется инвариантная основа ритуальной традиции будущих якутов: ритуалы жизненного цикла, коневодческий, земледельческий и военный, шаманский ритуалы. Об этом свидетельствует корреляция многих традиционных обрядов якутов и тюркоязычных народов Южной Сибири и Средней Азии XIX — начала XX в. В древнетюркское время у тюркоязычных предков якутов заканчивается формирование культа племенных божеств "айыы" и белого шаманства33.

Первая половина II тыс. н.э. — XVII в. — это третий этап формирования якутского ритуала. В начале II тыс. н.э. тюркоязычные предки будущих якутов начали постепенное передвижение на север. В XI XII вв. в лесостепной и лесной зоне Предбайкалья и Верхней Лены они жили вместе с предками монголоязычных и тунгусоязычных народов, занимающихся скотоводством и охотой. Под их влиянием в хозяйстве предков якутов приобретает большое значение разведение рогатого скота и охотничий промысел. В этот период в ритуальной традиции предков якутов оформляется скотоводческий, промысловый и строительный ритуалы. Завершение в XIV XV вв. процесса формирования народа саха на Средней Лене означает окончательное оформление его традиционного ритуала. Сложносоставность якутского этноса предопределила синкретичный характер этого ритуала. Инвариантные блоки основных ритуалов были характерны для локально-территориальных групп якутов: южных, центральных, вилюйских и северных. XVI XVII вв. — это время наиболее широкого и эффективного функционирования якутского традиционного ритуала.

Постепенное уменьшение роли якутской ритуальной традиции в жизни традиционного общества составляет основное содержание последнего этапа (XVII XIX вв.). Насильственное присоединение Якутии в состав Российского государства, оказало существенное влияние на этот процесс. С прекращением межплеменных столкновений потерял свое значение военный ритуал. Насаждение христианства изменило содержание погребального ритуала. Распространение земледельческой культуры вызвало появление земледельческих обрядов. В конце XIX — начала XX в. эволюция якутского ритуала идет в сторону упрощения семантики ее основных комплексов.

Таким образом, применение двух уровней классификации позволяет всестороннее охарактеризовать основные обряды якутского традиционного ритуала XVIII XIX вв. Как показывает вышеприведенный материал, традиционный ритуал играет очень важную роль на каждом этапе этногенеза и этнической истории якутского этноса.

Литература

1 Пименов В.В. Удмурты. Опыт компонентного анализа этноса. Л., 1977. - С. 140.

2 Маркарян Э.С. Узловые точки проблемы теории культурной традиции // СЭ (журнал "Советская этнография "), 1981. — №2. — С. 80.

3 Чистов К. В. Народные традиции и

фольклор. — Д., 1986. — С. 108 109.

4 Сарингулян К.С. О регулятивных

аспектах культурной традиции // СЭ,

1981.-№2.-С. 100.

5 Арутюнов С.А. Обычай, ритуал, традиции//СЭ, 1982, - № 2. - С. 97.

6 Итс Р.Ф. Введение в этнографию. - Л., 1974. - С. 48.

7 Токарев С.А. Обычаи и обряды как объект этнографического исследования // СЭ, 1980. ~№3. — С. 28.

8 Сарингулян К.С. Ритуал в системе этнической культуры // Методологические проблемы исследования этнических культур. Материалы симпозиума. - Ереван, 1978. - С. 76 - 78.

9 Пименов В.В. О некоторых закономерностях в развитии национальной культуры // СЭ, 1967. — № 2. — С. 9; Барсегян И.А. О классификации форм культурной традиции // СЭ, 1981. —№ 2. - С. 10.

10 Чисто К.В. Проблемы картографирования обрядов и обрядового фольклора. Свадебный обряд // Проблемы

картографирования в языкознании и этнографии. — Л., 1974. — С. 78.

11 Тэрнер В. Символ и ритуал, М., 1983. -С. 238.

12 Слепцов П.А. Традиционная семья и обрядность у якутов (ХГХ — начало XX в.). - Якутск, 19.89. - С. 46 - 58, 69 - 84, 109 - 120,

13 Бравина Р.И. Погребальный обряд у якутов как историко-этнографиче-ский источник XVII XIX вв. Ав-тореф. дисс. канд. ист. наук. —Л., 1983. -С. 18— 19.

14 Павлов А.Н. Саха ыНыадын вИук дьайааннара // ЫИыах уйэлээх угэспит. Дьокуускай, 1991. — С. 11.

15 Там же.

16 Романова Е.Н. Якутский праздник ысыах (традиции и современность). Автореф. дисс. канд. ист. наук, - Л., 1987. - С. 17.

17 Павлов А.Н. Там же.

18 Эргис ГУ. Очерки по якутскому фольклору. — М., 1974. — С. 174.

19 Кулаковский А.Е. Научные труды. - Якутск, 1979. - С. 80 - 89.

20 Ермолаев В.Ф. Уу долгун кутта-ахтара (Агро-этнографический очерк). -Якутск, 1991. - С. 55 - 65. (На якутском языке).

21 Багдарын Сулбэ. Мжэ ааттар (Вечные названия). — Якутск, 1979. — С. 160. (На якутском языке).

22 Андрианов Б.В. Земледелие наших предков. — М., 1978. — С. 65.

23 Зыков Ф.М. Поселения, жилища и хозяйственные постройки якутов (XIX начало XX в.). Новосибирск, 1986. — С. 83 — 86; Колодезников С. К. Категория традиционной культуры якутов: пространство, время, движение (по материалам фактора) // Ду-

ховная культура в жизни этноса. Якутск, 1991. — С. 18.

24 Никифоров В.М. Военное искусство древних якутов (на материале преданий) // Фольклорное наследие народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1991. - С. 151 - 152.

25 Васильев Ф.Ф. Военное дело якутов во второй половине ХШ-первой половине XVIII в. автореф, дисс. канд. наук. — Л., 1990. — С. 15.

26 Кагоров Е.Г. К вопросу о классификации народных обрядов // Доклады Академии наук. — Л., 1928. — С. 247 -254.

27 Грачева Т.Н. Традиционные культы нганасан // Памятники культуры народов Сибири и Севера. — Л., 1977.

— С. 227; Алексеенко Е.А. Культы у кетов // Указ. соч. — С. 65; Новик Е. С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме. —М., 1984. — С. 151.

28 Новик Е. С. Там же.

29 Новик Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме. — М. 1984. — С. 23 - 108.

30 Гоголев А.И. Якуты (проблемы этногенеза и формирования культуры).

— Якутск, 1993. - С. 123.

31 См.: работы Г.В.Ксенофонтова, А.П.Окладникова, А.А.Попова, А.И.Гоголева, И.А.Потапова, Е.Н.Романовой и других.

32 Гоголев А.И. Указ. сон., — С. 124.

33 Гоголев А.И. Указ. соч.. — С. 30 — 42; Бравина Р.И. Погребальный обряд якутов как историко-этнографи-ческий источник XVII XIX вв. Автореф. дисс. канд. ист. наук. Л., — 1983; Слепцов П.А. Указ. ст. - С. 123

— 124.


Платон Алексеевич Слепцов, доцент кафедры культуры и искусства факультета якутской филологии, культуры ЯГУ, кандидат исторических наук.

 

Hosted by uCoz