На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо


В приложении к журналу "Илин" очерк-исследование Ираиды Самоновны Клиориной
"В.В.Никифоров – наш современник"
(экскурс в 1917 год)".

Ася Габышева

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ:
В ДИАЛОГЕ С САМИМ СОБОЙ

Все начинается с благодарной человеческой памяти... Теперь, когда мы имеем возможность ретроспективно обозреть пути становления музея и воспринять его в историческом контексте, мы понимаем, что мысль о создании в республике художественного музея, практически на пустом месте, требовала смелости и душевной силы. Несомненно, его создатели были мечтателями — людьми богатой души, исполненными внутреннего достоинства. И как бы ни была полна забот их жизнь, они поднялись над всеми тяготами и бурями времени и построили разноликий, красочный мир искусства — Храм своей мечты, своей надежды. Это был духовный посыл поколения начала XX столетия нам — людям, стоящим в предверии XXI века. И очень важно смотреть на проблему "музей" нетрадиционно — осмыслить его роль в широком социально-культурном контексте развития республики.


Романов П.П. Витязь с невестой.

Взметнулась белая лошадь... Засияли сверкающие краски... Сыростью и туманом раннего утра веет от величественного пейзажа, на фоне которого изображены всадники. Сурово и прекрасно мужественное лицо богатыря — оно полно спокойствия и уверенности — готов богатырь к грядущим подвигам. Таким изобразил его на картине художник П.П.Романов.
Полотно датировано 1938 годом. Все мы знаем трагедию тех лет, когда за обращение к своим национальным истокам можно было получить ярлык
"националист" и навсегда кануть в небытие.
Силой своего воображения, интуиции мысли, художественного профессионализма П.П.Романов создает произведение, пронизанное большой любовью и верой в неисчерпаемые силы своего народа, в его героическое начало.


Франсуа Буше(?) Холмистый пейзаж с удильщиком.

Высоким мастерством отличается пейзаж с удильщиком, поступивший в музей как работа неизвестного французского мастера XVIII века. Сам сюжет, манера письма, композиция позволяют отнести пейзаж к мастерской Франсуа Буше (1703 — 1770). Пейзажи этого типа характерны для творчества художника с конца 1730-х до середины 1750-х гг., когда Буше, вдохновляясь сельскими окрестностями, работал на шпалерной мануфактуре Бове. Изысканный голубовато-серебристый колорит и тонкость деталей не могут не пленить зрителя.

Идея создания Национальной картинной галереи принадлежит научно-исследовательскому обществу "Саха кэскилэ" (Будущее якутов), где с самого начала П.А.Ойунский, а затем А.И.Софронов возглавляли секцию искусства1.

В 1925 году общество "Саха кэскилэ" предложило проект создания картинной галереи в г. Якутске. Его деятельность, объединившая энтузиастов-краеведов, художников, исследователей, была чрезвычайно активной, творческой. В мае 1926 года общество организовало первую выставку изобразительного искусства... Уже в 1927 году вопрос о галерее рассматривался в Правительстве Якутской АССР. Председатель ЯЦИК и СНК ЯАССР М.К.Аммосов через посредничество КЯР — Комиссии Академии наук СССР по изучению производительных, сил ЯАССР — ведет переговоры об организации галереи с Музейным отделом Наркомпроса РСФСР, а также о безвозмездной передаче произведений русской и западноевропейской классики для основы будущей картинной галереи. В свою очередь КЯР сочла необходимым привлечь к работе хранителя Иркутской художественной галереи, живописца Б.И.Либединского, который увлеченно принялся за сбор и приобретение картин у сибирских художников, а также сам написал для Якутской галереи пейзаж-панно "Река Лена при впадении в нее Алдана" (1928). Что примечательно, для галереи приобретаются произведения с передвижной выставки картин сибирских художников на личные пожертвования якутян.

Так начинался интереснейший процесс рождения будущего художественного музея в республике. К сожалению, финансовые проблемы отодвинули на долгие годы сам проект галереи. Было решено открыть картинный зал при Областном краеведческом музее — залог будущей Национальной картинной галереи.

Впервые картинный зал распахнул свои двери 8 ноября 1928 года. Экспозицию представляли 106 картин и эскизов. Зрителей встречали полотна наших первых художников И.В.Попова, М.М.Носова, П.П.Романова, по происшествию лет вошедших в ранг классиков якутского изобразительного искусства. Особый торжественный настрой придавали экспозиции произведения, переданные из фондов Государственной Третьяковской галереи. Зал "озарялся" лунной дорожкой А.И.Куинджи. Бравого парня угощала чаем девушка из прислуги на картине В.Г.Малышева. Догорала заря на сосновых ветвях вечереющего дня пейзажа И.И.Шишкина... Эта первая экспозиция выглядела скромно, но тогда на присутствующих она произвела глубокое и незабываемое впечатление — так свидетельствуют современники.

Статус самостоятельности картинный зал получил в 1946 году. В период Великой Отечественной войны, в сентябре 1943 года — самое тяжелое для страны время — Управление по делам искусств при СНК РСФСР принимает Постановление о дальнейшем развитии разных видов искусств в Якутской АССР и, в частности, о необходимости открытия художественного музея. Эта идея была реализована при деятельном участии Союза художников Якутии, председателем которого был народный художник Якутии Петр Петрович Романов, считавший, что функции картинного зала должны быть обращены непосредственно к проблеме — "художник". По Приказу Управления по делам искусств СНК ЯАССР Картинный зал был преобразован в Якутский музей изобразительных искусств. С 27 января 1946 года он стал располагаться в каменном здании бывшего Торгового ряда (ул. Кирова, 18). Музей возглавил художник Вячеслав Алексеевич Кандинский.

Ныне художественный музей, играющий заметную роль в культурной жизни республики, принадлежит к числу наиболее значительных музеев данного профиля Сибири и Дальнего Востока. Его коллекции по своему общему составу представляют большой историко-художественный интерес и включают обширный ряд уникальных произведений.

На этом богатейшем материале написаны и опубликованы труды по истории изобразительного искусства Якутии, монографии о крупнейших наших художниках. Здесь, в первую очередь, необходимо назвать работы И.А.Потапова и В.Х.Иванова-Унарова.

Немаловажную роль в формировании собрания музея сыграли различные крупные поступления и дары, благодаря которым музей приобрел "синтетический" характер, представляя искусство разных времен и народов. В 1954, 1955 гг. из фондов Музея искусства народов Востока была передана небольшая, но интересная коллекция мелкой пластики из бронзы и кости, перегородчатой эмали и фарфора, живописи на свитках, представляющая мастеров Японии, Китая, Тибета и Монголии XVII XX вв. Среди этих предметов несомненный интерес вызывает японская народная миниатюрная скульптура — знаменитая нэц-кэ, а также ажурная китайская резьба. Например, "Шар в шаре". Такие шары в старину в Европе называли "дьявольскими". Искусно выпиленный из цельного куска слоновой кости ажурный шар внутри имел до 25 цельных шаров, и каждый из них до самого маленького, был подобен верхнему. Поступление положило начало образованию коллекции восточного искусства, которая продолжает пополняться за счет даров и приобретений музея.


Тропинин В.А.
Портрет неизвестного в черном.

Портрет живо воссоздает образ современника В.А.Тропинина, очень близкого к литературным персонажам А. С.Пушкина, А. С.Грибоедова. Перед нами светский красавец, завсегдатай балов... Прекрасно выписаны золотая цепочка, шейный платок, кокетливо завязанный бантом. Выразительны темные живые глаза молодого человека. На портрете справа характерная подпись художника и дата 1838.


Карамзин В. С.
Поющее дерево. Из серии "Якутские вечера".

Образы народных мастеров близки и любимы художником Владимиром Карамзиным, он и сам сродни им. Серия "Якутские вечера" является как бы осознанием художником исторической роли и значения народа, как носителя культурных и этических ценностей. Листы серии привлекают внимание зрителя объединяющим композиции размеренно-неторопливым ритмом.
Плавные, округлые формы чоронов, сплетения орнамента, мягкие пластичные движения рук, силуэты склоненных фигур — все подчинено ритму неспешной работы. В сосредоточенной тишине неслышно звучит главная тема — народное узорочье.

Особо яркой страницей в истории развития музейного дела в республике явилась передача в фонды коллекции известного якутского ученого, доктора экономических наук, профессора Михаила Федоровича Габышева, имя которого носит музей с 1970 года. В 1962 году семья М.Ф.Габышева передала Якутии более 250 произведений западноевропейского искусства. В составе коллекции гравюры Дюрера, офорты Рембрандта, Ван-Дейка, Остаде, Калло;0 живопись мастеров итальянского барокко Никколо Реньеры, Джованни Батиста Питтони, француза Франсуа Буше. Ценность собрания возросла благодаря атрибуции ряда работ научными сотрудниками музея, Эрмитажа и Гос. музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. На основе дара был открыт музей — "Музей западноевропейского искусства".

На протяжении многих лет большую помощь в сборе экспонатов оказывал известный московский коллекционер Феликс Евгеньевич Вишневский, подаривший музею несколько полотен русской живописи. Таков более полувековой путь музея — от 106 картин до 10 тысяч экспонатов. Сегодня — это хранитель прекрасного собрания изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства Республики Саха (Якутия) русского, зарубежного искусства XVI XX вв., современного искусства стран ближнего зарубежья.

В последние годы заметно обогатилась первая по величине коллекция искусства Якутии XVII XX вв., состоящая из произведений высокого художественного уровня. Она позволяет на самых лучших образцах показать развитие профессионального искусства от первых зачинателей до современных мастеров. Это произведения первых профессиональных художников Якутии И.В.Попова, П.П.Романова, М.М.Носова, живописцев А.Н.Осипова, М.В.Лукина, Э.И.Васильева, Т.А.Степанова, Л.Д.Слепцовой; графиков Э.С.Сивцева, В.В.Васильева, А.П.Мунхалова, М.А.Рахлеевой; скульпторов К.Н.Пшенникова, П.А.Захарова, С.К.Прокопьева и многих других, внесших свою лепту в становление и развитие изобразительного искусства Республики Саха.

Попытка перечислять имена всех художников, чье творчество сконцентрировано в фондах музея, безнадежно: она представила бы объемистый каталог, выявляющий тематические, образные, стилевые традиционные особенности якутского искусства, как национальной художественной школы.

Комплектованию данной коллекции придается особое значение. Как бы ни был музей богат произведениями русского, зарубежного и современного изобразительного искусства, представление о художественной жизни края будет далеко неполным, если в музее не удастся познакомиться с истинно местными национальными истоками искусства, т.е. с теми произведениями, которые можно увидеть только здесь, в пределах самой республики и нигде больше. Исходя из этого специфика нашего музея строится на выявлении местных, локальных особенностей искусства.

Интересна и увлекательна история отдела народного и декоративного-прикладного искусства, восходящая к концу XIX — началу XX столетий — времени создания фондов Якутского краеведческого музея, часть которых впоследствии поступила в Музей изобразительных искусств. Эти редкие, безусловно, ценные в художественном и историческом смысле экспонаты послужили основой отдела. Качественный отбор переданных материалов был сделан при участии известного этнографа и фольклориста С.И.Боло (Дьячковского), работавшего в 1945 году в музее и народных художников Якутии П.П.Романова, М.М.Носова, В.А.Кандинского.

Пути формирования отдела определились с самого начала деятельности музея, тогда же сложились основные структурные разделы: шитье и вышивка, ювелирное искусство, дерево и береста, резная кость.

В этой коллекции имеются превосходные образцы предметов XVIII XIX веков, изделия современных мастеров, продолжающих традиции мастерства плетения конским волосом, меховой мозаики, вышивки; гравировки и чернения по серебру, резьбы по дереву и шитья бересты.

Гордость музея — собрание якутской резной кости — промысла известного с XVIII столетия. Отличается оно уникальностью самого материала (ископаемого бивня мамонта) и наличием памятников начала XIX века.

В течении полувека музейные сотрудники создавали отдел современного изобразительного искусства, где собраны произведения многих ведущих художников России, Украины, Белорусии, Прибалтики, Закавказья, Тувы и Бурятии.

Большую работу по комплектованию и систематизации разных по характеру коллекций ведет с 1986 года Фондово-закупочная комиссия музея, восполняющая отдельные пробелы в собрании музея. Заслуга комиссии — формирование раздела сибирской иконописи (где имеются произведения, выполненные якутскими мастерами — работы Сивцева-Мытыйики, Бурнашева, Попова, — что особенно ценно); якутского декоративно-прикладного искусства, а также целенаправленное пополнение коллекций в отделе искусства республики 70 — 90-х годов (приобретение наследий В.Васильева, Ю.Вотякова, В.Иванова, С.Петрова, С.Пестерева, М.Магатыровой) и возвращение работ местных художников из центральных фондов Российской Федерации.

Настоящим событием в жизни музея стало появление в коллекции акварели Врубеля "Портрет грузинки", небольшого этюда к картине Репина "Не ждали", приобретение серебряных с золочением и чернением кубков русской работы, выполненных специально по заказу якутского купца Лепчикова, поступления якутской деревянной утвари конца XIX века (научные экспедиции музея 1989, 1990 гг.).

К этой деятельности тесно примыкает выставочная работа и связанная с ней культура экспозиции, требующая от сотрудников максимального знания всей коллекции в целом и каждой вещи отдельно.

Научные сотрудники музея ведут кропотливую работу по описанию музейных сокровищ (инвентаризация, паспортизация, фотофиксация и работа по атрибуции произведений). Особо важна деятельность по реставрации и консервации произведений. Немногие знают, что у экспонатов свои "болезни", а это требует постоянного заботливого ухода. Живопись, или хрупкие листы бумаги, часто пожелтевшие от времени, выцветшие, несущие следы сломов и утрат, хранят память прикосновения руки художника и времени. Зритель, любуясь прекрасными произведениями прошлого и настоящего, не всегда видит, что многие из них возвращены к новой жизни умелыми и чуткими руками реставратора.

Музей, ставший жизненной пристанью многих произведений искусства располагает богатейшим материалом, который ждет глубокого изучения и критического освоения художественного национального наследия. Эта работа хранит в себе еще много неизвестных тайн, загадок и находок в мире искусства...

Если оглянуться назад к времени становления музея, то удивительно — видишь, что судьбоносные решения для музея осуществлялись в самые трудные времена в истории республики (1925 - 1928, 1943 - 1946).

Сегодня музей живет полнокровной, напряженной жизнью. Наряду с решением многих животрепещущих проблем Правительство Республики Саха важное место отводит сохранению культурного наследия. В 1993 году музей отнесен к особо ценным объектам национального культурного достояния народов PC (Я). Это рождает обоснованные надежды быть в скором времени художественному музею в новом здании, со специальным оборудованием, согласно мировому стандарту. Переименование в "Национальный художест-


1 В статье архивные сведения даны по книге И.А.Потапова. Якутск. 1982.


Габышев Л.М. Старая деревня на берегу Лены.

Пейзажи Льва Габышева (1923 — 1975) с ясно выраженным интересов к проблеме пленэра, говорят о близости к русской реалистической школе.
Небольшого формата они подобны маленькой театральной сцене, где бегущие облака сменяются солнечным летом, печальные тонкие ивы — грядой могучих скал. В них художник стремился передать настроение и душу природы, ее "пленительный портрет". Пейзаж с приленской деревенькой, где проходил знаменитый ямщицкий тракт проникнут теплой задушевностью, искренностью восприятия и звучит с позиций современности "ностальгически", напоминая о далеком детстве, о чем-то вечном и прекрасном...


Ася Львовна Габышева, генеральный директор Национального художественного музея Республики Саха (Якутия).

Hosted by uCoz