К 10-летию вступления Республики Саха (Якутия) в Северный Форум

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Михаил НИКОЛАЕВ

«Северный Форум» — новая модель международного поведения*

Тезис древних о быстротечности и изменчивости всего сущего на Земле в последнее десятилетие потребовал поправку на динамизм и скорость процессов перемен. Время уже не течет, а стремительно мчится. И, похоже, нет предела этой скорости. Нынешние процессы глобализации и одновременного распада старой биполярной международной системы, похоже, увеличивают динамизм обоих. Как результат — утрата былых межгосударственных связей, трансформация роли и функций международных организаций, частая и резкая смена моделей поведения акторов политической жизни на международной сцене.

И в этом изменчивом калейдоскопе событий и явлений весьма сложно выделить факторы, оказывающие влияние на становление и развитие нового международного порядка, и установить новые правила взаимодействия. Возникающие крупные проблемы, имеющие научно-техническую, энергетическую, транспортную, экологическую составляющие уже становится невозможным решать без межгосударственной кооперации и взаимодействия. Глобализация стимулирует стирание грани между внешней и внутренней политикой государств. Внешнеполитические ведомства постепенно утрачивают монопольную роль основного, а нередко и единственного представителя страны на международной арене. Многие внешнеэкономические проблемы решают неправительственные организации. Все острее становится проблема координации деятельности внешнеполитических ведомств как внутри государств, так и за их пределами. Современный мир находится в постоянном поиске новых моделей поведения жизни сообщества в условиях глобализации.

В своем недавнем выступлении перед представителями Американского Экономического клуба премьер-министр Великобритании Тони Блэр заявил о зарождении новой доктрины международного сообщества, под которой понимается «недвусмысленное признание того, что ныне более чем когда-либо в прошлом мы зависим друг от друга, что национальные интересы в значительной мере определяются международным сотрудничеством и что необходимо провести ясное и четкое обсуждение того, куда эта доктрина может привести нас в каждой из сфер международной деятельности». (Blair T. «Doctrine of International Community». Address be British Prime Minister Tony Blaire to Economic Club, Illinois, Chicago: 22 April 1999, p. 19.)

Понимание того, что национальные интересы в значительной мере проявляются и, особо подчеркнем, определяются через международное сотрудничество, представляется весьма плодотворным для налаживания диалога между народами и странами. Стали общим местом распространенная на Западе точка зрения о доминирующей жизнеспособности мира, основанного на рыночной экономике и демократии, утверждении прав человека и все нарастающие в мировом незападном сообществе скепсис и тревога от подобного мироустройства. Аргументы незападных стран также хорошо известны: неспособность западноцентричного мира к утверждению стабильного и справедливого международного порядка — из-за доминирующей модели мышления и действий с позиции силы, и нежелание понять иные культуры и способы бытования, кроме западного. И тот, и другой взгляд имеют право на жизнь, но истина, как всегда, расположена посередине. И в этом смысле большинство споров и столкновения мнений по поводу ценностной структуры международных отношений всегда сходятся в главном — они в той или иной степени этноцентричны. В свою очередь, этноцентризм, как правило, преувеличивает значимость глобальных или локальных нравственных ценностей и потому отстаивает космополитическое или националистическое видение мира. Космополитизм признает глобальное общество как исключительно культурно однородное. И, благодаря прогрессу западной цивилизации, культурная однородность возрастает, подвергается процессу универсализации. Приверженцы националистского подхода утверждают, что система международных отношений складывается не без влияния локальных культур, соперничающих в борьбе за власть и ресурсы. В этом наблюдении есть также доля истины, обусловленная распространением демократических моделей с их динамизмом внутриобщественных отношений, выходом на уровень международного взаимодействия новых, негосударственных субъектов мировой политики (транснациональных корпораций, частных и профессиональных групп, информационных, финансовых сетей, индивидов и т.п.) со своими правилами, культурными ценностями и нравственными нормами.

Оба этих подхода, впрочем, развиваются в рамках взаимообуславливающего и противоречивого единства концепций транснационального гражданского глобального сообщества (или по К. Ясперсу «глобальное моральное сообщество») и международной системы. Особенно когда дело касается осмысления и разрешения таких проблем, как защита озонового слоя или биологических видов, контроль над изменениями климата, иными словами — трансграничных проблем, которые затрагивают интересы всех и решение которых возможно только на основе совместных усилий большинства государств мира, если не всего мира в целом. Заметим, что подобные проблемы проявляются локально, однако причины, их породившие, подчас далеко не всегда совпадают с границами национальных государств. Локальные экосистемы, чаще всего, представляют собой часть транснациональных структур. К подобным глобальным проблемам можно отнести, прежде всего, систему принципов, направленных на сохранение и развитие Арктики — как региона мирового масштаба и средоточия интересов международного глобального сообщества.

Мне неоднократно приходилось выступать на международных форумах и конференциях, с парламентской трибуны и на страницах книг и газет об особой роли Севера и Арктики как своеобразной резервной зоны для всего мирового сообщества в современной и особенно в будущей судьбе земной цивилизации. Обобщенно говоря, из всех континентов Земли только Арктика наиболее тесно связана с будущим человеческой цивилизации как в качестве ее природной базы, так и в качестве мощного фактора, стабилизирующего биосферу планеты.

В северных районах России, особенно в ее арктической части, переплетаются интересы многих стран мира, к слову сказать, не только северных, расположенных непосредственно в арктической зоне. Противоречивость этих интересов и устремлений выдвигает настоятельную потребность в разработке специального законодательства на межгосударственном уровне, в котором нашли бы отражение правовые основы рационального природопользования, прежде всего сохранение природной среды Арктики как планетарно ценного природного комплекса и региона традиционного уклада жизни, сфер занятости коренного населения. В этих законах должны быть максимально учтены и согласованы интересы арктических государств и мирового сообщества. Существующие же российские законы по Арктике необходимо привести в соответствие с международным законодательством. Не требует отлагательства и разработка целостной системы законов (Арктический Кодекс Российской Федерации), в которых бы были закреплены принципиальные положения Арктической доктрины Российской Федерации.

В Арктической доктрине содержится специальный пункт о политике в области международных отношений, в котором, в частности, постулируется значение Арктики как региона международного значения и особых интересов мирового сообщества. Раскрыто также и содержание сотрудничества государств, которое должно быть направлено на разработку постоянно действующих комплексных международных программ по Арктике. Главные же задачи политики в области международных отношений в Арктике сформулированы следующим образом:

— поддержание в этом регионе мира и стабильности;

— обеспечение благоприятных условий для социально-экономического развития, решения природоохранных, научных и других внутренних задач российской Арктики;

— создание необходимых условий для защиты геополитических интересов в Арктике;

— привлечение арктических и северных регионов России к международному сотрудничеству в Арктике в русле единой внешнеполитической линии Российской Федерации, в том числе в рамках Северного Форума.

Арктическая доктрина исходит из особого геополитического положения Арктики как региона стратегических интересов ведущих стран мира, огромного ресурсного потенциала и планетарного экологического значения. Она занимает колоссальную по масштабам территорию в 21,3 млн кв. км. Здесь сосредоточены важнейшие природно-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы. Северный Ледовитый океан и прибрежные территории являются крупнейшим нефтегазоносным бассейном. На российскую Арктику приходится более 200 млрд тонн прогнозных запасов углеводородного сырья.

Возьмем чисто практическую, так сказать, приземленную сторону значения Севера для России непосредственно, а опосредованно для других регионов мира. На севере России сосредоточены 65 процентов запасов нефти, 85 процентов — природного газа, 63— угля, 90 — никеля, 67 — леса, 87 — рыбы, 80 — апатитов, более 95 процентов алмазов, основные запасы золота, серебра, олова, редкоземельных элементов Российской Федерации. Добавим, что на Севере производится свыше 20 процентов национального дохода России при численности населения 8 процентов.

Северный Ледовитый океан и аэробассейн над ним — уникальное пространство для воздушного сообщения практически всех экономически наиболее динамичных регионов планеты, что само по себе открывает пути развития коммунитаристских, а не националистических и космополитических проектов в международных отношениях.

Полноценное сотрудничество немыслимо без сопоставительного анализа потенциалов взаимодействующих субъектов. Широко известно, что площадь Якутии, составляющая пятую часть России, равна примерно шести Франциям. Даже при недостаточно полном геологическом изучении в республике выявлено свыше 40 тысяч месторождений и проявлений более 60 видов полезных ископаемых. Свыше десяти процентов нетронутой хозяйственной деятельностью дикой природы всего мира — это тоже Якутия. О потенциале и масштабах нашего края достаточно написано и сказано. В мире о нашей республике сложилось устойчивое мнение как о крае неслыханных возможностей и мощных ресурсов.

Но мало кто задумывается над тем, что в жестоких климатических условиях Сибири, по экспертным оценкам, количество человекочасов на единицу внутреннего валового продукта почти в десять раз больше, чем в развитых европейских странах. Это означает, что нам приходится тратить в десять раз больше условного ресурса природы (нефти, электроэнергии и т.п.), чтобы получить один и тот же продукт. Увы, и человеческий капитал расходуется в соответствии с данной пропорцией.

Это еще один, едва ли не главный аргумент в пользу того, почему первоочередным направлением международной кооперации и сотрудничества приполярных территорий северных стран явилось создание ассоциации северных регионов планеты «Северный Форум». Главная цель организации — улучшение уровня жизни на Севере путем согласованных действий участников Форума — лидеров северных и арктических регионов. В состав руководителей этой, признанной ООН, авторитетной международной неправительственной организации входят губернаторы и политические лидеры двадцати северных территорий. Они представляют народы, проживающие в Аляске (США), Лапландии (Финляндия), Хоккайдо (Япония), Юконе (Канада), Южном Тронделаге (Норвегия), Дорноде (Монголия), Хейлундзяне (КНР), Южной Корее, а также в четырех субъектах Российской Федерации: на Чукотке, в Еврейской автономной области, Хабаровском крае и Магаданской области. Одновременно с Якутией в состав участников «Северного Форума» вошли Республика Коми, Ненецкий автономный округ и Сахалинская область. Немного позже к нам присоединились Ханты-Мансийский и Эвенкийский автономные округа. «Северный Форум» реально отражает соотношение сил на Севере и в Арктике. На российские регионы в организации приходится примерно половина всех голосов, что позволяет эффективно отстаивать российские интересы на Севере. Для сравнения замечу, что в другой международной организации — «Арктическом Совете» — голос России фактически приравнен к голосу Исландии с населением в 250 тысяч человек. В 1995 году я был избран первым вице-президентом, в 1997 году — президентом, а год назад, по истечении моих полномочий, Почетным Председателем «Северного Форума».

Со времени его создания прошло немногим более десяти лет. Все эти годы многогранная деятельность «Северного Форума» направлена на решение практических вопросов экономического, социального, культурного, национально-этнического, экологического взаимовлияния северных регионов мира. Статус «наблюдателя» в ООН позволяет представителю «Северного Форума» от имени северных народов раскрывать глобальное значение проблем Арктики, доносить до мирового сообщества большие и малые проблемы коренных народов Севера.

Основной механизм взаимодействия участников «Северного Форума» — постоянно действующие совместные проекты. Среди них заметно выделяются такие крупномасштабные проекты как «Северный морской путь», «Восточно-Западные и циркумполярные авиалинии», «Управление дикой природой», «Управление морскими ресурсами», «Мониторинг окружающей среды», «Сохранение борсальных лесов», «Создание Банка реконструкции и развития Арктики», «Академия наук Северного Форума» и другие. Уже сами названия проектов говорят о масштабности и направлении усилий участников «Северного Форума».

Мы выступили с инициативой превратить Северный морской путь в сферу взаимовыгодного сотрудничества для стран всей приарктической зоны Севера. На заседаниях «Северного Форума» представители США, Канады, Японии, Великобритании, Норвегии, Швеции, Финляндии позитивно оценили данный проект и неоднократно высказывали заинтересованность в использовании этого кратчайшего пути между Тихим океаном и Атлантикой.

Судя по материалам дискуссий, выводам ученых, представленных в директорат «Северного Форума», реализация проекта перевозок через Ледовитый океан сулит немалые выгоды нашей стране. Современные технические возможности судов, постепенное уменьшение толщины ледового покрытия в океане, совершенствование систем навигации и спутникового метеообеспечения — все эти факторы и условия завоевывают все больше сторонников полномасштабного освоения Северного морского пути.

Конечно, чтобы реализовать данный проект в полном объеме, нужна концентрация немалых усилий и ресурсов. Мы намереваемся создать крупную международную акционерную компанию, способную аккумулировать инвестиционные ресурсы, интеллектуальный капитал и имеющийся опыт организации ледового судоходства и полярной авиации. Убежден, что реализация данного проекта наполнит новым смыслом жизнь коренных народов Арктики и Крайнего Севера. Это будет долгожданная встреча с ХХI веком — веком высокой духовности, культуры, комфорта, материального достатка, современных технологий, бережного отношения к природе. Не изгои цивилизации, а равноправные члены цивилизованного общества со своей неповторимой самобытной культурой, способной обогатить мировую культуру, будут проживать вдоль Северного морского пути и обслуживать его, заниматься традиционными формами хозяйства.

Продвижение проекта «Восточно-Западные и циркумполярные авиалинии» стоило немалых усилий. Впервые в мировой практике мы организовали в 1994 году перелет по всем арктическим регионам. Благодаря этой акции, идеи проекта были одобрены федеральными правительствами северных стран. Теперь, спустя 8 лет, уже пять авиакомпаний на постоянной основе проложили арктические трассы кроссполярного маршрута из Северной Америки в Юго-Восточную Азию. Динамика освоения трассы очевидна даже закоренелым скептикам: в 2000 году было осуществлено 230 полетов, в 2001 — 450. Инициатива неправительственной общественной организации получила поддержку в Правительстве Российской Федерации. Год назад на заседании правительственной комиссии по транспортной политике под председательством вице-премьера правительства России Виктора Христенко было принято решение подготовить федеральную программу по развитию и использованию авиационных кроссполярных маршрутов. Реализация данной программы рассчитана на десять лет. Выгода арктических перелетов очевидна: они экономичны, значительно сокращают время в пути, и, следовательно, придают новый динамизм деловым контактам, минимизируют время в пути, расходы топлива, ресурсы двигателей и т.п. Реализация федеральной программы в полном объеме будет приносить ежегодно только российскому бюджету дополнительный доход в сумме не менее 180 млн долларов.

Излишне говорить о выгодах и колоссальных возможностях, которые открывает «Северный Форум» для укрепления горизонтальных связей, обмена опытом хозяйствования в схожих климатических условиях. Так, знакомство с зарубежным опытом хозяйствования стимулирует разработку проектов малого и среднего бизнеса, содействует открытию новых рабочих мест в арктических улусах и отдаленных местах. Если воспользоваться опытом Аляски и Клондайка, где рентабельно трудятся небольшие группы старателей по добыче золота, то многие арктические улусы нашей республики могли бы также развернуть золотодобычу. Для продвижения этого проекта по нашей инициативе были проведены испытания мини-драг США в Якутии. Результаты поразительны: даже на отработанных техногенных отвалах удалось улавливать золото до 95 процентов от содержания. Причем в гораздо более мелкой фракции, чем на отечественных драгах. Результаты эксперимента положены в основу республиканской программы создания рабочих мест в сельских улусах по добыче золота. Мы позаботились также об обучении артелей золотодобытчиков и приобретении на условиях лизинга мини-драг для промывки золота. Нетрудно заметить, что «Северный Форум» взял за правило, чтобы любая стоящая идея, инициатива были доведены до конкретного дела и служили людям, делали жизнь северян более комфортной и достойной.

Даже в традиционных видах деятельности, привычных для жителей нашего сурового края, всегда находится что-то полезное, что стоит привнести в нашу жизнь после знакомства с зарубежным опытом. Так, опыт Лапландии (Финляндия) ярко свидетельствует о высокой рентабельности развития оленеводства в рыночных условиях. Здесь на площади, равной территории Оленекского улуса, содержат почти 400 тысяч оленей, в два раза больше, чем во всей нашей республике. В чем секрет? Для ответа на этот и другие вопросы по инициативе «Северного Форума» был предложен проект «Управление оленеводством». В рамках проекта ежегодно в Лапландии обучаются якутские оленеводы, они постигают секреты современных методов выращивания оленей и досконально знакомятся с передовыми технологиями переработки продукции оленеводства. Стоимость обучения недешева, но финская сторона взяла на себя все расходы, включая проезд наших оленеводов от Мурманска до Финляндии и обратно. Экономический эффект от такого сотрудничества довольно высокий. Главное — наши оленеводы вооружаются новыми знаниями, постигают современные технологии и приемы своего дела, цивилизованные стандарты жизни в условиях Крайнего Севера.

В последние годы «Северный Форум» стал практиковать так называемое бизнес-членство, позволяющее фирме или компании, заинтересованной в развитии своего бизнеса на Севере, стать полноправным участником авторитетной международной организации. Назову один из таких примеров. В прошлом году небольшая финская компания «Кометос», специализирующаяся на переработке мяса оленей в мобильных цехах, подала заявление о вступлении в «Северный Форум». Просьба фирмы была удовлетворена и первая же деловая поездка в Китай в составе нашей делегации для финских бизнесменов оказалась весьма прибыльной. Они заключили контракт на поставку своих цехов по переработке мяса оленей на сумму 20 млн евро.

Опираясь на данный пример, хочу заметить, что деловые люди, научно-проектные учреждения российского Севера еще далеко не полностью использовали все возможности, которые предоставляет участие в деятельности «Северного Форума». Да и сама организация, конечно же, не исчерпала свой потенциал для налаживания многоплановых связей между народами северных территорий. И «Северный Форум» открыт для сотрудничества, апробации новых идей в сфере бизнеса, хозяйствования, торговли, транспорта, культуры, науки, образования, словом, во всех видах деятельности северных народов.

Своеобразной интеллектуальной лабораторией являются проекты «Академия Северного Форума» и «Образование на Севере». Они ставят задачей объединить научный и интеллектуальный потенциал северных регионов, координировать совместные научные экспедиции, сблизить программы учебных заведений. В активе этих проектов накоплен огромный опыт по превращению Крайнего Севера и Арктики в зону устойчивого экономического и социального развития, повышения уровня образования и культуры коренных народов Севера.

Вот уже более десяти лет наша республика развивает и укрепляет связи со многими международными организациями, в числе которых видная роль отведена ЮНЕСКО. Республиканский Национальный комитет этой авторитетной всемирной организации ведет свою деятельность по следующим направлениям: образование, наука, культура, «Женщины и семья», «Народы Севера».

Благодаря тесному взаимодействию с Ассоциацией клубов ЮНЕСКО, нам удается организовать плодотворный, активный отдых якутских студентов и школьников в международном лагере Республики Корея, международном молодежном лагере «Легенды шелкового пути» в Монголии, учебу в международном университете в Белоруссии. Излишне говорить о новых качественных знаниях, культурном опыте, которым обогащается наше молодое поколение в этих международных молодежных сообществах.

В рамках проекта «Академия Северного Форума» нам удалось подписать соглашение о сотрудничестве между ЮНЕСКО и Академией по следующим направлениям:

— проблемы коренных народов и окружающей среды;

— образование для всех на Севере;

— стратегия научного и технологического развития;

— проблемы коммуникации;

— культурное наследие.

По каждому из этих направлений ведется кропотливая работа. По сложившейся практике каждый проект мы доводим до реального дела, до конкретного результата.

Республика Саха (Якутия) находится в постоянном поиске качественно новых форм и моделей международного и внешнеэкономического сотрудничества. Наши представители работают во многих авторитетных международных организациях. В ходе моих визитов в Южную Корею, Японию и Китай мы с руководителями этих стран искали пути участия Якутии в решении энергетической проблемы стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Судя по прогнозам специалистов, потребность стран АТР в природном газе может превысить к 2010 году 200 миллиардов кубических метров. Экспорт якутского природного газа может быть весьма перспективным экономическим проектом. Не менее выгодным обещает стать и проект экспорта электроэнергии из Якутии в Японию. Энергомост Россия — Япония предусматривает строительство каскада ГЭС на якутских реках Учур и Тимптон общей мощностью 5 миллионов киловатт, строительство двух ГРЭС на Сахалине, а также строительство линии электропередачи через территорию Дальнего Востока в Японию.

Словом, минувшее десятилетие заложило прочный фундамент новых подходов в международной деятельности нашей республики. У нас впереди захватывающие перспективы построения новой Якутии, вхождения ее в качестве равноправного партнера в мировую цивилизацию.

Так же, как климат планеты в известной мере управляется процессами, происходящими в зоне Северного Ледовитого океана, я уверен, в будущем влияние циркумполярной цивилизации, культуры народов Севера на планетарную цивилизацию, динамика процессов социально-экономического его развития будут определять новое лицо мира.


Михаил Ефимович Николаев, заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ, первый Президент Республики Саха (Якутия), Почетный Председатель «Северного Форума».

* Статья была опубликована в журнале «Международная жизнь», № 11, 2002, с. 49-56. 

Hosted by uCoz