Общепризнанно, что наша республика является естественным «монополистом» на такой местный «продукт», как экстремальные морозы. Эта гигантская «эталонная» морозильная камера сохраняет устойчивый интерес у автоиспытателей всего мира.
Еще на заре отечественного
автомобилестроения, в 1931 году, часть
маршрута Первого Дальневосточного
автопробега, участники которого
проводили сравнительные испытания
грузовых автомобилей «Ярославец» и «Форд»,
проходила по территории Якутии — по
построенной части Амуро-Якутской
магистрали.
В 60-70-х годах в республике было создано
несколько крупных ЭПАХов (экспериментально-производственных
автохозяйств), занимавшихся
эксплуатационными испытаниями
автомобилей, и довольно часто различные
автозаводы, включая зарубежные,
проводили там климатические испытания.
В 360 км. от Полюса Холода в г. Сусуман
Магаданской области в 80-х был построен
Северный филиал Центрального
Автополигона Минавтопрома СССР, а на
самом Полюсе Холода, в п.Томтор
Оймяконского района Якутии — его
опорный пункт с гостиницей. Уже тогда
автоиспытатели планировали
использовать создаваемую
инфраструктуру не только для проведения
совместных испытаний с зарубежными
машиностроителями, но и для обеспечения
разрабатываемых (ими же)
автотуристических маршрутов на Полюс
Холода.
В феврале 1999 г. Технопарк ЯГУ совместно
с Исполнительной дирекцией «Северного
Форума» в г. Якутске провели
автоэкспедицию «Десять флагов на Полюсе
Холода». Результатом ее стало
регулярное (с 2000 г.) проведение
фестивалей туризма «Полюс холода» в п.Томтор
и заключение в апреле 1999 г. «рамочного»
Договора о взаимовыгодном
сотрудничестве между Научно-исследовательским
Центром по испытаниям и сертификации
автомототехники Госстандарта РФ (бывшим
Центральным Автополигоном Минавтопрома
СССР) и Департаментом по высшей школе и
науке РС(Я).
Основная
цель этого договора в том, чтобы
республика, с учетом уже рыночных
условий, смогла восстановить
взаимовыгодное участие в
совершенствовании качества
эксплуатируемой на Севере
автомототехники. Естественно, одним из
подобных взаимовыгодных мероприятий
является создание северного аналога
таких известных автоспортивных
аттракционов, как ралли «Париж-Дакар»
или «Кэмел-троффи».
В рамках Второго зимнего фестиваля
туризма в п. Томтор (март 2001 г.)
состоялись первые пробные
межрегиональные авторалли «Полюс
Холода» с заездом в Сусуман, в которых
принял участие в качестве наблюдателя
господин Томас Гертиг, руководитель
Московского бюро Департамента по науке
и технологиям концерна «Даймлер-Крайслер»
(«Мерседес»).
В конце 2001 г. к сотрудничеству с
Технопарком ЯГУ подключился Фонд
профессионального автоспорта (г.Москва)
в лице его президента, мастера спорта
России Евгения Доронина, одного из
создателей и участников команды «Камаз-Мастер»
на ралли Париж — Дакар, Париж — Москва —
Пекин. Результатом этого сотрудничества
стало проведение Министерством по делам
предпринимательства, развития туризма и
занятости РС(Я) в марте 2002 г. первого
международного рекламно-презентационного
автотура «Полюс Холода — 2002».
Отличием автотура «Полюс Холода — 2003»
от прошлогоднего явилось то, что
основную часть расходов по созданию
ведущими отечественными
автоспортивными масс-медиа телепередач,
публикаций, фильма, а также за их
трансляцию и появление в СМИ,
превышающих прошлогодние расходы, взял
на себя не республиканский бюджет, а
понесли ОАО «УАЗ» и американская
компания «Takima Entertainment Inc.». В результате
республика в этом году затратила на
рекламно-информационное продвижение
проекта в несколько раз меньше — это ли
не основной показатель коммерческой
привлекательности проекта.
В настоящее время Технопарк ЯГУ
предлагает восстановление
востребованных функций бывших ЭПАХов в
Якутске и Хандыге, создание их опорных
пунктов в Томторе (Оймяконе) и
Верхоянске для проведения испытаний. И
не только автомобильной, но и другой
техники (сельскохозяйственной,
горнодобывающей, применяемой в области
энергетики, связи и т.д., в том числе и
техники для чрезвычайных ситуаций), как
части общей инфраструктуры для
проведения туристических,
автоспортивных и научно-образовательных
мероприятий. Вместе с тем проведение
регулярных авторалли предлагается в
качестве мобильного подразделения
создаваемого спортивно-выставочного
инновационного комплекса ЯГУ, для
взаимовыгодного вовлечения выставочной
деятельности в процесс обучения.
Необходимо отметить, что материалы о
подготовке и презентации экспонатов
научно-технических, инновационно-инвестиционных
выставок должны и могут активнее
использоваться в качестве основы
курсовых, дипломных и научно-исследовательских
работ студентов, аспирантов и молодых
ученых. Однако реализация подобных
интеллектуальных инвестиций в дело
повышения качества подготовки кадров
сдерживается тем, что многие из
выставочных мероприятий в Якутске
проводятся в периоды времени, не
позволяющие их эффективно вовлечь в
учебные процессы.
Поэтому
предлагаем перенести сроки проведения
следующих конференций и выставок-ярмарок
на апрель или октябрь с проведением их в
университетских помещениях и
аудиториях. Это будет взаимовыгодное
сотрудничество в рамках реализации
Президентской программы развития
Якутского госуниверситета на период
2002—2006 гг. (по созданию выставочного
центра с рабочим названием «Якутский
Салон Инноваций и Инвестиций» на базе
Технопарка ЯГУ).
В перспективе принятие
вышеперечисленных мер должно
способствовать не только развитию
въездного туризма, но и существенной
экономии финансовых и материальных
ресурсов за счет значительного
повышения эффективности адаптации
новой техники и технологий к нашим
экстремальным низкотемпературным
условиям. Именно за такое
многоотраслевое развитие проекта
создания производственно-научного
центра автотуризма «Полюс Холода» наш
Технопарк в феврале этого года
награжден золотой медалью III
Московского международного салона
инноваций и инвестиций с вручением
соответствующего диплома за подписью
министра промышленности, науки и
технологий РФ И.Клебанова.
Главной задачей проекта является
создание специализированной
инфраструктуры для проведения
регулярных международных авторалли «Полюс
Холода» в качестве мероприятий
маркетинга туристического, экспортного
и научно-образовательного потенциала не
только нашей республики, но и других
регионов страны на внутренних и
международных рынках товаров и услуг. И
эта же инфраструктура, в основном, будет
предназначена для проведения
уникальных автомобильных и
традиционных туристических маршрутов,
научно-исследовательских мероприятий, в
том числе испытаний различной техники и
технологий в естественных
экстремальных низкотемпературных
условиях.
Аналогично ралли «Париж-Дакар», ралли
«Полюс Холода» позволит для республики
значительно сократить затраты на
рекламно-информационную поддержку
въездного и внутреннего туризма,
ювелирного, алмазогранильного
производства, научного обеспечения
стандартизации и сертификации техники и
технологий для Севера и т.д.
Технико-экономическое обоснование
инвестиционного предложения проекта
позволяет прогнозировать окупаемость
инвестиций в объеме до 1 млн 100 тыс. долл.
США за 5 лет. При этом вполне реально
привлечение инвестиций (до половины
общей суммы) из-за пределов республики.
Весь объем инвестиций предполагается
использовать для: а) создания
транспортной группы из автомобилей «УАЗ»
и «Урал» («Вахта»), оснащенных
спутниковыми средствами связи; б)
специальной подготовки водителей, гидов
и т.д. по овладению техникой
безопасности в экстремальных условиях;
в) развития соответствующей
инфраструктуры по маршруту (в т.ч.
аэропорта «Оймякон»), включая создание
мобильного комплекса «Северный
автоотель»; г) проведения международных
авторалли в качестве одного из основных
рекламно-информационных мероприятий (агрессивного
маркетинга, к тому же самоокупаемых).
Для привлечения инвестиций в таких
объемах необходима разработка бизнес-плана
проекта с участием ведущих
отечественных и зарубежных
специалистов и не менее 500 тыс. руб. на
необходимые расходы и оплату работы.
Такие средства, с учетом межотраслевого
характера проекта, вполне можно
изыскать с участием не только
туристических, научных и
внешнеэкономических, но и других
заинтересованных структур республики, в
первую очередь, занятых в сфере
промышленности, транспорта, МЧС, спорта,
а также администраций ряда улусов и г.Якутска.
Александр Николаевич Мярин,
директор Технопарка ЯГУ.