К 10-летию вступления Республики Саха (Якутия) в Северный Форум

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Александр МЯРИН

«Париж — Дакар», «Кэмел-троффи», «Полюс Холода»...

О проекте развития автотуризма в Якутии

Общепризнанно, что наша республика является естественным «монополистом» на такой местный «продукт», как экстремальные морозы. Эта гигантская «эталонная» морозильная камера сохраняет устойчивый интерес у автоиспытателей всего мира.

Еще на заре отечественного автомобилестроения, в 1931 году, часть маршрута Первого Дальневосточного автопробега, участники которого проводили сравнительные испытания грузовых автомобилей «Ярославец» и «Форд», проходила по территории Якутии — по построенной части Амуро-Якутской магистрали.

В 60-70-х годах в республике было создано несколько крупных ЭПАХов (экспериментально-производственных автохозяйств), занимавшихся эксплуатационными испытаниями автомобилей, и довольно часто различные автозаводы, включая зарубежные, проводили там климатические испытания.

В 360 км. от Полюса Холода в г. Сусуман Магаданской области в 80-х был построен Северный филиал Центрального Автополигона Минавтопрома СССР, а на самом Полюсе Холода, в п.Томтор Оймяконского района Якутии — его опорный пункт с гостиницей. Уже тогда автоиспытатели планировали использовать создаваемую инфраструктуру не только для проведения совместных испытаний с зарубежными машиностроителями, но и для обеспечения разрабатываемых (ими же) автотуристических маршрутов на Полюс Холода.

В феврале 1999 г. Технопарк ЯГУ совместно с Исполнительной дирекцией «Северного Форума» в г. Якутске провели автоэкспедицию «Десять флагов на Полюсе Холода». Результатом ее стало регулярное (с 2000 г.) проведение фестивалей туризма «Полюс холода» в п.Томтор и заключение в апреле 1999 г. «рамочного» Договора о взаимовыгодном сотрудничестве между Научно-исследовательским Центром по испытаниям и сертификации автомототехники Госстандарта РФ (бывшим Центральным Автополигоном Минавтопрома СССР) и Департаментом по высшей школе и науке РС(Я).

Основная цель этого договора в том, чтобы республика, с учетом уже рыночных условий, смогла восстановить взаимовыгодное участие в совершенствовании качества эксплуатируемой на Севере автомототехники. Естественно, одним из подобных взаимовыгодных мероприятий является создание северного аналога таких известных автоспортивных аттракционов, как ралли «Париж-Дакар» или «Кэмел-троффи».

В рамках Второго зимнего фестиваля туризма в п. Томтор (март 2001 г.) состоялись первые пробные межрегиональные авторалли «Полюс Холода» с заездом в Сусуман, в которых принял участие в качестве наблюдателя господин Томас Гертиг, руководитель Московского бюро Департамента по науке и технологиям концерна «Даймлер-Крайслер» («Мерседес»).

В конце 2001 г. к сотрудничеству с Технопарком ЯГУ подключился Фонд профессионального автоспорта (г.Москва) в лице его президента, мастера спорта России Евгения Доронина, одного из создателей и участников команды «Камаз-Мастер» на ралли Париж — Дакар, Париж — Москва — Пекин. Результатом этого сотрудничества стало проведение Министерством по делам предпринимательства, развития туризма и занятости РС(Я) в марте 2002 г. первого международного рекламно-презентационного автотура «Полюс Холода — 2002».

Отличием автотура «Полюс Холода — 2003» от прошлогоднего явилось то, что основную часть расходов по созданию ведущими отечественными автоспортивными масс-медиа телепередач, публикаций, фильма, а также за их трансляцию и появление в СМИ, превышающих прошлогодние расходы, взял на себя не республиканский бюджет, а понесли ОАО «УАЗ» и американская компания «Takima Entertainment Inc.». В результате республика в этом году затратила на рекламно-информационное продвижение проекта в несколько раз меньше — это ли не основной показатель коммерческой привлекательности проекта.

В настоящее время Технопарк ЯГУ предлагает восстановление востребованных функций бывших ЭПАХов в Якутске и Хандыге, создание их опорных пунктов в Томторе (Оймяконе) и Верхоянске для проведения испытаний. И не только автомобильной, но и другой техники (сельскохозяйственной, горнодобывающей, применяемой в области энергетики, связи и т.д., в том числе и техники для чрезвычайных ситуаций), как части общей инфраструктуры для проведения туристических, автоспортивных и научно-образовательных мероприятий. Вместе с тем проведение регулярных авторалли предлагается в качестве мобильного подразделения создаваемого спортивно-выставочного инновационного комплекса ЯГУ, для взаимовыгодного вовлечения выставочной деятельности в процесс обучения.

Необходимо отметить, что материалы о подготовке и презентации экспонатов научно-технических, инновационно-инвестиционных выставок должны и могут активнее использоваться в качестве основы курсовых, дипломных и научно-исследовательских работ студентов, аспирантов и молодых ученых. Однако реализация подобных интеллектуальных инвестиций в дело повышения качества подготовки кадров сдерживается тем, что многие из выставочных мероприятий в Якутске проводятся в периоды времени, не позволяющие их эффективно вовлечь в учебные процессы.

Поэтому предлагаем перенести сроки проведения следующих конференций и выставок-ярмарок на апрель или октябрь с проведением их в университетских помещениях и аудиториях. Это будет взаимовыгодное сотрудничество в рамках реализации Президентской программы развития Якутского госуниверситета на период 2002—2006 гг. (по созданию выставочного центра с рабочим названием «Якутский Салон Инноваций и Инвестиций» на базе Технопарка ЯГУ).

В перспективе принятие вышеперечисленных мер должно способствовать не только развитию въездного туризма, но и существенной экономии финансовых и материальных ресурсов за счет значительного повышения эффективности адаптации новой техники и технологий к нашим экстремальным низкотемпературным условиям. Именно за такое многоотраслевое развитие проекта создания производственно-научного центра автотуризма «Полюс Холода» наш Технопарк в феврале этого года награжден золотой медалью III Московского международного салона инноваций и инвестиций с вручением соответствующего диплома за подписью министра промышленности, науки и технологий РФ И.Клебанова.

Главной задачей проекта является создание специализированной инфраструктуры для проведения регулярных международных авторалли «Полюс Холода» в качестве мероприятий маркетинга туристического, экспортного и научно-образовательного потенциала не только нашей республики, но и других регионов страны на внутренних и международных рынках товаров и услуг. И эта же инфраструктура, в основном, будет предназначена для проведения уникальных автомобильных и традиционных туристических маршрутов, научно-исследовательских мероприятий, в том числе испытаний различной техники и технологий в естественных экстремальных низкотемпературных условиях.

Аналогично ралли «Париж-Дакар», ралли «Полюс Холода» позволит для республики значительно сократить затраты на рекламно-информационную поддержку въездного и внутреннего туризма, ювелирного, алмазогранильного производства, научного обеспечения стандартизации и сертификации техники и технологий для Севера и т.д.

Технико-экономическое обоснование инвестиционного предложения проекта позволяет прогнозировать окупаемость инвестиций в объеме до 1 млн 100 тыс. долл. США за 5 лет. При этом вполне реально привлечение инвестиций (до половины общей суммы) из-за пределов республики. Весь объем инвестиций предполагается использовать для: а) создания транспортной группы из автомобилей «УАЗ» и «Урал» («Вахта»), оснащенных спутниковыми средствами связи; б) специальной подготовки водителей, гидов и т.д. по овладению техникой безопасности в экстремальных условиях; в) развития соответствующей инфраструктуры по маршруту (в т.ч. аэропорта «Оймякон»), включая создание мобильного комплекса «Северный автоотель»; г) проведения международных авторалли в качестве одного из основных рекламно-информационных мероприятий (агрессивного маркетинга, к тому же самоокупаемых).

Для привлечения инвестиций в таких объемах необходима разработка бизнес-плана проекта с участием ведущих отечественных и зарубежных специалистов и не менее 500 тыс. руб. на необходимые расходы и оплату работы. Такие средства, с учетом межотраслевого характера проекта, вполне можно изыскать с участием не только туристических, научных и внешнеэкономических, но и других заинтересованных структур республики, в первую очередь, занятых в сфере промышленности, транспорта, МЧС, спорта, а также администраций ряда улусов и г.Якутска.


Александр Николаевич Мярин, директор Технопарка ЯГУ.

Hosted by uCoz