На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Игорь Иванов: «Внешние связи регионов — это не дорога с односторонним движением»

Интервью с министром иностранных дел Российской Федерации

Дипломаты — это своего рода каста. Им доверяют самые важные тайны государства. От них зависят вопросы войны и мира. Ореол таинственности и загадочности, окружающий жизнь дипломата, остался и поныне. И потому личность министра иностранных дел любой страны всегда приковывает к себе особое внимание.

Тут нелишне вспомнить изречение одного из самых легендарных дипломатов мира, министра Наполеона Шарля Мориса Талейрана. Он определил в нескольких емких фразах особенности деятельности министров иностранных дел:

«Нужно, чтобы министр иностранных дел был одарен своего рода инстинктом, который, быстро предупреждая его, мешал до начала любой дискуссии когда-либо скомпрометировать себя. Ему следует обладать способностью казаться открытым, оставаясь непроницаемым, быть сдержанным, но непринужденным, умелым даже в выборе своих развлечений; нужно, чтобы его беседа была простой, разнообразной, неожиданной, всегда естественной и иногда наивной. Одним словом, в течение двадцати четырех часов он ни на одно мгновение не должен переставать ощущать себя министром иностранных дел».

Интересно, что об этом думают министры иностранных дел нашего времени? Забегая вперед скажу, что мне, конечно, не пришлось задавать этот вопрос Игорю Иванову. Думаю, это дело будущего.

Интервью с министром иностранных дел Российской Федерации Игорем Сергеевичем Ивановым состоялось в здании МИД России на Смоленской площади. Эта встреча была приурочена к исполнению пунктов Протокола между Правительством Республики Саха (Якутия) и Министерством иностранных дел Российской Федерации о взаимодействии в области международных и внешнеэкономических связей в 2003 году, подписанного в декабре прошлого года. В начале июля в г. Якутске состоялась международная конференция по проблемам и перспективам международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации с участием экспертов Совета Европы. В августе Якутия принимала делегацию послов России в зарубежных странах, а осенью пройдут Дни МИД России в республике. Все это говорит о том, насколько МИД России поддерживает и помогает развитию международных и внешнеэкономических связей регионов России. И интервью министра иностранных дел Игоря Сергеевича Иванова также является ярким примером сотрудничества федерального министерства и регионального, и свидетельствует о том, насколько министр, несмотря на свою занятость, лично уделяет внимание развитию внешних связей субъектов Российской Федерации. Как подчеркивали сотрудники министерства, интервью министра и проведение Дней МИД России в Якутске являются своего рода оценкой работы республики по развитию внешних связей и практически, это первые примеры таких мероприятий в истории Министерства иностранных дел Российского государства, в прошлом году отметившего свое 200-летие.

Игорь Сергеевич Иванов — 13-й министр, если считать с 1917 года. В своей книге «МИД. Министры иностранных дел. Романтики и циники» известный журналист Леонид Млечин дал ему следующую характеристику: «Иванов не политический назначенец. Он профессионал. Он карьерный дипломат, хотя и попал в МИД сравнительно поздно и не закончил Институт международных отношений — кузницу дипломатических кадров... Назначение Игоря Иванова вызвало на Смоленской площади всеобщее одобрение. Все, кто знает Иванова, считают его прекрасным профессионалом... Игорь Иванов — один из немногих российских политиков с безукоризненной репутацией. Практически ни у кого нет к нему претензий. И он нравится людям».

Конечно же, не все дипломаты нравятся простым людям. Они кажутся высокомерными и далекими от проблем народа. Так иностранные журналисты называли Андрея Андреевича Громыко «Мистером Нет». Но на деле не все дипломаты олицетворяет замкнутость и закрытость. Многие из них оказывались людьми простыми в общении.Такими я запомнил возглавлявшую Комиссию СССР по делам ЮНЕСКО Чрезвычайного и Полномочного Посла Розу Исаковну Отунбаеву и посла США в СССР г-на Джека Мэтлока, с которыми мне довелось готовить интервью.

Интервью с Ивановым после согласования формата и вопросов было назначено на понедельник в 17.00.

И вот мы, сотрудники постоянного представительства Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации Дмитрий Соловьев, Анна Попова и я стоим перед сталинской высоткой — огромным серым зданием на Смоленской площади, который давно стал олицетворением внешней политики Российского государства.

Через некоторое время к нам подходит сотрудник Департамента по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественно-политическими организациями Валерий Михайлов. В его сопровождении проходим в зал для приемов, где должна состояться наша встреча с министром иностранных дел Игорем Сергеевичем Ивановым.

Пока шли приготовления и Дмитрий настраивал камеру, сотрудница пресс-центра МИДа Ирина Павлова рассказала нам, что буквально недавно здесь же Игорь Сергеевич давал интервью западным журналистам. Тут же выяснилось, что Аня и Ирина встречались в коридорах МГИМО, выпускницами которого они являются.

К нам подходит и представляется Александр Яковенко, директор Департамента информации и печати МИД, очень демократичный и общительный человек, который часто выступает в новостных передачах общероссийских телеканалов с заявлениями от имени МИД России. Александр Владимирович интересуется Якутией, нашими планами, в том числе проведением Дней МИДа в Якутии и замечает, что, к сожалению, он сам в это время не сможет принять участие, так как будет на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. Его очень заинтересовала книга «В поисках прародины» — сборник, где собраны статьи участников экспедиции в Китай (Тибет, Уйгурия), Индию и Непал, которую я собирался подарить министру.

Министр задерживался на полчаса и как потом он сказал в начале интервью, решались вопросы, связанные с арестом российских летчиков в Судане. В это же время, перед зданием МИДа России проходил небольшой митинг в защиту российских летчиков, с исполнением советских песен. Об этом мы также узнали со слов министра.

Игорь Сергеевич очень обаятельный человек и как только он заговорил с нами, растаяло наше волнение и мы настроились на работу.

Вопрос. Уважаемый Игорь Сергеевич, позвольте, прежде всего, поблагодарить Вас за согласие дать интервью. В этом году согласно Протоколу, подписанного между руководством республики и МИД России, впервые в Республике Саха (Якутия) намечены проведение ряда совместных мероприятий, в том числе, Дни МИД России. В этой связи, мы, якутяне, выражаем искреннюю признательность Вам за поддержку предложения республики. Развитие прямых международных и внешнеэкономических связей регионов насчитывает больше десяти лет. Можем ли мы говорить, что изменились и форма, и характер внешних связей России с развитием прямых межрегиональных горизонтальных связей?

И. Иванов. Прежде всего, я хочу сказать, что за десять лет мы прошли большой путь. Конечно, в начале 90-х годов было довольно сложно выстраивать эти связи, потому что не все было прописано в Конституции, в соответствующих законодательных актах. Поэтому министерство иностранных дел выступило с инициативой создать специальный консультативный совет субъектов Федерации, чтобы вместе вырабатывать предложения как лучше в интересах и России, и субъектов Федерации выстраивать международные связи, прежде всего в торгово-экономической области, культурной, образовательной сфере. Я думаю, что нам вместе за эти десять лет удалось сделать немало. Сейчас эти отношения, связи субъектов Федерации с зарубежными странами в торгово-экономической и других областях, носят солидный характер, учитывают большой международный опыт, в том числе опыт европейских государств, и наш собственный опыт. Все это позволило нам сегодня выстроить достаточно стройную структуру международного сотрудничества субъектов Федерации, повторяю, такую структуру, которая гармонично вписывается и во внешнеполитические приоритеты Российской Федерации и отвечает нашим общим задачам укрепления международных позиций России. Мы сейчас сделали еще один шаг в этом направлении. На одном из последних заседаний Государственного Совета обсуждался вопрос как раз о сотрудничества и деятельности субъектов Федерации во внешних связях, и было принято Президентом России решение создать совет глав субъектов Федерации при Министерстве иностранных дел России. Недавно, буквально несколько дней назад такой совет создали. Этот совет наметил план работы на 2003 - 2005 годы, включающий вопросы представляющие интерес для регионов, субъектов Федерации. В том числе вопросы развития приграничного сотрудничества и сотрудничества со странами СНГ. Сегодня имеем ясную программу. Мы будем действовать вместе с субъектами Федерации, вырабатывать соответствующие предложения, которые с учетом их содержания, будут докладываться Президенту Российской Федерации, Правительству и вносится в Федеральное Собрание для подготовки соответствующих законодательных актов. Так что я думаю, сейчас мы вышли на тот уровень, когда мы можем в полной мере использовать и возможности федеральных органов, и возможности субъектов Федерации для решения общих задач: повышения благосостояния народа, укрепления и устойчивого развития нашей экономики, укрепления позиций России на международной арене.

Вопрос. Уважаемый Игорь Сергеевич, Вы постоянно поддерживаете деятельность неправительственной организации губернаторов северных регионов планеты «Северный Форум». В этой связи как Вы бы охарактеризовали участие российских регионов в работе этой организации?

И. Иванов. В целом мы поддерживаем развитие международного регионального сотрудничества, тем более, что имеется много вопросов, которые или схожи или их надо решать совместно. Поэтому Северный Форум, который сегодня объединяет представителей 26 регионов должен содействовать развитию экономического, культурного и иного сотрудничества между регионами, объединенными или проживающими в определенных географических рамках. И нам кажется, что у этого Форума есть хорошие перспективы. Постепенно, может быть не так быстро, как нам всем хотелось бы, сотрудничество налаживается. И у нас создаются соответствующие структуры. Я должен подчеркнуть, что здесь Якутия играет одну из лидирующих ролей, проявляет большую инициативу. Мы это приветствуем. Будем дальше взаимодействовать с руководством Якутии в укреплении связей наших северных регионов.

Вопрос. В последнее время в мире идет дискуссия о роли и месте Организации Объединенных Наций. Российские регионы активно работают со специализированными организациями ООН. В свое время в Якутске был создан Национальный Комитет по делам ЮНЕСКО. Как сегодня развивается сотрудничество регионов со специализированными организациями ООН?

И. Иванов. Прежде всего, я хочу сказать, что Россия выступала и выступает за укрепление роли ООН в международных отношениях, это особенно важно сейчас, в XXI веке, когда международное сообщество сталкивается с одной стороны с новыми угрозами и вызовами, с другой стороны в условиях глобализации, расширяются возможности для сотрудничества, взаимодействия между народами, государствами. Есть благоприятные условия и здесь, конечно же, необходимо максимально использовать возможности Организации Объединенных Наций, специализированных учреждений ООН и других региональных организаций, занимающихся вопросами, как экономического сотрудничества, так и культурной сферы. Поэтому мы приветствуем участие наших регионов в деятельности этих организаций. С другой стороны мы поддерживаем расширение сферы деятельности этих организаций в наших регионах. Можно привести ряд положительных примеров, когда взаимодействие или проведение тех или иных мероприятий через международные организации, в том числе системы ООН, дают положительные результаты. Это и в области федерализма, о чем мы говорили в самом начале, также в области экономического развития, разработки и проработки соответствующих проектов, которые можно было бы реализовать с помощью международных организаций. Это конечно и культурные связи через возможности ЮНЕСКО. Поэтому мы приветствуем и дальше будем поощрять такого образа контакты. В конечном итоге они создают ту ткань международного сотрудничества на различных уровнях, которая позволяет расширять взаимодействие в международных делах, взаимопонимание и углубление сотрудничества.

Вопрос. В прошлом году отметили 370-летие вхождения Якутии в состав Российского государства. Руководство Республики Саха (Якутия) обращает особое внимание на экономическую дипломатию, в особенности на развитие связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Якутия издавна считается центром освоения Восточной Сибири и Севера и форпостом России на Дальнем Востоке. В этой связи, каково Ваше отношение к развитию связей Дальневосточных регионов Российской Федерации со странами АТР?

И. Иванов. За последние годы Россия не только активно развивало отношения в европейским направлении, но и очень серьезно нарастила свой потенциал на азиатско-тихоокеанском направлении. Мы являемся членами АТЭС, активно развиваем отношения с другими региональными организациями, такими как АСЕАН, создали Шанхайскую организацию сотрудничества, которая как мы рассчитываем, станет тоже важным элементом стабильности и сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Таким образом, мы укрепляем региональные структуры, или вернее, сотрудничаем с региональными организациями, параллельно развиваются двусторонние связи. Это Китай, Индия, Япония, Вьетнам и многие другие наши партнеры, с которыми мы заинтересованы развивать долгосрочное сотрудничество. Конечно же, эта политика должна учитывать интересы субъектов Федерации, расположенных в Сибири и на Дальнем Востоке. В силу географических, экономических интересов на них ложится в целом основная нагрузка в деле сотрудничества со странами и регионами Азиатско-Тихоокеанского региона. Здесь у нас налажено хорошее взаимодействие, мы приветствуем и поддерживаем такого рода контакты. И дальше будем содействовать.

Еще раз подчеркну, эта политика не конъюнктурная, эта политика долгосрочная. Россия выступает за многовекторную внешнюю политику, и политику, которая учитывала бы конкретные интересы. Она продиктована не идеологией или отвлеченными политическими целями. Эта политика приземленная, прагматическая, которая отвечает политическим, экономическим интересам нашей страны и наших регионов, в данном случае регионов Сибири и Дальнего Востока. И дальше будем продолжать активную политику в отношении стран Азиатско-тихоокеанского региона.

Вопрос. Экономические связи невозможны без развития культурного сотрудничества. По инициативе республики в следующем году в г. Якутске пройдут III Международные детские спортивные игры «Дети Азии». Мы благодарны МИД России за поддержку организации II Игр в 2000 году. Руководство республики придает большое значение проведению Игр. Спорт способствует углублению существующих связей со странами АТР. Можно ли надеяться на поддержку со стороны МИД с тем, чтобы эти Игры нашли свое продолжение и вошли в календарь международных мероприятий?

И. Иванов. Инициатива хорошая, конечно будем и дальше поддерживать проведение такого рода детских встреч. Надеемся, что они будут носить регулярный характер, это в конечном итоге служит интересам будущих поколений наших стран. Надо, чтобы они сейчас вместе привыкали соревноваться и дружить. Любой спорт, спортивные соревнования, ведут к дружбе между участниками, перерастают в дружбу более старших поколений. Будем всячески поддерживать Игры и желаю успехов III-м Играм «Дети Азии».

Вопрос. Не могу не спросить Ваше мнение о работе Министерства внешних связей республики. Вы лично знакомы с министром внешних связей Александром Васильевичем Мигалкиным.

И. Иванов. Мы, как я подчеркивал, в свое время создали Совет субъектов Федерации при МИД, с тех пор наладились очень хорошие конструктивные, я бы сказал - коллегиальные отношения с нашими партнерами, которые занимаются международными связями в субъектах Федерации, это полностью относится и к Якутии. Более того, мы вместе думали о том, как улучшить, как выстраивать отношения, как лучше готовить кадры для такого рода деятельности, каким образом МИД может оказывать содействие в расширении связей. С другой стороны мы считаем, что это не должна быть дорога с односторонним движением. Мы не берем на себе роль только учителя. Мы хотим, чтобы это было плодом наших коллективных, творческих усилий, сотрудничества. Уже много лет мы вместе с вами строим внешние связи регионов России. Я хочу подчеркнуть и поблагодарить руководство республики и руководство министерства за то понимание и поддержку, за то сотрудничество, что сложилось в последнее десятилетие. Думаю, в таком же духе будем работать дальше.

Вопрос. Игорь Сергеевич, Ваши пожелания якутянам в связи с предстоящими осенью этого года Днями Министерства иностранных дел Российской Федерации в г. Якутске.

И. Иванов. Мероприятие, которое мы совместно наметили с руководством Якутии, будет полезным и для тех представителей министерства иностранных дел Российской Федерации, которым посчастливится принять участие в этих мероприятиях, с тем, чтобы познакомиться с прекрасным краем, прекрасным народом Якутии и это будет, надеюсь, полезно и для Якутии. В конечном итоге, данное мероприятие будет расширять наше взаимопонимание с тем, чтобы мы в дальнейшем еще более эффективно сотрудничали и работали. Желаю успехов!

На прощание я благодарю Игоря Сергеевича за интервью и передаю приглашение министра внешних связей Александра Мигалкина посетить нашу республику во время Дней МИДа России.

Олег Сидоров.

г. Москва,
28 июля 2003 года.

Hosted by uCoz