Анна ЗВЕРЕВА
Искусство Севера на
Северном форуме
Орнаменты от греческих до
якутских
одинаково понятны и доступны каждому...
Л.Н. Толстой.
23-25 апреля 2003 года проходила
работа
VI Генеральной Ассамблеи Северного
Форума, посвященной 300-летию Санкт-Петербурга.
Блистательная Северная Пальмира в те
весенние, солнечные, юбилейные дни была
по-особому красива и величественна.
Главная
миссия или философия Северного Форума,
считающего приоритетным реализацию
творческого потенциала коренных
малочисленных народов Севера —
способствование улучшению качества
жизни северных народов путем
предоставления возможности делиться
своими знаниями и опытом решения общих
проблем северным региональным лидерам,
на которых возлагается особая
ответственность за поддержание и
развитие уникальных культур...
Народное искусство —
фундамент духовности
Повышение авторитета СФ в системе
межправительственных и
неправительственных организаций Севера,
расширение числа его участников зависит
сегодня не только от политиков, но и
деятелей художественной интеллигенции,
непосредственных носителей самобытной
культуры арктических регионов. Тема мне
особенно близка как мастеру и как
человеку, имеющему некоторый опыт и не
первый год занимающемуся проблемами
сохранения народного и развитием
декоративно-прикладного искусства.
Народное искусство всегда радостно,
оптимистично. Оно утверждает жизненную
стойкость народа. Оптимизм свойствен
творчеству всех народов мира. Народы,
проживающие на территории Крайнего
Севера, где зима господствует девять
долгих месяцев в году, сохраняют
особенный склад характера с
основательным, философским взглядом на
окружающий мир. Духовная наполненность
северян сказалась и на характере
развития их народного искусства.
Среди закономерностей развития
современной художественной культуры в
России необходимо выделить такое
явление, как тяготение
профессионального искусства к народным
истокам. Для профессионалов народное
искусство всегда является источником
вдохновения. Новый взгляд на значение
народного творчества сводит на нет
бытовавшее раньше противопоставление
элитарного народному, ибо не все
доступное является низкопробным и не
все малодоступное высокохудожественным.
И.А.Потапов, искусствовед, считает: «Внутриорганизационные
ориентиры усложнились, жизнь
развивается. Не может быть четкой
демаркационной линии между народным и
декоративно-прикладным искусством. В
искусстве множество нюансов.
Современный народный мастер живет и
работает в совершенно иных условиях,
нежели его предшественник, который
изготовляет вещи по жизненной
необходимости, не отрываясь от дома.
Сегодня мастером может быть человек,
получивший основательное образование в
другой сфере, приобщившийся к мировой
культуре. Иной талантливый художник из
народа десять очков форы даст любому
профессионалу в создании
высокохудожественных произведений».
Можно только поражаться мудрости и
терпению народных мастеров, чей талант и
самозабвенный труд являются настоящим
фундаментом духовности, генератором
созидательного труда. Именно эти люди —
настоящее сокровище Севера.
Народное прикладное искусство и
устное народное творчество возникли и
существовали в одной среде. Мастера
одновременно являлись сочинителями и
прекрасными рассказчиками.
Живы и здравствуют в наше время
старейшие мастера А.И. Хабаровская, А.Г.Николаева,
А.И. Неустроева, А.А.Волкова, А.Г.
Прокопьев и другие, являют собой яркий
пример вдохновенного творчества и
высокого мастерства.
Имеется существенная разница между
прикладным и устным творчеством. Когда
на местах население едва сводит концы с
концами, трудно решиться серьезно
заниматься прикладным искусством, так
как для этого необходимо иметь
множество качественных, дорогостоящих
материалов натурального происхождения.
Мастера вынуждены работать не над
созданием масштабных произведений,
художественных ценностей, а
размениваться на мелкие работы ради
заработка.
Нередко нашу республику приводят в
качестве лучшего примера, однако нельзя
скрывать, что реальность показывает
совершенно другие факты, над которыми
стоит серьезно задуматься. Так, в
настоящее время возраст мастеров
народного прикладного искусства
превышает 70 и более лет. Приходится
констатировать, что тяжелые условия, (грязь
и пыль), трудоемкость ручной работы,
долговременное физическое напряжение
требуют выносливости, беззаветной любви
к тому делу, которым занимаешься. Если
раньше через Художественный фонд можно
было купить нужные материалы, то сегодня
нет централизованного обеспечения,
каждый предоставлен сам себе. А о
мастерских и говорить не приходится. Все
это делает занятие народным искусством
малопривлекательным для молодежи.
Непосредственных носителей
самобытной духовной материальной
культуры с каждым годом становится
меньше. Воспитание преемников требует
общественной поддержки, много времени,
энергии, сил и такта, терпения от
наставника. Таким образом, уникальное
наследие декоративно-прикладного
искусства народов Якутии, отражающее
душу, древние исторические корни,
традиции и образ жизни северных народов,
требует внимания, изучения, анализа и
принятия конкретных мер.
А ведь именно занятость активной,
талантливой, трудолюбивой части
населения способствует повышению
уровня жизни коренных народов и их
благосостояния в целом. Усиливает тягу к
прекрасному народа, живущего в
экстремальных климатических условиях.
В связи с этим народное прикладное
искусство должно занимать приоритетное
направление в культурной политике,
обеспечении государственной поддержки
Президента и Правительства Республики
Саха (Якутия).
Северное искусство в
Северной Пальмире
Открытие Форума состоялось в
актовом зале Смольного. В работе
Ассамблеи участвовали Президент
Исландии Гриммсон, главы северных
регионов России, делегации из Швеции,
Финляндии, Монголии и др. стран. На
открытии оглашались приветствия
министра иностранных дел РФ И.Иванова,
Председателя Совета Федерации С.Миронова.
Выступили и одни из основателей
Северного Форума М.Е.Николаев и Уолтер
Хикель (бывший губернатор Аляски и
министр внутренних дел США). Очень емко
выступил министр внешних связей РС(Я) А.В.Мигалкин.
На пленарном заседании в Северный Форум
были приняты два новых члена —
провинция Оулу (Финляндия) и
муниципалитет Акурейри (Исландия). На
отдельном саммите губернаторов
решались организационные вопросы, были
избраны на новый срок Председатель
Северного Форума, губернатор Лапландии
г-жа Ханнеле Пока, исполнительный
директор секретариата Северного Форума
госпожа Присцилла Уолл. Мне особенно
приятно сознавать, что секретарем-
казначеем или вице-президентом
Северного Форума избрана представитель
Республики Саха (Якутия) в Анкоридже А.Н.Божедонова.
Это, несомненно, свидетельство ее
высокого авторитета, признания деловых
качеств на международной арене.
|
Косторез
К.М.Мамонтов дает урок мастер-класса
студентам Университета технологии и
дизайна. С.-Петербург, 2003 г. |
Весной и летом прошлого года, во время
пребывания в нашей республике
исполнительного директора Секретариата
Северного Форума госпожи Присциллы Уолл
(США) в сопровождении представителя РС(Я)
в Анкоридже А.Н.Божедоновой, мы с
заведующей отделом искусств и
культурного наследия народов Якутии
Национальной библиотеки РС(Я) А.Н.Алексеевой
внесли в Секретариат СФ проект
представительной выставки на материале
как традиционного народного, так и
лучших образцов современного
декоративно-прикладного искусства, с
целью сохранения и дальнейшего развития
прикладного искусства народов Севера в
контексте освоения мирового
художественного наследия...
На выставке были представлены Санкт-Петербург,
Москва, Аляска (США), Исландия,
Республика Саха (Якутия), Ненецкий
автономный округ, (Ассоциация «Народные
художественные промыслы и ремесла Санкт-Петербурга»,
Институт технологий традиционных
промыслов Санкт-Петербургского
государственного университета
технологии и дизайна, Ломоносовский
фарфоровый завод, Евроазиатский клуб
путешественников, «Фонд Возрождения
Корниловского завода», Центр наследия
коренных народов Аляски (г. Анкоридж) и
др.).
Республику Саха (Якутия) представляли
Намский колледж технологии и дизайна им.
И.Е.Винокурова (директор В.П.Иванов),
художники-прикладники Анна Зверева,
Константин Мамонтов, художник-модельер
Зинаида Заболоцкая, молодые мастерицы
Ульяна Миронова ( ДК «Алмаз», г. Мирный) и
Яна Чемпосова (Олекминский улус).
Торжественное открытие международной
выставки «Северное искусство»
превратилось в яркий самобытный
праздник всех жанров фольклора северных
народов. С приветственным словом к
участникам выставки выступили
Председатель Северного Форума Ханнеле
Пока, исполнительный директор Присцилла
Уолл, постоянный представитель
Республики Саха (Якутия) в Секретариате
Северного Форума Анастасия Божедонова,
Председатель правления Ассоциации «Народные
художественные промыслы и ремесла»
Вадим Савченко (Санкт-Петербург), от
имени участников — автор этих строк.
Неподдельным вниманием
присутствующих пользовались
выступления фольклорного театра-студии
«Северное сияние» Института народов
Севера РГПУ им. Герцена, ансамбля
народной песни «Кудерышки» Лицея
искусств (Санкт-Петербург), красочным
было и выступление Государственного
театра танца народов Якутии —
исполнение знаменитого танца «Узоры»,
который изящным языком хореографии
рассказывает об искусстве кузнецов,
ювелиров и мастериц, с этнографической
точностью передает характер и быт
народов Якутии.
Вот что сказали Л.Г. Лельчук, И.П.
Карапетова, ст. научные сотрудники
Российского этнографического музея,
Санкт-Петербург: «Самая северная
республика России — Саха (Якутия) вновь
поразила нас своим необыкновенным
искусством и замечательными мастерами.
В фондах Российского этнографического
музея хранятся прекрасные образцы
культуры якутского народа ХIХ-ХХ вв., но
то, что мы увидели сегодня на этой
небольшой, но удивительно емкой
выставке, поразило мастерством
исполнения, свежестью колорита и тонким
проникновенным сочетанием
традиционного и современного. Каждый
предмет выставки является законченным
произведением искусства, будь то костюм,
украшение, резная кость или
удивительные по дизайну настенные
декоративные панно.... Отрадно отметить,
что в республике наряду с известными
мастерами, такими, как А.Н.Зверева, К.М.Мамонтов,
работает целый ряд великолепных молодых
мастеров-художников, в том числе У.Е.Миронова,
Я.Р.Чемпосова, З.М.Заболоцкая, Е.Габышева
и др. Российский этнографический музей
был бы счастлив иметь в собрании многие
из этих предметов. Спасибо всем большое».
В.Г.Савченко, член-корреспондент
Гуманитарной Академии Санкт-Петербурга:
«Восхищены замечательным, самобытным
искусством мастеров далекой Якутии.
Изделия, выполненные их руками, могут
занять достойное место в любой
экспозиции. Именно народное искусство
требует пристального внимания, ибо оно
передает мудрость, душу, стремление к
красоте народа. Нужно учиться их
взаимодействию с природой, искренности
и преданности своим традициям. Народное
искусство и родной язык — вот на чем
держится стержень любого народа. Именно
благодаря мастерам, можно просеять
огромный пласт национальной культуры —
достояние всего российского народа».
|
Керегей Аргунова и
А.Зверева. С.-Петербург, 2003 г. |
Керегей Аргунова, художник (Исландия):
«Огромное спасибо за совместную работу.
Я очень рада, что встретила своих
земляков. Анна, нужно отметить, ваше
мастерство получило большое развитие.
Обогащение якутского искусства
помогает обеспечить будущее нации.
Желаю всем больших успехов».
У.Е.Миронова, молодая мастерица,
заведующая сектором якутского
национального творчества Дворца
культуры «Алмаз» Культурно-спортивного
комплекса АК «АЛРОСА» (г.Мирный):
«Участие в такой представительной
выставке развивает чувство
ответственности за судьбу искусства
родного народа, желание работать».
То, что Ульяна Егоровна с известными
мастерами получила специальный заказ от
Российского этнографического музея,
несомненно, явилось признанием высокого
уровня ее работ. Кстати, она дочь
энтузиаста народного творчества,
пропагандиста лучших народных традиций,
заслуженного учителя Егора Михайловича
Николаева. Человека, внесшего огромный
вклад в духовное и культурное
возрождение родного народа. Так что
желание сеять вечное и прекрасное у нее
— наследственное.
Очень интересной, плодотворной
оказалась для участников выставки
деловая встреча с сотрудниками отдела
Сибири и Дальнего Востока в Российском
этнографическом музее, неизгладимое
впечатление оставило посещение Особой
кладовой, где встретила их заведующая
Анна Владимировна Ратникова, знающая
многих якутских мастеров лично.
Хранилище поразило своим богатством,
ценными экспонатами, дорогими подарками
российскому царю.
По итогам работы выставки «Северное
искусство» состоялся Круглый стол для
всех участников на тему «Актуальные
задачи народных мастеров, художников-прикладников
на современном этапе», где обсуждались
актуальные для мастеров вопросы.
Д.А.Казимиров, помощник заместителя
Председателя Совета Федерации
Федерального Собрания Российской
Федерации, первого Президента
Республики Саха (Якутия) М.Е.Николаева:
«Нет культуры — нет народа, народное
искусство бесценно, именно с этих
позиций надо рассматривать вопрос. Роль
носителей традиционной культуры
колоссальна. Нет такой организации,
которая бы объединила мастеров.
Художник должен сидеть и творить, а
вопросами реализации, обеспечения
необходимым инструментарием,
материалами должен заниматься другой. В
цивилизованных странах на одного
мастера-художника приходится несколько
менеджеров по разным вопросам.
Необходимо объединиться, создать свой
Союз».
К.М.Мамонтов, заслуженный художник РФ,
доцент Арктического государственного
института (г.Якутск): «На Круглом столе
обсуждались самые животрепещущие
вопросы для мастеров, в целом проблемы
везде одни и те же. Если раньше функции
по обеспечению материалом выполняли
Худфонды при Союзе художников, то
сегодня этим практически никто не
занимается. Пришло время открыть в
Арктическом институте факультет
декоративно-прикладного искусства. В
республике последняя научно-практическая
конференция по проблемам развития
народного и декоративно-прикладного
искусства проходила в начале 80-х годов».
Также выступили А.В.Калашников из
Санкт-Петербурга, Н.В.Валейская, Н.А.Выучейская
из Ненецкого автономного округа и др.
Разработан совместный проект по
организации выставок в 2004 году в
Российском этнографическом музее в
Санкт-Петербурге и во Всероссийском
музее декоративно-прикладного и
народного искусства в Москве.
В секции «Общество и культура» (координатор
А.Н.Божедонова) обсуждались проблемы
здорового образа жизни, создания базы
данных по коренным народам, организации
конференции Арктического Совета по
положению женщин в Арктике, женской
экспедиции-автопробега, а также новые
проекты «Скрипка Севера», «Северу —
здоровое поколение», «Женщина в
кочующей семье» и др.
Наш проект на тему «Проблемы
сохранения и развития традиционных
ремесел народов Севера» включает в себя
такие предложения, как придание
выставке «Северное искусство» статуса
традиционной, создание творческой
лаборатории мастеров прикладного
искусства стран, входящих в Северный
Форум, выпуск каталога выставки. Все они
получили единогласную поддержку.
Успешная организация I международной
выставки «Северное искусство» в рамках
VI Генеральной Ассамблеи Северного
Форума, приуроченной к 300-летию Санкт-Петербурга,
получила положительную оценку и в
дальнейшем предстоит изучение
возможности развития выставки в
отдельный проект в рамках программы «Общество
и культура».
Мир женщины Севера
Выставка под таким названием и
научно-практическая конференция по
проблемам современного декоративно-прикладного
искусства проводилась в 1995 году в Санкт-Петербурге
и была приурочена к Международному 10-летию
коренных народов мира, и проводилась она
в рамках реализации проекта Северного
Форума «Женщина на Севере». Это был
первый опыт сотрудничества мастериц
Севера с Северным Форумом.
Сегодня, оглядываясь назад, прихожу к
мысли, что встречи с интереснейшими
людьми в процессе организации данной
многоаспектной культурной акции,
расцененной в петербургской прессе как
«якутский пример разумного подхода к
пропаганде духовного наследия»,
подарили мне незабываемое богатство
общения в мире культуры и искусства, в
дальнейшем передо мною открылись такие
перспективы, которые мне и не снились.
Формирование мировоззрения на каждом
этапе жизни происходит под влиянием
людей, которых ты встречаешь на своем
жизненном пути. Общение с такими духовно
богатыми натурами, как А.Н.Божедонова,
заряжает энергией и желанием работать.
Как у директора выставки, у меня
возникала масса разнообразных проблем,
которые требовали от меня
компетентности в самых различных сферах,
в первую очередь, в финансировании.
Привлечение средств требовало большой
убежденности в своей правоте. Мы с А.Н.Божедоновой
— председателем Комитета по делам
женщин, семьи и демографической
политике при Президенте РС(Я), А.Д.Марфусаловой
— директором Департамента по делам
малочисленных народов, от души хотели
преподнести подарок замечательным
женщинам-мастерицам, ветеранам тыла и
труда в связи с 50-летием Великой Победы,
хорошо представляя, что некоторые из них
на своем веку не видели не только Санкт-Петербурга,
Москвы, но даже и в Якутске бывали крайне
редко.
Свободу действий, которую давала
председатель оргкомитета, я
воспринимала как большую
ответственность и полное ее доверие
надо было оправдать только делом...
В 1997 году г. Якутск стал местом
проведения III Генеральной Ассамблеи
Северного Форума. Тогдашний министр
внешних связей Республики Саха (Якутия)
Виталий Петрович Артамонов пригласил
меня с персональной выставкой. Приняв
приглашение, я предложила выставить
свои работы косторезу Федору Маркову и
графику Михаилу Старостину. Таким
образом, состоялась совместная выставка
трех разных художников, которая, надо
сказать, пользовалась успехом, и
посетили ее почти все участники Форума.
Мы подружились тогда с японскими
участниками выставки.
Ничем нельзя заменить живое общение с
коллегами по творчеству, обмен
технологическими «секретами» между
мастерами, что способствует расширению
личных контактов и сотрудничества
регионов в целом. Каждая возможность
принять участие в работе такого
высокого международного Форума — яркий
пример тесного взаимодействия культур
северных народов, объединенных общими
интересами, проблемами и дает
возможность развить активную жизненную
позицию творческой личности, осознать
чувство сопричастности к укреплению
авторитета родной республики через свое
творчество.
Увлеченно занимаясь традиционным
прикладным искусством, я выполнила
несколько комплектов конского
убранства, где много ручной вышивки. Да и
других работ у меня — различных
ковриков, отдельных чепраков,
выполненных в технике вышивки —
достаточно много. Постепенно во мне
утверждалось сильное желание сшить
классическое якутское пальто. Однако,
привыкшая к выполнению красивых
предметов в технике традиционной
якутской вышивки, я интуитивно каждый
раз склонялась к мысли, что, наверное,
якутские мастерицы шили и вышитые
женские пальто, поскольку в якутском
прикладном искусстве очень высоко
развита вышивка. И хотела сшить именно
такое пальто, которое от мастерицы
требует опыта и высокого
профессионализма.
Возвращение из Америки семьи
известных искусствоведов Ивановых, их
открытие в фондах Музея естественной
истории человека буквально перевернули
мой мир. С каким ликованием я узнала о
существовании единственного экземпляра
вышитой шубы, попавшей из Ботурусского
улуса в знаменитые фонды Музея истории
человека в Нью-Йорке. Тут же встретилась
с Зинаидой Ивановной и Владимиром
Харлампьевичем Ивановыми, засиделась у
них, слушая их оживленные рассказы о
фондах знаменитого музея, возвращалась
в полночь домой в Сайсары с бесценными
реликвиями — с ксерокопиями желанных
уникальных экспонатов (обещав вернуть в
целости и сохранности). Так родилось в
начале 90-х неотступное желание увидеть
хоть краешком глаза уникальный экспонат.
Как в народе говорят: «Лучше один раз
увидеть, чем сто раз услышать».
Реконструкция высочайшего достижения
якутского народного прикладного
искусства ХIХ века — периода его
наибольшего расцвета, — сохранившегося
благодаря дальновидности американских
исследователей, стало моей заветной
мечтой.
Такая довольно смелая мечта рождается
под воздействием многих причин,
обусловленных воспитанием, предыдущим
опытом, неуемной жаждой познания,
любознательностью. Я имела счастье
родиться в самой обыкновенной простой
якутской семье сельских тружеников.
Детские годы становления характера
прошли под влиянием дедушек и бабушек,
родившихся в далеком ХIХ веке. Встречая
век нынешний — ХХI с желанием работать и
творить, я с чувством полной
ответственности могу отметить, что по
воле судьбы во мне исторически
продолжается генетическая память
нескольких поколений якутских
мастеровых людей. Что значит на самом
деле якутская юрта, что такое земляной
пол и как проникают лучи северного
желанного солнца через кусок толстого
льда, знаю не из художественных
произведений, все это — реалии моей
жизни на Срединной земле. Мне, имеющей
корни в центральной области Якутии с
материнской стороны, а с отцовской — в
северных приполярных улусах, до боли в
сердце близко горячее желание
самореализации в творчестве не только
якутских, но и всех женщин Севера.
Судьбе угодно было, чтобы вся моя
сознательная творческая жизнь вот уже
более четверти века связана с
легендарной фамилией Зверевых. Мой муж
Зверев Тегюль Сергеевич — сотрудник
Музея музыки и фольклора, специалист по
народным инструментам, один из первых
организаторов оркестра якутских
национальных инструментов. А жизнь и
творчество его отца Зверева Сергея
Афанасьевича-Кыыл Уола (1900 — 1973), знатока
фольклора, внесшего неоценимый вклад в
дело становления профессионального
искусства Якутии, выдающегося сказителя,
певца, мастера художественного слова,
является для меня символом преданности
и служения искусству родного народа. Все
это не могло не оказать влияния на мое
творческое становление и возмужание как
мастера.
Профессиональная деятельность дает
возможность находиться в тесном
контакте с многими мастерами в
республике и поддерживать связи с
коллегами по творчеству в центре. С
благодарностью вспоминаю слова глубоко
уважаемой и почитаемой всеми нами
именитой мастерицы, народного художника
Елены Еремеевны Аммосовой: «Анна, ты
современная, образованная, развитая
женщина. Тебе придется многое в нашем
деле отстаивать. Нам, мастерам старшего
поколения, порой просто не хватало
образованности. Видимо, ты и пополнила-то
наши ряды для того, чтобы придать новое
дыхание народному искусству».
Для каждого мастера знакомство с
фондами музеев — источник вдохновения.
В настоящее время многие уникальные
экспонаты ХVII — ХХ вв. по коренным
народам Республики Саха (Якутия),
представляющие огромное научное,
этнографическое, историческое и
культурное значение, настоящий «золотой
фонд», находятся в различных музеях
Российской Федерации и за рубежом (в
Великобритании, США, Германии).В России «якутские
коллекции» хранятся в фондах Музея
антропологии и этнографии Российской
Академии наук, в Российском
этнографическом музее, в
Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург),
Государственном историческом музее,
Музее искусств народов Востока, во
Всероссийском музее декоративно-прикладного
и народного искусства (Москва), а также в
музеях Иркутска, Хабаровска, Магадана,
Благовещенска, Кяхты, Новосибирска и
других городов. Только Иркутский
областной краеведческий музей имеет
около 500 экспонатов по этнографии якутов.
Таким образом, этнографические
материалы по якутам представляли
большой интерес для музеев многих
зарубежных стран. Бесспорно, был в свое
время прав политический ссыльный
Емельян Ярославский (Губельман),
впоследствии ставший академиком (имя
которого носит Якутский
государственный музей истории и
культуры народов Севера), подчеркивая,
что «желающие ознакомиться с бытом
инородцев Якутской области найдут в
Якутском музее меньше, чем в музеях
Северной Америки и других стран».
Весь этот настоящий клад не должен
лежать мертвым грузом, а должен «работать»
на укрепление сознания, формирование
чувства собственного достоинства и
гордости за родное искусство. Нужно
осваивать весь этот материал,
организовать научно-исследовательскую
работу. А реконструкция лучших образцов
народного искусства поможет
возвращению хотя бы таким образом
достояния народу, сотворившему подобое
чудо... Много наших соплеменников
увидели бы, насколько богата наша
история, будь изданы альбомы из фондов
российских и зарубежных музеев.
Ключ к цивилизации...
История нашей республики знает
имена многих якутских женщин,
добившихся выдающихся результатов в
политике, науке, культуре — А.Я.
Овчинниковой, З.А. Корниловой, М.К.
Гавриловой, А.Е.Ильиной — Дмитриевой и
многих других, без которых мы даже не
представляем себе развитие нашей
республики, укрепление ее авторитета в
мировом сообществе...
Стремительное вхождение в большую
политику учительницы французского
языка школы №14 города Якутска
совершенно не вписывается в привычные
стереотипы воспитания руководящих
кадров. И началось оно в сложную эпоху
перестройки, экономических
преобразований, в период обретения
независимости и суверенитета
республикой в конце 80-х. Абсолютно
убежденная, что демократическое
общество, будущий парламент должны
строить люди новой формации, свежих
взглядов, люди независимые, Анастасия
Николаевна Божедонова, выступая в
пользу кандидата в народные депутаты
Верховного Совета СССР А.С.Борисова, еще
не знала, что в ее жизни наступил
переломный момент. Открытость,
аргументированность, логичность
рассуждений в возникающих диалогах и,
вместе с тем, эмоциональность
выступления произвели на избирателей
сильное впечатление. На нее сразу
обратили внимание... И уже в качестве
доверенного лица оказавшись в
совершенно новой среде, она действовала
в русле формирования государственной
политики. Каждый отрезок истории
выдвигает своих лидеров. В Анастасии
Николаевне удачно сочетались многие
человеческие качества: природная
восприимчивость, трудоспособность,
образованность, личное обаяние и
новаторский дух.
Старшая дочь в многодетной семье
Рожиных, доярки Аграфены Никитичны и
колхозного механизатора Николая
Петровича, передовиков производства,
уважаемых и почитаемых людей в Чэриктэе,
она прошла народную школу мудрого
воспитания трудом. Она по праву гордится
своей бабушкой Марией Николаевной,
известной рукодельницей, изготовлявшей
прочную, красивую и разнообразную
домашнюю утварь из бересты. Кстати, одна
из ее работ украшает страницы
известного художественного альбома «Народное
искусство Якутии» под редакцией М.В.Хабаровой,
(Москва, 1982).
В жизни у нее всегда был и есть свод
правил, которым она неукоснительно
следует: быть всегда примером перед
младшими сестрами и братьями, уметь
брать ответственность на себя и жить с
уверенностью в не только свое светлое
будущее, но и страны, где она родилась и
живет. Чувство долга от нее требовало
максимального вложения сил, проявления
во всех делах завидной добросовестности,
присущей честным и открытым людям. Как
показало дальнейшее развитие событий,
все эти качества помогли ей во многих
делах добиваться лучших результатов...
Пионерия, комсомол, спорт,
соревновательный дух, царивший в них,
выполняли огромную функцию в воспитании
многих поколений... Так, команда по
спортивному туризму с капитаном Настей
девять раз подряд выходила победителем
в республиканских соревнованиях, а
лыжники уступали только ленчанам и то по
незначительным баллам (конечно,
климатические условия ленских лыжников
намного отличались, и почти были
идеальными по сравнению с усть-алданскими).
Для всех — и учителей, и школьников —
было неожиданностью, когда
пятиклассницы-отличницы Настя и Дуня
Неустроева заговорили на французском
языке, а в литературном кружке чуть
позже они уже делали переводы русских
классиков на французский.
Право отдыхать в Артеке тогда получали
лишь немногие. Для шестиклассницы-кружковца
Музея космонавтики встреча с Юрием
Гагариным явилась осуществлением самой
смелой детской мечты! И неудивительно,
что первая золотая медалистка
Дюпсинской средней школы выбрала
будущей профессией именно французский
язык, так подбирался ею ключ к мировой
цивилизации. Стажировка в Сорбонне — в
оплоте воспитания лидеров
международного уровняя, цитадели
свободомыслия... Здесь они с
однокурсником Виталием Артамоновым
оказались в эпицентре брожения мировых
передовых идей. Так формула успеха
формировалась в годы учебы, воспитания в
большой семье, где все на виду, где
поощрялись труд и добросовестность.
|
А.Н.Божедонова, Я.Р.Чемпосова,
У.Е.Миронова и Л.Г.Лельчук
на выставке «Северное искусство». С.-Петербург,
2003 г. |
Далее много раз ей приходилось
закладывать первый камень —
Национальный комитет по делам ЮНЕСКО,
Комитет по делам семьи, женщин и
демографической политике при
Президенте Республики Саха (Якутия),
издание первого журнала женщин «Далбар
хотун», учреждение Дня матери,
организация специализированных школ по
углубленному изучению иностранных
языков, языковых стажировок школьников
за границей...
Избрание Анастасии Николаевны
Божедоновой вице-президентом
Секретариата Северного Форума — это
несомненный успех лидеров
международного движения уже на
российском уровне, такого примера
история общественной карьеры якутских
женщин еще не знала. И знаменательны
слова Присциллы Уолл, исполнительного
директора Секретариата Северного
Форума, сказанные министру внешних
связей Республики Саха (Якутия)
Александру Васильевичу Мигалкину: «Саха
дали мне замечательного советника и
друга Анастасию. Спасибо Вам».
На встрече с участниками выставки
Анастасия Николаевна сказала: «Мир един.
Овладение иностранным языком — путь к
развитию, ключ к мировой цивилизации.
Обращаясь к молодежи, я бы хотела
сказать, что первым делом нужно познать
смысл жизни в себе. Правильно выбранная
дорога, упорный труд и
целеустремленность в достижении цели
приведут к успеху. Искренне желаю
землякам быть сплоченными и не
останавливаться на достигнутых рубежах».
Провожая Керегей Аргунову в Рейкьявик,
Анастасию Николаевну в Анкоридж,
испытывая гордость за необыкновенно
талантливых и преданных своему народу
сильных женщин Севера, я остро
почувствовала, как порой им бывает
одиноко и непросто вдали от родины, от
родных и близких...
Анна Николаевна Зверева,
народная мастерица, член Союза
художников России, заслуженный работник
культуры РС(Я).
|