К 10-летию вступления Республики Саха (Якутия) в Северный Форум

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Владимир ВАСИЛЬЕВ

Экология тундры —
тема уникальной международной экспедиции
от Мурманска до Чукотки

В мире осталось не так уж и много нетронутых земель, островков чистой природы. Считается, что весь Арктический регион можно отнести к наименее загрязненным и нарушенным территориям. Отчасти такое утверждение пока может быть верно для значительной части Арктики. Но с каждым годом получаемая разными организациями информация заставляет все с большей тревогой говорить о судьбе Арктики.

«Вперед должна выйти экологическая составляющая...»

И не зря в деятельности всех арктических организаций приоритетом пользуются экологические программы. Арктический Совет осуществляет 4 глобальные программы: оценка и мониторинг состояния окружающей среды, сохранение флоры и фауны, план действий по ликвидации загрязнения окружающей среды и изучение влияния глобального изменения климата Арктики.

Северный Форум также со дня своего основания проводит и поддерживает исследования, мероприятия, направленные на сохранение природной среды Арктики и Севера. Были составлены отчеты о состоянии окружающей среды в регионах Северного Форума, по мониторингу кислотных дождей, руководство по управлению ресурсами живой природы, оказано содействие в ликвидации последствий нефтяных разливов в Республике Коми, наводнения в Якутии и т.д.

Как сохранить природу Арктики? Совещание в дельте Лены. Август 2000 г.

В настоящее время под эгидой программы «Окружающая среда» выполняются такие проекты, как регулярный семинар по управлению популяциями бурого медведя, молодежный экологический форум, экологический справочник для школьников, авиаучет водоплавающих птиц, сохранение природных экосистем р. Северная Двина, центр экологического образования, планируется создание Каталога детских экологических лагерей.

В то же время обеспечивается участие специалистов из регионов Северного Форума в международных экологических экспедициях, конференциях в Арктике. В этой статье хотел бы поделиться впечатлениями об уникальной международной экспедиции по всем морям Российской Арктики «Экология тундры-94», о международном совещании в дельте Лены и конференции по Северному морскому пути в Тикси, участниками которых мне довелось быть и к которым Северный Форум имеет непосредственное отношение.

«Экология тундры-94» — грандиозное мероприятие, инициированное Секретариатом полярных исследований Швеции. С российской стороны руководителем был один из известнейших исследователей экологии Арктики профессор Е.Е.Сыроечковский-старший. Подготовка шла очень трудно и заняла более трех лет из-за постоянно меняющейся ситуации в России. Организаторам пришлось преодолеть массу бюрократических, и не только, препон, ведь предстояло получить разрешение на прохождение научно-исследовательского судна от Мурманска до Чукотки и обратно с огромным количеством иностранцев на борту, чего ранее никогда не бывало. Уныние сменялось оптимизмом, воодушевление — скептицизмом, но, в конце концов, организаторы сумели убедить всех в важности и успехе экспедиции. 30 мая 1994 г. научно-исследовательское судно ледокольного класса «Академик Федоров» взяло курс из Санкт-Петербурга в Гетеборг, где, приняв на борт иностранных участников, обогнуло Скандинавский и достигло берегов Кольского полуострова, откуда началась экспедиционная жизнь.

У памятного знака на месте гибели экспедиции де Лонга

Надо сказать, желающих принять участие в экспедиции было хоть отбавляй. Российская сторона набирала участников в основном из институтов и вузов Москвы и Санкт-Петербурга, периферийным институтам практически не доставалось места. Но благодаря усилиям президента республики М.Е.Николаева, председателя Якутского научного центра СО РАН В.П.Ларионова, директора Института биологии СО РАН Н.Г.Соломонова была достигнута договоренность об участии 3—4 специалистов из республики (впоследствии оставили только одного). Моя кандидатура была утверждена лишь в мае, за несколько дней до начала экспедиции, но вопрос участия оставался открытым из-за отсутствия финансирования, так как это была внеплановая поездка. Помощь подоспела со стороны Секретариата Северного Форума в г. Якутске, полностью оплатившего мое участие.

Ступив на борт судна и получив паспорт моряка, я сразу почувствовал себя старым морским волком, хотя впервые в своей жизни выходил на корабле в открытое море, да еще в составе столь внушительной экспедиции, включавшей в себя ученых, художников, фотографов, журналистов из России, Швеции, Финляндии, Норвегии, Великобритании, США, Дании, Исландии, Австралии. Все были полны энтузиазма, воодушевления. И, действительно, было чем гордиться организаторам. Один из лучших научно-исследовательских судов России, имеющий на борту два вертолета Ми-8, первая подобная экспедиция в Российской Арктике за всю историю! Одно немного удручало настроение россиян: все иностранцы были в очень эффектной униформе (синие с желтыми полосами ветровлагозащитные костюмы), снаряжены по последнему слову техники, тогда как россияне были одеты кто во что горазд — от суперсовременных полевых костюмов до рваных бушлатов с ватной подкладкой, и представляли собой весьма разношерстную и живописную картину. А насчет оборудования... Лишь у немногих имелись переносные компьютеры, не говоря о других видах оборудования, снаряжение также было стандартное, наше родное (деревянные замусоленные плашки, обычные аптекарские весы и т.д.), разве что гидробиологи и гидрохимики были оснащены лучше.

Якутская делегация на совещании в дельте Лены

Все исследователи были разбиты на группы, объединяющие схожие проекты. Я был включен в группу по изучению мелких млекопитающих тундры. С самого начала между нами началось негласное дружеское соревнование: кто первым поймает леммингов, найдет гнездо птиц, опишет то или иное явление. И, надо сказать, россияне достойно представляли свою страну. Это надо было видеть, как шведы вначале снисходительно и весело улыбались, когда мы, российские специалисты по «мышам» — Наташа Абрамсон, Андрей Бубличенко и я — напялив свои «хэбэшки» и нагрузив бывавшие в разных передрягах рюкзаки сотней-другой деревянных плашек, бутылочкой растительного масла и кусочками хлеба в качестве приманки, бодро уходили в тундру, припевая: «Ловись, лемминг, большой и маленький!...». Шведы же одевали свою фирменную одежду, брали в руки корзинки (которые сейчас имеются у нас во всех продуктовых магазинах), куда клали новенькие алюминиевые плашки (а их у гостей было более тысячи штук), и шли в тундру, как в супермаркет за продуктами. Каково же было их удивление, когда мы добыли первых леммингов, а затем и живых, и с каждым днем наращивали их количество с невиданной для них скоростью. И они стали присматриваться к нашей «методе», но долго не могли понять, в чем дело: и плашки ставили на таких же участках, что и мы, и так же располагали их — результат неутешительный. И только потом рассмотрели, что наши деревянные плашки — с приманкой из хлеба, пропитанного растительным маслом, что как магнитом притягивало леммингов, а их алюминиевые, пахнущие металлом (и без приманки!) плашки «умные» лемминги обходили стороной, и только страшное количество шведских плашек (тундра напоминала густо заминированное поле) позволило гостям поймать немного неосторожных «мышаков». Профессионализм наших орнитологов, ихтиологов, ботаников и других специалистов был практически на голову выше, так что россияне с лихвой компенсировали отсутствие внешней красоты в одежде и получили заслуженное уважение со стороны коллег-иностранцев. Вообще, атмосфера царила очень благоприятная, все работали дружно, сложилось настоящее научное братство. Возвращение на борт судна с очередной точки тут же отмечалось долгими дискуссиями, обменом впечатлениями, корректировкой планов.

Работа шла таким образом: судно медленно шло вдоль берега, а нас забрасывали в исследуемые районы на вертолетах, затем дня через 2—3 забирали на борт. Всего за время экспедиции было обследовано 26 точек. Тематика исследований была самая разнообразная и включала в себя работы по популяционной экологии растений и животных, их генетическую дифференциацию, мониторинг воздействия климатических изменений на наземные и морские экосистемы и др. Экспедиция позволила получить множество уникальных данных, заложить основы будущих долголетних совместных исследований, очертить круг наиболее острых проблем. Например, были уточнены районы будущих особо охраняемых территорий, пути миграции птиц, численность морских млекопитающих и т.д.

Я был очень рад, когда руководители экспедиции поддержали предложение пригласить еще одного якутянина для участия на третьем этапе работы. Им стал известный орнитолог Владимир Иванович Поздняков, на следующий год ставший научным директором международной биологической станции «Лена-Норденшельд». Думаю, участие в экспедиции сыграло немаловажную роль в его назначении руководителем престижной станции.

Именно подобный метод позволил якутской экспедиции получить прекрасные результаты по самым разным направлениям науки, когда специалисты разных дисциплин вместе выезжали в один район и с точек зрения разных наук проводили исследование одной и той же проблемы или одного и того же участка.

Экологическая составляющая исследований в Арктике усиливается с каждым годом, что в очередной раз подтвердилось на международном совещании «Охрана природы в Российской Арктике», состоявшемся в 2000 г. на международной биологической станции «Лена-Норденшельд». Представители всех крупных международных организаций арктических стран приехали в дельту р. Лены, чтобы обсудить вопросы охраны окружающей среды. Сильная экологическая политика республики, «заповедавшей», как дар Земле, почти 30% своей территории, привлекла внимание мировой общественности и послужила основой проведения такого уровня совещания. Это был самый настоящий «мозговой штурм», а не традиционная конференция с долгими и нудными докладами. В течение 7 дней мы жили на станции, поэтому было достаточно времени для обстоятельных дискуссий.

Северный Форум не финансировал это мероприятие, не участвовал в его организации, но прислал солидную делегацию во главе с исполнительным директором Северного Форума Джоном Дойлом, в которую также входили Николай Находкин, исполнительный директор секретариата СФ в г. Якутске, ваш покорный слуга и координатор проектов Академии Нюргуяна Александрова. А если учесть, что еще несколько участников совещания являлись одновременно членами Академии СФ, то вклад Северного Форума в принимавшиеся решения становится и вовсе значительным.

Жаркие дискуссии сменялись экскурсиями по территории заповедника «Усть-Ленский», участники совещания имели возможность походить по Хараулахским горам, проплыть по протокам дельты, посмотреть, в каких условиях и как трудятся рыбаки Арктики, самим попробовать вытянуть на берег невод длиной в полкилометра и оценить, насколько трудно достается хлеб рыбаку. Обмен мнениями не прекращался ни на минуту, поскольку жили и работали в одном здании.

Результатом совещания стало оказание конкретной помощи станции в последующие годы, разработка и развитие целого ряда природоохранных проектов. Северный Форум выразил полную готовность осуществлять подобные проекты и мероприятия на межрегиональном уровне и держит свое слово, о чем свидетельствует вся его нынешняя деятельность.

Практически следом, в августе того же года, Российская Академия Наук предприняла экспедицию на научно-исследовательском судне «Михаил Сомов» под руководством академика А.Г.Гранберга по Северному морскому пути от Мурманска до Тикси под общей темой «Влияние Северного морского пути на социально-экономическое развитие Российского Севера». От Республики Саха (Якутия) на борту судна находился главный специалист секретариата Северного Форума в г. Якутске Владимир Гаврильев. В отличие от экспедиции «Экология тундры-94», в этот раз уделялось больше внимания развитию производительных сил в Арктике. Судно заходило во все порты, где члены экспедиции проводили семинары с администрациями прибрежных регионов, обсуждали возможные пути и механизмы восстановления регулярного судоходства по Севморпути.

Надо сказать, что из-за необходимости вывоза продукции Норильского никелевого комбината суда регулярно ходили от Мурманска и Архангельска к Диксону, Дудинке, в то время как в восточный сектор заходили за весь сезон лишь несколько судов из Владивостока. Жизнь в портовых поселках Тикси, Зеленый Мыс практически замерла. Было страшно смотреть на множество домов с заколоченными окнами, как будто война прошлась по этим местам: все, кто могли, покинули эти места в поисках лучшей доли на «материке». Руководство республики еще в начале Перестройки забило тревогу, президент Якутии М.Е.Николаев везде, где мог, поднимал вопрос о сохранении флота Главсевморпути, настаивал не на свертывании, а дальнейшем развитии судоходства по северным морям, на принятии специального федерального закона. Понимая, что необходимы глубокие исследования проблем Арктической зоны, инициировал создание собственной республиканской Арктической экспедиции. Поэтому прибытие «Михаила Сомова», ставшего как бы знаком повышения внимания Российского правительства к проблемам Северного морского пути и Арктическим регионам, ожидалось с большим нетерпением. Было решено не ограничиваться просто встречей-семинаром руководства республики с участниками экспедиции, а провести полноценную конференцию с участием представителей министерств, ведомств, научных организаций республики, и не в Якутске, а в Тикси, чтобы наравне с дискуссиями наглядно показать всем, чем и как живут арктический поселок и улус. 23 августа в Тикси из Якутска прибыла представительная делегация во главе с президентом республики М.Е.Николаевым, в составе которой мы с Николаем Находкиным представляли Северный Форум и его научное подразделение — Академию Северного Форума. В мою задачу входило представление Арктической экспедиции, координируемой Якутским международным центром по развитию северных территорий СО РАН. Было заслушано много докладов, изложены самые разные точки зрения. Все единодушно сошлись на необходимости скорейшего восстановления Северного морского пути и выразили решимость лоббировать интересы Севера и Арктики в самых различных инстанциях — вплоть до Правительства и Президента Российской Федерации. Предложение северофорумцев продолжить экспедицию в следующем году с одновременными наземными исследованиями получило всеобщее одобрение и поддержку.

К сожалению, продолжения экспедиции не последовало по самым разным причинам, в первую очередь — из-за отсутствия финансирования. Наводнение 2001 г. вынудило внести коррективы во все планы, все финансовые резервы были брошены на ликвидацию последствий стихийного бедствия. Затем — выборы, смена приоритетов внутренней политики. Но нельзя сказать, что экспедиция и конференция не дали никаких результатов, они внесли свою лепту в возрождение судоходства в Северном Ледовитом океане. Рекомендации участников этих событий послужили толчком для создания Ассоциации пользователей Севморпути. А в этом году Северная морская трасса объявлена открытой для судов всех классов пользователей из любых стран, что ведет к постепенной активизации жизни в Российской Арктике, вдохнет жизнь в поселки, обеспечит занятость, т.е. надежды на оздоровление ситуации начинают оправдываться.

И сейчас вперед должна выйти экологическая составляющая, необходим постоянный мониторинг состояния окружающей среды, чтобы вовремя среагировать на возможные негативные изменения, минимизировать действие шумового, вибрационного загрязнения на морские экосистемы, не допустить кораблекрушений и т.д. Необходимо увеличение числа качественных исследований состояния популяций всех видов растений и животных, работ по обогащению биоразнообразия. Северный Форум постоянно уделяет этому особое внимание, поддерживая проекты по изучению водоплавающих птиц, сохранению водных экосистем рек, впадающих в северные моря, широкому внедрению экологического образования и т.д. И мы уверены, что программа Северного Форума «Окружающая среда» будет пополняться новыми практическими проектами, направленными на всестороннее исследование природной среды Арктики.


Владимир Николаевич Васильев, президент Академии Северного Форума.

Hosted by uCoz