Геосфера

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Екатерина Кузнецова (Федорова)

«Называют себя только,
а не иначе, якутами...»

Формирование этнолокальной группы
ессейских якутов

В процессе освоения Севера часть саха оказалась за пределами современной административно-территориальной единицы Республики Саха (Якутия). Одной из таких этнолокальных групп народа саха являются ессейские якуты, оказавшиеся по воле судьбы на территории Красноярского края у озера Ессей. Последнее расположено за Полярным кругом в бассейне реки Котуй на севере Эвенкийского автономного округа.


Поселок Ессей. Август 2002 г.

Впервые название этого озера встречается на карте, изданной Академией наук в 1745 г., где оно названо о. Езель. В дальнейшем в литературе его стали называть по разному: Iезiеjя, Евсеевское, Жессей. Озеро окружено покрытыми лесом горами, длина его составляет около 49-50 км., ширина — 29-30 км. Имеет овальную форму, многочисленные мысы и бухты. В него впадает пять речек, а вытекает всего одна — Сикэй Сээн, не замерзающая даже в самые лютые морозы. По преданиям, у устья Сикэй Сээн озеро Ессей имеет второе дно. Все озеро покрывается льдом лишь в конце октября, а вскрывается не ранее конца июня.

Район озера Ессей издавна славится обилием рыб, зверей, дикого оленя (во время сезонных миграций). Понятно, что такие края всегда притягивали людей. В XVII в. в окрестностях озера поселилось тунгусское племя ваняды. Откуда и как попали сюда якуты? На этот вопрос источники не дают полного ответа. Видимо, это объясняется тем, что район обитания ессейских якутов редко посещали этнографы, которые бы исследовали вопрос.

Р. Маак и Б.О.Долгих считали, что ессейские якуты являются по сути тунгусскими родами, перенявшими образ жизни и культуру саха. Г.В.Ксенофонтов, М.С.Воронкин признают их выходцами из Якутии. С помощью опроса местного коренного населения я попыталась разобраться в этом вопросе. Мои выводы являются предварительными. Для окончательного решения проблемы нужно приложить немало усилий, провести более детальную и углубленную работу.

Чтобы пролить свет на формирование локальной группы ессейских якутов, нужно ответить на два вопроса: когда появились якуты и каков был их этнический состав. Из вышеизложенного уже известно, что территория у озера Ессей в XVII в. была населена тунгусским племенем ваняды, которое по какой-то причине исчезло в XVIII в.

Сведения о первых якутах на озере Ессей относятся к XVIII в. По данным архива Туруханска, к концу XVIII в. обитатели о.Ессей отмечаются уже как якуты. По мнению ряда авторов, они пришли на озеро Ессей из Якутии, в частности, с Оленька и Вилюя в период обложения ясаком народов Сибири.

Якуты, видимо, бежали из бассейна Вилюя и Оленька для того, чтобы избежать податей и вытеснили с засиженных мест остатки тунгусского племени ваняды. Еще один нюанс проникновения якутов на озеро Ессей отметил И.С.Гурвич: «После введения денежного сбора (70-е годы XVIII в.) с Оленека и Анабара и далее на Хатангу, на озеро Ессей, не встречая препятствий со стороны русской администрации, устремились торговцы якуты, скупщики пушнины».

Другой ученый, этнограф В.Н.Васильев, участвовавший в Хатангской экспедиции в 1905 г., пишет следующее: «Якуты ессейские рассказывают, что они пришли на озеро Ессей после того, как на реке Лене впервые появились русские, от которых они бежали». Исходя из вышеизложенного, следует думать, что якуты бежали от тяжелого бремени ясака. Вместе с тем, часть якутов проникла на оз. Ессей для занятия торговлей, для скупки пушнины. Любопытно, что по данным Г.В.Ксенофонтова: «Якуты-оленеводы, зимующие около озера Ессей, платили ясак и подати искони в Туруханске, а между тем каждое лето появлялись у устья р. Оленек, т.е. в пределах бывшего Верхоянского округа. Часть тех же якутов летом бродила по Таймырскому полуострову».

Якуты и тунгусы-оленеводы тундру используют лишь как территорию для летнего кочевания и охоты на диких оленей, а на время зимних морозов уходят со своими стадами далеко в глубь лесов. Судя по орбитам кочевок упомянутых выше ессейских якутов, оленеводы осваивают очень обширную территорию. Они оседло живут только в период наиболее холодных зимних месяцев, а остальные восемь месяцев все время перекочевывают с места на место.

Несмотря на то, что якуты попали на озеро Ессей Красноярского края в середине XVIII века, они сохранили свое этническое самосознание. Б.О.Долгих был склонен считать их происхождение тунгусским, но писал о них следующее: «Несмотря на то, что ессейские якуты являются объякученными тунгусами, в Вилюйске, куда они приезжают изредка с торговыми целями, их так и называют «ессейские якуты», то есть (дехей тонгустэр), но в затундре они являются носителями как бы настоящей якутской культуры, так сказать, якутами по преимуществу. И по языку, и по одежде, и по быту ессейские якуты редко отличаются от остального населения затундры, и поэтому никоим образом нельзя ставить знак равенства между ними и затундренскими якутами, слившимися в одно культурное целое с остальными жителями Хатангского тракта».

Также Б.О.Долгих утверждает, что якуты пришли на озеро Ессей именно с Оленька: «Надо со всей серьезностью подчеркнуть, что население Среднего и Верхнего Оленека и Верховьев Анабары, живущее в Красноярском крае в районе оз. Ессей по р.Котую, не только принадлежало в прошлом к одним наслегам и родам, но и этнографически было совершенно едино — тот же язык, образ жизни, одежда, обычаи. Раз одна часть считается якутами, то и другая часть его должна считаться ими же, или, наоборот, все должны считаться эвенками (тунгусами). Отделять в этнографическом отношении, например, население оз. Ессей от населения Оленека и Анабара совершенно немыслимо. Либо все они якуты, либо эвенки (тунгусы). Другого решения быть не может».

В 1935-1939 гг. Б.О.Долгих несколько раз бывал в районе озера Ессей, на среднем течении р. Котуя. Никакого сомнения в том, что это население представляет собой кочевников-оленеводов якутов, а не чистокровных эвенков, у него нет.

С этнографической точки зрения ессейские якуты ничем не отличаются от оленекских якутов. Из с. Оленек по нынешнее время приезжают в п. Ессей и отдельные люди, и целые семьи, и наоборот. Те и другие представляют собой одну этническую группу якутов-оленеводов, связанных родственными и личными отношениями, произошедших из одних и тех же родов и считающих себя одним этническим целым, разделенным лишь границей между Якутией и Красноярским краем. Что подтверждают также идентичные родовые названия в поселках Ессей и Оленек.


На оленьих гонках по озеру Ессей. Весна 2001 г.

Среди коренного населения оз.Ессей встречаются следующие доминирующие фамилии — Ботулу (Боотулуу), Эспек, Осогосток, Бети (Бэти), Чарду (Чорду), Уодай (Одай). Самыми многочисленными из них являются Эспек (130 чел.), Ботулу (126 чел.). Эти фамилии в прошлом представляли собой родовые названия. Имена же у местных жителей русские: Христофор, Константин, Спиридон и другие. Причем население Ессея и их родственники с п. Оленек сами считают себя якутами. Следует отметить, что все предки якутов, живущих на Ессее, переселились сюда в прошлом именно с Оленька. Это помнят хорошо старожилы. И те, и другие принадлежали к наслегам Хатыгинскому, Бетюнскому (он же Чордунский) и Бетиньскому. В Хатыгинском наслеге были роды Ботулу, Осогосток, Эспек, Маймага, Уодай, в Бетюнском (тунгусские корни) — Чорду, Батагай, Юэрэнгэй.

Как мы отметили, у ессейцев указанные названия родов позднее стали фамилиями. Родовые названия, отмеченные у ессейцев, соответствуют оленекским. Самым распространенным на Оленьке из них является Ботулу. Название этого рода сохранилось и в наименованиях ряда населенных пунктов Республики Саха (Якутия). По данным статистики на 1883 г. в Якутской области Российской империи существовали Ботулинские наслеги в Жиганском, Усть-Янском и Верхневилюйском улусах. Эспекский наслег с многочисленным населением и поныне существует в Усть-Алданском улусе, на территории бывшего Дюпсюнского улуса. Маймаганский род был зафиксирован в Атамайском наслеге Намского улуса. Село с таким же названием в этом улусе существует до сих пор. Осогостохский и Одайский роды отмечены в I Жемконском наслеге Ботурусского улуса.

Из всего вышеизложенного следует предположить, что это не простые совпадения, а свидетельство об этнических перемещениях, произошедших когда-то на обширной территории Якутии. Отсюда прослеживается прямая связь Оленька, затем и п. Ессей в Красноярском крае с Центральной Якутией, и обобщающее название «ессейские тунгусы» или «объякученные тунгусы», видимо, здесь неприемлемо. Но любопытно, что якуты с озера Ессей и якуты с Оленька в начале ХХ в., по сведениям источников, рассказывали, что в Вилюйске, куда им приходилось ездить, их считают тунгусами и называют «дехэй тонгустар», то есть «ессейские тунгусы». В этом, вероятно, кроется причина того факта, что в пределах Якутской АССР оленекские якуты были переписаны как тунгусы. Ессейские якуты по нынешний день никак не относят себя к объякученным тунгусам или к тунгусам вообще. Такое сравнение до сих пор вызывает сильную обиду практически у всего населения п. Ессей, где очень сильно этническое самосознание. Даже ребенок, родившийся в смешанном браке, скорее осознает себя якутом, чем кем-нибудь другим.

В 70-80-х годах прошлого века в п. Ессей наблюдалась тенденция, когда приезжие люди другой национальности изучали именно якутский язык и разговаривали на нем. Совершенно четко видна была граница между якутами и эвенками, когда из района местожительства якутов-оленеводов, например, с озера Ессей, приходилось переезжать в соседние эвенкийские кочевые угодья — Чиридинский, Экондинский, Суломайский... Здесь население считает себя эвенками и говорит по-эвенкийски (их признают эвенками и все соседи-якуты). При этом надо отметить, что те же чириндинские и экондинские эвенки не делают никакого различия между якутами из п. Ессей и оленекскими эвенками, то есть теми якутами, которые в свое время были переписаны как тунгусы. По родовому составу эвенки резко отличаются от якутов. Эвенки принадлежат к родам Боягир, Йолдагир, Мукто, Гургугир, Эмидак, Хутакогирь, Удыгир. Как мы уже указали, ессейские и оленекские якуты принадлежали к другим родам, названия которых все без исключения были чисто якутскими, а не эвенкийскими.

Следуя из вышеизложенного, а также ссылаясь на факты и источники, на литературу, рассказы местных старожилов, еще сохранивших в памяти часть древних сказаний и былин, можно склониться к выводу, что ессейские якуты — выходцы из Якутии, в основном из Оленька. Хотя и отделенные от сородичей территориально-административной границей в советский период, они все же не являются объякученными тунгусами, как утверждает ряд авторов. Попробуем разобраться — со ссылкой на различные источники — кто такой ессейский тунгус.

В Вилюйском округе «тунгусские роды», за исключением ряда тунгусских по происхождению наслегов, представляли собой якутские наслеги, объединившие кочевое оленеводческое население. Они лишь по роду занятия — оленеводству — «относились» к тунгусам. Это обстоятельство уже отмечалось в литературе. Так С.К.Патканов в своих трудах писал: «Отдельные семьи якутов, войдя в состав какого-нибудь родового управления или управы тунгусов, этим самым становились тунгусами, оставаясь по существу теми же якутами, какими они были раньше». Наряду с этим вилюйский исправник Кларк еще в 1861 г. отмечал, что среди вилюйских тунгусов существует группа, которая лишь называется тунгусами, но ни жилищем, ни обычаями, ни одеждой, ни языком не отличается от якутов. Наслеги, именовавшиеся в Жиганском улусе и Туруханском крае якутскими, в Вилюйском округе именовались тунгусскими.

По данным Х ревизии и переписи 1897 г., тунгусами в Вилюйском округе значились жители Хатыгинского, Чордунского, Бетунского наслегов, объякученные тунгусы Шелогонского и Угулятского наслегов: «Все население, кочевавшее около оз. Ессей и в верховьях Оленека, Анабара, подчинявшееся Вилюйскому округу, именовалось в нем как тунгусы и ессейские тунгусы, в зависимости от названий кочевок».

Однако в Енисейской губернии они именовались как «ессейские якуты». К якутам относили обитателей местностей у озера Ессей и верховий Оленька и Анабара все путешественники и исследователи, посещавшие эти районы. Побывавший в 1884 г. в фактории Ессей миссионер Суслов пишет: «Вокруг озера Ессей кочует около 660 человек якутов». «Ессейские якуты», — писал П.Е.Островских, бывавший на озере Ессей в 1902 г., — принадлежат к трем наслегам, старосты коих проживают в Вилюйском округе с названием Чорду, Бети, Хатыгын». Следует отметить, что включенное в «тунгусские роды» население осознавало себя настоящими якутами. Местная традиция, ошибочно относившая все кочевое оленеводческое население к тунгусам, сказалась и на результатах переписи 1897 г. и 1926-27 гг. Хотя перепись 1927 г. не дала верных сведений об этнической принадлежности оленекских, анабарских якутов (назвав их эвенками), она выяснила необходимые данные об их численности, состоянии хозяйств и расселении населения. В бассейнах рек Оленек и Анабар встречались остатки родоплеменных тунгусских групп Брангат, Нахра, а также эвенки — илимпийцы, чапогирцы из Красноярского края. Кроме них переписью 1926-1927 гг. на Оленьке было зарегистрировано небольшое число якутов из центральных районов и русских советских работников, прибывших для проведения различных мероприятий.

Хотя переписью 1926-27 гг. большинство населения Оленька было записано тунгусами, однако опрос на месте выявил, что все вышеупомянутые «тунгусы», за исключением илимпийцев, чапогирцев из Красноярского края, считают себя потомками якутов — выходцев из южных районов Якутии. Из расспросов выяснилось также, что при определении национальности переписчики руководствовались традиционными представлениями старой администрации, причислявшей все население, занимающееся оленеводством, к тунгусам, а скотоводством — к якутам. На Оленьке в эту последнюю категорию попали лица, недавно переехавшие туда в силу разных обстоятельств — якуты из центральных и южных улусов. Следует отметить, что и сами оленекские якуты понимают причисление их к эвенкам (тунгусам) как отражение их образа жизни, не придавая этому термину в отношении себя этнического смысла. Хотя в последние годы среди населения Оленька появилась новая тенденция — записывать себя в паспортах старого образца, а теперь и в справках от администрации эвенками или долганами. Видимо, это они делают в силу каких-либо обстоятельств: скажем, для получения дополнительных льгот. Но если при разговоре в отношении них употребить слово «тунгус», это вызывает негативную реакцию. Ессейские якуты, некогда составлявшие с оленекскими якутами единое целое, тоже обижаются, когда их называют «тунгусами». Подобное обращение к ним нередко принимается за оскорбление. Ессейцы испокон веков называют себя настоящими саха (якутами). Даже сейчас у ессейцев бытует мнение, что они «более истинные» саха, нежели саха-якуты из Центральной Якутии. Жителей Оленька ессейцы в последнее время называют «тоµустар» — из-за того, что они переписались в ХХ в. эвенками (хотя большая половина ессейцев и оленекцев связана кровными родственными узами). В разговорах нет-нет да и проскальзывает высокомерное отношение к бывшим сородичам. Все это — несомненные признаки причисления ессейцами себя к настоящим саха-якутам.

Ессейцы даже утверждают, что последние сто лет живя обособленно от основной массы саха, они в условиях своеобразной изоляции сохранили в чистом виде культуру и самобытность народа саха, теперь якобы утрачиваемую на их исторической родине. Обоснованно ли их мнение — не будем судить, это отдельная тема. Но хочется отметить и особо подчеркнуть, насколько сильно развито среди ессейских якутов этническое самосознание, силен дух якутского этноса, несмотря на десятки лет, проведенных в чуждом окружении. Коренные эвенки Красноярского края, в отличие от эвенков (тунгусов) с.Оленька, рассматриваются ессейцами как совершенно другая, не родственная народность.

Участник Хатангской экспедиции 1905 г. В.Н.Васильев отметил: «Слово «тунгус» часто употребляется не как название народности, но как название оленного вообще. По этой причине Вилюйские якуты, имеющие коров и лошадей, затундренных оленных якутов называют «тунгусами», хотя эти последние, сталкиваясь с долганами, называют себя только, а не иначе, якутами».


Е.Х.Ботулу с сыном и внуком у чума. 1979 г.

Таким образом, саха-якуты с центральных районов называют своих соседей-северян (якутов), занимающихся оленеводством, в частности, жителей Оленька и Ессея, «тунгусами». Это название не имело под собой конкретного этнического смысла, а понималось как наименование кочевого оленного образа жизни жителей севера. Так что вывод некоторых ученых-этнографов о происхождении ессейцев от тунгусских родов ошибочен.

Совершенно очевидно, что население бассейнов рек Оленек, Анабар и оз. Ессей представляли собой часть этноса саха-якутов, отличающуюся от остальных только типом хозяйства и образом жизни, но не языком (за исключением ряда диалектных особенностей) и этнической принадлежностью. Также совершенно недопустимо отделение в этнографическом смысле ессейских якутов от оленекских. И те, и другие по происхождению и родовой принадлежности представляют собой одну и ту же этническую группу. Правда, ряд этнографов считал, что оленекские и ессейские якуты — это никто иные, как объякученные тунгусские роды, частью ассимилированные и перенявшие язык, культуру этноса саха. Но в связи с этим напрашивается вопрос: а почему тогда близкие соседи ессейских якутов — эвенки из поселка Чиринда, Эконда, Учами и многих других, — живущие на протяжении столетий бок о бок с ессейцами, не переняли хотя бы чуть-чуть якутскую культуру и язык. Наоборот, ессейские якуты переняли некоторые элементы материальной культуры эвенков и отдельные слова, употребляемые в оленеводстве, а эвенки держатся обособленно, сохраняя свою самобытность и язык. Все это еще раз подчеркивает тот факт, что ессейские якуты — это часть этноса саха, пришедшая на территорию оз. Ессей (по историческим меркам, совсем недавно — в середине XVIII века).

Процесс ассимиляции, поглощения одной культуры другой происходит в течение большого отрезка времени и требует определенных геополитических, социальных и культурных условий. Так что можно уверенно сказать, что если и были ассимиляция и объякучивание тунгусов, то они произошли не в бассейне рек Оленек и Анабар, откуда произошли ессейские якуты, а на других частях территории Якутии. Ессейцы же пришли на свою нынешнюю родину уже как вполне сформировавшийся этнос со своей материальной и духовной культурой, потом уже на месте перенявший у местных тунгусских племен навыки, необходимые для проживания в условиях данной местности. Мы не будем углубляться в вопрос об этническом происхождении якутов с Оленька, это уже отдельная тема.

Таким образом, на основании вышеизложенных фактов, архивных сведений ЯФ СО РАН, источников, работ ученых-этнографов для нас совершенно несомненно, что субэтнос ессейских якутов, отличающийся от основного ядра саха типом хозяйства и образом жизни, но не языком, переселился на оз. Ессей Красноярского края в середине XVIII века (где до этого жило тунгусское племя ванядов, из бассейнов рек Оленек и Анабар и представлял и представляет собой единое этническое целое с народом саха (якутами). В частности, ессейцы связаны едиными родовыми корнями с оленекскими якутами и являются как бы западным авангардом этноса саха, освоившего в недавнем прошлом просторы Севера от Таймыра до Чукотки.

Итак, в результате переселения части якутов в конце XVIII в. на оз. Ессей появился новый субэтнос — ессейские якуты. Конечно, основной причиной переселения их на озеро Ессей было изменение социально-экономических условий жизни на исконных якутских землях в бассейне р. Лены, присоединение их к России...

Следовательно, передвижение и проникновение якутов в район озера Ессей являлось частью исторического процесса, происходившего в Якутии в XVIII в.

Использованная литература

1. В.Н.Васильев. Краткий очерк инородцев Севера Туруханского края. С.-Пб., 1908.

2. М.С.Воронкин. Северо-западная группа говоров якутского языка. Якутск, 1984.

3. И.С.Гурвич. К вопросу об этнической принадлежности населения Северо-Запада ЯАССР. М., 1950.

4. Б.О.Долгих. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. М., 1960.

5. Г.В.Ксенофонтов. Ураангхай-сахалар.

6. С.К.Патканов. Опыт географии и статистики тунгусских племен Сибири. С.-Пб., 1906.

7. А.А.Попов. Материалы по родовому строю долган. М., 1934.


Екатерина Михайловна Кузнецова (Федорова), аспирант Института филологии СО РАН, г. Новосибирск.

Hosted by uCoz