Ассамблея народов Якутии

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Миряне Мирного
и эвенки Сельдюкара...

В алмазной столице Республики Саха (Якутия) городе Мирном с 10-го по 12 декабря состоялось выездное расширенное заседание Совета общественного движения «Ассамблея народов РС(Я)».
Многонациональная правительственная делегация из Якутска в первый же день разделилась на две мобильные группы, одна из которых провела семинар-совещание по вопросам государственно-конфессиональных отношений, практике и реализации федеральных законов «О свободе совести и религиозных объединениях», «О противодействии экстремистской деятельности». Вторая группа выехала в эвенкийское село Сельдюкар.

Село Сельдюкар Садынского национального наслега Мирнинского района — место компактного проживания эвенков. По статистическим данным на 1 января 2000 года в селе проживало 367 человек, из них 211 эвенков.

В 1930 году был создан Садынский район Якутской АССР, включающий в себя часть территории современного Мирнинского улуса РС(Я), входящий в состав Чуонинского и Ботуоченского сельсовета с населением 1493 человека (в том числе 639 эвенков). В 1948 году Садынский район был ликвидирован, сам же наслег — включен в состав Сунтарского района.

В связи с промышленным освоением Западной Якутии начался спад сельскохозяйственного производства, стали утрачиваться традиционные виды занятий местного населения. Оленеводство сокращалось из-за отсутствия выгульных пастбищ, и, в конце концов, было ликвидировано. Со строительством каскада Вилюйской ГЭС стали затапливаться места проживания и огромные площади земель традиционного хозяйствования местных жителей. Загрязнение вод бассейна реки Вилюй оказывает негативное влияние на здоровье всего населения Вилюйского региона, страдают и жители села Сельдюкар. Серьезный моральный и материальный ущерб они понесли при передаче села из Сунтарского района в Мирнинский, когда значительная часть территории Садынского наслега была оставлена Сунтарскому району. Таким образом, местное население лишилось исконных мест проживания, охоты и сельхозугодий.

Сельдюкар расположен на левом берегу Вилюя в 100 км от алмазной столицы Якутии. В селе находится отделение совхоза «Новый», занимающееся животноводством, клеточным звероводством, заготовкой грубых кормов. Выращивается молодняк крупного рогатого скота, молочный скот почти отсутствует. В частном секторе имеется 55 голов крупного рогатого скота и 18 лошадей.

Изменение традиционного уклада жизни повлияло на психологию местных жителей: из оленного, кочевого народа вынужденных превратиться в оседлых. Садынские эвенки потеряли себя как этнос, утратили навыки традиционного хозяйствования, язык... Сегодняшнее мироощущение сельдюкарца — это апатия, чувство собственной ненужности. Цивилизация, в виде развитой инфраструктуры, информационной сети и других ее видов, до Сельдюкара еще не дошла. Село изолировано от внешнего мира. Автомобильная связь осуществляется только по зимнику в очень короткое время, что создает угрозу срыва доставки жизненноважных товаров, продуктов, ГСМ.... Имеющаяся авиаплощадка не действует.

Сегодняшнее состояние социальной инфраструктуры села:

— население живет в неблагоустроенных домах частной застройки;

— не решается проблема питьевой воды, приходится брать ее напрямую из Вилюя;

— нет телефонной связи. Связь осуществляется по устаревшей морально и физически радиорелейке. Село не радиофицировано, не принимаются передачи районного, республиканского телевещания;

— перебои в электроснабжении — частое явление. Существующая трансформаторная станция и единственная ЛЭП не обеспечивают устойчивого электроснабжения;

— школа, построенная в 1968 году в деревянном нетиповом варианте, рассчитана всего на 8 классовых комплектов. Здание каждый год оседает, фундамент его прогнил окончательно. В школе нет столовой, спортзал не соответствует даже минимальным требованиям стандарта;

— амбулатория располагается в обычном жилом доме, что создает крайние неудобства для приема и лечения больных.

Но... Несмотря на такие проблемы, жизнь в селе все-таки продолжается. В Доме культуры работает небольшая библиотека. В школе начали изучать эвенкийский язык в начальных классах. Организован фольклорный ансамбль «Дылачакан».

Учительница средней школы Е.П.Игнатьева — человек огромного энтузиазма — организовала этнографический музей «Садын».

В селе также имеется этнографический парк «Улу-Того», где находятся три скульптурные композиции. Одна из них, посвященная 50-летию Великой Победы, заняла III место в республиканском конкурсе.

Сегодня Сельдюкару необходимо найти выход из ситуации безысходности, изолированности, преодолеть чувство ненужности в современном обществе. Ведь этот край, даже при зримой малочисленности населения, доказал примером долгожительства выносливость и крепость эвенкийского народа. Совсем недавно, в 2000 году, вся республика восхищенно отмечала 100-летний юбилей Николая Трофимовича Саввинова. Его прадед Савва-Кукачыыс воспитал не одно поколение оленеводов и охотников. Родом эвенки-долгожители — с верховьев реки Вилюй, из местности Сюрюндэ. Таежная педагогика приучает с малых лет познавать большой мир самостоятельно. Так и Николай Трофимович путем самообразования научился писать и читать. В 1929 году на попутном транспорте (на оленях, лошадях и пароходе) прибыл в Якутск, чтобы учиться. Смекалистому парню посоветовал получить образование первый учитель Садынского наслега Герасим Дмитриевич Герасимов.

Смутное время внесло свои коррективы в судьбу молодого эвенка: абсолютно здоровому человеку врач из медкомиссии поставил диагноз «туберкулез», и на учебу его не приняли. Пришлось вернуться обратно на родину. Николай Трофимович, не жалея сил, включается в работу по укреплению колхозов, артелей, укрупнению наслега, становится кадровым охотником. Жизнь Саввинова лишний раз подтверждает вывод, сделанный исследователями: долголетие зависит не только от влияния внешней среды, но в основном — от образа жизни и деятельности самого человека. Здоровые помыслы создают здоровый образ существования. Востребованность в семье и в обществе — это то, что необходимо для сохранения благополучия и в пожилом возрасте. Николай Трофимович Саввинов никогда не трудился ради денег, труд для него стал потребностью. Долгие годы он работал бригадиром оленеводческого стада, кадровым охотником, принял участие в открытии и разработке месторождения исландского шпата для военных нужд страны. В 1945 году стал победителем социалистического соревнования среди охотников района, был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».

После войны он работал в оленеводстве, в транспортировке грузов для геологов, алмазодобытчиков, строителей. В 1972 году стал ударником Коммунистического труда, в 1978 году вышел на персональную республиканскую пенсию и по сей день продолжает каждодневно трудиться в своем домашнем хозяйстве. Супруга Н.Т.Саввинова Анастасия Михайловна, которая умерла в 1998 году, родила мужу 17 детей. Хранительница очага и продолжательница культурных традиций эвенкийского народа, она до последних дней управлялась по хозяйству. Анастасия Михайловна с горечью вспоминала тяжелую долю местных женщин, кочевавших с семьями зимой и летом по бескрайним просторам Вилюйской тайги. Она и сама косила сено с грудным ребенком на спине, охотилась на белок. Все ее дочери нашли свое место в жизни, получили образование, создали крепкие семьи.

По данным Департамента по охране генофонда народов Республики Саха (Якутия) на 1 декабря 1999 г. в республике проживало 524 долгожителя в возрасте 90 лет и старше, в том числе в Мирнинском улусе — 15 человек. Николай Трофимович стал третьим жителем улуса, достигшим 100-летнего возраста.

В 2005 году Мирному исполняется 50 лет. Здесь в мире и согласии живут представители всех народов бывшего СССР. Они строили будущую Россию и были уверены: им жить при коммунизме. И сегодня здесь остался дух прошедшей эпохи: спокойные улицы без кичливых импортных реклам, катания счастливых детишек с ледяных горок, уверенный в завтрашнем дне рабочий люд. А молодежь с вечера до глубокой ночи без страха отдыхает в уютных ресторанах и гуляет по скромно освещенным улицам.

В Музее кимберлита бережно хранится вся история освоения алмазного края. Здесь мало рассказывают о людях, но в каждой информации зашифрован человеческий фактор: гениальность и простота, чистота и ценность, мудрость и хрупкость его природы.

В рамках выездного заседания состоялось открытие Фестиваля дружбы народов «Мы — якутяне». Художественные коллективы Мирного, Удачного, Айхала, Светлого показали великолепный концерт, продемонстрировав танцевальные, вокальные и музыкальные таланты алмазного края. Хлебосольная выставка «Хлеб всему голова» угостила всех гостей и участников фестиваля национальными кулинарными изысками. Также было широко представлено народное прикладное творчество искусных мастериц и детские рисунки.

Для коренных жителей Мирнинского улуса — эвенков, компактно проживающих в селе Сельдюкар, будущий юбилей алмазной столицы сулит много перспектив. В селе построят новую школу с этно-центром, больницу, сделают капитальный ремонт в детском садике, решат проблему с очистительным сооружением для питьевой воды. А для более решительной работы по разрешению проблем эвенкийского села, как посоветовал президент Ассоциации коренных малочисленных народов А.В.Кривошапкин, здесь необходимо создание местной ассоциации эвенков. Перед которой будут поставлены задачи по решению земельных вопросов, местного самоуправления, изучения родного языка и культуры, сохранения экологического менталитета.

Варвара ДАНИЛОВА,
главный редактор газеты «Илкэн», член Союза писателей России.

Hosted by uCoz