На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

«Возвысить в человеке доброе начало...»

Художник Олег Рысаков

К портрету нашего героя

С художником Рысаковым я познакомился недавно, но хватило буквально нескольких встреч, чтобы стало ясно: непростой он человек, очень даже непростой.

Когда я впервые увидел его, он ничем особым не поразил: небольшего роста полный человек с огромной авоськой продуктов, весь из себя занятой. Но когда мне сказали, что это тот самый Рысаков, по правде говоря, я был немного обескуражен: ну, не вписывался он в мои былые представления о художниках, эдаких бродягах Гогенах. А еще я узнал, что Рысаков в военные годы воспитывался в интернате Жиганска, где все поголовно говорили по-якутски. Со временем сказалось отсутствие языковой среды, и Олег сейчас уже с трудом понимает смысл некоторых якутских слов.

А еще мне рассказали трогательную историю его любви к девушке Гале, которую он полюбил всей душой. Полюбил инвалида, казалось, с безнадежной судьбой. Олег был так ей предан, что никто не удивился, когда молодые поженились. Судьба благоволила счастливым влюбленным — у них родились вполне здоровые дети. И теперь дед с бабушкой воспитывают подрастающих внуков.

Олег со всеми делами за пределами дома справляется сам, включая и походы в магазины. Но несмотря на обилие домашних хлопот, он остается художником. Художником с большой буквы.

Там, где сливаются характеры Природы и человека

Олег Рысаков — один из тех художников, чье творчество неотторжимо от традиций русской живописи, однако он считает неразумным замыкаться на одном только направлении. Художественное дарование Олега органично дополняет богатый жизненный опыт.

Мир творчества Рысакова очень разнообразен. Это и угрюмые поля северных цветов, золото осени, голубые горы, угрюмая и неповторимая айхальская природа, буреломы и сенокосы. В нем, истинном сибиряке, живет огромная тяга к Природе-Матушке. И любовь эта безгранична и свята — как любовь к родителям и земле.

Он исходил пешком берега величавых якутских рек, проскитался по таежным селам, рыбацким тоням, да по сенокосам в поисках простых, но своеобразных истин. Картины Олега Рысакова завораживают, и в то же время предупреждают: «Люди, посмотрите, какая вокруг красота! Будьте, пожалуйста, милостивы к ней!»

Невозможно без гнетущего чувства подавленности смотреть на «Туой-Хая» или без восхищения и оптимизма — на «Весенние краски» и «Полянку».

Рысаков — прекрасный психолог. Он умело экспериментирует в своих картинах, применяет различные психологические приемы. Некоторые его работы наверняка не вызовут у вас положительных эмоций. В них присутствует алгоритм поиска причин, порождающих наши тяготы жизни — а ведь это совсем непросто.

Вот — «Ленские столбы». Столбы, которые олицетворяют собой первозданную красоту, величие мира. Вглядитесь, и вдруг вы обнаружите другой лик неприступных столбов — некое подобие людей высокомерных, безжалостных, способных унизить человека, растоптать его душу. Или картина «Голубые горы», где эти самые горы — всего лишь иллюзия на фоне жестокого ландшафта.

Да, в жизни мы не раз обманываем себя, притом осознавая все горькие последствия подобного обмана. Те, которые вершину блаженства жизни видят на пике голубых гор, окутанных розовым туманом, обречены на страдания и разочарования. Как отмечал известный психолог Лазарев, жизнь преподносит нам то, что имеется у нас внутри, то есть внешнее отражает внутреннее. Не принимая то, что мы считаем для себя ужасным — боль, предательство, жизненные неудачи, мы лишаемся возможности разрешать возникающие проблемы.

Вместе с тем у Рысакова есть природный дар видеть, понимать и возвышать в человеке доброе начало и делать это без лишней риторики, с естественностью истинного и глубокого чувства.

Он умеет передавать сложное сплетение чувств, поступков, побуждений, мыслей, свойственных и обычному течению жизни. Он не создает выдающиеся или особо харизматические образы, характеры. Сюжеты у него — самые обыкновенные, взятые из повседневности. Но в каждом из них Рысаков ищет свою изюминку.

Работая над якутским пейзажем, художник словно перевоплощается в якута, впитывает в себя все его переживания и думы. Это видно по его картинам о буднях оленеводов, охотников Саскылаха, сенокосчиков Таас-Юряха.

Как и все творческие люди, Рысаков не останавливается на достигнутом, он часто недоволен собой. Его поиски мучительны, он очень много работает, ищет, пробует. Он стремится к своей неповторимой тропе, которая выведет к новым горизонтам.

Станислав Алексеев,
г.Мирный.

Hosted by uCoz