ДИАЛОГ С ПРИРОДОЙ
О творчестве художника
Виктора Саморукова
САМОРУКОВ Виктор
Григорьевич родился 3 августа 1941 года
в городе Петухово Курганской области.
Детские и юношеские годы провел в
Зауралье (Петухово, Шадринск, Курган).
Отец погиб на войне в 1942 году.
Армейскую службу проходил в
Красноярске. До армии успел с
отличием окончить Шадринское
ремесленное училище (Курганская
область, Зауралье) по специальности
слесарь-сантехник и поработать на
Шадринском автоагрегатном заводе им.
Сталина. Во время службы в армии
танцевал в хореографическом
ансамбле. После завершения службы в
армии закончил хореографическое
отделение культпросветучилища. В 1967
году поступил в Свердловское
художественное училище (ныне г.
Екатеринбург), которое окончил в 1971
году со специальностью оформителя.
Получил распределение в Курганский
художественный фонд.
Все, кто бывал в Якутске в 70-х годах,
наверняка помнят, какую роль в
культурной жизни города играла
Студенческая картинная галерея при
Якутском государственном
университете. Там тусовалась, говоря
современным языком, тогдашняя
творческая молодежь: устраивались
выставки начинающих художников,
экспозиции по итогам конкурсов на
лучший детский рисунок, публичные
обсуждения выставок, творческие
встречи с интересными людьми,
работала детская художественная
студия. Инициатор и создатель СКГ ЯГУ
Николай Софронович Алексеев мечтал о
создании при галерее Малой Академии
художеств для детей. О работе
университетского центра
изобразительного искусства писал
всесоюзный журнал”Студенческий
меридиан”... Двери галереи были
распахнуты для художников в любое
время дня и ночи. Любая идея, любой
творческий “бред” имели здесь шанс
на реализацию. Тепло, по-домашнему
встречали гостей работавшие там в
разные годы Валерий Бессонов, Роза
Павлова, Надежда Сенькина, Айсен
Сивцев (Дойду) и другие.
Одним из направлений работы
галереи была организация выставок
художников из районов республики. В
ее стенах состоялись первые выставки
с участием живописцев Мирного,
Ленска, Нерюнгри, Тикси. Там же
якутяне впервые познакомились с
творчеством художников Владимира
Белякова и Алексея Герасимова, в то
время проживавших в Мирном.
Экспонировались в галерее и работы
преподавателя Мирнинской
художественной школы Николая
Мартенсона, ныне являющегося ее
директором. Художественная
атмосфера тех лет была наполнена
творческими идеями, стремлением к
развитию, самоусовершенствованию,
взаимному духовному обмену и общению.
Среди художников, пытавшихся
утвердиться, найти свое место или, по
крайней мере, привлечь к себе
внимание коллег из Якутска, был и
Виктор Саморуков, часто появлявшийся
в Студенческой картинной галерее и
Якутских художественно-производственных
мастерских в конце 70-х – начале 80-х
годов.
Высокий бородатый “очкарик”, он
располагал к себе окружающих немного
застенчивой, по-детски открытой
улыбкой. За внешне “сердитой”,
отрывистой по интонации речью
скрывалась незащищенная, ранимая
душа художника. Уже тогда он
определился в своих поисках:
занимался пейзажем в свободное от
обычной “оформиловки” время. Его
картины выставлялись в Студенческой
картинной галерее, Якутском изомузее
во время групповых выставок
художников Якутии, а в 1980 году
выставком V зональной выставки “Советский
Дальний Восток” отобрал две его
работы для показа в Чите (“Вечер”, “Летняя
ночь”). Сведения об авторах и
произведениях были опубликованы в
Каталоге выставки, что было
серьезным событием в творческой
биографии художника.
Вся последующая жизнь Виктора
Саморукова связана с природой
ставшего родным Вилюйского края.
Именно она была для него “моленным
образом”, объектом боготворения и
восхищения, единственным предметом
постоянной любви и внимания, “отдушиной”,
по его словам, от житейских забот и
неурядиц. Два сезона работы с
археологами в экспедиции по Вилюю (Хатыннах)
позволили не только прошагать пешком
не одну сотню километров, но и
набраться новых, свежих впечатлений
от мест, где не ступала нога
художника. Романтик-шестидесятник,
он так и остался бродягой в душе
своей, несмотря на пришедшие с
возрастом болезни...
Первое посещение Мирного в начале
80-х годов позволило мне ближе
познакомиться с творчеством
мирнинских художников. Виктор
Саморуков разрабатывал в то время
жанр камерного пейзажа в технике “холст-масло”,
участвовал в групповых и
персональных выставках Мирного,
Якутска, родного Зауралья –
Горнозаводска, Кургана, был известен
в кругу земляков, творческой
интеллигенции. Лирическое, глубоко
прочувствованное, пропущенное
сквозь призму собственных
переживаний и ощущений восприятие
природного мотива привлекало к нему
людей душевно открытых, чистых в
своих помыслах, лишенных
меркантильности и трезвого расчета.
Не случайно обрели в его творчестве и
в нем самом родственную душу
писатели Алексей Васильев и Мэри
Софианиди, приняли в свою среду
коллеги-художники Тикси, Ленска,
Нерюнгри, Мирного, Якутска, хотя
формально он никогда не был членом
творческого союза, как и большинство
вышеупомянутых авторов из “якутской
провинции”, и в этом не их вина...
Живописная манера Виктора
Саморукова уже в тот, ранний период
творчества отличалась простотой и
даже внешней незамысловатостью
приемов, базирующихся на традициях
русской реалистической школы,
добросовестно усвоенных во время
учебы в Свердловском художественном
училище. Сдержанность
колористического темперамента
проявлялась в графичной четкости
рисунка, некоторой затемненности
живописного строя ранних работ,
увлечении приемом контражура (например,
контраста темных стволов деревьев и
светлого тона основной живописной
массы фона)...
Минувшее десятилетие стало для
художника временем освоения своего
“я”, своей индивидуальности, своего
пути и своего места в системе
художественных ценностей методом
углубленного самопознания,
душевного напряжения и преодоления
житейских трудностей. И он
интуитивно нашел, нащупал этот путь,
ведущий к зрелости творчества, о чем
свидетельствуют работы последних
лет, подготовленные к персональной
юбилейной выставке в Мирном.
Несмотря на то, что многие вещи
художника ушли в частные коллекции,
подарены друзьям, попали в учебные
заведения и музеи, его маленькая
однокомнатная квартирка накануне
выставки буквально “забита”
работами. Следы человеческой и
бытовой неустроенности находятся в
резком контрасте с добротной
живописью холстов и коллекцией
тонких по колориту акварелей.
Акварель – капризная техника –
стала новым увлечением художника,
подкупающим эмоциональной силой,
проникновенностью колористических
аккордов. Именно она стала новым
средством аккумуляции накопленных
годами чувств, переживаний,
творческого опыта. Отдельные листы
ненавязчиво складываются в циклы-симфонии,
где главное не сюжет, а настроение...
...Беру в руки шероховатый плотный
лист, вглядываюсь в пятна, разводы,
отмывки. Вертикальный формат, низкая
линия горизонта, легкий намек на
перспективу – лесная просека,
весенняя пора. Изящная графика
хрупких стволов северного леса,
мягкая моделировка пространства,
перетекание планов... Равновесие
живописных масс подчеркивается
симметрией композиции. Контраст
холодных и теплых тонов также лишен
резкости. Необыкновенная простота
мотива вызывает душевный отклик и
рождает чувство гармонии сродни
поэтическому переживанию...
Следующий лист из той же серии.
Казалось бы, тот же мотив: небо,
перелесок, ощущение пробуждения
природы, но преобладание сдержанной
коричневой гаммы, высокая линия
горизонта вызывают иные
пространственные и эмоциональные
ассоциации. В целом отдельные листы
пленяют серебристо-коричневой
колористической гаммой, нежными
переходами, переливами жемчужных
тонов, к которым стремятся все
художники, но достигают этого
немногие. В живописных полотнах
последних лет бросается в глаза
заметное осветление палитры, более
свободное и разнообразное обращение
с живописной фактурой, “облегчение”
колорита, из которого ушли тяжелые
сумрачные сгустки цвета. Стога сена,
Вилюй, Ленские скалы, заросли рябины,
шаманское дерево, одинокая юрта,
болотные мари – все интересно
художнику, дотошно изучающему натуру.
Широкие плоскости цвета, пастозно
разработанные мастихином,
воссоздают объемность Ленских скал,
красные вспышки мелких мазков
превращаются в украшения хрупких
стволов рябиновых зарослей, часто
встречающихся на Вилюе, а белые
оживки - мазки лепят форму в зимних
пейзажах с крутыми изгибами дорог...
Интерес к “чистой” природе”,
незамутненной этнографическими
реалиями, отсутствие человека даже в
качестве стаффажа (второстепенные
элементы в живописной композиции, в
частности, человеческие фигуры в
пейзаже или пейзаж в жанровой
картине. – Ред.) в пейзаже, наверное,
не случайно и может быть истолковано
по-разному, исходя из особенностей
творческой и личной судьбы художника,
его мировидения и мироощущения.
Главное, что удалось Виктору
Саморукову, – сохранить чистоту и
незамутненность души, духовный
контакт с природой, верность
творческому призванию.
Одухотворенность произведений,
внутреннее присутствие его
человеческого “я” и душа как высшая
ценность, растворенная в природных
формах, некая тайна его произведений,
ведомая ему как творцу и природе,
частью которой он себя ощущает.