На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Журнал «Илин» совместно с Ассамблеей народов Якутии, Департаментом по делам народов и федеративным отношениям и редакцией журнала «Республика Саха: современность и перспективы» представляет новую рубрику, посвященную улусам и районам Якутии. В этом номере мы знакомим вас с Мирнинским районом и посвящаем материалы 50-летию со дня открытия первой кимберлитовой трубки «Зарница» в августе 1954 года.


Лауреаты журнала «ИЛИН»


Василий Харысхал, писатель, драматург.


Василий Протодьяконов, литературовед, критик, доцент ЯГУ.


Хидэо Кацуки (Япония), почетный профессор ЯГУ.


Включаясь в разговор о культуре. На вопросы анкеты отвечают...

1 21—25 января 2004 г. состоялся Съезд деятелей духовной культуры народов Республики Саха (Якутия). Как Вы оцениваете значение этого Съезда, разговора, который на нем состоялся,
для развития культуры и духовности народов Якутии?

2 Каково, на Ваш взгляд, состояние культуры республики в целом
на день сегодняшний? Что —
в перспективе?

3 Назовите 3 наивысших достижения в области культуры за минувшие 50 лет.

4 За прошедшие полстолетия какой период Вы считаете наиболее плодотворным в истории культуры республики (или наиболее важным, значимым для ее дальнейшего развития)? И почему?

5 Влияет ли культура, искусство на современное общество? На молодежную культуру?

6 Ваше отношение к так называемой «массовой культуре»...

7 В условиях глобализации какими Вы видите перспективы развития национальных культур?

8 Наиболее характерные черты национальных культур... В чем они должны выражаться?

9 Какие направления культуры, на Ваш взгляд, должны получить наибольшее развитие?

10 Ваши пожелания журналу.

Лариса Донская,
пианистка, композитор.

1. Никогда не была участником съездов, но думаю, такие встречи очень важны и полезны возможностью диалога, обсуждения и решения многих насущных проблем, для обмена опытом. Кроме того, это мощный стимул для творческих людей, особенно для тех, кто живет в отдаленных улусах.

2. Позитивное. Видны постепенный рост и развитие культуры и искусства. Это дает надежду республике — с ее художественным и исполнительским потенциалом — войти в будущем в сокровищницу мировой культуры.

3. Думаю, это:

1) Саха театр, Андрей Борисов;

2) Высшая школа музыка, в частности, скрипичная школа Ларисы Габышевой, Станислава Афанасенко;

3) Айталина Адамова, лауреат последнего конкурса имени П.И.Чайковского.

4. Перестройка — новый взгляд на развитие общества. Концептуальный подход к развитию культуры и искусства республики. Андрей Борисов — как двигатель, координатор реализации концепции.

5. Если брать общество в целом, то не влияет.

6. Влияет. В основном «массовая культура», т.е. общедоступная, к сожалению, бывает чаще всего низкого уровня. Влияние ее разрушительно, потому что происходит переориентация нравственно-моральных ценностей.

7. Глобализация — это широкое понятие, оно подразумевает все спектры развития общества, в том числе и духовность. Культура и искусство, как носители духовности, т.е. морально-нравственных ценностей, могут помочь оздоровлению общества.

8. Каждый период времени вносит свой неповторимый отпечаток, колорит, и это — интересно. Потому что видишь, что традиции не застывают, а продолжают жить, развиваться в новом ритме.

9. Не думаю, что нужно выделять какие-то определенные направления. Они ведь могут развиваться параллельно, в то же время — пересекаться, соприкасаться, могут дополнять друг друга, вносить что-то новое. Это естественный ход развития.

10. Мне нравится оптимизм журнала «Илин», и хочется пожелать редакции продолжать формировать оптимизм, а значит, не терять Веру, Надежду, Любовь и читателей «Илина».

Анастасия Варламова,
заслуженный работник культуры Республики Саха (Якутия), председатель Союза авторов-песенников республики.

1. Съезд прошел в момент ломки старых стереотипов, принципов и убеждений. Он прошел, чтобы сдвинуть с места старую догму о второстепенной роли культуры и искусства. Подведены некоторые итоги развития общества, дана характеристика места Якутии в мировой цивилизации.

2. Мы сейчас в поиске ответа на вопрос «Куда идем?». Зарождается и закладывается основа тенденций менталитета, содружества многонационального Севера, особой арктической культуры.

3. а) Возвращение творческого наследия, увековечивание памяти П.А.Ойунского и А.Е.Кулаковского;

б) Перевод олонхо П.Ойунского «Нюргун Боотур Стремительный» на русский язык В.Державиным;

в) Творчество Саха театра — со дня его основания. Достижения и культовые традиции — итог усилий всех пяти режиссеров и артистов разных поколений по принципу провидения.

4. Последние 20 лет. Обретение свободы личности.

5. Изменение ценностной ориентации создает некоторые трудности. Надо создать механизм постоянного диалога, выработать новые парадигмы.

6. Зависит от того, чьи идеи претворяет, кому служит продукт «масс-культуры».

7. Нужна продуманная государственная стратегия информационного развития. Нужна полная и точная информация о традициях и культуре народов. Здесь интересны рекомендации международной конференции «Терпимость, взаимопонимание и согласие», прошедшей 21—24 июня 1995 года в Якутске.

8. Любой народ уникален своей культурой. Когда он ставит вопрос о своем месте в мировой цивилизации, то этим выражает свою ответственность перед другими и того же требует от других наций и народностей.

9. Скажу коротко: «Песня — душа народа».

10. Журнал «Илин» — гордость нашей республики. Желаю большого тиража и увеличения числа российских читателей.

Жирков Александр Николаевич,
народный депутат, председатель постоянного комитета по науке, образованию, культуре и средствам массовой информации Государственного Собрания (Ил Тумэн) республики. Заслуженный работник народного хозяйства РС(Я). Кандидат исторических наук.

1. Подобный съезд должен был состояться, и хорошо, что он состоялся. Значение его — не в отчете о пройденном (сделано немало, речь на съезде шла о «серебряном периоде» якутской культуры), а в реальных перспективах и осязаемых мерах, в крайнем случае — в разработке концептуальной модели поведения в обозримое время. В этом плане — серьезного разговора на съезде не получилось.

2. Речь может идти о конкретных направлениях, сферах, о том, что преобладает, что есть негативного, перспективного и т.д. В само понятие «культура» следует вложить смысл, соответствующий контексту нашего разговора, иначе сегодняшний наш диалог не получится предметным.

Оценку «состояния культуры республики в целом» могут дать, наверное, натурфилософы, если иметь в виду, что каждый из них — в житейском плане — тоже обыватель. С другой стороны, сложно быть исключением, находясь в едином общекультурном пространстве. Это было сложно раньше, будет тем более сложно в будущем. Федеративная модель государственного обустройства (что в плане культуры подразумевает и федеративную модель культурного, духовного поведения) развиться не сумела, а в условиях централизации власти, денег и права поневоле централизуются, унитаризуются и культурные институты. Впрочем, сложности будущего, о котором я упомянул, могут восприниматься будущими поколениями не так остро — они будут воспитаны той же средой. В детстве не верилось: как это один человек уронил в реку и... исчезла письменность целого народа. На деле — очень даже возможно. Родной язык может превратиться просто в язык предков в течение одного-двух поколений.

3. Если можно выразиться понятиями, сказал бы так: «Якутский университет», «Якутский эпос» и «Якутский театр». Эти понятия — протяженные, исконные. Поколения прошедшего полстолетия эти понятия сумели превратить в свое достояние, достижение.

4. Достижения на пустом месте не появляются. И достижения, указанные нами выше, были и остаются наиболее важными и значимыми явлениями за прошедшие полстолетия. От того, как мы их сохраним и насколько приумножим, во многом будет определяться и культурный облик народа.

5. Влияет — на тех, кто подвержен подобному влиянию. А подверженность, говорил Конфуций, надо прививать. Увлеченные посулами «свободы личности», мы стали как будто стыдиться понятия «воспитание». Происходит подспудно и другое. Обществу сознательно прививается поведение, продукт которого известен — расслоение общества, индивидуализация обучения и воспитания, качество и направленность которых зависят от уровня благополучия тех или иных слоев общества.

6. Во-первых, общество и каждый его член достойны той культуры, которую превозносят. Во-вторых, под «массовую культуру» можно «загнать» и традиционную, исконную культуру народа. Во всяком случае, вычленить ее весьма сложно. Без профессионалов и опять же без «воспитания» тут не обойтись.

7. Выбор всегда имеется. Выбор есть и в эпоху глобализации. Феномен культуры, культурности заключается и в том, что здесь не всегда можно брать количеством, массой. Совершенность того или иного культурного явления абсолютно предполагает его востребованность. Мы недостаточно работаем в этом направлении, но придет время и якутский народ будет признан в мире как носитель уникального памятника эпического наследия — памятника, которого не удалось сотворить ни одному другому народу.

8. Мы вновь возвращаемся к вопросу об уникальности, самобытности и значимости. Вы представляете интеллигенцию саха без Якутского университета? Или якутский язык, якутскую литературу, поэзию, искусство (изобразительное, музыкальное, театральное и т.д.) без эпоса, без олонхо? А где, кроме театра, можно духовно осязаемо ощутить время и бремя бытия и место своего народа в нем, ощутить духовное родство и единство?

Было время, когда различали культуры по классовому признаку, мы и сегодня не предложили ничего взамен понятия «национальной по форме и социалистической по содержанию» культуры. Было время, когда народу не нужно было придумывать критерии характерных черт. Помните, у С.И.Боло — «Саха эрдэххэ»? Сейчас время обозначить свою самобытность. Основа самобытности — в материальной и духовной культуре. Памятники духовной культуры в основном удалось сохранить, в эпоху информационных технологий это суть, главное.

9. Нужно развивать свои традиции обучения и воспитания, сохранять и приумножать эпическое наследие, превратить ее в эпическую культуру. Якутский эпос — стержень духовности, исток бессмертия языка, культуры и искусства нашего народа. Чем раньше и глубже мы это поймем, тем цельнее будет наша культура, культурность.

10. Вы — издание, наиболее близкое к истокам духовности и культуры родного народа. Не отходите от истоков.

Hosted by uCoz