«День учит день»
|
ПЕРВАЯ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
... Именно
интеллект, высокая духовность будут
определять новый облик народа.
... Духовность
народа является той невидимой, но
очень мощной силой, которая
сплачивает людей. ... Мы
добиваемся, чтобы формирование новой
Якутии, прорыв ее в цивилизованное
общество происходили как результат
всеобщих усилий народа и чтобы этот
процесс способствовал изменению его
менталитета.
Из
выступления Президента РС (Я)
Михаила Ефимовича Николаева
на первом общем собрании Академии
духовности.
Днем рождения уникальной
во всей России Академии духовности
стало 19 июня 1996 г. Это общественно-государственное
учреждение образовано в целях
возрождения и дальнейшего
обогащения духовности народов
республики и расцвета их самобытной
культуры, наращивания их
интеллектуального
потенциала, более эффективной
организации и координации
деятельности творческих союзов.
Президентом Академии избран
народный художник СССР А.Осипов, вице
президентами — народный артист
России В.Д.Антонов, искусствовед Э.Е.Алексеев,
ученым секретарем — поэт М.Д.Ефимов.
Избран Президиум, в состав которого
вошли: А.Н.Осипов, В.Д.Антонов, Э.Е.Алексеев,
М.Д.Ефимов, В.Н.Иванов, Владыка Герман,
А.С.Борисов. Созданы три комиссии: по
образованию и формированию личности,
по литературе и искусству, по
духовному наследию народов.
Сегодня своими мыслями о
непреходящих духовных ценностях
делятся действительные члены
Академии, доктор искусствоведения
профессор Эдуард Алексеев, член-корреспондент
Российской Академии художеств
Иннокентий Потапов, заслуженный
деятель искусств Республики Саха (Якутия)
композитор Николай Берестов.
Эдуард АЛЕКСЕЕВ
Высшее проявление
разума
Как мне сейчас кажется. Человек
Духовный — это Личность, наполненная
чем-то бесспорно ценным в той сфере,
которая относится к высшим
проявлениям человеческого Разума.
Человек бездуховный пуст. У него, как
у инвалида с отсутствующим органом, в
лучшем случае может время от времени
болеть и ныть то место, где, по нашим
представлениям, некогда помещалась
Душа.
Сейчас мы — родители, учителя,
воспитатели — нередко уподобляемся
незадачливым градостроителям,
которые возводят корпуса новых,
порой весьма благоустроенных
многоэтажных зданий, будучи не в
состоянии дать себе отчет, кем будут
заселены эти этажи. Как говорят
русские, “свято место пусто не
бывает”. Потому нередко оказывается,
что в комфортабельных квартирах
верхних, лучших этажей поселяются
совсем нежелательные обитатели. От
них всегда не просто избавляться.
Разрастаясь, как злокачественные
образования, они представляют
серьезную опасность для окружающих.
Как, каким образом, каким достойным
содержанием наполнить “высшие этажи”
приходящих в мир поколений? В этом и
состоит основная забота Академии
духовности, если такие Академии,
подобные только еще создаваемой
якутской, будут возникать в разных
человеческих сообществах на рубеже
нового тысячелетия.
Иннокентий ПОТАПОВ
Подлежит
реабилитации...
Полагаю, что мы все сейчас
размышляем о духовности еще только в
самом первом приближении к
осмыслению сути этой очень емкой
нравственно-философской категории.
Правда, в своей повседневной
деятельности постоянно имеем дело
прежде всего с культурно-просветительскими
и нравственно-эстетическими
запросами сферы духовности. И,
пожалуй, первое, что лично для меня
важно в определении своего подхода —
это вопрос о параметрах духовности,
хотя я сознаю, что вряд ли вообще
возможно сколько-нибудь четко
обозначить ее пределы, все ее глубины
и высоты. Настолько она всеохватно
проявилась во времени и пространстве
всей человеческой истории. Но
несомненно: каждый
раз, на новом значительном витке
истории духовность служила мощной
интеллектуальной закваской,
ферментом общественного прогресса.
Культура и наука, искусство и
религия, гуманистические идеалы и
человеческая мудрость — все они
аккумулировали в себе богатейший
многовековой опыт взаимоотношений
людей между собой и обществом,
взаимоотношений человека с природой
и со всей окружающей средой. И все они,
по естеству своему, пронизаны
нравственным, духовным началом,
поскольку формировались и
совершенствовались благодаря
неистребимой человеческой воле к
жизни и к постижению в ней Истины,
Добра и Красоты.
Вот почему так насущно необходимо
всесторонне осмысливать и достойно
воплощать в своей практической
деятельности унаследованный
бесценный опыт применительно к
духовному, нравственному и
культурному возрождению своего
народа в нынешний переходный период
нашей истории. Духовность становится
как бы синонимом лозунга “национальное
возрождение”, воспринимается как
его атрибутивный признак.
Второе, на что тоже сразу хочется
обратить внимание. Предстоит, если
можно так выразиться, реабилитация в
своих полных правах самого понятия “духовность”,
которое в советский период нашей
истории подвергалось грубой
деформации.
Известно всем, что до недавнего
времени церковная духовность
рассматривалась исключительно с
негативных позиций, в лучшем случае
— с допуском некоторой доли
снисходительности. Что касается
светской духовности, то некоторые,
кажется, даже позабыли, что таковая
была и есть. И она тоже подвергалась
коррозии нивелирующих процессов
бездуховности, тлетворные
последствия которой особенно
широкий размах обрели в условиях
постперестроечного беспредела
Чтобы пережить и преодолеть все это,
следует начать с избавления от
синдрома воинствующего, основанного
на нигилизме и противостоянии,
сугубо идеологизированного сознания.
Ведь церковная духовность и
духовность светская, хотя они разные,
но имеют и много общего. Они
взаимосвязаны. А в наши дни
возросшего интереса к
гуманистическим идеям и к
общечеловеческим, а значит и к
конкретным национальным, традициям и
ценностям расширяются возможности
их тесного взаимообогащения.
Хочется сказать о духовности и как
об оценочной категории. У нее свои
критерии и субординации ценностей на
все, что создано разумом, сердцем и
руками одаренных людей. А это самым
прямым образом касается прежде всего
творческих личностей, для которых
забота о профессиональном
мастерстве и совершенствовании
своего таланта всегда очень многое
значит.
Мы переживаем момент, открывающий
творческим работникам возможности
шире, непредвзято и активнее
ориентироваться на все лучшее, на
высокие образцы национальной,
общероссийской и мировой
художественной культуры. Имея такие
ориентиры, намного интереснее
работать по велению своего сердца и
таланта. И твердо веря при этом в
духовное, национальное возрождение
народов своей родной суверенной
республики.
Николай БЕРЕСТОВ
И рисунки на скале,
и вершины музыки...
Духовность — это стремление
постигнуть опыт человечества,
желание совместить в себе понятие
МИР.
Духовность — это способность жить
в оптимальных условиях данного
времени, окружения в “климате”
взаимозаботы,
взаимозаинтересованности и
взаимоответственности.
Духовность — это оптимизм,
культура, совесть, жажда и стремление
к созиданию и развитию физических,
умственных и всеобъединяющих норм
организма и окружающей среды: семьи,
народа, человечества, животного и
растительного мира, природы.
Музыкальное искусство — одно из
важнейших условий жизни человека и
человечества, позволяющее ему
общаться, учиться (совершенствоваться),
мечтать и наслаждаться, искать
утешения и силы, волноваться и
плакать, восторгаться, обобщать и
философствовать и мн. Другое.
Любовь к музыке проявляется у всех
народов и в ней отражается весь
спектр их духовных и физических
особенностей, условий их жизни и
окружения.
Песни, сказания, обряды,
инструментальная музыка и т.п. — это
чудесный багаж, который каждый народ,
сохраняя и обогащая, передает из
поколения в поколение и нет на земле
такого существа, которое, подобно
человеку, могло бы пользоваться
неописуемым богатством звука, цвета,
слова, пластикой движений, форм
фиксаций мысли...
Искусство формирует и обогащает
личность и семью, народ и народы.
Свидетелем этому служат и наскальные
рисунки, и величайшие произведения
литературы, живописи, архитектуры и
музыки, творения безымянных и
выдающихся деятелей.
Аспекты
духовного возрождения
Надежда ТОЛБОНОВА
Традиционная
культура — одна из основ духовности
Республиканский Дом народного
творчества особое внимание уделяет
возрождению традиционной культуры
народов Якутии. С этой целью были
разработаны перспективные планы и
целевые программы “Хомус”, “Итэдэл”,
“Ыhыах”, “Олонхо.”... “Возрождение
традиционной культуры народов
Севера”, “Дети и культура”. В
настоящее время разработали
программу “Ытык сирдэр” (“Священные
места”), готовится Атлас священных
мест республики.
Провозглашение суверенитета
республики дало определенный толчок
к возрождению традиционной культуры,
возможность оценить ее состояние на
современном этапе. Проблемы
традиционной культуры, ее реалии и
перспективы имеют особую значимость
в. преддверии XXI
века. Сегодня наступил этап
осмысления и серьезного
исследования духовного наследия
народа.
Весной этого года были проведены
две конференции — “Саха культурата
XXI уйэни керсе” и “Традиционная
культура малочисленных народов
Севера и современность”.
На этих конференциях отметили:
— отсутствие Концепции культурной
политики в республике, Закона о
культуре, других нормативных
документов;
— не выработаны экономические
механизмы реализации культурных
программ (ранее был создан Фонд
культуры и искусства, который
ликвидирован);
— нет фонда систематизированных
подлинных документов фольклорного
наследия;
— недостаточность научных
исследований, разработок в области
традиционной культуры;
— слабая система подготовки,
обучения квалифицированных
специалистов, в частности, по
культурологии.
Особо важными проблемами остаются
вопросы сохранения и пропаганды
эпоса — олонхо.
Как известно, во всем мире
существует интерес к эпосу, даже у
тех народов, у кого его нет.
Периодически организуются
Международные Лордовские
конференции по эпосу, в прошлом году
отмечалось 1000-летие бурятского “Гэсэра”,
ныне прошла конференция в
Кыргызстане по “Манасу”.
В августе этого года в Алматы
прошла пятая Лордовская конференция.
Хотелось бы, чтобы Академия
духовности поддержала идею об
объявлении года Олонхо.
Необходимо издать готовые тексты
олонхо, например, подготовленные
научным сотрудником отдела олонхо
Института гуманитарных исследований
П.Н.Дмитриевым:
— “Оде Ньургун” Ноорой-Степанова,
10п.л.
— “Бэриэт Бэргэн” того же автора,
11 п.л.
— “Кун Дьепуелдьут” П.Ядрихинско-го,
11 п.л.
— “Уелэн Кыырдьыт” Бочоох-Попова,
14 п.л.
— “Кун Тэгиэримэн” К.Федорова, 15 п.л.
Тексты олонхо, тойуков, альбомы на
сегодня не имеют возможности
печататься.
По программе “Итэ5эл” необходимо
изучить имеющиеся программы и
совместно выработать единую
концепцию.
По программе “Священные места”
надо реализовать проекты “Чочур-Мыраан”,
“Куллатыы”. Эти проекты были
вынесены на обсуждение Министерства
экологии и Министерства по делам
молодежи, туризма и спорта.
В настоящее время стоит задача
завершить Атлас священных мест всей
республики. Это трудоемкая работа,
которая предполагает привлечение
всех интеллектуальных сил.
Имеющиеся фондовые материалы
устаревают, необходимо новое
оборудование, отвечающее
требованиям сегодняшнего времени.
Создание архивного аудиовизуального
фонда при Республиканском Доме
народного наследия. При помощи
Академии духовности возможно
установление связи с Австрией, в
частности, Австрийским Домом
народного творчества.
Хотелось бы также предложить
Академии духовности установить
премии или иные формы поощрения за
подвижничество, за вклад в дело
духовного возрождения народа.
Надежда Семеновна ТОЛБОНОВА –
директор Дома народного
творчества при Министерстве
культуры РС(Я). |