На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо


Это треклятое чувство неудовлетворенности…”

Мы расположились в уютной грим-уборной Валентина Дмитриевича, среди множества цветов. На столике — диковинные поделки из корней деревьев, на стенах — портреты хозяина в костюмах самых разных эпох, картины. Валентин Дмитриевич замечает с улыбкой, что ему легче отыграть подряд два больших спектакля, чем разговаривать с журналистом о себе...

Родом он из села Сара Сумского района Ульяновской области. Детство прошло в окружении садов, полей, дубовых рощ на берегу притока Волги — Суры. Ребятишки с малых лет помогали взрослым: подносили снопы, возили навоз, сено, пасли коней в ночном. Когда Вале исполнилось двенадцать, семья переехала в граничащий с Ульяновской областью чувашский город Алатырь. Потом родители отправили подростка Валю к родным в Свердловск. В Доме пионеров Валентин занимался в изокружке, писал акварели, доводилось участвовать и в выставках.

В 1943 году его призвали в армию. Воевал в составе 1-го Украинского фронта. Ратный труд бойца отмечен орденом “Отечественной войны” 1-й степени, медалями “За отвагу”, “За освобождение Праги”, “За победу над Германией”. Демобилизован по ранению.

О войне Валентин Дмитриевич рассказывает скупо, оживляется, показывая характеристику на комсомольца В.Д.Антонова, чудом сохранившуюся со времен боев: “Хорошо выполняет боевые задания, ... предан делу партии Ленина — Сталина”.

После демобилизации в 1948 году пытался поступить в Свердловское Художественное училище — не выдержал экзаменов, не прошел по конкурсу и на вокальное отделение музыкального. Рассказывая о художественном училище, Валентин Дмитриевич грустно улыбается и, как бы оправдываясь, говорит: “Конечно, сколько лет не то что кисти, карандашей в руках не держал”, а когда речь заходит о Музыкальном, хохочет: “Какой из меня певец!”

Ну а в Свердловский театральный институт он поступил и через 2 года оказался... в Ленинграде — вместе с переведенным туда институтом. Так что диплом актера получил уже в городе на Неве. По окончании института работал полгода в Иркутске, потом сезон — в Чебоксарском театре, главный режиссер которого Дагмаров подписал договор с Русским драматическим театром Якутска и пригласил Антонова в труппу. Это было в сентябре 54-го...

— “Судьбу, как и время, не выбирают, в них живут и умирают”, — цитирует поэта Валентин Дмитриевич. — Я благодарен судьбе. Якутская земля дала мне всё. Считаю, у меня две родины — та, где я родился, и та, где живу и работаю. У каждого ведь свое счастье. Для меня, например, счастье — это то, что я выжил во время войны. Счастье, что нашел в жизни свою профессию, которой верен и которая верна мне. Счастье, что у меня хорошая семья.

На сцене Русского драмтеатра за сорок с лишним лет сыграно около 200 ролей — и драматических, и комедийных, и острохарактерных. Созданные Антоновым образы отличаются глубоким психологизмом, достоверностью и художественной целостностью.

Первая роль, сыгранная в Русском драматическом театре, была в “Опасном спутнике” А.Салынского. Дарование Валентина Антонова позволяет ему играть роли, противоположные по степени сценического существования, что говорит о многогранности его таланта: Филька — “Интервенция” Л.Славина, Арбенин — “Маскарад” М.Лермонтова, Гильберт — “Мария Тюдор” В.Гюго, Протасов — “Живой труп” Л.Толстого, Платонов — “Океан” Л. Штейна, Яровой — “Лю-б о в ь Яровая” К.Тренева, Князь К. — “Дядюшкин сон” Ф.Достоевского, Стэнли — “Трамвай “Желание” — Т.Уильямса.

Самыми удачными сезонами В.Д.Антонов считает годы 1971 — 1986, когда он сыграл “потрясающие роли” в спектаклях “Интервенция”, “Маскарад”, “Прошлым летом в Чулимске” (реж. Афицинский), “Диктатура совести”, “Дети Арбата”, “А поутру они проснулись” (реж. В.Я.Келле-Пелле). В творческой биографии артиста — роли острого социального звучания, публицистического характера. Каждая из них неповторима, это — раскрытие сложного мира человека с его изменчивым душевным настроем, нестандартным подходом к решению жизненных проблем.

Валентин Дмитриевич вспоминает удачно прошедшие гастроли в Минске, а еще — с особой теплотой и гордостью — Магадан, где провожая артистов до гостиницы зрители после спектакля “Дети Арбата” сказали незабываемые слова: “Это же про нас вы сыграли!”

Человек должен и может жить только в постоянном поиске, считает Антонов. Это его кредо подтверждается неустанной работой с молодежью. Начиная с 60-х годов он вел занятия то в молодежной студии педучилища, то в радиотеатре, то в театральной студии при пединституте Я ГУ. Сейчас преподает сценическое искусство в Школе-студии МХАТа под руководством О.Табакова, первый выпуск которой пополнил труппу Русского драмтеатра.

— Что помогает мне в жизни? — переспрашивает Валентин Дмитриевич. — Я убежден: человек живет для того, чтобы оставить после себя след. Каждый обязан вносить посильную лепту в дело возрождения духовности, нравственности общества. Надеюсь, и я вложил нечто доброе в своих студентов, помог найти кому-то правильный путь и тем самым сумею оставить после себя светлый след.

Имя В.Д.Антонова мы привыкли отождествлять с Русским драматическим — и это справедливо. Но все же у Валентина Дмитриевича имеется с недавних пор еще одно занятие, которому он отдается с таким же энтузиазмом, пылкостью, как и театру. Маститый актер — вице-президент Академии духовности РС (Я).

— Не случайно говорят о нашем президенте как о человеке будущего. Живя в ХХ-м веке, он весь в заботах о столетии грядущем. И Академия духовности — это ведь во многом его детище... Путь в общество будущего пролегает через духовное единение. Вера не состояние человека, это его путь. Мы — первые, нам — трудно. Духовность, как целостное понятие, в народе была всегда, наша же задача — возрождение духовного начала в каждом человеке, в отдельной семье. Народ лишь тогда выживет, когда он духовно един, и главная цель Академии — создание необходимых условий для этого единения.

У Валентина Дмитриевича крепкая, дружная семья. Дочь Машенька учится в 8-м классе. Жена Светлана Георгиевна — заведующая дирижерско-хоровым отделением Якутского музыкального училища. “У нас общие интересы — а это главное в семье, — продолжает Валентин Дмитриевич. — Мы стараемся приблизить дочь к классической музыке, литературе, театру. Без такого необходимого багажа трудновато стать путным человеком. Кем бы я хотел видеть дочь Машу? Честной, умной, справедливой, цельной личностью, а что до профессии — выбирать ей самой.

Мне очень помогает в жизни общение с природой. Я люблю ходить по лесу. Когда есть свободное время, по 8—9 часов на дню пропадаю в лесу. Если попадется интересный корень, приношу его домой. Корень может лежать годами никем не замеченным, а потом прихожу я и вижу: вот именно то, что мне требуется! Ведь я с увлечением занимаюсь поделками из корешков. А вот такие картины называю флорописью. Создаю их, используя высушенные травы, цветы — выходит очень даже славно. Люблю сидеть над речкой с удочкой. Любимые места — заповедные пока еще уголки Нижнего Бестяха.

Что касается творческих планов. Санкт-Петербургский режиссер Голуб будет ставить у нас в театре чудесную комедию “Чио-Чио-Саня”. Мечтаю о роли в ней, втихомолку работаю с текстом. Что ни говори, удивительная у нас профессия — я за свою жизнь будто прожил десятки жизней. Это — о положительном. А плохо то, что актер всегда живет с ощущением чего-то недоделанного. Хочется после игры расслабиться, отдохнуть по-настоящему, но всегда мешает треклятое чувство неудовлетворенности. Жду от будущего масштабных, интересных ролей. Ролей, которые воспитывают, которые, показывая всю красоту жизни на земле, не обойдут стороной ее боли и заботы.

...Народный артист России, народный артист Республики Саха (Якутия), лауреат Государственной премии им. П.А.Ойунского. Казалось бы, достаточно сыграно ролей, сорвано аплодисментов, получено наград и признания. Но почивать на лаврах, в общем-то, дело стариковское, неблагодарное. Человеку же, полному творческих сил и энергии, всегда найдется занятие более его достойное. И Валентин Дмитриевич каждое утро спешит в театр — на свою Работу.

Спешит на радость нам, зрителям.

Валентина СЕМЕНОВА.

Hosted by uCoz