Мы расположились в уютной грим-уборной
Валентина Дмитриевича, среди
множества цветов. На столике —
диковинные поделки из корней
деревьев, на стенах — портреты
хозяина в костюмах самых разных эпох,
картины. Валентин Дмитриевич
замечает с улыбкой, что ему легче
отыграть подряд два больших
спектакля, чем разговаривать с
журналистом о себе...
Родом он из села Сара Сумского
района Ульяновской области. Детство
прошло в окружении садов, полей,
дубовых рощ на берегу притока Волги
— Суры. Ребятишки с малых лет
помогали взрослым: подносили снопы,
возили навоз, сено, пасли коней в
ночном. Когда Вале исполнилось
двенадцать, семья переехала в
граничащий с Ульяновской областью
чувашский город Алатырь. Потом
родители отправили подростка Валю к
родным в Свердловск. В Доме пионеров
Валентин занимался в изокружке,
писал акварели, доводилось
участвовать и в выставках.
В 1943 году его призвали в армию.
Воевал в составе 1-го Украинского
фронта. Ратный труд бойца отмечен
орденом “Отечественной войны” 1-й
степени, медалями “За отвагу”, “За
освобождение Праги”, “За победу над
Германией”. Демобилизован по
ранению.
О войне Валентин Дмитриевич
рассказывает скупо, оживляется,
показывая характеристику на
комсомольца В.Д.Антонова, чудом
сохранившуюся со времен боев: “Хорошо
выполняет боевые задания, ... предан
делу партии Ленина — Сталина”.
После демобилизации в 1948 году
пытался поступить в Свердловское
Художественное училище — не
выдержал экзаменов, не прошел по
конкурсу и на вокальное отделение
музыкального. Рассказывая о
художественном училище, Валентин
Дмитриевич грустно улыбается и, как
бы оправдываясь, говорит: “Конечно,
сколько лет не то что кисти,
карандашей в руках не держал”, а
когда речь заходит о Музыкальном,
хохочет: “Какой из меня певец!”
Ну а в Свердловский театральный
институт он поступил и через 2 года
оказался... в Ленинграде — вместе с
переведенным туда институтом. Так
что диплом актера получил уже в
городе на Неве. По окончании
института работал полгода в Иркутске,
потом сезон — в Чебоксарском театре,
главный режиссер которого Дагмаров
подписал договор с Русским
драматическим театром Якутска и
пригласил Антонова в труппу. Это было
в сентябре 54-го...
— “Судьбу, как и время, не выбирают,
в них живут и умирают”, — цитирует
поэта Валентин Дмитриевич. — Я
благодарен судьбе. Якутская земля
дала мне всё. Считаю, у меня две
родины — та, где я родился, и та, где
живу и работаю. У каждого ведь свое
счастье. Для меня, например, счастье
— это то, что я выжил во время войны.
Счастье, что нашел в жизни свою
профессию, которой верен и которая
верна мне. Счастье, что у меня хорошая
семья.
На сцене Русского драмтеатра за
сорок с лишним лет сыграно около 200
ролей — и драматических, и
комедийных, и острохарактерных.
Созданные Антоновым образы
отличаются глубоким психологизмом,
достоверностью и художественной
целостностью.
Первая роль, сыгранная в Русском
драматическом театре, была в “Опасном
спутнике” А.Салынского. Дарование
Валентина Антонова позволяет ему
играть роли, противоположные по
степени сценического существования,
что говорит о многогранности его
таланта: Филька — “Интервенция” Л.Славина,
Арбенин — “Маскарад” М.Лермонтова,
Гильберт — “Мария Тюдор” В.Гюго,
Протасов — “Живой труп” Л.Толстого,
Платонов — “Океан” Л. Штейна, Яровой
— “Лю-б о в ь Яровая” К.Тренева,
Князь К. — “Дядюшкин сон” Ф.Достоевского,
Стэнли — “Трамвай “Желание” — Т.Уильямса.
Самыми удачными сезонами В.Д.Антонов
считает годы 1971 — 1986, когда он сыграл
“потрясающие роли” в спектаклях “Интервенция”,
“Маскарад”, “Прошлым летом в
Чулимске” (реж. Афицинский), “Диктатура
совести”, “Дети Арбата”, “А поутру
они проснулись” (реж. В.Я.Келле-Пелле).
В творческой биографии артиста —
роли острого социального звучания,
публицистического характера. Каждая
из них неповторима, это — раскрытие
сложного мира человека с его
изменчивым душевным настроем,
нестандартным подходом к решению
жизненных проблем.
Валентин Дмитриевич вспоминает
удачно прошедшие гастроли в Минске, а
еще — с особой теплотой и гордостью
— Магадан, где провожая артистов до
гостиницы зрители после спектакля “Дети
Арбата” сказали незабываемые слова:
“Это же про нас вы сыграли!”
Человек должен и может жить только
в постоянном поиске, считает Антонов.
Это его кредо подтверждается
неустанной работой с молодежью.
Начиная с 60-х годов он вел занятия то
в молодежной студии педучилища, то в
радиотеатре, то в театральной студии
при пединституте Я ГУ. Сейчас
преподает сценическое искусство в
Школе-студии МХАТа под руководством
О.Табакова, первый выпуск которой
пополнил труппу Русского драмтеатра.
— Что помогает мне в жизни? —
переспрашивает Валентин Дмитриевич.
— Я убежден: человек живет для того,
чтобы оставить после себя след.
Каждый обязан вносить посильную
лепту в дело возрождения духовности,
нравственности общества. Надеюсь, и я
вложил нечто доброе в своих
студентов, помог найти кому-то
правильный путь и тем самым сумею
оставить после себя светлый след.
Имя В.Д.Антонова мы привыкли
отождествлять с Русским
драматическим — и это справедливо.
Но все же у Валентина Дмитриевича
имеется с недавних пор еще одно
занятие, которому он отдается с таким
же энтузиазмом, пылкостью, как и
театру. Маститый актер — вице-президент
Академии духовности РС (Я).
— Не случайно говорят о нашем
президенте как о человеке будущего.
Живя в ХХ-м веке, он весь в заботах о
столетии грядущем. И Академия
духовности — это ведь во многом его
детище... Путь в общество будущего
пролегает через духовное единение.
Вера не состояние человека, это его
путь. Мы — первые, нам — трудно.
Духовность, как целостное понятие, в
народе была всегда, наша же задача —
возрождение духовного начала в
каждом человеке, в отдельной семье.
Народ лишь тогда выживет, когда он
духовно един, и главная цель Академии
— создание необходимых условий для
этого единения.
У Валентина Дмитриевича крепкая,
дружная семья. Дочь Машенька учится в
8-м классе. Жена Светлана Георгиевна
— заведующая дирижерско-хоровым
отделением Якутского музыкального
училища. “У нас общие интересы — а
это главное в семье, — продолжает
Валентин Дмитриевич. — Мы стараемся
приблизить дочь к классической
музыке, литературе, театру. Без
такого необходимого багажа
трудновато стать путным человеком.
Кем бы я хотел видеть дочь Машу?
Честной, умной, справедливой, цельной
личностью, а что до профессии —
выбирать ей самой.
Мне очень помогает в жизни общение
с природой. Я люблю ходить по лесу.
Когда есть свободное время, по 8—9
часов на дню пропадаю в лесу. Если
попадется интересный корень, приношу
его домой. Корень может лежать годами
никем не замеченным, а потом прихожу
я и вижу: вот именно то, что мне
требуется! Ведь я с увлечением
занимаюсь поделками из корешков. А
вот такие картины называю флорописью.
Создаю их, используя высушенные
травы, цветы — выходит очень даже
славно. Люблю сидеть над речкой с
удочкой. Любимые места — заповедные
пока еще уголки Нижнего Бестяха.
Что касается творческих планов.
Санкт-Петербургский режиссер Голуб
будет ставить у нас в театре чудесную
комедию “Чио-Чио-Саня”. Мечтаю о
роли в ней, втихомолку работаю с
текстом. Что ни говори, удивительная
у нас профессия — я за свою жизнь
будто прожил десятки жизней. Это — о
положительном. А плохо то, что актер
всегда живет с ощущением чего-то
недоделанного. Хочется после игры
расслабиться, отдохнуть по-настоящему,
но всегда мешает треклятое чувство
неудовлетворенности. Жду от будущего
масштабных, интересных ролей. Ролей,
которые воспитывают, которые,
показывая всю красоту жизни на земле,
не обойдут стороной ее боли и заботы.
...Народный артист России, народный
артист Республики Саха (Якутия),
лауреат Государственной премии им. П.А.Ойунского.
Казалось бы, достаточно сыграно
ролей, сорвано аплодисментов,
получено наград и признания. Но
почивать на лаврах, в общем-то, дело
стариковское, неблагодарное.
Человеку же, полному творческих сил и
энергии, всегда найдется занятие
более его достойное. И Валентин
Дмитриевич каждое утро спешит в
театр — на свою Работу.
Спешит на радость нам, зрителям.
Валентина СЕМЕНОВА.