На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Николай КОПЫРИН

Кюлюмнюр:
на рубеже двух эпох, через бури трех революций

Якутская интеллигенция, как общественная прослойка,зародилась в конце XIX века. На ее воспитание и идейное направление, заметное влияние оказывали народники, так называемые ссыльные “старики”, которых якуты с любовью называли “сударскими” (от слова “государственный”). До того из среды инородцев появлялись лишь единицы, усвоившие русскую грамоту — были в улусах письмоводителями и учителями.

У истоков самобытной национальной интеллигенции, боровшейся за свободу и демократическое развитие, стоял сын Дюпсинского письмоводителя В.В.Никифоров.

С трех лет оставшемуся сиротой мальчику при содействии каракозовца Н.П. Страндена удалось получить среднее образование. Посещение нелегального кружка политссыльного народника П.П.Подбельского обогатило его знаниями в области научно-философских, общественно-политических дисциплин, благодаря дружбе с политссыльным-медиком А.А.Сиповичем он приобрел лечебную практику, а юридическое образование получил самостоятельно. Таким образом, он стал человеком с обширным для того времени знанием в различных отраслях, активно включился в просветительскую и организаторскую деятельность.

Став письмоводителем, затем на короткое время головой родного Дюпсинского улуса, он основное внимание уделял расширению земледелия, поднятию культуры, боролся против пьянства и картежничества. На свои личные средства и при помощи купца К.Д.Спиридонова организовал строительство здания приходской школы, потом на ее базе добился открытия министерской школы в селе Дюпсюн.

Революционно-организаторский талант молодого интеллигентного человека развернулся, когда он переехал в областной центр, в г.Якутск. Здесь установил широкую многостороннюю связь с различными деятелями, собирал вокруг себя патриотически настроенных и влиятельных людей из местного населения.

Большинство (если не все) дореволюционных культурно-общественных, социально-экономических начинаний, организация первых инородческих собраний, составление ходатайств, докладных и прошений перед вышестоящими инстанциями Петербурга и Якутской области предпринималось и направлялось им совместно с местными крестьянами, представителями якутской интеллигенции. Все это делалось в условиях беспросветной темноты и невежества, когда малейшее доброе начинание строжайше запрещалось, жестоко подавлялось. Сам губернатор области и царские чиновники считали, что просвещение инородцев. попытка создать для них на родном языке грамоту и литературу принесут не пользу, а вред.

В это жестокое время В.В.Никифоров много сил тратит на создание краеведческого музея, доступной всем бесплатной публичной библиотеки в Якутcке, областного сельскохозяйственного общества. Он участвует в знаменитой Сибиряковской научной экспедиции, пишет большой этнографический труд “Семейный быт якутов”. В 1896 году на Нижегородской Всероссийской промышленной выставке при поддержке и под руководством всемирно известного ученого-путешественника П.П.Семенова — Тянь-Шаньского организовал якутский подотдел, где впервые на широкой арене были продемонстрированы жизнь, быт и культура затерянного северного края.

В событиях первой буржуазно-демократической революции, происходивших в Якутске, Никифоров проявил себя весьма активно. В качестве частного поверенного окружного суда он на судебных процессах выступал защитником ссыльных революционеров. Был членом Совета общества “Народные чтения”. проводившего пропаганду против деспотического режима, участником многих митингов, демонстраций трудящихся города, организатором “Якутского клуба”, затем антиколониального “Союза якутов”, доставившего много хлопот властям. “Союзом” ставились такие кардинальные задачи, как признание всех земель области собственностью самих инородцев, получение земского самоуправления и предоставление права иметь своего представителя в Госдуме. Таким образом, он стал организатором и вдохновителем национально-освободительного движения, внес огромную лепту в дело пробуждения политического сознания.

В период спада первой революции Никифоров не ослабил свою общественную деятельность. По его инициативе созывались съезды, обсуждавшие насущные проблемы. В 1913 году в связи с празднованием 300-летия царствования династии Романовых была отправлена из Якутии делегация в Санкт-Петербург. Делегация представила высоким правительственным чинам множество смелых по тому времени ходатайств, которые должны были облегчить тяжелое социально-экономическое положение области. В результате веского выступления Никифорова на 1 Всероссийском съезде работников народного образования в 1914 году стало возможным открытие в Якутске учительской семинарии, из стен которой потом вышли, наряду с замечательными кадрами педагогики и науки, такие выдающиеся революционные деятели, как М.Аммосов, П.Ойунский, И.Барахов, С.Аржаков и мн. другие.


После первой постановки драмы В.В.Никифорова. Слева второй стоит автор В.В.Никифоров. 1906 г.

Вместе с А.Кулаковским, А.Софроновым и Н.Неустроевым следует считать Никифорова-Кюлюмнюра тем писателем, который заложил прочный фундамент якутской письменной литературы. В 1906 году, осужденный как организатор “Союза якутов”, он не прекратил борьбы. Находясь в тюрьме, взялся за написание пьесы о Василие Манчары, в которой разоблачил патриархально-феодальный и колониальный гнет. Его “Манчары” — произведение, в котором впервые создан художественный образ легендарного народного героя, первая оригинальная якутская драма, которая и по своим идейно-эстетическим качествам относится к национальной классике, давшей толчок развитию творческих сил и народной самодеятельности. Автор, кроме своих собственных сочинений, делал замечательные переводы на якутский язык произведений великих русских писателей (“Власть тьмы” Л.Толстого, “Ревизор”, “Женитьба” Гоголя и др.).

Он объективно оценил творчество А.Кулаковского, А.Софронова, П.Ойунского и других писателей, осветил заметные шаги родной литературы еще в 1923 году на страницах центральной печати, стоял у истоков якутской литературно-художественной критики.

Никифоров — первый организатор национального печатно-издательского дела. При его горячем содействии появились различные публикации (в т.ч. литературно-художественные) на родном языке на страницах областных легальных газет “Якутский край”, “Якутская жизнь”. Неоценимы его заслуги в издании литературного журнала “Саха саната” (1913 — 1914 гг.). В этих печатных органах впервые увидели свет произведения, истинных талантов из толщи народа, вошедшие в золотой фонд родной литературы. Если подумать о том, что в то время якуты были почти поголовно неграмотны, еще не были официально созданы якутский алфавит и письменность, и что приходилось пользоваться бетлинговской транскрипцией, да существовала жестокая цензура, то можно представить, в каких мучительных условиях все это совершалось.

В условиях колониального режима вместе со своими единомышленниками Никифоров долго и упорно боролся за предоставление Якутии права местного самоуправления. Старшее поколение якутской интеллигенции стояло за федералистский путь развития России. После февральской революции Никифорову казалось, что наступило время осуществить свою давнюю мечту, и он становится одним из главных организаторов Якутского областного земства. На посту председателя областной земской управы на короткое время ему все же удалось добиться поднятия хозяйства, культуры, здравоохранения многострадального края.

После предоставления Якутии статуса советской автономии Никифоров, приглашенный из ссылки руководителями молодой республики П.Ойунским, М.Аммосовым и И.Бараховым, развернул бурную деятельность, направленную на культурно-экономическое возрождения родного края, успешно совмещал 2—3 ответственные должности. Работал в Москве секретарем Якутской секции Центрального издательства народов СССР, секретарем и юристконсультантом конторы якутской госторговли, был представителем от республики при обсуждении границ восточных районов Союза, членом Комитета помощи малочисленным народам Севера, сотрудничал в Музее народоведения, вместе с П.Ойунским от Сибирских регионов был избран в члены Международного бюро связей пролетарских литератур. В 1923 году организовал якутский отдел первой советской сельскохозяйственной и культурно-промышленной выставки в Москве, который привлек внимание руководителей центрального правительства и стал поводом для решения организовать по ходатайству М.К.Аммосова многолетнюю научную экспедицию АН СССР по исследованию природных ресурсов, материальной и духовной культуры Якутии. Никифоров участвовал в экспедиции в качестве научного сотрудника и собрал огромный материал по археологии, этнографии и демографии, и вел попутно разъяснительную работу среди охотников и оленеводов о целесообразности кооперативного жизнестроительства.

Он был членом-корреспондентом Восточно-Сибирского отдела Российского географического общества, членом Совета Общества по изучению Урала, Сибири, Дальнего Востока, активно сотрудничал в центральных журналах и газетах. Этнография, демография, археология, физико-экономическая география республики, вопросы литературы, языкознания, оленеводство, звероводство, охотничье хозяйство — вот некоторые направления его научно-публицистических интересов.

Глубокие народные корни, воспитание и формирование мировоззрения в среде лучших представителей народнической ссылки, множество связей в кругах передовых деятелей Руси конца XIX и начала XX вв. — все это, как он сам признавался, “не создавало условий, которые могли бы воспитать “реакционера”, не вступал он и”на чуждый для него путь контрреволюционных выступлений”, не принимал участия “в какой-то детской химерической затее”. Борьба с колониальным гнетом никогда на заслоняла его от народной России, от русской прогрессивной культуры. Он стоял за демократическое развитие, после предоставления автономии Якутии подошел вплотную к признанию великих освободительных и преобразующих социальных идей эпохи и имел свои самостоятельные взгляды на характер и темпы строительства новой жизни в таком отсталом, своеобразном, климатически суровом северном крае, каковым является Якутия.

Один из славных сынов якутского народа В. В. Никифоров-Кюлюмнюр, живший на рубеже двух эпох, прошедший огни и бури трех Российских революций, остается в истории как выдающийся прогрессивный идеолог-просветитель, ученый-краевед, разносторонний, с большим размахом общественный деятель, боровшийся за свободу и демократическое развитие якутской национальной интеллигенции.


Николай Захарович КОПЫРИН, кандидат филологических наук, заслуженный работник культуры РС(Я).

Hosted by uCoz