Егор
ШИШИГИН
Гость журнала — наш постоянный
автор, кандидат исторических наук,
заведующий кафедрой гуманитарных и
социально-экономических наук
Мирнинского филиала Якутского
государственного университета Егор
Спиридонович Шишигин. Летом этого
года он участвовал в составе
правительственной делегации
Республики Саха “решении
координационных вопросов по
проведению на Аляске и в Якутии 200-летнего
юбилея святителя Иннокентия (Вениаминова).
“Религия есть свет и
спасение...”
— Егор
Спиридонович, Вас знают в республике,
прежде всего, как известного
работника музейного дела, историка,
общественного деятеля. Вы читали
лекции по вопросам истории и
музееведения в Оксфордском и
Эдинбургском университетах, в
Институте восточных цивилизаций и
штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже.
Скажите, что Вас и когда “затащило”
в область истории и краеведения?
— Началось с того, что я к 1966
голу поступил на исторический
факультете ЯГУ. Стал членом
студенческого научного кружка “История”
профессора Г.П.Башарина, был даже там
два года старостой... Первая моя
курсовая работа называлась “Христианизация
народов Якутии”. Вот так. Потом эта
тема стала под руководством
профессора В.Н.Иванова моей
дипломной, и я своим учителям очень
благодарен. Далее, в 1975 году, я
защитил ее как свою кандидатскую и
считаю, что тема христианства в жизни
якутов — моя главная и по сей день.
Весной этого года организовал
Международную конференцию,
посвященную Святителю Иннокентию (Вениаминову),
известному просветителю Аляски и
Якутии. Думаем теперь снять об этом
великом человеке видеофильм.
— Я знаю, что Вы были главным
организатором экспозиций материалов
истории и культуры народов Якутии на
престижных международных выставках
в Монреале, Бухаресте, Париже... Что
расскажете об этом?
— В 1976 году меня назначили
директором Якутского
республиканского краеведческого
музея, где я проработал в общей
сложности семнадцать лет. До меня там
была директором М.В.Местникова,
уважаемый мною человек, которая
работала бессменным директором
музея около сорока лет. Встала сразу
задача: развить, централизовать
музейное дело в республике, и в
первую очередь спасти уникальные
коллекции (около 100.000 единиц)
материальной и духовной культуры
народов Якутии. И вот, наконец, в 1989
году было построено новое каменное
здание фондохранилиша, где
разметается сейчас и администрация
музея. Далее за время моего
директорства в районах было открыто
свыше двадцати новых филиалов нашего
музея. Написано и издано множество
статей, несколько сборников по
истории политссыдки ,
организовывали экспедиции по сбору
полевых материалов. Работа, считаю,
проделана большая.
— Как Вы относитесь к теме религии
на данном этапе?
— К любой религии я отношусь с
большим уважением, ибо считаю, что
это есть основа культуры любого
народа в мире, его самосознание и
морально-нравственный стержень. И
каждый человек это должен знать.
Атеистическое отрицание Бога в корне
неверно. Официальная наука в России
сейчас отказалась от традиционного
марксистско-ленинского положения —
“религия есть опиум для народа”.
Религия есть свет и спасение... Я
думаю, что православие играло и
играет сейчас у нас прогрессивную
роль.
— Я согласен. Религия в какой-то
мере помогает народам России выйти
из кризиса. И значение религии, как
источника нравственности, понимают
сегодняшние политики, руководство
нашей республики.
— В свое время КПСС была главной
виновницей нынешней трагедии нашего
общества. Другое время — другая
политика. Я являюсь сторонником
политики нашего президента М.Е.Николаева
и одобряю его курс и программу
поддержки духовности, возрождения
обычаев и традиций, строительства
новых объектов, экономической
самостоятельности республики... Он
созидатель. На Востоке умные
правители всегда строили храмы,
дворцы, города... Думали о будущем.
Михаил Ефимович — дальновидный и
трезвый политик.
— В конце нашей беседы расскажите о
Вашей семье.
— Моя жена, Анна Афанасьевна,
работает директором республиканской
библиотеки слепых. Я очень ее уважаю
и люблю за ум и терпение. Она первая и
главная моя опора в жизни. Мы вместе
прожили 26 лет, имеем уже двух внуков
— Егорку и Дайаану. Два старших сына
работают, семейные. Дочери еще учатся,
студентки.
— А Ваши братья?
— Старший брат, Алексей Шишигин,
живет в Верхоянском улусе, он депутат
Госсобрания (Ил Тумэн). Другой,
Спиридон, известный в республике
хомусист, является директором
Покровской средней школы. Младший
брат, Николай, по образованию историк.
Так что нас в семье Шишигиных
историков теперь двое.
— Такова, значит, Егор Спиридонович,
“краткая история” Вашей жизни?
— Да. Она целиком в
русле современной истории нашей
республики. Вот и все.
Вопросы задавал Айсен ДОЙДУ. |