|
Айталина
АДАМОВА
“Когда зацветает сардаана…”
Это
имя сейчас, как говорится, “у всех на
устах”. Оно известно не только у нас
в республике, но и далеко за ее
пределами. Если женщина умна — ее
уважают, если красива — вызывает
всеобщее восхищение, если талантлива
— перед ней преклоняют колени, а если
она к тому же обладает голосом
сладкозвучной сирены — то сложно
подобрать достойный эпитет.
Прибавьте к этому
целеустремленность, несгибаемую
артистическую волю,
работоспособность, обаяние
молодости и перед вами предстанет
портрет восходящей звезды якутской
оперной сцены. Прошло всего три года
с небольшим, как Айта, будучи еще
студенткой Уральской консерватории
им М.П.Мусоргского, дебютировала в
новой постановке оперы М.Жиркова и Г.Литинского
“Ньургун Боотур”, исполнив партию
Туйаарымы Куо. Став “открытием”
театрального сезона 1993 года, она
стала шаг за шагом брать новые высоты.
За столь короткий срок певица успела
достичь очень многого. Ее успехи
впечатляют. Она прошла стажировку на
родине Моцарта в Австрии у
знаменитой Грейс Бамри, стала
стипендиатом фонда “Баррарыы”,
лауреатом Международного конкурса
вокалистов им. Гайяре в Испании,
приняла участие в международной
постановке “Трубадура” Д.Верди,
исполнив партию Азучены (г.Екатеринбург),
поступила в аспирантуру Уральской
консерватории им. М.П.Мусоргского,
стала солисткой Якутского
Государственного театра оперы и
балета, где за первый сезон своей
работы Айталина исполнила Ольгу в “Евге
нии Онегине” П.И.Чайковского,
Азучену в “Трубадуре” Д.Верди,
Марину Мнишек в “Борисе Годунове” М.П.Мусоргского,
сольную партию в “Реквиеме” Д.Верди,
выезжала с концертами по городам
России, Испании, Японии. Ее имя
занесено в Почетную книгу
Международной программы “Новые
имена. XX век — XXI веку”.
— Айталина, расскажи, пожалуйста,
как все начиналось?
— Я родилась в творческой семье.
Мои родители — артисты Якутского
драматического театра Савва
Алексеевич и Прасковья Павловна
Адамовы. Поэтому все мое детство,
если можно так сказать, было освещено
светом рампы и овеяно шелестом кулис.
С самого раннего детства я пела,
танцевала, читала стихи,
скороговорки, исполняла тойуки. Была
очень веселым и подвижным ребенком.
Само собой вся моя кипучая энергия
перелилась в русло художественной
самодеятельности. Без моего участия
не проходил практически ни один
концерт в сельском клубе. Я выступала
в детских ансамблях “Кыталык”, “Дьулуур”
и очень хотела петь, учиться музыке.
— Как ты поступила в музыкальную
школу?
Как говорится, через тернии к
звездам. В приемной комиссии сказали,
что природных данных у меня нет.
Помню, моя мама так удивилась, когда
ей это сообщили. Но ничего, все-таки
стала учиться. Потом родители
переехали из с. Майя в Якутск и я
поступила в Республиканскую детскую
музыкальную школу, в класс
фортепиано. Но мне не очень нравилось
играть — гаммы, арпеджио, зубрежка
наизусть. Хотелось чего-то другого.
— Каким образом ты стала
заниматься вокалом?
— Я всегда хотела петь. Учила в
музыкальной школе нотную грамоту,
пела в детских ансамблях, потом
решила поступать в музыкальное
училище. Но из-за юного возраста меня
взяли сначала на дирижерско-хоровое
отделение, и лишь спустя два года на
вокальное. Вообще считаю, что голос
дается прежде всего от природы .
Или он есть, или его нет. Ну, а то, как
ты его оформишь, отшлифуешь зависит
от педагога и прежде всего самого
певца, от его желания петь и расти
дальше.
— Расскажи о своем поступлении в
консерваторию...
— Я поехала в Свердловск, потому
что до этого консультировалась там и
меня пригласили попробовать свои
силы. Все абитуриенты были с мамами,
папами, педагогами, а я одна. Когда
спрашивали и узнавали, что я из
Якутска, то ужасались: “О, как это
далеко!”. Жалели меня (“Бедная
девочка, конечно же, она не поступит”...).
В тот день, когда огласили результаты
вступительных экзаменов, пошел
сильный летний дождь. Наш новый набор,
в том числе и я, бегали по лужам,
смеялись, радовались как дети,
промокли до последней нитки, когда
добежали до общежития. Такое же ощущение
безграничного счастья было у меня
тогда, когда я выиграла на
международном конкурсе вокалистов в
Испании.
— А учиться тебе было трудно?
— Мне очень повезло с педагогами —
я попала в класс народной артистки
России, профессора С.В.Зализжек. Она
очень заботливо, по-матерински
пестовала мой голос. Дело в том, что
обычно меццо-сопрано (к которому
относится и мой тембр) формируется
достаточно поздно — годам к 30. Я на
курсе была самая молодая “меццо”. В
этом-то, пожалуй, и все проблемы. Мои
педагоги всегда говорили — не
торопись, голос должен сам
раскрыться. Были трудности с
верхними нотами, но постепенно я их
наработала. Ведь мышцы, связки должны
привыкнуть. Наскоком в нашей
профессии ничего не возьмешь. У певца,
в отличие от других музыкантов,
инструментом является живой голос,
который надо беречь, уметь правильно
пользоваться, чтобы он всегда был в
форме. На звучание голоса большое
внимание оказывают такие, казалось
бы, “мелочи”, как хорошее
самочувствие, здоровый сон,
полноценный отдых, питание. Большое
значение имеет семейный комфорт,
очень вредны стрессы. Ни в коем
случае нельзя перерабатывать, важна
гигиена голоса, в противном случае
голосовые связки могут и не
выдержать, появятся узлы, отечность,
а в этом случае петь нельзя месяцами,
а то рискуешь потерять свой голос
навсегда. Поэтому я стараюсь не
спешить, не форсировать, не прыгать,
что называется, выше своей головы.
Если чувствую, что мне нездоровится
или я не в форме, то считаю, лучше
перестраховаться, отказаться от
выступления, чем идти на риск.
— Как ты выбираешь себе репертуар?
— Всегда прислушиваюсь к мнению
своего педагога. Предлагаемые ею
вещи направлены на расширение
диапазона, развитие голоса — то есть
эти произведения имеют обучательную
направленность. Люблю вещи яркие,
неординарные, чтобы они мне были по
душе. Я — оперная певица, поэтому в
моем багаже такие партии, как Азучена
из “Трубадура” Д.Верди, Кармен из “Кармен”
Ж. Бизе, Азуки из “Мадам Баттерфляй”
Д.Пуччини, Марина Мнишек из “Бориса
Годунова” М.Мусоргского, Ольга из “Евгения
Онегина” П.Чайковского, Туйаарыма
Куо из “Ньургун Боотура” М.Жиркова и
Г.Литинского. Мечтаю спеть Любашу из
“Царской невесты” Н.Римского-Корсакова
и Марфу из “Хованщины” М.Мусоргского,
но считаю, что мне до этих партий надо
еще “дозреть” ,
дорасти. Пробую себя в жанре камерной
вокальной лирики. При отборе
романсов и песен отдаю предпочтение
новым, оригинальным произведениям,
малоизвестным широкой публике. Не
люблю избитые, набившие оскомину
вещи. Выбираю те, в которых есть “своя
изюминка”. Всегда стремлюсь вжиться
в образ, не просто спеть его, но и
сыграть.
— Как происходит у тебя процесс
работы над образом?
— В работе над образами многое беру
из жизни, обыденных жизненных
ситуаций, когда наблюдаю за людьми.
Люди даже и не подозревают, какие они
уникальные артисты! Просто нужно
уметь увидеть, выхватить из жизни
какой-либо интересный момент. В
работе над образом многое можно
взять и от природы — деревья, цветы,
животные, растение, рыбы тоже имеют
разные характеры. В этом отношении,
действительно, “весь мир — театр...”
. . .
— А ты сама остаешься довольна
результатами своей работы?
— Ой, нет, не всегда. Я достаточно
самокритична. Хочется всегда сделать
гораздо лучше, чем получается в
настоящий момент. Здесь мне помогают
родители, особенно мама — она у меня
самый взыскательный критик, друзья,
артисты. Со стороны ведь виднее, так
как сама можешь и не заметить, как
поддашься самообману. А это самое
страшное для певца.
— Что заставляет тебя двигаться
вперед?
— Желание реализовать свои
возможности пока молода, полна сил и
энергии. Время идет так быстро, и так
много хочется сделать! Я не желала бы
остановиться на достигнутом.
— У тебя нет страхов по поводу того,
что в один прекрасный день твои
возможности окажутся ниже, чем
созданное о тебе мнение?
— Конечно же, есть. Я боюсь выйти на
сцену и не спеть так, как я пела до
этого. Мало ли что может стать тому
причиной — плохое настроение,
болезнь и т.д. Даже великого
Паваротти освистывали и закидывали
тухлыми яйцами. Петь на сцене перед
тысячей пар глаз — это большая
ответственность. Зрителей не волнуют
твои проблемы, плохое настроение или
неважное самочувствие. Они пришли
насладиться твоим искусством и ты
должна петь. И хотя от ошибок и неудач
никто не застрахован, я все-таки
настроена оптимистично. Жизнь, она
ведь полосатая. За периодом неудач
снова наступает светлая полоса.
— Как твой муж относится к тому, что
у тебя достаточно неординарная для
якутской девушки профессия “оперная
певица”?
— Он очень меня поддерживает,
радуется моим успехам и помогает
решать мои проблемы. С тех пор как мы
вместе, он стал интересоваться
музыкой, искусством, вокалом, хотя
сам по профессии военный. Владимир
всегда обратит мое внимание на ту или
иную статью в газете или журнале,
которая может заинтересовать меня,
собирает необходимый материал.
Приходит на каждый мой концерт,
спектакль, а потом в хорошем смысле
слова критикует меня, отмечает
удачные и не очень удачные моменты.
Мне очень важна его оценка, потому
что я знаю, что он не покривит душой и
его мнение будет честным и искренним.
— Каков круг твоего общения?
— Мои друзья — люди самых разных
профессий: и музыканты, и врачи, и
экономисты... Дружим семьями. Когда
мне трудно, плохо — иду к ним. Очень
ценю друзей, оставшихся еще со
школьных и студенческих лет, но с
ними встречаться все труднее. У нас
уже другие интересы, меньше
свободного времени. Когда я вижу их,
то словно перехожу в иное измерение
— в тот период, который когда-то
связывал нас. Вообще, я общаюсь с
людьми не потому, что мне это выгодно,
а потому, что они привлекают меня как
интересные личности. И если я сама
чувствую, что люди по отношению ко
мне не совсем искренни, что они
набиваются ко мне в друзья с вполне
определенными целями, то я стремлюсь
избегать таких контактов. Когда знакомлюсь
с кем-либо, обычно не говорю, что я
певица.
— Почему?
— Потому что, как правило,
собеседники сразу меняются. Они
проявляют чрезмерное любопытство,
становятся даже назойливыми: “Что
едите? Ходите ли в магазин? Кто Вам
готовит?”, — как будто я не такой же
человек, что и все.
— А разве не так?
— Ну, что Вы! Конечно, нет! Живу
обычной жизнью, готовлю, убираюсь
дома, хожу за продуктами как и все.
Никто не освобождал меня от домашних
обязанностей. Проблем у меня как и у
всех других женщин тоже хватает.
Жизнь ведь она диктует свои условия,
хочешь ты того ли нет.
— А ведь у многих людей, наверное,
складывается мнение, что ты живешь
довольно-таки безбедно. Высокая ли у
тебя зарплата?
— Зарплата у меня невысокая, но на
жизнь хватает. Мужу на работе выдают
более или менее регулярно. Своей
квартиры нет, живем то у родителей, то
у родственников, то у друзей. Да,
трудно, впрочем, как и многим молодым
семьям в Якутске. Работать начала
только с прошлого года, до этого все
средства уходили на учебу. Правда, и
сейчас надо ехать в Екатеринбург на
сессию — я ведь продолжаю учебу в
ассистентуре, а туда только в один
конец необходимо 2 миллиона. Снова
придется как-то выкручиваться,
изыскивать возможности. Люди
искусства никогда не были крезами.
Все их помыслы, вся их энергия
направлены на создание духовного,
возвышенного, нематериального. В
этом их счастье, и в этом их проблема.
— Айталина, расскажи, пожалуйста, о
самом ярком воспоминании своего
детства.
— Когда я была ребенком, то часто
гостила у своей бабушки. Ее алас
находился в самой глубинке
Амгинского улуса, куда можно было
добраться только верхом на лошади.
Там всегда стояла удивительная
тишина, такая, что было слышно пение
птиц и шум листвы. Утром я
просыпалась от пения бабушки,
хлопотавшей по хозяйству. По росе
успевала собирать к завтраку полную
кружку спелой и душистой земляники. А
кругом было столько цветущей
сардааны, что подол моего платьица
становился ярко-оранжевым! Я тогда
себя чувствовала такой счастливой...
Недавно мне удалось побывать там
вновь — от этого чудного места
ничего не осталось. Экологическая
проблема сегодня, действительно,
одна из самых острых.
— Какой момент жизни ты пережила
наиболее тяжело?
— Разрыв с учителем, который много
сделал для моего становления как
певицы. Я ему сейчас очень
признательна. Но мне кажется, что на
каком-то этапе отношений между
учителем и его учениками, педагог
должен осознать, что его вчерашние
школьники растут, меняются,
становятся самостоятельными
личностями. Им нужны поддержка и
доброе слово, а они встречают
непонимание и неприятие бывших
наставников. Наверное, мы видим в
своих педагогах кумиров, а они —
обычные люди, которым “ничто
человеческое не чуждо”...
— А ты сама способна стать хорошим
педагогом?
— Надеюсь, как'ни странно это
слышать от столь молодой певицы. Мне
действительно нравится делиться
своими знаниями. Я
помогаю студентам младших курсов
Уральской консерватории осваивать
азы певческого искусства. Вроде бы
получается неплохо. Поживем — увидим.
— Айталина, скажи, пожалуйста,
повлияли ли родители на выбор твоего
жизненного пути?
— Давая своим детям свободу выбора,
они никогда не оказывали на нас
давления. Мы все были самостоятельны
в выборе своей профессии, но
осознавали, что сами несем
ответственность за принятие того или
иного решения. Другое дело, что я — “театральный
ребенок”, с детства грезивший о
сцене. Возможно, что свою роль сыграл
пример моих родителей. Но они, сами
познавшие, как труден актерский хлеб,
не стремились к тому, чтобы их дети
связали свою жизнь с театром. Но, как
говорится, от судьбы не уйдешь.. Я пою
в опере, сестра Саргылана работает в
Нерюнгринском театре кукол, брат
Савва тоже пробует себя на
театральном поприще.
— Хотелось бы тебе, чтобы и твоя
дочь (допустим эту мысль) когда-нибудь
пошла по стопам мамы?
— Ну, это будет зависеть только от
нее. Я, конечно, не буду противиться
ее желанию, но... Все таки — это трудно.
Лучше бы она стала заниматься
бальными танцами, это так красиво...
— Что ты можешь сказать о
перспективах развития Якутского
музыкального искусства?
— В музыкальной культуре Якутии за
последние годы произошли
значительные позитивные сдвиги.
Изменился статус нашего театра,
заметно обновился репертуар, были
созданы новые творческие коллективы
и учебные заведения, состоялись
различные международные конкурсы и
фестивали, о которых раньше можно
было только мечтать. Поддержка
молодых талантов, возведенная в ранг
государственной политики, я думаю,
принесет в скором времени свои
результаты. Молодая музыкальная
интеллигенция подает большие
надежды и можно только догадываться
о перспективах развития
музыкального искусства в Якутии.
Слово — за молодыми.
У Айталины много планов и
творческих задумок, но она раньше
времени не хочет о них говорить.
Сначала дело, а после слово. Что же,
вполне правомерно... Хочется только,
чтобы все у нее получилось и удалось,
чтобы ее восходящая звезда горела
так же ярко и красиво, как и огненная
сардаана в густой зелени родного
аласа.
Татьяна ПАВЛОВА, музыковед.
|
|