В 1936 — 1937 учебном году я слушал курс
лекций Г.А.Попова по истории ЯАССР. К
тому моменту не было Марксистско-Ленинских
монографических исследований по
истории Якутии. В библиотеке
хранились историко-этнографические
исследования дореволюционных
авторов, опубликованные отдельными
книгами, а также в виде очерков и
статей. Среди них видное место
занимали труды В.Л.Серошевского, И.И.Майнова,
Д.М.Павлинова и некоторых других
исследователей. В 1920—30-х годах
изданы: “Очерк истории Якутии” Г.А.Попова
(1924 г.), “Исторические судьбы Якутии”
С.В.Бахрушина (1927 г.), “Ураанхай
сахалар” Г.В.Ксенофонтова (1937 г.).
Большая заслуга Г.А.Попова состоит
в том, что он явился автором первой
книги по истории Якутии, созданной и
изданной в советское время. Он же
положил начало преподаванию истории
республики в нашем вузе. Григорий
Андреевич был большим знатоком
истории Якутии. При крайне скудной
литературе он читал весьма
содержательный первый курс лекций по
данному предмету.
Это был добросовестный
исследователь-энтузиаст. Он страстно
любил родную Якутию, ее историю.
Часто говорил: “Наша республика
имеет богатую, очень интересную
историю, которую необходимо изучать,
знать, использовать в строительстве
новой жизни”. Григорий Андреевич
читал свой курс лекций с огромным
удовольствием, высокой
эмоциональностью. Он отличался
мягким характером,
доброжелательностью, хорошо
относился к нам, студентам. Под его
руководством я написал свою первую
реферативную работу на тему: “Происхождение
якутской народности”.
Г.А.Попов — один из первых моих
учителей. Навсегда запомнил его
образ, с благодарностью вспоминаю
курс его лекций по истории Якутии.
А.Мординов,
профессор
Григорий Андреевич Попов был одним
из первых ученых, посвятивших всю
свою жизнь делу изучения истории
Якутии. Специалисты-историки высоко
ценили его научные труды.
Сам я не историк и у меня большого
интереса к этой науке никогда и не
было.
Григория Андреевича я помню как
учителя истории. Преподавал он
историю Якутии в Якутском
педагогическом техникуме, где я
учился в 1927—30 годах. Следовательно,
он был первым педагогом, сделавшим
историю Якутии предметом
преподавания и являлся инициатором,
организатором исторического
образования в Якутии. А это — большая
заслуга.
Он пользовался большим уважением
студентов, был прост и внимателен в
обращении с ними.
По возвращении из Москвы после
учебы, я некоторое время работал с
ним вместе
в
Институте языка и культуры при
Совете Народных Комиссаров Якутской
АССР (так тогда назывался нынешний
НИИЯЛИ при Якутском филиале СО АН
СССР). Директором института был П.А.Ойунский
— пламенный революционер, поэт и
ученый. Это было в 1936—1938 годах.
Григорий Андреевич заведовал
сектором истории, я был ученым
секретарем института.
Помню, по моей просьбе он написал
работу “О бунтарстве в Якутии” (так,
кажется, называлась эта статья). Это
была первая работа, посвященная
истории борьбы Василия Манчары,
крестьянского революционера-бунтаря.
Написана она была на основе
найденных Григорием Андреевичем
архивных документов, большим
знатоком которых все его считали. Не
знаю, сохранилась она или нет в
рукописи. Издать мы ее не успели, так
как весь маленький коллектив
института был распущен из-за ложных
обвинений, какие тогда были в Якутии
широко распространены .
Помню, однажды на собрании Григорий
Андреевич указал, что Платон
Алексеевич является организатором
науки в Якутии: он организовал
научное общество “Саха кэскилэ” и
завершил это дело организацией
научно-исследовательского института
языка и культуры.
Все это было давно, почти полвека
тому назад. Многое забылось. Но помню,
мы все его глубоко уважали как
педагога, труженика науки,прекрасного
человека.
10 мая 1981 г.
Д.Сивцев-Суорун Омоллоон,
народный писатель Якутии,
заслуженный деятель искусств РСФСР и
Якутской АССР
В 1924 году я поступил в Якутский
педагогический техникум, который
окончил через четыре года. В годы
учебы в техникуме я втянулся и в
драматургию.
Но, однако, когда я был и учителем, и
драматургом, всегда подспудно был
краеведом и любителем истории своего
народа. Дальше получилось так, что я
превратился почти в заядлого
краеведа и стал пленником истории. В
этом “новом” качестве я сегодня и
обитаю, и тружусь.
Такой метаморфозой в жизни я обязан
своему учителю — Григорию
Андреевичу Попову, первому краеведу
и историку советской Якутии,
ведущему у нас краеведение и
привившему в нас неизбывную
приверженность к истории. Он же
руководил общегородским кружком
краеведения при республиканском
музее, он же был и ученым секретарем
научно-исследовательского общества
“Саха кэскилэ” и первым советским
автором работ по истории Якутии.
Это был очень скромный, мягкий,
благородный и высокообразованный
русский человек, знавший и якутский
язык. Он был улыбчив, остроумен и с
юмором. Мы, слушатели, его глубоко
уважали и любили потому, что
чувствовали, что он нас любит и
желает нам всякого добра, а главное —
познаний в истории, необходимых в
жизни и деятельности.
Ему нынче было бы 95 лет, а мне скоро
75, но время еще не смогло отнять у
меня живой и светлый образ моего
учителя Г.А.Попова. Он, именно он,
первым передал нам ключ к пониманию
истории, без которого нельзя успешно
созидать и сегодняшнее, и грядущее
светлое завтра.
12 мая 1981 г. г. Якутск.
В.Данилов,
заслуженный учитель школ РСФСР и
ЯАССР
1922 год. Народное образование
молодой Советской республики еще не
окрепло как следует. В создании
учебного плана и программы
продолжались поиски. В этот период
трудного становления энтузиаст
краеведения, неутомимый труженик
Григорий Андреевич Попов считает
настоятельно нужным изучение
учащейся молодежью природы и
социальных условий в историческом
плане обширного родного края.
Большим стимулом к этому послужило
образование в этом историческом 1922 г.
Якутской республики.
Для ведения предмета краеведения в
трех средних учебных заведениях
Якутска как никто другой Г.А.Попов
был широко эрудирован и подготовлен
морально, прозорливо угадывал
великое будущее якутского края.
Введение предмета краеведения в
годы создания автономной Якутии
вполне оправдывалось, Не только
расширение кругозора, но и большое
воспитательное значение
преподавания краеведения заложило
прочную основу мировоззрения
учащейся молодежи.
Богатые сведения о Якутии, которые
авторитетно и эмоционально доводил
до сознания и чувств учащихся
Григорий Андреевич, прекрасно
сочетались с преподаванием
географии, которую вел весьма
опытный педагог Иван Анатольевич
Рогожин.
С большой благодарностью я
вспоминаю тот короткий период учебы
в Якутском педагогическом техникуме,
прерванный в результате
распространившейся по республике
эпидемии “испанки”.
На лекциях Григория Андреевича
царило исключительно глубокое
внимание аудитории. Каждое сообщение,
каждая мысль его наполняли нас очень
нужными знаниями, радовали нас
широкими перспективами.
Лекции его часто переходили в
простую форму рассказа, беседы,
диалога. При этом всегда
присутствовала его вдохновенность,
страстность и увлеченность. Особенно
убедительно и красочно он говорил о.неистощимых
недровых богатствах края, наглядно
показывая месторождения разведанных
полезных ископаемых путем
схематических чертежей на доске (карты
Якутии тогда не было).
Несмотря на то, что он мог сообщить
о многочисленных местах природных
кладовых — о чем у него уже были
печатные труды — Григорий Андреевич
с большой уверенностью говорил о еще
больших запасах недровых богатств
якуткой земли, которые ждут своих
открывателей.
Я уверен, в каждом из нас — учащихся
1-го курса Якутского педтехникума,
Григорий Андреевич зажег неугасимую
искру патриотизма, любви к своему
родному краю, желания овладеть
знаниями, стремления к творческому
труду.
Основные работы Г.А.Попова
1. Якутские князцы и Екатерина II. // “К
изучению Якутии”. Якутск, 1922, вып. I.
2. Очерки по истории Якутии. Якутск.
1924.
3. Якутский край (природа ЯАССР),
Якутск, 1925, вып. I.
4. Якутский край (население и народы
ЯАССР). Якутск, 1926, вып. II.
5. Якуты в XVIII в. //Сб. трудов научно-исследовательского
общества “Саха кэскилэ”, Якутск, 1925,
вып. I.
6. Программы и инструкции по
собиранию образцов народного
творчества. // Там же.
7. Народности Севера Якутии в XVIII в. //
Сб. трудов научно-исследовательского
общества “Саха кэскилэ”, Якутск, 1926,
вып. III.
8. Расселение якутов в XVII и XVIII вв. (с
картой) // Известия Якутского отдела
госуд. русск. географического
общества. 1928, вып. III.
9. Омоки. // Северная Азия. 1928, № 2.
10. Омоки. // Сб. трудов исслед. общества
“Саха кэскилэ”, вып. V. Якутск, 1928.
Неопубликованные работы
1. Этнография и география Якутской
области.
2. Очерк истории Якутии.
3. Обзор Якутского края.
4. Из быта якутов в XVII в.
5. Якуты и их быт к моменту прихода в
край русских.
6. Происхождение якутов и их
прародина.
7. Ранний общественно-экономический
строй у якутов.
8. Краткое описание маршрутов и
порядок кочевания туземцев.
9. Материалы по расселению туземцев
Якутии в ХVII-ХVIII вв.
10. Одулы Якутского севера в прошлом.
11. Миссионерство в Якутском крае.