На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Прокопий НЕУСТРОЕВ

В июле этого года, во время проведения Спартакиады народов Якутии, когда, казалось бы, впору чествовать спортсменов, заслуженному артисту Республики Саха Прокопию Неустроеву присвоили звание “Почетный гражданин Усть-Алданского улуса”. Для певца это было полной неожиданностью — ведь как правило, подобного звания ранее удостаивались лишь партийные руководители да чиновники преклонных лет.

Родился Прокопий Неустроев в с. Соттинцы, что стоит на берегу величавой госпожи-бабушки Лены. Там он впервые увидел в сельском клубе фильм с участием несравненного Карузо, бегал вечерами в отделение связи, где единственный на село телевизор исправно показывал трансляции с московских концертов и эстрадных конкурсов.

Вероятно, любой человек с детства сознательно или подсознательно знает, чему посвятит свою жизнь и готовится к этому. В селе не было ни музыкальной, ни художественной школы. А Проня хорошо рисовал и в мечтах уже видел Ленские просторы в собственном живописном исполнении. Не сбылось. (Зато сейчас, живя в столице, он не пропускает ни одной художественной выставки). В школе же был ярким представителем “самого читающего в мире” советского народа, любовно усвоившим почти всю якутскую литературу, от Анемподиста Софронова до Софрона Данилова. В старших классах увлекся не очень доступными в те времена произведениями зарубежных авторов. Мопассан, Гете, Хемингуэй, Драйзер... Все это потом пригодилось в жизни оперного певца, который должен быть не только широко эрудированным человеком, но и человеком, умеющим работать над собственным духовным ростом.

Обладатель прекрасного лирического баритона. Прокопий Неустроев пришел в театр в качестве артиста хора. Затем окончил Уральский государственный институт искусств, где над постановкой голоса молодого певца работала народная артистка России Б.Н.Валеева. И вот уже десять лет Прокопий Дмитриевич работает солистом Государственного театра оперы и балета. За это время им исполнены ведущие партии Фигаро (“Севильский цирюльник” Россини), Валентин (“Фауст” Гуно), граф де Луна (“Трубадур” Верди), Ахмет (“Цветок Севера” Григоряна), Онегин (“Евгений Онегин” Чайковского), Щелкалов (“Борис Годунов” Мусоргского), и, конечно, Риголетто (“Риголетто” Верди) — по его мнению, самый удачный образ, где он смог себя полностью реализовать и как оперный певец, и как актер. После этой работы все вдруг заговорили о Неустроеве. Народный артист России и Республики Саха А.П.Самсонов отметил: “Прокопий Неустроев — настоящий профессиональный певец. У него хорошо поставленный голос с прекрасной выучкой”. К этому прибавим признание самого Неустроева о том, что для него важны слезы Риголетто, а не актера Неустроева, ибо плачущий на сцене самыми настоящими слезами актер просто смешон. И вообще, он старается не давать волю эмоциям, сколь бы сильны они ни были. “Знаете, — говорит Прокопий Дмитриевич, — театр, пение, живопись, вообще искусство — это отражение духа. И все здесь должно соответствовать, подчиняться главному. Ведь театр есть единый организм, где все важны — реквизитор, художник по свету, кордебалет, звукорежиссер, дирижер и т.д. И все это должно работать в одном ритме, чтобы родилась опера, настоящее произведение искусства. А у нас не хватает даже солистов. Видите ли, иногда к одной опере приходится готовить две-три, а то и четыре партии, эпизодических, конечно. Но от этого все равно устаешь, это изматывает. Но зато в качественном отношении наш оперный вне конкуренции. Едва ли в какой республике России найдется театр с составом ведущих солистов ранга Анегины Ильиной, Ивана Степанова, Альбины Борисовой, Семена Оконешникова. И все же нехватка рядовых исполнителей — огромное зло. Вот даже “Ньургун Боотура” пришлось поставить вместе с академическим драмтеатром”.

В национальной опере “Ньургун Боотур” Прокопий Неустроев исполнил партию Юрюнг Уолана. К этой работе готовился особо тщательно, хотелось быть достойным памяти родного дяди Дмитрия Говорова — выдающегося сказителя. автора олонхо “Неспотыкающийся Мюльджю Беге”, “Юэлэн Хардааччы”, “Эрбэхтэй Бэргэн” и других шедевров устного творчества. Мать же будущего певца с ранних лет привила сыну любовь к якутским песням. “Порой слышишь, что мелодистов у нас стало слишком много, — делится своими мыслями Прокопий Дмитриевич. — Я не согласен с таким мнением. Коль запела душа, пускай поет. Зачем игнорировать появление молодого автора, закрывать перед ним двери? Существование мелодиста оправдано даже тогда, когда на его счету только одна единственная песня, полюбившаяся людям. Говорят же, что наш народ очень талантливый, имеет крепкие корни, традиции в области художественного слова, изобразительного искусства, музыки. Я в этом убедился будучи на гастролях. Однажды перед концертом ко мне осторожно так подходит старичок. И говорит: “Спойте нам, пожалуйста, что-нибудь из оперы, а якутские песни мы и так знаем и любим”. Вообще, на мой взгляд интеллигентность вряд ли связана только с образованностью. Внутренняя культура, тяга к прекрасному, которой обладал этот человек в молодости, не покинула его и в более зрелом, солидном возрасте, и вполне вероятно, передалась его детям, внукам. Вот что радует”.

...Что ж, автор всецело согласен с мнением героя и, в свою очередь, весьма доволен тем, что провел несколько часов в общении с заслуженным артистом, почетным гражданином и просто очень интеллигентным человеком Прокопием Неустроевым.

Зоя ПЕТУХОВА.

Hosted by uCoz