На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

От Цирцеи до наших дней

В том виде в каком принято понимать “цирк” он возник в XIX веке с открытием первых постоянно действующих стационарных цирков в Европе. Цирковые спектакли по началу состояли из конных номеров — это были вольтижировка, имеющая военное происхождение (соскоки с лошади, прыжки с манежа на круп лошади) верховая езда и свободная дрессировка. В цирке верховая езда или свободная выездка с участием двенадцати и больше лошадей приобрели большую популярность, не зря в XIX в. цирк часто называли “Храмом лошадей”. Позже к конным номерам добавились клоуны, акробаты и канатоходцы.

Со времен выступлений Филипа Астлея цирк традиционно представляет собой соединения самых различных жанров: акробатики и танцев на проволоке, зародившихся еще в античности, клоунады, восходящей к комедии дель арте; пантомимы и других жанров.

В каждом цирковом номере — стремление человека выйти за пределы своих возможностей. В каждом номере — больше “будущего”, чем “настоящего”. Философское понятие “истинная жизнь” — это жизнь, обращенная в будущее, чем в настоящее, то цирк — это сама жизнь.

Эта “будущность” и есть та “сверхзадача”, которую ставит перед собой артист. То как разрешается эта сверхзадача предопределяет двойственную природу циркового искусства. “Победить пространство, выказать свою власть над животным миром, над своим телом еще недостаточно, чтобы возник цирковой номер1. Ведь эту же цель ставит перед собой спортсмен.

Но цирк — это не просто демонстрация своих физических возможностей. Грань, которая отделяет цирк от спорта, хотя цирк в отдельных жанрах может показаться прежде всего — “работой мускулов”, — это создание образа. Этот образ — человек, “решающий эту сверхзадачу”2.

Но в отличие от театра, главная задача которого — создание художественного образа и построенного на условностях, в цирке опасность, которой подвергается артист, вполне реальна. Высота, над которой парит воздушный гимнаст или острые клинки, вонзающиеся в дюйме от тела — вполне реальны и очевидны.

В этом действе — создании образа человека, решающего “сверхзадачу” — суть “оптимизма”, заложенного в природе цирка. Это делает цирковое искусство всегда современным.

От имени гомеровской волшебницы Цирцеи, превратившей в свиней спутников Одиссея, возможно и произошло слово “цирк” — это предположение писателя Мануэля Перейры действительно кажется заманчивым, поскольку раскрывает природу циркового искусства, его родство с театром и спортом.

“Цирк — это средоточие всего необычного, эксцентричного и в какой-то мере загадочного”3.

Эта загадка, тайна искусства вызывала преклонение и даже страх. Не зря в верованиях древних якутов дух-покровитель искусств Уран — обитатель стыка небесного купола с Землей и стыка Земли с потусторонним миром”4 — получеловек, полубог и полудьявол. Считалось,что пение хорошего певца могло быть опасным для слушателей — гармония слова и мелодии имела магическую силу “могущую вскрывать все поры тела, через которые может уйти душа человека”5. И если чудеса Цирцеи были отчасти цирковыми номерами, то и мистерии шаманов, наверное, несли в себе элементы циркового искусства, “переворачивая” реальность с запредельностью — допуская небесное и подземное на землю, разговаривая с духами и абаасы.

* * *

Дух цирка живет во многих национальных обрядах.

Этот источник питает творчество артистов якутского цирка, образованного в 1994 году. В его основе — школа русского циркового искусства. Большая часть участников труппы — выпускники Московского государственного училища циркового и эстрадного искусства.

Возникший из синтез-театра “Ойуун” цирк перенес эту идею — использование элементов обрядности в цирковые номера, создавая национальный колорит, а иногда и используя национальное пение в чистом виде как отдельные эстрадные номера.

Внесение национального элемента в традиционный жанр либо обращение к старинным якутским состязаниям — поднятии каменных глыб, прыжкам через нарты, жонглировании с туесками, вентрологии — делает цирковые номера необычайно популярными. Гастроли за рубежом непременно вызывают большой интерес у публики своим мастерством и колоритом.

Завоевать публику — это не единственная задача, стоящая перед художественным руководителем цирка — Сергеем Расторгуевым. Воспитание нового поколения артистов — условие существования цирка. Уже появляются цирковые династии, создано цирковое отделение.

Будущее цирка, цирковое представление XXI века — каким оно видится его руководителю — строится сегодня, вбирая из жизни темп.

Якутский цирк уникален не только своим географическим положением, которое определяет преимущество и в то же время создает трудности, но и прежде всего своими возможностями. “Ветер дует с востока”, но он подул еще и с “севера”, — якутский цирк находится у некоей “золотой жилы” новой эстетики циркового искусства.

Лена СИДОРОВА.


1. Ю. Борее, “Эстетика”.

2. Там же.

3. Мануэль Перейра “Перевернутый мир”, “Курьер”, 1988, с. 35.

4. Алла Билюкина “Пантеон древних божеств”, Илин, 1995. стр. 54.

5. Там же.

 

Hosted by uCoz