В 1924 году Карл Густав Юнг —
известный швейцарский психолог,
психиатр и философ сделал первый шаг
к психологической типологии людей.
Он выделил для определения типа
личности человека 8 психологических
признаков или шкал:
1. Экстраверсия — обращенность
человека на внешний мир.
2. Интроверсия — сосредоточенность
на личных переживаниях и своем
внутреннем мире.
3. Рациональность — системность и
постоянство в склонностях и занятиях,
самодисциплина.
4. Иррациональность — спонтанная
импульсивность в поведении,
стремление к смене впечатлений.
5. Логика — ориентация на нормы
поведения и здравый смысл,
стремление все упорядочивать.
6. Этика — ориентация на чувства и
отношения, определяющие поведение.
7. Сенсорика — практичность и
настроенность на получение
чувственных удовольствий (еда,
одежда, комфорт), хорошая ориентация
в пространстве, воля.
8. Интуиция — стремление к
фантазиям и мечтательности,
теоретический склад ума, образное
восприятие.
С момента осознавания человеком
своей личности (а это происходит еще
в детском возрасте — примерно в 3 — 5
лет) можно определить основные
психологические особенности,
возрастные ограничения не имеют
значения. Новая наука, соционика,
располагает методами быстрого
определения типа личности на основе
выделения в его психике признаков
Юнга, позволяет моделировать
поведение людей, во избежание
ненужных разочарований и конфликтов.
Она помогает более эффективно
воспитывать детей, учитывая их
индивидуальные возможности и
понимая мотивы их поведения, а так же
способствует выбору наиболее
оптимальной сферы их деятельности в
будущем.
Разработке и внедрению новых
методов повышения эффективности и
слаженности работы производственных,
научных, учебных и т.д. коллективов,
служит соционика — новая прикладная
дисциплина о законах социальной
коммуникации. Выделено 16 видов
социотипов, которые имеют свои
подтипы. Каждый тип имеет свой
ведущий признак Юнга, у одного более
развита логика, у второго интуиция, у
третьего доминирует практичность,
хорошая ориентация в пространстве,
настроенность на получение
чувственных удовольствий, у других
поведение определяется ориентацией
на чувства и отношения. Одни —
рациональны, другие — нет. Одни —
экстравертивны, другие, наоборот,
интравертивны. Каждая шкала Юнга
получает буквенный символ по
латинской транскрипции, каждый
социотип получает поэтому
изображение из 8 букв. На 1-е место
выделяется тот признак по Юнгу,
который является ведущим.
Каждый социотип имеет свое
название для удобства запоминания по
характерному виду деятельности его и
прозвище по имени одного из
выдающихся людей, литературных
персонажей. Например: социотип “интуитивно-логический
экстраверт” называется “изобретателем”
— “Дон Кихотом”, “сенсорно-этический
экстраверт” — он же “политик” и “Наполеон”,
“логико-сенсорный экстраверт” —
это “администратор”, второе
название “Штирлиц” и т.д.
16 социотипов делят на 4 группы,
которые получают названия:
1. Управленцы. 2. Сайентисты. 3.
Социалы. 4. Гуманитарии.
Управленцам свойственна
прагматичность, они владеют логикой,
но хорошо разбираются в эмоциях, им
свойственна директивность
управления, способны хорошо
распределять обязанности, мыслят
конкретно.
Для сайентистов характерна высокая
фантазия, они работают часто на
отдаленную перспективу. Они
отвлечены от людей, от вещей, их
сопровождают бытовые неурядицы,
характерна оторванность от реальной
жизни. Они — генераторы идей. Слово “сайенс”
— английское, которое в переводе
означает “наука”.
Социалы — они всегда внимательны к
текущим нуждам людей, умеют
налаживать комфорт как для себя, так
и для окружающих, очень практичны.
Они обычно с хорошим вкусом, им
присущ демократический стиль
общения, наслаждение радостями жизни.
Гуманитарии — люди, тяготеющие к
духовности и гуманитарным наукам,
любят украшать жизнь изящными
предметами, стремятся к
самосовершенствования, духовный мир
их богат. Они интуитивны, за
непрактичность их часто не любят, им
нравится, когда их опекают. Они —
аристократы духа, держат дистанцию в
общении.
Определение типа личности ребенка
на данных стадиях развития
способствует его самоактуализации,
правильному выбору способов и
средств выражения своей
индивидуальности и нахождению своей
оптимальной социальной ниши,
использованию его врожденных
сильных качеств.
Роль соционики при решении проблем
школьного воспитания в основном
сводится:
1. К психологическому
диагностированию детей с помощью
тестов, игровых ситуаций, по
характеристикам родителей,
воспитателей и учителей.
2. К созданию благоприятного
психологического климата в группах
посредством гармонизации отношений.
3. К выявлению интересов каждого
ребенка и формированию групп по
интересам (кружки, секции и т.д.).
4. К выдаче рекомендаций педагогам и
родителям по работе с детьми, исходя
из типов личности, акцентированию
сильных сторон личности ребенка и
осторожности по отношению к слабым,
оказанию поддержки и т.д.
5. К выдаче рекомендаций родителям и
педагогам при сложных
психологических коллизиях.
6. К гармонизации отношений на
разных уровнях (семья, сверстники,
дети, педагоги), исходя из типов
личности всех, входящих в группы
отношений.
7. К профориентации и раннему
определению способностей,
Для взрослых соционическая
консультация может предлагать
следующие виды услуг:
— определение типа личности, ее
сильных и слабых сторон;
— подробный психологический
портрет и определение наиболее
совместимого ему партнера для дружбы
и совместной жизни;
— анализ совместимости
обращающегося со своим ребенком;
— консультация для молодоженов о
закономерностях их семейных
отношений, о роли в них будущего
ребенка, о “технике безопасности” в
общении между собой и родственниками;
— консультации для разводящихся о
“внутренних пружинах” их
разногласий, прогноз и рекомендации
для будущей жизни после реализации
их решений;
— заочное определение типов людей,
наиболее интересующих обращающегося
за консультацией человека или
конфликтующих с ним в семье, в
дружеской компании и рекомендации по
установлению комфортных отношений с
ними. Юридическим лицам:
— составление модели
психологических отношений между
сотрудниками и рекомендации,
позволяющие повысить их
работоспособность;
— консультирование при приеме и
увольнении;
— тренинга для руководящих
работников.
Соционика в бывшем Советском Союзе
большого развития не получила,
правда, с 50-х годов были отдельные
научные школы, которые занимались ею
без широкой огласки, только пытались
утвердиться, робко заявить о себе. В
перестроечные годы в печати больше
стали говорить о соционике, в крупных
городах начали открываться
соционические консультации,
лаборатории соционических
исследований.
Иван ИВАНОВ,