Дора
ВАСИЛЬЕВА
Летописец
народной жизни
К 75-летию
Василия Яковлева-Далана
В.С.Яковлев-Далан
— большой и вдумчивый мастер прозы.
Многие факты и события из истории
родного народа нашли свое отражение в
творчестве этого талантливого писателя.
В
художественных произведениях Далана и в
публицистических его раздумьях
отчетливо заметны следы личной
биографии.
В своем творчестве
писатель, много лет жизни отдавший делу
образования и воспитания подрастающего
поколения, прежде всего отражал
школьные будни. Василий Семенович
работал преподавателем, завучем и
директором школ, был кандидатом
педагогических наук. Писательская
судьба Далана началась относительно
благополучно. В 1978 году никому не
известный тогда сельский учитель В.С.Яковлев
опубликовал на страницах журнала «Хотугу
Сулус» повесть «Дивная весна», которая
сразу же засвидетельствовала, что в
якутскую литературу пришел талант яркий
и самобытный. Годы многолетней
педагогической работы, богатый
жизненный опыт помогли ему в зрелом
возрасте создать произведение,
затрагивающее многие животрепещущие
проблемы своего времени. На примере
жизни выпускника средней школы Кеши
Попопа автор многогранно отразил жизнь
колхозной деревни в разных временных
пластах. Кеша Попов, изучая историю
родной школы, знакомится с прошлым и
настоящим своего народа. Его
вдохновляет образ невинно
репрессированного в годы культа
личности односельчанина Джорготова —
человека твердой воли и сильного духа.
Выявление исторической правды
становится источником духовного роста и
гражданской зрелости Кеши Попова. Автор
повести глубоко и трогательно
изображает внутренний мир молодого
поколения, показывает пробуждение
первой юношеской любви.
Якутских читателей
заинтересовала и следующая повесть
Далана «Песнь седой тайги» (1980). Она
посвящена теме охраны окружающей среды
и родной природы. В тесной связи с этой
актуальной темой писатель раскрывает
морально-этические и эстетические
проблемы наших дней.
Герои этой повести
различаются по их отношению к родной
природе, к окружающей среде. В характере
людей, которые по-хозяйски относятся к
природе, много привлекательного. У них
внутренняя красота тесно перекликается
с их добросовестной трудовой
деятельностью, с их бережным отношением
к живой природе. А в моральном облике тех,
кто хищнически относится к окружающей
среде, автор подчеркивает эгоизм
собственника и нравственную глухоту.
Особенности
национальной действительности, богатая
фауна и флора родных мест играют
немаловажную роль в формировании
национального характера героя. Общение
с природой, охотничьи будни, аромат
якутских аласов, теплые, тихие вечера на
любимом сайылыке выступают в повести
как национальные формы выражения нашей
современной жизни.
Положительных
героев этого произведения Далана
волнуют и общечеловеческие проблемы:
человек и земля, человек и природа. Они,
как и лирический герой повествования,
считают, что формирование духовно
полноценной личности, нравственной
культуры современного человека
невозможно без воспитания в нем
гуманного и по-хозяйски бережного
отношения к родной природе.
В 1983 году вышел в
свет первый роман Далана «Сирота»,
который явился результатом
многолетнего плодотворного изучения им
самых разных исторических,
этнографических и фольклорных
материалов. Он отражает наиболее ранний
период истории якутского и других
народов Якутии.
Основное из
ответвлений сюжета развивается на
берегах реки Вилюй, куда приходят первые
якуты-переселенцы. Параллельно идет
речь об исторических судьбах разных
племен, населявших Якутию: туматов, тонг-биисов,
джирикинеев, кочевых племен саамай,
джурак, мандаадыр и других. Но основное
внимание автора обращено на
взаимоотношения между тонг-биисами,
туматами и саха-уранхаями.
В романе лучшие
представители враждующих племен —
тумат Даганча, тонг-биисы Ерегечяй и
Малыда, якуты Люксюрээни и Мохсохо — не
желают грабить и убивать иноплеменников.
Это сильные, смелые и мужественные люди,
которые не раз одерживают победы над
жестокими врагами и грозными силами
природы. Они понимают: без взаимной
поддержки и помощи им не выжить на свете.
Писатель
художественно правдиво показывает в
своем романе это грозное время
межплеменных и междоусобных распрей. От
неминуемой гибели народы Якутии спасло
только вхождение последней в состав
Российского государства. Главная мысль
романа о том, что кровопролитие и разбой,
убийства и кровная месть ни одному
народу не приносили процветания,
раскрыта автором весьма убедительно и
мастерски.
По своим идейно-эстетическим
достоинствам и по познавательному
значению роман Далана «Сирота» —
серьезное достижение современной
якутской литературы. Это оригинальное и
самобытное произведение довольно
реалистически воспроизводит социально-нравственные
начала жизни северных народов и
заселение саха центральной части
нынешней Якутии. Этот роман под
названием «Глухой Вилюй» в конце 1988 года
вышел на русском языке в переводе Л.Либединской
в издательстве «Современник». Роман
получил высокую оценку на заседаниях
совета по прозе и совета по
художественному переводу Союза
писателей РСФСР в 1987 году в Москве.
К 1985 году Далан
закончил еще другой интересный роман —
«Взойди, друг, на зеленые холмы»,
посвященный непростым проблемам жизни в
Якутии послевоенного периода. Писатель
на широком фоне изображения городской и
сельской жизни сумел показать
позитивные и негативные стороны
действительности Якутии того времени:
мирный созидательный труд советских
людей в селе, большую тягу якутской
молодежи к знаниям, с одной стороны,
последствия Чурапчинской трагедии в
связи с переселением населения в
Кобяйский и Жиганский районы,
обстановку недоверия, всеобщей
подозрительности и слежки среди
якутской интеллигенции, с другой.
В образах главных
героев романа Нюргуна Туласынова,
Уолана Уйгурова, Лены Соболевой и других
писатель отобразил черты характера,
присущие лучшей части молодежи —
честность, добропорядочность,
устремленность к светлому, прекрасному,
высокой цели служения народу.
А в образах Мочоева,
Чомчоева и других Далан показал типы
людей, в характерах которых преобладают
такие черты, как эгоизм, карьеризм,
подхалимство, интриганство и т.д.
Огромный интерес
читателей вызывает образ молодого,
подающего большие надежды ученого,
страстного поборника правды доктора
наук Кынтаярова. Далан политически
осмысливал и психологически
мотивировал появление людей типа
Кынтаярова, выразителей духовных
устремлений общества и лучшего
интеллигентского сознания. Самые тяжкие
и жестокие преследования не могли
сломить твердую волю и светлые помыслы
Кынтаярова. Он через повседневный
упорный труд наставника молодежи и
преданность высоким идеалам становится
как бы рупором общественного мнения. В
его борьбе за правду писатель
сконцентрированно показал отголоски
больших споров среди якутской
интеллигенции вокруг использования
фольклора в художественном творчестве и
о творческом наследии основоположников
якутской литературы А.Е.Кулаковского, А.И.Софронова
и Н.Д.Неустроева. Прототипом этого
образа видится незабвенный учитель и
наставник якутской молодежи,
интеллигенции, человек твердой воли и
высоких принципов, большой
интернационалист-гуманист профессор Г.П.Башарин.
Этот роман увидел
свет только в 1991 году. И то — по
требованию руководящих органов печати
— в сокращенном варианте. Годом раньше
вышла из печати II книга романа под
названием «Крылатые мечты».
В 1993 году выходит
знаменитое произведение Далана — роман
«Тыгын Дархан». Далан художественно
правдиво воспроизводит в нем времена
предводителя саха Тыгына — конец XVI и
начало XVII веков. Однако, здесь следует
особо подчеркнуть, что это не подлинная
историческая правда, а художественная
версия, основанная на множестве
исторических, этнографических и
фольклорных материалов и творческом
вымысле самого писателя.
В романе дана
широкая и красочная панорама разных
сторон национальной жизни, которые
помогают полноте отражения характера и
социальной сущности изображаемых в нем
героев. С этой точки зрения в
произведении читатель найдет много
интересных и привлекательных образов,
таких, как образы Аабый Дархана, Бэт Хара,
Лекея, Нюрбачана и др. Через события и
судьбы этих и других героев своего
романа писатель реалистически,
психологически углубленно раскрыл
образ легендарного Тыгына Дархана,
показал его сложную и противоречивую
натуру.
Тыгын Дархан
поставил перед собой весьма трудную
задачу насильственно объединить все
племена и роды той эпохи в один единый
Великий Мир и умножить славу уранхаев-саха.
Но его мечтам не суждено было сбыться.
Метод объединения народов и племен
силой оружия в истории человечества
редко когда приносил подлинное счастье
и процветание как покоренным, так и
победителям. Таков главный идейный
лейтмотив знаменитого романа Далана «Тыгын
Дархан». Эта мысль звучит актуально и в
наши дни.
Роман «Тыгын Дархан»
— большое эпическое полотно, написанное
ярким и сочным языком, выдающееся
произведение якутской литературы.
Далан
без прикрас рассказывает о трагедии,
пережитой земляками-чурапчинцами в
годы войны, воспроизводит
незабываемые картины студенческой
жизни в послевоенной Якутии — как
бывший выпускник Якутского
пединститута. Живой свидетель, он
разоблачал на страницах своих книг
сталинские репрессии, искалечившие
судьбы миллионов людей. И, наконец,
используя богатый исторический и
этнографический материал, в своих
романах «Сирота» и «Тыгын Дархан»
художественно убедительно
повествует о жизни родного народа,
других народов Севера до вхождения
Якутии в состав Российского
государства.
|
Далан — как человек,
лично переживший эпоху сталинизма и
репрессий — написал документальный
роман-эссе «Судьба моя» (1994 г.). В нем
писатель с горечью в сердце
восстанавливает сложную общественно-политическую
жизнь того периода, ту жестокую правду,
что окружала его в молодые годы. Как
беспристрастный свидетель и очевидец
тех лет, Далан художественно правдиво и
убедительно показывает нечеловеческое
страдание ни в чем не повинных людей, их
бессмысленную гибель в застенках НКВД. В
повести читатель находит и слезы
отчаяния, и едва заметную надежду на
лучшее будущее. Далан убедительно
раскрывает историческую
несостоятельность идеи террора и
репрессий, не сломившей волю людей, их
тяги к добру и свободомыслию.
Писатель внес
большой вклад в развитие якутской
литературы. Его произведения отличаются
не только новизной тематики, но и
высокой художественностью, мастерством
и правдивостью. Он первым из якутских
писателей художественно правдиво
отразил в своем творчестве последствия
культа личности и тоталитарного режима.
Это требовало от писателя большого
гражданского мужества, беспредельной
честности в утверждении им правоты
общественного сознания, народного
сопротивления сталинизму и
административно-бюрократическому
аппарату. Вот почему столь любимые и
читаемые произведения Далана
заслуженно получают высокую оценку
широкой общественности и литературной
критики.
Оставаясь глубоко
самобытным писателем, Далан с позиций
гуманизма и интернационализма в своих
произведениях отражает все основные
вехи жизни якутского народа, начиная с
времен Тыгына до наших дней.
Писатель-педагог В.С.Яковлев-Далан
написал для детей книги «Легенды Белого
Севера», «Тэппэй взрослеет», «Белые
стерхи Севера» и другие. Он также был
составителем хрестоматии «Якутская
литература» для Х класса.
Далан известен и
как один из лучших публицистов
республики. В 1999 году увидел свет его
посмертный сборник статей на
злободневные темы «Правда жизни».
В период
Перестройки и обновления нашего
общества Далан выступал за широкие
демократические преобразования, за
экономический и политический
суверенитет республики. Он до конца
жизни руководил Комиссией по
присуждению Государственной премии РС(Я)
имени А.Е.Кулаковского-Ексекюлях
Елексея, был членом Общественно-консультативного
совета при Президенте Республики Саха (Якутия).
Велики заслуги
народного писателя В.С.Яковлева-Далана в
становлении жанра исторической прозы в
якутской литературе, а также весьма
заметен его вклад в многонациональную
российскую культуру.
Дора Егоровна
Васильева, доктор филологических
наук, член Союза писателей России.
|