На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Дора ВАСИЛЬЕВА

Летописец народной жизни

К 75-летию
Василия Яковлева-Далана

В.С.Яковлев-Далан — большой и вдумчивый мастер прозы. Многие факты и события из истории родного народа нашли свое отражение в творчестве этого талантливого писателя.

В художественных произведениях Далана и в публицистических его раздумьях отчетливо заметны следы личной биографии.

В своем творчестве писатель, много лет жизни отдавший делу образования и воспитания подрастающего поколения, прежде всего отражал школьные будни. Василий Семенович работал преподавателем, завучем и директором школ, был кандидатом педагогических наук. Писательская судьба Далана началась относительно благополучно. В 1978 году никому не известный тогда сельский учитель В.С.Яковлев опубликовал на страницах журнала «Хотугу Сулус» повесть «Дивная весна», которая сразу же засвидетельствовала, что в якутскую литературу пришел талант яркий и самобытный. Годы многолетней педагогической работы, богатый жизненный опыт помогли ему в зрелом возрасте создать произведение, затрагивающее многие животрепещущие проблемы своего времени. На примере жизни выпускника средней школы Кеши Попопа автор многогранно отразил жизнь колхозной деревни в разных временных пластах. Кеша Попов, изучая историю родной школы, знакомится с прошлым и настоящим своего народа. Его вдохновляет образ невинно репрессированного в годы культа личности односельчанина Джорготова — человека твердой воли и сильного духа. Выявление исторической правды становится источником духовного роста и гражданской зрелости Кеши Попова. Автор повести глубоко и трогательно изображает внутренний мир молодого поколения, показывает пробуждение первой юношеской любви.

Якутских читателей заинтересовала и следующая повесть Далана «Песнь седой тайги» (1980). Она посвящена теме охраны окружающей среды и родной природы. В тесной связи с этой актуальной темой писатель раскрывает морально-этические и эстетические проблемы наших дней.

Герои этой повести различаются по их отношению к родной природе, к окружающей среде. В характере людей, которые по-хозяйски относятся к природе, много привлекательного. У них внутренняя красота тесно перекликается с их добросовестной трудовой деятельностью, с их бережным отношением к живой природе. А в моральном облике тех, кто хищнически относится к окружающей среде, автор подчеркивает эгоизм собственника и нравственную глухоту.

Особенности национальной действительности, богатая фауна и флора родных мест играют немаловажную роль в формировании национального характера героя. Общение с природой, охотничьи будни, аромат якутских аласов, теплые, тихие вечера на любимом сайылыке выступают в повести как национальные формы выражения нашей современной жизни.

Положительных героев этого произведения Далана волнуют и общечеловеческие проблемы: человек и земля, человек и природа. Они, как и лирический герой повествования, считают, что формирование духовно полноценной личности, нравственной культуры современного человека невозможно без воспитания в нем гуманного и по-хозяйски бережного отношения к родной природе.

В 1983 году вышел в свет первый роман Далана «Сирота», который явился результатом многолетнего плодотворного изучения им самых разных исторических, этнографических и фольклорных материалов. Он отражает наиболее ранний период истории якутского и других народов Якутии.

Основное из ответвлений сюжета развивается на берегах реки Вилюй, куда приходят первые якуты-переселенцы. Параллельно идет речь об исторических судьбах разных племен, населявших Якутию: туматов, тонг-биисов, джирикинеев, кочевых племен саамай, джурак, мандаадыр и других. Но основное внимание автора обращено на взаимоотношения между тонг-биисами, туматами и саха-уранхаями.

В романе лучшие представители враждующих племен — тумат Даганча, тонг-биисы Ерегечяй и Малыда, якуты Люксюрээни и Мохсохо — не желают грабить и убивать иноплеменников. Это сильные, смелые и мужественные люди, которые не раз одерживают победы над жестокими врагами и грозными силами природы. Они понимают: без взаимной поддержки и помощи им не выжить на свете.

Писатель художественно правдиво показывает в своем романе это грозное время межплеменных и междоусобных распрей. От неминуемой гибели народы Якутии спасло только вхождение последней в состав Российского государства. Главная мысль романа о том, что кровопролитие и разбой, убийства и кровная месть ни одному народу не приносили процветания, раскрыта автором весьма убедительно и мастерски.

По своим идейно-эстетическим достоинствам и по познавательному значению роман Далана «Сирота» — серьезное достижение современной якутской литературы. Это оригинальное и самобытное произведение довольно реалистически воспроизводит социально-нравственные начала жизни северных народов и заселение саха центральной части нынешней Якутии. Этот роман под названием «Глухой Вилюй» в конце 1988 года вышел на русском языке в переводе Л.Либединской в издательстве «Современник». Роман получил высокую оценку на заседаниях совета по прозе и совета по художественному переводу Союза писателей РСФСР в 1987 году в Москве.

К 1985 году Далан закончил еще другой интересный роман — «Взойди, друг, на зеленые холмы», посвященный непростым проблемам жизни в Якутии послевоенного периода. Писатель на широком фоне изображения городской и сельской жизни сумел показать позитивные и негативные стороны действительности Якутии того времени: мирный созидательный труд советских людей в селе, большую тягу якутской молодежи к знаниям, с одной стороны, последствия Чурапчинской трагедии в связи с переселением населения в Кобяйский и Жиганский районы, обстановку недоверия, всеобщей подозрительности и слежки среди якутской интеллигенции, с другой.

В образах главных героев романа Нюргуна Туласынова, Уолана Уйгурова, Лены Соболевой и других писатель отобразил черты характера, присущие лучшей части молодежи — честность, добропорядочность, устремленность к светлому, прекрасному, высокой цели служения народу.

А в образах Мочоева, Чомчоева и других Далан показал типы людей, в характерах которых преобладают такие черты, как эгоизм, карьеризм, подхалимство, интриганство и т.д.

Огромный интерес читателей вызывает образ молодого, подающего большие надежды ученого, страстного поборника правды доктора наук Кынтаярова. Далан политически осмысливал и психологически мотивировал появление людей типа Кынтаярова, выразителей духовных устремлений общества и лучшего интеллигентского сознания. Самые тяжкие и жестокие преследования не могли сломить твердую волю и светлые помыслы Кынтаярова. Он через повседневный упорный труд наставника молодежи и преданность высоким идеалам становится как бы рупором общественного мнения. В его борьбе за правду писатель сконцентрированно показал отголоски больших споров среди якутской интеллигенции вокруг использования фольклора в художественном творчестве и о творческом наследии основоположников якутской литературы А.Е.Кулаковского, А.И.Софронова и Н.Д.Неустроева. Прототипом этого образа видится незабвенный учитель и наставник якутской молодежи, интеллигенции, человек твердой воли и высоких принципов, большой интернационалист-гуманист профессор Г.П.Башарин.

Этот роман увидел свет только в 1991 году. И то — по требованию руководящих органов печати — в сокращенном варианте. Годом раньше вышла из печати II книга романа под названием «Крылатые мечты».

В 1993 году выходит знаменитое произведение Далана — роман «Тыгын Дархан». Далан художественно правдиво воспроизводит в нем времена предводителя саха Тыгына — конец XVI и начало XVII веков. Однако, здесь следует особо подчеркнуть, что это не подлинная историческая правда, а художественная версия, основанная на множестве исторических, этнографических и фольклорных материалов и творческом вымысле самого писателя.

В романе дана широкая и красочная панорама разных сторон национальной жизни, которые помогают полноте отражения характера и социальной сущности изображаемых в нем героев. С этой точки зрения в произведении читатель найдет много интересных и привлекательных образов, таких, как образы Аабый Дархана, Бэт Хара, Лекея, Нюрбачана и др. Через события и судьбы этих и других героев своего романа писатель реалистически, психологически углубленно раскрыл образ легендарного Тыгына Дархана, показал его сложную и противоречивую натуру.

Тыгын Дархан поставил перед собой весьма трудную задачу насильственно объединить все племена и роды той эпохи в один единый Великий Мир и умножить славу уранхаев-саха. Но его мечтам не суждено было сбыться. Метод объединения народов и племен силой оружия в истории человечества редко когда приносил подлинное счастье и процветание как покоренным, так и победителям. Таков главный идейный лейтмотив знаменитого романа Далана «Тыгын Дархан». Эта мысль звучит актуально и в наши дни.

Роман «Тыгын Дархан» — большое эпическое полотно, написанное ярким и сочным языком, выдающееся произведение якутской литературы.

Далан без прикрас рассказывает о трагедии, пережитой земляками-чурапчинцами в годы войны, воспроизводит незабываемые картины студенческой жизни в послевоенной Якутии — как бывший выпускник Якутского пединститута. Живой свидетель, он разоблачал на страницах своих книг сталинские репрессии, искалечившие судьбы миллионов людей. И, наконец, используя богатый исторический и этнографический материал, в своих романах «Сирота» и «Тыгын Дархан» художественно убедительно повествует о жизни родного народа, других народов Севера до вхождения Якутии в состав Российского государства.

Далан — как человек, лично переживший эпоху сталинизма и репрессий — написал документальный роман-эссе «Судьба моя» (1994 г.). В нем писатель с горечью в сердце восстанавливает сложную общественно-политическую жизнь того периода, ту жестокую правду, что окружала его в молодые годы. Как беспристрастный свидетель и очевидец тех лет, Далан художественно правдиво и убедительно показывает нечеловеческое страдание ни в чем не повинных людей, их бессмысленную гибель в застенках НКВД. В повести читатель находит и слезы отчаяния, и едва заметную надежду на лучшее будущее. Далан убедительно раскрывает историческую несостоятельность идеи террора и репрессий, не сломившей волю людей, их тяги к добру и свободомыслию.

Писатель внес большой вклад в развитие якутской литературы. Его произведения отличаются не только новизной тематики, но и высокой художественностью, мастерством и правдивостью. Он первым из якутских писателей художественно правдиво отразил в своем творчестве последствия культа личности и тоталитарного режима. Это требовало от писателя большого гражданского мужества, беспредельной честности в утверждении им правоты общественного сознания, народного сопротивления сталинизму и административно-бюрократическому аппарату. Вот почему столь любимые и читаемые произведения Далана заслуженно получают высокую оценку широкой общественности и литературной критики.

Оставаясь глубоко самобытным писателем, Далан с позиций гуманизма и интернационализма в своих произведениях отражает все основные вехи жизни якутского народа, начиная с времен Тыгына до наших дней.

Писатель-педагог В.С.Яковлев-Далан написал для детей книги «Легенды Белого Севера», «Тэппэй взрослеет», «Белые стерхи Севера» и другие. Он также был составителем хрестоматии «Якутская литература» для Х класса.

Далан известен и как один из лучших публицистов республики. В 1999 году увидел свет его посмертный сборник статей на злободневные темы «Правда жизни».

В период Перестройки и обновления нашего общества Далан выступал за широкие демократические преобразования, за экономический и политический суверенитет республики. Он до конца жизни руководил Комиссией по присуждению Государственной премии РС(Я) имени А.Е.Кулаковского-Ексекюлях Елексея, был членом Общественно-консультативного совета при Президенте Республики Саха (Якутия).

Велики заслуги народного писателя В.С.Яковлева-Далана в становлении жанра исторической прозы в якутской литературе, а также весьма заметен его вклад в многонациональную российскую культуру.


Дора Егоровна Васильева, доктор филологических наук, член Союза писателей России.

Яндекс.Реклама
лучший форум про мини батуты для детей.. купить профнастил найти новости на форуме.. 80 60 епк комментарии и зарядное устройство епк.
Hosted by uCoz