На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Дора ВАСИЛЬЕВА

Летописец народной жизни

К 75-летию
Василия Яковлева-Далана

В.С.Яковлев-Далан — большой и вдумчивый мастер прозы. Многие факты и события из истории родного народа нашли свое отражение в творчестве этого талантливого писателя.

В художественных произведениях Далана и в публицистических его раздумьях отчетливо заметны следы личной биографии.

В своем творчестве писатель, много лет жизни отдавший делу образования и воспитания подрастающего поколения, прежде всего отражал школьные будни. Василий Семенович работал преподавателем, завучем и директором школ, был кандидатом педагогических наук. Писательская судьба Далана началась относительно благополучно. В 1978 году никому не известный тогда сельский учитель В.С.Яковлев опубликовал на страницах журнала «Хотугу Сулус» повесть «Дивная весна», которая сразу же засвидетельствовала, что в якутскую литературу пришел талант яркий и самобытный. Годы многолетней педагогической работы, богатый жизненный опыт помогли ему в зрелом возрасте создать произведение, затрагивающее многие животрепещущие проблемы своего времени. На примере жизни выпускника средней школы Кеши Попопа автор многогранно отразил жизнь колхозной деревни в разных временных пластах. Кеша Попов, изучая историю родной школы, знакомится с прошлым и настоящим своего народа. Его вдохновляет образ невинно репрессированного в годы культа личности односельчанина Джорготова — человека твердой воли и сильного духа. Выявление исторической правды становится источником духовного роста и гражданской зрелости Кеши Попова. Автор повести глубоко и трогательно изображает внутренний мир молодого поколения, показывает пробуждение первой юношеской любви.

Якутских читателей заинтересовала и следующая повесть Далана «Песнь седой тайги» (1980). Она посвящена теме охраны окружающей среды и родной природы. В тесной связи с этой актуальной темой писатель раскрывает морально-этические и эстетические проблемы наших дней.

Герои этой повести различаются по их отношению к родной природе, к окружающей среде. В характере людей, которые по-хозяйски относятся к природе, много привлекательного. У них внутренняя красота тесно перекликается с их добросовестной трудовой деятельностью, с их бережным отношением к живой природе. А в моральном облике тех, кто хищнически относится к окружающей среде, автор подчеркивает эгоизм собственника и нравственную глухоту.

Особенности национальной действительности, богатая фауна и флора родных мест играют немаловажную роль в формировании национального характера героя. Общение с природой, охотничьи будни, аромат якутских аласов, теплые, тихие вечера на любимом сайылыке выступают в повести как национальные формы выражения нашей современной жизни.

Положительных героев этого произведения Далана волнуют и общечеловеческие проблемы: человек и земля, человек и природа. Они, как и лирический герой повествования, считают, что формирование духовно полноценной личности, нравственной культуры современного человека невозможно без воспитания в нем гуманного и по-хозяйски бережного отношения к родной природе.

В 1983 году вышел в свет первый роман Далана «Сирота», который явился результатом многолетнего плодотворного изучения им самых разных исторических, этнографических и фольклорных материалов. Он отражает наиболее ранний период истории якутского и других народов Якутии.

Основное из ответвлений сюжета развивается на берегах реки Вилюй, куда приходят первые якуты-переселенцы. Параллельно идет речь об исторических судьбах разных племен, населявших Якутию: туматов, тонг-биисов, джирикинеев, кочевых племен саамай, джурак, мандаадыр и других. Но основное внимание автора обращено на взаимоотношения между тонг-биисами, туматами и саха-уранхаями.

В романе лучшие представители враждующих племен — тумат Даганча, тонг-биисы Ерегечяй и Малыда, якуты Люксюрээни и Мохсохо — не желают грабить и убивать иноплеменников. Это сильные, смелые и мужественные люди, которые не раз одерживают победы над жестокими врагами и грозными силами природы. Они понимают: без взаимной поддержки и помощи им не выжить на свете.

Писатель художественно правдиво показывает в своем романе это грозное время межплеменных и междоусобных распрей. От неминуемой гибели народы Якутии спасло только вхождение последней в состав Российского государства. Главная мысль романа о том, что кровопролитие и разбой, убийства и кровная месть ни одному народу не приносили процветания, раскрыта автором весьма убедительно и мастерски.

По своим идейно-эстетическим достоинствам и по познавательному значению роман Далана «Сирота» — серьезное достижение современной якутской литературы. Это оригинальное и самобытное произведение довольно реалистически воспроизводит социально-нравственные начала жизни северных народов и заселение саха центральной части нынешней Якутии. Этот роман под названием «Глухой Вилюй» в конце 1988 года вышел на русском языке в переводе Л.Либединской в издательстве «Современник». Роман получил высокую оценку на заседаниях совета по прозе и совета по художественному переводу Союза писателей РСФСР в 1987 году в Москве.

К 1985 году Далан закончил еще другой интересный роман — «Взойди, друг, на зеленые холмы», посвященный непростым проблемам жизни в Якутии послевоенного периода. Писатель на широком фоне изображения городской и сельской жизни сумел показать позитивные и негативные стороны действительности Якутии того времени: мирный созидательный труд советских людей в селе, большую тягу якутской молодежи к знаниям, с одной стороны, последствия Чурапчинской трагедии в связи с переселением населения в Кобяйский и Жиганский районы, обстановку недоверия, всеобщей подозрительности и слежки среди якутской интеллигенции, с другой.

В образах главных героев романа Нюргуна Туласынова, Уолана Уйгурова, Лены Соболевой и других писатель отобразил черты характера, присущие лучшей части молодежи — честность, добропорядочность, устремленность к светлому, прекрасному, высокой цели служения народу.

А в образах Мочоева, Чомчоева и других Далан показал типы людей, в характерах которых преобладают такие черты, как эгоизм, карьеризм, подхалимство, интриганство и т.д.

Огромный интерес читателей вызывает образ молодого, подающего большие надежды ученого, страстного поборника правды доктора наук Кынтаярова. Далан политически осмысливал и психологически мотивировал появление людей типа Кынтаярова, выразителей духовных устремлений общества и лучшего интеллигентского сознания. Самые тяжкие и жестокие преследования не могли сломить твердую волю и светлые помыслы Кынтаярова. Он через повседневный упорный труд наставника молодежи и преданность высоким идеалам становится как бы рупором общественного мнения. В его борьбе за правду писатель сконцентрированно показал отголоски больших споров среди якутской интеллигенции вокруг использования фольклора в художественном творчестве и о творческом наследии основоположников якутской литературы А.Е.Кулаковского, А.И.Софронова и Н.Д.Неустроева. Прототипом этого образа видится незабвенный учитель и наставник якутской молодежи, интеллигенции, человек твердой воли и высоких принципов, большой интернационалист-гуманист профессор Г.П.Башарин.

Этот роман увидел свет только в 1991 году. И то — по требованию руководящих органов печати — в сокращенном варианте. Годом раньше вышла из печати II книга романа под названием «Крылатые мечты».

В 1993 году выходит знаменитое произведение Далана — роман «Тыгын Дархан». Далан художественно правдиво воспроизводит в нем времена предводителя саха Тыгына — конец XVI и начало XVII веков. Однако, здесь следует особо подчеркнуть, что это не подлинная историческая правда, а художественная версия, основанная на множестве исторических, этнографических и фольклорных материалов и творческом вымысле самого писателя.

В романе дана широкая и красочная панорама разных сторон национальной жизни, которые помогают полноте отражения характера и социальной сущности изображаемых в нем героев. С этой точки зрения в произведении читатель найдет много интересных и привлекательных образов, таких, как образы Аабый Дархана, Бэт Хара, Лекея, Нюрбачана и др. Через события и судьбы этих и других героев своего романа писатель реалистически, психологически углубленно раскрыл образ легендарного Тыгына Дархана, показал его сложную и противоречивую натуру.

Тыгын Дархан поставил перед собой весьма трудную задачу насильственно объединить все племена и роды той эпохи в один единый Великий Мир и умножить славу уранхаев-саха. Но его мечтам не суждено было сбыться. Метод объединения народов и племен силой оружия в истории человечества редко когда приносил подлинное счастье и процветание как покоренным, так и победителям. Таков главный идейный лейтмотив знаменитого романа Далана «Тыгын Дархан». Эта мысль звучит актуально и в наши дни.

Роман «Тыгын Дархан» — большое эпическое полотно, написанное ярким и сочным языком, выдающееся произведение якутской литературы.

Далан без прикрас рассказывает о трагедии, пережитой земляками-чурапчинцами в годы войны, воспроизводит незабываемые картины студенческой жизни в послевоенной Якутии — как бывший выпускник Якутского пединститута. Живой свидетель, он разоблачал на страницах своих книг сталинские репрессии, искалечившие судьбы миллионов людей. И, наконец, используя богатый исторический и этнографический материал, в своих романах «Сирота» и «Тыгын Дархан» художественно убедительно повествует о жизни родного народа, других народов Севера до вхождения Якутии в состав Российского государства.

Далан — как человек, лично переживший эпоху сталинизма и репрессий — написал документальный роман-эссе «Судьба моя» (1994 г.). В нем писатель с горечью в сердце восстанавливает сложную общественно-политическую жизнь того периода, ту жестокую правду, что окружала его в молодые годы. Как беспристрастный свидетель и очевидец тех лет, Далан художественно правдиво и убедительно показывает нечеловеческое страдание ни в чем не повинных людей, их бессмысленную гибель в застенках НКВД. В повести читатель находит и слезы отчаяния, и едва заметную надежду на лучшее будущее. Далан убедительно раскрывает историческую несостоятельность идеи террора и репрессий, не сломившей волю людей, их тяги к добру и свободомыслию.

Писатель внес большой вклад в развитие якутской литературы. Его произведения отличаются не только новизной тематики, но и высокой художественностью, мастерством и правдивостью. Он первым из якутских писателей художественно правдиво отразил в своем творчестве последствия культа личности и тоталитарного режима. Это требовало от писателя большого гражданского мужества, беспредельной честности в утверждении им правоты общественного сознания, народного сопротивления сталинизму и административно-бюрократическому аппарату. Вот почему столь любимые и читаемые произведения Далана заслуженно получают высокую оценку широкой общественности и литературной критики.

Оставаясь глубоко самобытным писателем, Далан с позиций гуманизма и интернационализма в своих произведениях отражает все основные вехи жизни якутского народа, начиная с времен Тыгына до наших дней.

Писатель-педагог В.С.Яковлев-Далан написал для детей книги «Легенды Белого Севера», «Тэппэй взрослеет», «Белые стерхи Севера» и другие. Он также был составителем хрестоматии «Якутская литература» для Х класса.

Далан известен и как один из лучших публицистов республики. В 1999 году увидел свет его посмертный сборник статей на злободневные темы «Правда жизни».

В период Перестройки и обновления нашего общества Далан выступал за широкие демократические преобразования, за экономический и политический суверенитет республики. Он до конца жизни руководил Комиссией по присуждению Государственной премии РС(Я) имени А.Е.Кулаковского-Ексекюлях Елексея, был членом Общественно-консультативного совета при Президенте Республики Саха (Якутия).

Велики заслуги народного писателя В.С.Яковлева-Далана в становлении жанра исторической прозы в якутской литературе, а также весьма заметен его вклад в многонациональную российскую культуру.


Дора Егоровна Васильева, доктор филологических наук, член Союза писателей России.

Hosted by uCoz