На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

К истории Якутского казачьего полка

В 1991 г. началось возрождение Якутского казачьего полка. Несколько тысяч человек на сегодняшний день считают себя якутскими казаками, а свою организацию — правопреемницей полка, существовавшего с 1701 по 1919 гг. Вместе с гордым именем эти люди взяли на свои плечи и груз трехвековой истории якутского казачества, истории непростой, зачастую противоречивой и практически не изученной.

Совет атаманов Союза казаков России у здания Совета Федерации на Новом Арбате — на съезде славянских народов России, Украины и Беларуси.

Для того, чтобы в целом очертить историю якутского казачества, мы предприняли попытку ее периодизации. Это наиболее, как нам кажется, удобный способ представить такое сложное и долговременное явление в целом.

Первая попытка периодизации истории якутского казачества была предпринята А.С.Чертковым в кандидатской диссертации «Якутское казачество во второй половине XIX — нач. ХХ вв.» (Владивосток, 1990 г.). Мы не во всем согласны с его мнением и предлагаем собственный взгляд на особенности различных этапов истории Якутского казачьего полка. В свете имеющейся (надо сказать, далеко не полной) информации общая картина истории полка выглядит следующим образом:

I период. 30-е годы XVII в. — 1702 г. Это самая романтическая и героическая страница в истории якутского казачества, не лишенная, впрочем, сложных и двусмысленных моментов, что делает ее еще более интересной. Этому времени, которое, в полном согласии с П.Словцовым, можно назвать «масленицею казачьей»,1 посвящено большое количество популярной и научной литературы, имеются публикации источников различного рода.

Основным содержанием этого периода было проникновение русских служилых людей на территорию Якутии, фактическое присоединение к России огромной территории от берегов Лены до побережья Тихого океана.

Кадеты Якутского казачьего полка.

В 1635 г. казаки, служившие в Якутском остроге, получили название «якутских» и это можно считать моментом фактического зарождения казачества Якутии. Грандиозным следствием активного выполнения «государственного заказа» на пушнину стало открытие казаками огромной территории Северо-Восточной Сибири. К этому периоду относятся легендарные имена В.Бугра и Е.Бузы, И.Галкина и П.Бекетова, М.Стадухина и С.Дежнева, Д.Зыряна и Постника Иванова, многих других славных первопроходцев, каждый из которых оставил свой след не только в истории, но и на географической карте края.

Формирование Якутского гарнизона в этот период происходило за счет новоприборных людей различных сословий, прибывших в Сибирь в большинстве своем из городов Русского Севера, а также из центральных губерний России. В Якутск они попадали уже из сибирских городов Тобольска, Енисейска, Мангазеи, Илимска и др.

Формально, после создания в 1638 г. воеводства, казаки должны были подчиняться Якутскому воеводе, фактически оставаясь под началом глав прежних гарнизонов, и потому подчинялись исключительно старшине своего отряда. Твердых размеров жалованья установлено не было, каждый получал денежный и натуральный оклад индивидуально и крайне нерегулярно.

II период. 1702 — 1822 гг. Этот период истории якутского казачества с полным правом может считаться основным.

Именно в эти 120 лет потомки первопроходцев пустили глубокие корни в суровую землю Якутии и она стала для них не второй, а первой и единственной родиной. Именно в этот период складываются особенности хозяйства, быта, культуры, языка, даже антропологического типа якутских казаков. Географические открытия отходят на второй план, большее значение приобретает административная и фискальная деятельность, иногда не без применения военной силы.

Началом нового периода мы считаем официальное формирование Якутского казачьего полка, санкционированное в 1701 г. указом Петра Великого. Первым казачьим головою в Якутии был назначен первооткрыватель Камчатки В.Атласов, и хотя административное подчинение якутского казачества неоднократно изменялось, начало казачьему самоуправлению было положено, полк стал обретать форму и единство.

Круг служебных обязанностей казаков в этот период ничем не был регламентирован, они оставались единственной надежной опорой государственной власти на огромной труднодоступной территории. В течение этого периода принимаются немногочисленные постановления и указы, регулирующие жизнь казаков.

К концу периода резко возрастает удельный вес родственников казаков при пополнении выбылых мест, однако сохраняются еще внешние вливания в виде приписки в казачество сибирских дворян и детей боярских, сибирских рекрутов, ссыльных различных сословий, новокрещенных, но процент их уже довольно мал.

В Саха театре.

Заканчивается этот период в 1822 г., круто изменившем жизнь не только якутских, но и всех казаков Сибири.

К сожалению, освещение второго периода истории якутского казаачества в настоящее время представляет значительную трудность вследствие малого количества имеющихся в литературе данных и опубликованных архивных материалов.

III период. 1822—1913 гг. 22 июля 1822 г. было издано особое «Учреждение для управления Сибирских губерний», а при нем ряд уставов и положений, среди которых — «Устав о Сибирских городовых казаках».2 Этот документ можно считать началом новой эры в жизни якутского казачества. Устав вводил разнообразные правила управления среди казаков, чего не было прежде. Это способствовало упорядочению их службы, регламентации обязанностей. Устав причислял казаков к составу местной полиции, давал некоторые привилегии (в том числе землю). В социальном плане Устав окончательно запретил переход казаков в другие состояния, прекратились верстания и казачество Якутии стало окончательно превращаться в замкнутое сословие. Именно это, вместе с усилением в первые годы ХХ в. полицейских и военных функций, можно считать основным содержанием выделенного периода. Этот период характеризуется также и назреванием определенных противоречий социального и экономического характера, что вызвало в казачьей среде волнения, заставившие власти задуматься.

В 1913 г. был издан «Указ о даровании милостей якутским казакам», в котором самым существенным моментом было разрешение свободного выхода из сословия.

Так закончился «крепостной» период в истории якутского казачества, из которого оно вышло, имея сложные социально-экономические условия и лавры героев Крымской кампании, Русско-турецких и Русско-японских войн.

Сведения о жизни якутских казаков в этот период можно почерпнуть из ряда трудов и публикаций документов, изданных как в дореволюционное, так и в советское время, а также из материалов, хранящихся в Национальном Архиве Республики Саха (Якутия), которые относятся в основном ко второй половине указанного периода.3

Достаточно много источников имеется и о времени с 1913-го по 1920 год — год роспуска полка (в то время казачьего общества) органами революционной власти. Выделить этот промежуток времени в отдельный этап нельзя за недостаточностью оснований, но и включить в предыдущий не представляется возможным. Вероятно, дальнейшие исследования подскажут выход из этой затруднительной ситуации.

Время, прошедшее с 1920-го по 1991 год трудно определить как период в истории казаков Якутии, так как большую часть его казачество оказалось волею судьбы погруженным в небытие. Однако и этот не поддающийся определению промежуток времени оказал на казаков влияние столь сильное, что последствия его будут сказываться еще многие годы.

Вот так, на наш взгляд, выглядит «с высоты птичьего полета» история одного из старейших казачьих подразделений Сибири, не имеющего громкой славы, но внесшего неоценимый вклад в историю и экономику России. Дальнейшее изучение малоизвестных страниц истории Якутского казачьего полка представляет не только теоретический, познавательный интерес, но и отвечает практическим нуждам возрождения якутского казачества и решения вопросов межнациональных отношений в Якутии.

Источники

1. Словцов П.А. Историческое обозрение Сибири, кн. 1, М., 1838, с. 41.

2. СЗРИ, т. 2. СПб. 1903.

3. Матюнин Н. О покорении казаками Якутской области и состоянии Якутского пешего казачьего полка // Памятная книжка Якутской области на 1871 г., СПб, 1871; Казачье население Якутской области. Статистико-экономический очерк канцелярии Якутского областного статистического комитета. СПб, 1909; Петров П.У. О революционных событиях 1905—1907 гг. в Якутии. Якутск, 1955; Макаров Г.Г. Октябрь в Якутии, ч. 1, Якутск. 1979; Чертков А.С. Якутское казачество во второй половине XIX — нач. ХХ вв., Владивосток, 1990 и др.; НА РС(Я) фф. 401, 565, 405, 404, 438.

Екатерина Строгова,
историк, научный сотрудник
ИГИ РС(Я).

Hosted by uCoz