На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Иван СЛЕПЦОВ

«Самобытная, социально ориентированная система...»

Перспективы развития потребительской кооперации

До 1991 года торговым обслуживанием населения занимались Министерство торговли с общим объемом товарооборота (в ценах 1991 г.) 112,8 млн рублей; 12 УРСов различных ведомств с общим объемом розничного товарооборота 1,8 млрд рублей; потребительская корпорация «Холбос» — 1,1 млрд рублей; прочие мелкие специализированные предприятия торговли — 341,7 млн рублей.

Общий объем розничного товарооборота всех торгующих организаций составлял, включая общественное питание, 4,3 млрд рублей.

На сегодня из общего объема розничного товарооборота в сумме более 2,2 млрд рублей на долю государственной и муниципальной торговли приходится около 11,8%, в руках коммерческих, частных и кооперативных структур находится 88,2%. В республике зарегистрировано 4200 предприятий торговли и общественного питания, в том числе с государственной формой собственности — 125, муниципальной — 240.

Для выработки стратегии формирования современной системы управления кооперативным хозяйством, как основы для повышения эффективности хозяйственно-финансовой деятельности в Республике Саха (Якутия) и расширения на этой основе социальной миссии потребительской кооперации, разработана и утверждена Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 28 ноября 2001 г. «Концепция развития потребительской кооперации Республики Саха (Якутия) до 2010 года».

Концепция представляет основные направления развития, перехода организаций системы ЯСПО «Холбос» к стадии устойчивого роста и активной реализации социальной миссии в соответствии с Концепцией развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года и Программой социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2010 года.

В соответствии с указанными документами деятельность потребительской кооперации Республики Саха (Якутия) будет осуществляться по следующим направлениям:

1. Заготовка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции.

Организации потребительской кооперации должны гарантировать приемку всей продукции, произведенной и предлагаемой населением, а также лекарственно-технического сырья, дикорастущих плодов, ягод и грибов, вторичного и кожевенного сырья через магазины потребительской кооперации, в том числе в форме товарообмена.

2. Услуги.

Потребительская кооперация способна полностью охватить сельский рынок платных услуг.

Стратегия развития услуг для сельского населения силами и средствами потребительской кооперации заключается в формировании новой отрасли. Услуги становятся перспективной и экономически выгодной отраслью деятельности. Повышенный спрос на услуги обеспечит приоритетное развитие этой сферы и приток дополнительной рабочей силы в систему. Сфера услуг является наиболее привлекательным видом деятельности. В сферу услуг возможно привлечение молодежи, пенсионеров, инвалидов и других категорий из числа незанятого населения на неполный рабочий день.

3. Сельская промышленность.

В соответствии с «Концепцией развития сельской промышленности Республики Саха (Якутия) в первой четверти XXI века» в потребительской кооперации Якутии дальнейшее развитие должна получить сельская промышленность.

В каждом улусе предполагается формирование производственного комплекса, включающего выпечку хлеба и хлебобулочных изделий, производство макаронной продукции, колбас и колбасных изделий, безалкогольных напитков. Потребительская кооперация имеет перспективы в производстве консервов, в том числе овощных, переработке дикорастущей продукции, молока, рыбы.

Коэффициент использования производственных мощностей должен возрасти как минимум в 2-3 раза.

Необходимо повсеместно организовывать малые и сверхмалые производства по переработке сельхозпродукции, установить для этой цели зернодробилки, мельницы, сепараторы, маслобойки, мини-пекарни.

Для потребительской кооперации Республики Саха (Якутия) перспективно развитие народных промыслов. Работу необходимо организовать так, чтобы полностью удовлетворить потребность местного населения в таких несложных изделиях, как корзины, туески, вешалки, разделочные доски, скалки, ручки для садово-огородного инвентаря, кухонная и дачная мебель, метлы, веники. Особое внимание необходимо уделить возрождению и развитию художественных и национальных промыслов, изготовлению товаров из кости, меха, камня, кожи, дерева и т.д., имеющих прикладную и художественную ценность.

Для активизации этой работы следует повсеместно организовывать выставки-ярмарки изделий народных промыслов.

4. Кредитно-страховая деятельность.

Планируется создать кооперативный банк, страховую компанию, увеличить количество кредитных потребительских кооперативов. Потребительским обществам необходимо развернуть работу по привлечению заемных средств у населения.

5. Оптовая и розничная торговля.

В развитии местных региональных рынков особая роль отводится оптовой торговле потребительской кооперации.

Для развития местных рынков необходимы современные подходы к поиску и отбору поставщиков.

Оптовые организации должны осваивать рынок малой и сверхмалой техники для домашнего хозяйства, маломасштабного производства, организовывать выставки малой и сверхмалой техники (сепараторы, сушилки для грибов, ягод, прессы малой мощности, хлебопечки на инфракрасном излучении, малая сельскохозяйственная техника и т.д.).

Удовлетворяя в основном спрос сельских жителей, розничные торговые предприятия непосредственно влияют на состояние этих рынков.

Основными направлениями развития розничной торговли являются:

— охват товарооборотом не менее 50% денежных доходов сельского населения, направленных на покупку товаров;

— формирование спроса на продукцию собственного производства и увеличение ее доли в розничном товарообороте до 50%;

— внедрение электронной торговли, рекламной деятельности через Интернет, системы электронного учета покупок пайщиками и расчета бонусов;

— расконсервация и включение в активную деятельность закрытых предприятий розничной торговли;

— эффективное использование имеющихся площадей предприятий розничной торговли путем преобразования их в «магазины — приемозаготовительные пункты», занимающиеся наряду с торговлей продовольственными и промышленными товарами продажей лекарственных средств, приемом заказов на бытовые услуги, закупкой у населения сельскохозяйственной продукции, лекарственно-технического сырья, дикорастущих плодов, ягод, грибов, вторичного и кожевенного сырья, изделий народных промыслов;

— улучшение торгового обслуживания населения путем организации торговли по образцам, предварительным заказам с доставкой на дом;

— расширение товарного ассортимента;

— увеличение объема розничной торговли потребительской кооперации на городских рынках, учитывая конъюнктуру на которых, необходимо активно формировать спрос на собственную продукцию, используя современные средства коммуникации.

Новая миссия магазинов потребительской кооперации: магазин-приемозаготовительный пункт. В решении задач, стоящих перед потребительскими обществами, концепция предусматривает повышение роли основного звена потребительского общества — магазина — как форпоста новой культуры: потребления, обслуживания, поведения. Магазин становится центром организации и проведения работы по всем направлениям деятельности потребительской кооперации: торговой, заготовительной, информационной, консультационной, организационно-массовой, сервисной.

Короткое якутское лето и долгая зима, распутица налагают отпечаток на торговую деятельность предприятий. Покупательская способность сельского населения напрямую связана с природно-климатическими условиями...

6. Общественное питание.

Общественное питание имеет значительные возможности на внутреннем рынке. Предусматривается опережающая динамика оборота общественного питания по сравнению с оборотом розничной торговли. Это станет возможным благодаря расширению ассортимента и повышению качества продукции и услуг, реконструкции и перепрофилированию действующих предприятий, усилению их социальной направленности.

Одно из важнейших стратегических направлений деятельности предприятий питания — увеличение выпуска продукции собственного производства и реализация ее в розничной торговой сети потребительских обществ (союзов), что позволяет эффективнее использовать производственные мощности, полнее удовлетворить спрос сельского населения. Следует открывать в кооперативных магазинах отделы (филиалы) полуфабрикатов, кондитерских изделий.

Стратегическое направление развития массового питания — выпуск продукции для детей и молодежи. Удовлетворению потребностей современной молодежи способствует открытие вечерних клубов, баров, дискотек, предприятий быстрого обслуживания.

Усиление социальной деятельности — одно из приоритетных направлений развития предприятий массового питания. Потребительская кооперация — организация, которая должна развивать сеть столовых, буфетов в учебных заведениях.

Целесообразно обратить внимание на предприятия общественного питания. Известно, что кризис экономики затронул все сферы нашей жизни и не обошел и этот вид деятельности. Для того, чтобы создать хотя бы небольшой товарооборот, сохранить и удержать скудный запас денежных средств регионов, необходимо дать возможность развиваться общественному питанию.

При наличии действенных нормативных актов по поддержке этого вида деятельности, так или иначе связанной с торговлей, развитие сети общественного питания (создание кафе, бистро, ресторанов) привело бы к решению небольшой части проблемы, связанной с отсутствием денежных средств.

Во-первых, местные производители и местное население могли бы предложить свою сельскохозяйственную продукцию предприятиям общественного питания;

во-вторых, население, в свою очередь, пользовалось бы услугами кафе, баров, бистро и ресторанов, оставляя там свои наличные деньги, которые шли бы на закуп местной сельскохозяйственной продукции;

в-третьих, с открытием предприятий общественного питания могли бы появиться дополнительные рабочие места.

Несмотря на суровые климатические условия, на территории республики выращиваются не только картофель, огурцы и томаты, но и баклажаны, тыква, кукуруза, репчатый лук и чеснок.

В целом мы имеем возможность частично обеспечить население мясомолочными продуктами, первоклассной рыбой, картошкой, овощными и зерновыми культурами, в свое время здесь выращивали даже сахарную свеклу. Растет пшеница, овес, рожь и другие зерновые культуры. Для полного обеспечения республики продуктами первой необходимости нужна Правительственная программа, которая защитит права и интересы предприятий, занятых торговлей и общественным питанием, в том числе потребительской кооперации, и тем самым создаст условия для их развития.

7. Лизинг.

Лизинговая поставка техники и оборудования по переработке и производству продукции.

8. Строительство.

Потребительские общества будут строить объекты для обеспечения своей деятельности, также выполнять подрядные работы на основе заключаемых договоров.

9. Образовательная деятельность.

В перспективе потребительская кооперация на базе Якутского филиала Сибирского университета потребительской кооперации должна открыть Торгово-экономический институт с очно-заочной формой обучения. Система непрерывного образования, включающая колледж, институт, курсы повышения квалификации, будет постоянно совершенствоваться. Наряду с курсами и семинарами должна использоваться учеба в университетах, аспирантуре и докторантуре.

Необходимость кадров в учебе объясняется тем, что при рыночной экономике ситуация меняется быстро, появляются все новые проблемы, которые предстоит решать работникам потребительской кооперации. Учеба должна охватывать не только руководителей, но и рядовых работников.

Эффективной формой может быть учеба в передовых предприятиях и организациях потребительской кооперации и других систем, для чего планируется создать сеть базовых предприятий с целью освоения новых технологий для дальнейшего внедрения в остальных предприятиях.

10. Внешнеэкономическая деятельность.

Потребительская кооперация в будущем должна выйти со своей продукцией на рынки других регионов России, ближнего и дальнего зарубежья (в страны Азиатско-Тихоокеанского региона). Здесь наиболее востребованными будут экологически чистые продукты питания, продукция лесопереработки, лекарственные растения.

В наиболее полной степени комплексность интеграционных процессов реализуется при создании улусных и окружных территориальных систем по заготовке, переработке, производству, хранению и реализации различных видов продукции за счет организационного и финансового объединения с потребительской кооперацией. В этом случае на договорной основе с созданием необходимой управленческой и производственно-сбытовой инфраструктуры формируется объединение всех заинтересованных организаций и физических лиц. Целью такого объединения является всемерное развитие экономики. Потребительская кооперация может представлять интересы не только пайщиков, но и других жителей республики.

Следует обратить особое внимание на лицензионную деятельность торговых предприятий. Поступление в бюджет денежных средств пополняется и за счет лицензионного сбора. В настоящее время образовалось много контролирующих органов и инспекций, которые выдают лицензию и контролируют лицензионную деятельность. Некоторые из них функционируют в качестве карательного органа торговых предприятий. Необходимо упорядочить и пересмотреть деятельность этих предприятий. Контроль необходим, но все должно быть на цивилизованном уровне. Также необходимо изучить опыт предприятий зарубежных стран, регионов страны, занятых в сфере торговли, общественного питания и услуг по организации деятельности торговых предприятий потребительской кооперации, перенять их опыт, использовать с учетом местных условий.

Реализация Концепции позволит потребительской кооперации повысить эффективность социально-экономической деятельности и занять в экономике Республики Саха (Якутия) место, соответствующее ее потенциалу.

В части обсуждения названной выше Концепции можно предложить следующие рекомендации.

В области реализации социальной миссии потребительской кооперации и повышения эффективности хозяйствования:

1) направить усилия кооперативных организаций:

— на обеспечение неукоснительной реализации программы развития и совершенствования;

— на реализацию социальной миссии потребительской кооперации (одно из главных стратегических направлений ее деятельности) — на борьбу с бедностью и решение проблемы занятости населения за счет расширения многогранной деятельности потребительской кооперации;

2) активизировать с учетом накопленного опыта работу по открытию новых рабочих мест, заключать договоры с территориальными органами социальной защиты, располагающими для этих целей соответствующими средствами;

3) считать магазин-заготовительный пункт центром кооперативного участка, основным звеном в реализации хозяйственных и социальных задач, стоящих перед каждой кооперативной организацией, расширять с учетом местных условий и требований XXI века функции потребительского общества и магазина, осваивать и внедрять новые виды услуг;

4) иметь в каждом магазине, приемозаготовительном пункте, центре кооперативного участка книгу данных о подворьях населения, содержащую сведения о владельцах подворий, площади земельного участка и поголовье животных, возможных объемах реализации продукции животноводства и растениеводства, лекарственно-технической и кожевенной продукции, суммах предоставляемых заемных средств. Кроме того, вести журнал по учету заявок населения на оказание бытовых услуг, доставку товаров на дом и журнал учета покупок. Разработать типовую книгу учета данных о хозяйствах населения;

5) заключать с сельскими производителями долгосрочные договоры на продажу сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий народных промыслов, на предоставление разного рода услуг, взаимодействовать по другим направлениям их жизнедеятельности;

6) учитывая важную роль магазинов в осуществлении хозяйственных и социальных задач, замещать должности заведующих магазинами специалистами широкого профиля, умеющими работать с населением и проводить идеи кооперации в жизнь. Заведующий магазином должен стать основной фигурой в управленческой структуре, для чего необходимо систематически проводить учебу завмагов, приглашать их на заседания совета и правления потребительского общества, привлекать к разработке системы оплаты труда продавцов. С целью повышения профессионального уровня заведующих магазинами и продавцов, освоения ими новых форм работы, обмена опытом периодически проводить для этой категории работников на уровне улусов, районов и областей слеты, встречи, совещания, семинары, конкурсы на лучшего по профессии;

7) установить зависимость оплаты труда заведующих магазинами и продавцов от объемов торговой, закупочной деятельности, рентабельности работы, для чего вести в каждом магазине учет полученных доходов и произведенных расходов, использовать различные формы материального стимулирования за работу по привлечению заемных средств населения, приему заявок на оказание бытовых услуг, доставку товаров, информированию пайщиков, привлечению в кооперативы новых членов и т.д.;

8) обеспечить эффективное использование площадей магазинов, считать недопустимым сдачу магазинов и других производственных объектов потребкооперации в аренду, что ведет к появлению новых конкурентов, подрыву хозяйственно-финансовой деятельности и престижности потребкооперации;

9) навести порядок в паевых взносах, исходя из того, что размер паевого взноса должен быть доступным для каждого пайщика и любого гражданина, желающего стать членом потребительского общества. При этом следует учитывать, что паевой фонд составляет незначительную часть средств кооперативной организации, а паевой взнос выступает одной из форм, но не главной, экономического участия пайщиков в деятельности организации;

10) расширять и укреплять взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Добиваться включения вопросов потребительской кооперации в региональные программы развития села;

11) внедрять замкнутый цикл деятельности кооперативных организаций: производить сельскохозяйственную продукцию (переработка-реализация), обеспечивая при этом высокое качество и сохранение потребительских свойств производимого товара.

В наиболее полной степени комплексность интеграционных процессов реализуется при создании улусных и окружных территориальных систем по заготовке, переработке, производству, хранению и реализации различных видов продукции за счет организационного и финансового объединения с потребительской кооперацией.

В области совершенствования управления в потребительской кооперации:

Необходимо определить в потребительских обществах штатные должности специалистов, ответственных за решение вопросов, связанных с реализацией социальной защиты населения;

добиваться строгого соблюдения исполнительской дисциплины при реализации решений органов управления потребительских обществ и их союзов задач;

для принятия грамотных, экономически обоснованных управленческих решений поднять уровень аналитической работы, потребовать от специалистов экономических, финансовых, бухгалтерских служб проведения глубокого и всестороннего анализа деятельности организаций с учетом социальной миссии;

При подборе кадров руководителей исходить из того, что от руководителя XXI века требуются высокий профессионализм и организаторские способности, умение создать команду единомышленников, преданных кооперативной идее и способных эффективно использовать потенциал кооперации в интересах пайщиков, создать резерв кадров на замещение должностей руководителей и специалистов;

Обеспечение неукоснительного выполнение требований Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» о развитии демократии в управлении возможно лишь при широком вовлечении в управленческие и контрольные процессы пайщиков.

Указом Президента Республики Саха (Якутия) «О дальнейшем развитии системы потребительской кооперации и повышении ее социальной роли в преобразовании села в первой четверти XXI века» на потребительскую кооперацию возложена приоритетная роль в кооперативном движении региона на основе усиления ее социальной ориентированности. Возникла необходимость предвидения основных результатов социально-экономической деятельности системы.

По нашему мнению, выполнение этих рекомендаций позволит повысить эффективность деятельности потребительской кооперации, максимально реализовать ее преимущества в конкурентной среде, обеспечить неукоснительное осуществление социальной миссии в интересах пайщиков и сельского населения.

И тогда потребительская кооперация Республики Саха (Якутия) вступит в стадию стабилизации. Будет являться важнейшим компонентом экономики, сохранится и разовьется как лидер кооперативного движения, как самобытная, социально ориентированная система, форма самоорганизации населения, органическое звено социальной экономики Республики Саха (Якутия).


Иван Иванович Слепцов, соискатель Российской академии государственной службы.

Яндекс.Реклама
Hosted by uCoz